Урокистории в 9 классе по теме: «Внутренняя политика Александра III».
Цель урока: сформироватьу учащихся представление о характере внутренней политике Александра III ипонять, чем это было обусловлено.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Назовите события по датам:
1861 г., 19 февраля – Отмена крепостногоправа;
1864 г. – Земская реформа;
1874 г. – Военная реформа;
1 марта 1881 г – смерть Александра II
Назовите годы правления
Александра I (1801-1825) Николая I(1825-1855) Александра II (1855-1881)
3.Актуализация новых знаний.
17 октября 1888 года, во время возвращения с Крыма,императорский поезд сошёл с рельс. Произошло знаменитое крушение императорскогопоезда. Крыша вагона, в котором находилась семья Александра III, началапроваливаться. Император, обладавший необычайной физической силой, принял насвои плечи падающую крышу и держал её до тех пор, пока его жена и дети невыбрались живыми и невредимыми из-под обломков.
В ходе урока вы узнаете о начале правления Александра III, укреплениигосударственной власти, политике в области просвещения и цензуры, рабочемзаконодательстве.
4.Изучениенового материала.
2 марта 1881 года на российский престол вступил Александр III. На начальном этапе его внутреннюю политику определяло потрясение,вызванное убийством Александра II.
Общую панику подогревали действиянародовольцев. Лев Тихомиров передал императору послание с требованием созватьУчредительное собрание. Если это не будет сделано, он обещал, что «Народнаяволя» продолжит террор.
Александр III не пошёл ни на какиесоглашения. В апреле 1881 года он издал манифест «О незыблемости самодержавия».Своей главной задачей император видел укрепление самодержавной власти.Лорис-Меликов, выступавший за ограничение царской власти, подал в отставкусразу после выхода манифеста.
Александр III отличался настойчивостью и последовательностью своих действий. Он верил, чтосамодержавие – единственно возможная в России форма власти. Александр III виделсвою опору в поместном дворянстве.
Император хотел нормализовать положение встране посредством укрепления государственной власти и позиций дворянства.
Александр III считал, что Крестьянская реформа 1861 года ослабила помещиков. После Земскойи Судебной реформ уменьшилась власть чиновников. Поэтому Александр III решилбороться с последствиями либеральных реформ отца.
При Александре III были предпринятыконсервативные меры, которые практически перечеркнули реформы 60–70-х годовXIX века. Политику Александра III называют контрреформами.
Проводником новой политики стал министрвнутренних дел Дмитрий Андреевич Толстой, имевшийрепутацию убеждённого реакционера. Законы, появившиеся при его участии, былинаправлены на расширение влияния чиновников и возвышение дворянства.
Большое влияние на Александра IIIоказывал обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев. Он выступалза усиление религиозных начал в школах и воспитание преданных императору людей.Победоносцев активно боролся со сторонниками демократических преобразований.
Важную роль стал играть Михаил Катков,издатель «Русского вестника», который был одним извдохновителей реформ.
В августе 1881 года было утверждено«Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественногоспокойствия». Теперь правительство могло ввести чрезвычайное положение в любойиз губерний. Это позволяло расширить полномочия губернаторов иградоначальников.
При чрезвычайном положении вводились особыепостановления. Они разрешали местной администрации штрафовать или подвергатьтрёхмесячному аресту любого, кого посчитают нужным.
Также местной власти давалось право запретанародных собраний; приостановки работы земств; закрытия торговых заведений.Сделать это можно было при малейшем подозрении угрозы государственнойбезопасности.
«Положение о мерах к охранениюгосударственного порядка и общественного спокойствия» вводилось на полторагода, однако возобновить его действие не составляло труда.
Также происходило укрепление позицийпомещиков. Была проведена Земская контрреформа.
В 1889 году во главе земских участковпоставили земских начальников. Их из числа помещиков назначал лично министрвнутренних дел.
Земский начальник следил за порядком;собирал подати; обеспечивал исполнение воинской повинности; мог штрафовать иподвергать аресту крестьян.
Таким образом было ликвидировано одно изважных последствий Крестьянской реформы – потеря помещиками власти надкрестьянами. Теперь она была частично восстановлена.
В 1890 году провели Земскую реформу. Её целью было подчинение дворянам земского самоуправления.
Изменили систему выборов. Имущественный ценз для землевладельческой курии снизили в два раза. Адля городской курии его увеличили. Это привело к тому, что помещики получиличисленное превосходство в земствах.
Крестьяне вовсе потеряли право выбора.Теперь решение по кандидатам принимал губернатор.
Помогаяпоместному дворянству, правительство оказалось в сложной ситуации. Помещики,которые смогли модернизировать своё хозяйство, зачастую проникалисьлиберальными идеями и высказывались против императора.
Власть поддерживали помещики, которые велихозяйство старыми методами. Они не выдерживали конкуренции с передовыми хозяйствамии теряли своё положение на местах.
Правительство оказывало помещикам материальнуюподдержку.
В 1885 году учредили Дворянский банк. Он давал ссуды на льготныхусловиях под залог поместий.
В сфере образования главной задачей былосделать его недоступным для простых людей и установить над ним жёсткийконтроль.
В 1884 году появился новый Университетскийустав. Он был абсолютно противоположен Уставу 1863года:
Ликвидировалась университетская автономия;
Должности ректора, деканов и профессоровперестали быть выборными;
Полновластным хозяином университета становилсяпопечитель учебного округа;
Под запретом оказались любые студенческиеобъединения.
В 1886 году закрыли Высшие женские курсы.
Министр народного просвещения Иван Давыдович Делянов в 1887 году издалциркуляр о кухаркиных детях. Запрещалось принимать в гимназии «детейкучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».
В области начального образованияпроисходило расширение сети церковно-приходских школ. Победоносцев приказал открыватьтакие школы в каждом церковном приходе. Но приходские священники не были готовык учительской деятельности. К тому же они не хотели этим заниматься, так какбыли заняты своими основными делами.
Особое внимание уделялось цензуре. В 1882году ужесточили цензурные требования. Редакторы печатных изданий должныбыли сообщать имена авторов, которые писали под псевдонимами.
Усилилась карательная функция цензуры: за публикацию материалов, неугодных властям, периодическое изданиемогло быть закрыто. В 1883–1884 годах под запретом оказались журналы «Дело» и«Отечественные записки», а также газеты «Земство», «Голос» и другие.
Александр III выступить попечителем своих подданных. Были предприняты меры пооблегчению положения крестьян.
В декабре 1881 года появился закон опрекращении временнообязанного состояния. Снизили выкупные платежи.
Министр финансов Николай Христианович Бунгестал инициатором отмены подушной подати. Она была заменена налогом с доходов икосвенным налогом.
В 1882 году начал работать Крестьянскийбанк. Он давал крестьянам ссуды на приобретение земли. Но процент был оченьвысоким, поэтому не все могли себе позволить взять ссуду.
Крестьян переселяли на свободные земли.Переселенцам предоставляли различные льготы.
Одновременно с этим оказывалась поддержкаобщине, что лишало крестьян возможности распоряжаться землёй.
Наиболее заметным попечительствоАлександра III было по отношению к рабочим. Ввели рабочее законодательство,которое давало возможность правительству вмешиваться в дела между работниками ипредпринимателями.
В 1882 году запретили использовать напроизводстве труд детей младше двенадцати лет.
Детям от двенадцати до пятнадцати лет ограничилирабочий день 8 часами. Им нельзя было работать ночью ив выходные дни.
Контролем исполнения рабочегозаконодательства занималась фабричная инспекция.
В 1886 году установили фиксированные нормыштрафов. Они поступали в специальный фонд, из которого платили пособия рабочимв случае травмирования на производстве.
У рабочих появились расчётные книжки, кудазаписывались условия найма на работу.
В 1897 году законодательно закрепиликоличество рабочих и праздничных дней в году. Такжебыла определена максимальная длительность рабочего дня, которая составилаодиннадцать с половиной часов.
5.Закреплениеизученного.
2 марта 1881 года на российский престолвступил Александр III.
Курс Александра III получил название «политикиконтрреформ», так как был направлен на нейтрализацию реформ 1860–1870-х годов.
В августе 1881 года Александр III подписал«Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественногоспокойствия»
В 1890 году провели Земскую реформу, цельюкоторой было подчинение дворянам земского самоуправления.
Был установлен жёсткий контроль надобразованием и усилена цензура.
При Александре III в России появилось рабочеезаконодательство.
6.Итог урока. Рефлексия.
Сегодня я узнал…
меня удивило…
было трудно…
мне захотелось…
7.Домашнее задание: §26-27, ответить на вопросы 1-3 с.9 и 1 с.20