Сразу после октябрьского переворота для управления духовной жизнью общества был создан наркомат просвещения во главе с Анатолием Васильевичем Луначарским. Это ведомство осуществляло контроль над образованием, политическим просвещением, театрами, библиотеками, искусством, и т.д. Через эту централизацию большевики пытались «воспитать» нового человека в духе марксизма. С другой стороны, беднейшие слои населения получили доступ к культурным ценностям. Русская интеллигенция раскололась на три ветви: одни активно не принимали большевизм, другие были его сторонниками, третьи заняли нейтральную позицию. С 1918 года большевики начали активно привлекать старую интеллигенцию к работе на новую власть.
С 1922 года большевизм начал борьбу со всеми небольшевистскими течениями. Были закрыты газеты других партий, ограничен доступ к образованию выходцев из непролетарских сословий, начались гонения на религию. С 1922 года все печатные издания стали подвергаться цензуре. В августе 1922 года около 160 ведущих профессоров были высланы из СССР.
|
|
В 1919 году был принят декрет о ликвидации безграмотности. С этой целью создавались ликбезы, где учили читать и писать. В школах большое значение придавалось изучению марксизма. Преподавание истории до конца 20-х годов было запрещено.
Литературно-художественная жизнь начала 20-х годов отличалась большим количеством творческих течений. К концу 20-х годов все писатели, художники и музыканты были объединены в профессиональные союзы. Через эти союзы они получали зарплату и должны были прославлять советскую власть. Исключение из союза означало голодную смерть. Неугодных деятелей травили через газеты, запрещали издавать свои произведения, устраивать выставки.
Несмотря на идеологическое давление, в 20-е годы был снят фильм «Броненосец Потемкин» (реж. С. Эйзенштейн), началось творчество М. Булгакова.
В 30-е годы началось коренное искоренение старой интеллигенции, которые слабо критиковали большевизм за его экономическую и идеологическую деятельность. Их увольняли с рабочих мест и ссылали в лагеря. Из библиотек изымались книги дореволюционных изданий, разрушались храмы. Официальным историком стал М. Покровский.
С 1930 года было введено всеобщее обязательное начальное образование. К 1939 году 89% населения страны умело читать и писать.
Большими тиражами публиковались произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого, А. Горького. Появились первые звуковые фильмы: «Чапаев» (реж. Братья Васильевы). В театре работали режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Ведущими композиторами были Шестакович и Прокофьев, скульпторами – В. Мухина.
|
|
Заметные успехи были достигнуты в области ядерной физики, реактивного движения, математики, биологии.
Форсированная индустриализация страны, ее цена.
1925- XIV съезд ВКПб (принято решение об индустриализации)
Индустриализация была необходима для страны:1)главным образом это было необходимо, чтобы обеспечить обороноспособность СССР во «враждебном капиталистическом окружении» .2)необходимо было обеспечить экономическую независимость СССР, развивать тяжелую и оборонную промышленность, преодолеть отставание от стран Запада.
Особенности экономической политики:1)Сверхцентрализация всей экономической жизни страны.2)ликвидация трестов, частного сектора экономики, иных атрибутов НЭПа.3)создание мощной и разветвленной администрантивно-крмандной системы.4)прекращение госплана.5)превращение партии ВКПб в административный орган управления экономикой,в главную несущую конструкцию всей административно-командной системы.
1. Первая пятилетка 1928-1932
- построено более 1500 пром. предприятий
- строительство электростанций, жд, каналов (Днепрогэс, Беломоробалтийский канал) и иные объекты инфраструктуры
1929 – введение карточной системы на продукты питания
1930 – создание ГУЛАГа
2.Вторая пятилетка 1933-1937
Главная задача – достижение максимально эффективного труда на вновь построенных предприятих (путем применения не экономических методов стимулирования)
1933 – ведение уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции, за опоздание на работу
1935 – возникновение Стахановского движения (массовое движение новаторов социалистического производства в СССР — передовых рабочих, колхозников, инженерно-технических работников за повышение производительности труда на базе освоения новой техники)
3.Третья пятилетка 1938-1941
- строительство военных предприятий самого различного профиля
- налажен выпуск военных самолетов, танков и иных видов вооружений
Итоги индустриализации: 1)СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства .2)сократился разрыв между СССР и западными странами по показателю промышленного производства на душу населения .3)были построены десятки крупных промышленных предприятий, такие как: Днепрогэс, Кузнецкий металлургический комбинат, Сталинградский, Челябинский, тракторные заводы и др. .4)появились новые отрасли промышленности .5)исчезла безработица .6)СССР стал одной из немногихстран, которые способны были производить все виды современной промышленной продукции.
За индустриализацию страны пришлось заплатить большую цену: 1)намеченные темпы роста достигнуты не были, более того, сложилась тенденция к их постоянному падению .2)была разорена деревня .3)значительно упал жизненный уровень населения .4)в возрастающих масштабах начал использоваться бесплатный труд заключенных.