Лекция29
С.А.Есенин. Тема родины и природы в лирике
Планзанятия
1.Вступительное слово преподавателя
2.Вводно-ориентировочная беседа
3.Литературная визитка
4.Слово о поэте (лекция)
5.Аналитическая работа с текстом
6.Слушание романса на стихи С.А. Есенина
7.Лекция (продолжение)
8.Работа в группах
9.Рефлексия
10.Вывод
1. — Начало XX в. в русской литературе было ознаменовано появлением целойплеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Однако в историюискусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либоопределённой школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь — СергейАлександрович Есенин, чьё творчество стоит особняком в пёстром и многообразноммире поэзии начала века.
Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образажизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительностиобусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Тем не менеене так просто разобраться в его творческом пути, в своеобразии художественнойсистемы, в творческих связях, причинах разноречивого восприятия есенинскихстихов его современниками, и главное — в истоках его таланта.
Так, до конца дней оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы», он не хотелназываться крестьянским поэтом. Подписывая декларацию имажинистов, он тоже нечувствовал себя связанным их программой. Творческий путь С. А. Есенинаохватывает полтора десятилетия. Однако он необычайно насыщен художественнымипоисками, экспериментами.
2. Вводно-ориентировочная беседа
• Как вы относитесь к поэзии Сергея Есенина?
• Какие стихотворения и поэмы его нравятся вам больше всего?
• Можете ли что-нибудь сказать о роли С. А. Есенина в развитии русской поэзии?
3. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве С. А. Есенина
(см. домашнее задание предыдущего урока)
Учащиеся составляют хронологическую таблицу.
4. Объяснениеучителя (лекция)
— Детство и юность поэта прошли в селе Константинове, на берегу Оки, вкрестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина закономерно становитсяописание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких сдетства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет,видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.
Всего 20 лет было Есенину, когда появилась первая книга его стихов. Сборник«Радуница» вышел в ноябре 1915 г. с датой на обложке — 1916. Значительная частьсборника — это стихи, «идущие от жизни», от знания крестьянского быта. Главноеместо в них занимает реалистическое изображение деревенской жизни. Наиболеехарактерное из них — стихотворение «В хате»:
Пахнет рыхлыми драчонами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и дляпоследующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий,радостный, новаторский характер, что придаёт стихам особую трогательность ивыразительность. Родная природа для поэта — вечный источник восхищения ивдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятиистановится волшебным, сказочным, манящим («Берёза», «Пороша»). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенинотносится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева,заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стиховЕсенина посвящено именно животным («Коровка», «Лисица», «Сукин сын»).
Юношеское восприятие жизни у поэта — светлое, радостное; в ранних стихахпоявляется и тема любви («Выткался на озере алый цвет зари…»), воспринимаемая стой же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период —какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная — не девушка,а видение, символ: лирический герой описывает в основном не её, а свои чувстваи переживания, причём по-юношески романтично и трогательно:
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина ещё однойвесьма заметной особенностью — любовью ко всему живому. В стихах Есенинаживотные наделены человеческими чувствами. Они как бы «родня» человека: «Изверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове»,— писал Есенин.
С необычайной любовью и жалостью писал он о животных. Его «Песнь о собаке»,которую он читал Горькому, глубоко тронула писателя. В очерке «Сергей Есенин»Горький вспоминал: «Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русскойлитературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных». Об этомможно судить и по стихотворению «Корова»:
…Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О белоногом телке.
Это стихи человека, любящего всё живое, смотрящего на мир как на единое целое.В таком взгляде были отголоски очень древнего представления о человеке иприроде, надолго удержавшегося в сознании крестьянства.
Эти традиционные представления оказались непреходящими по своей этическойзначимости. Таковы наиболее характерные мотивы раннего творчества Есенина,прозвучавшие в его первом сборнике «Радуница» и других стихотворениях 1910-хгг. Многие из них получат своё дальнейшее развитие в последующем творчествепоэта.
Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны,неразделимы. Всё многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки,стихи о животных, бытовые сцены) перерастают в одну, глобальную, важную дляпонимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в еёосмыслении поэтом стало стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…». Поэтпризнаётся в любви Родине и фактически ставит её выше рая, выше небесной жизни:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
5. Аналитическая работа с текстом стихотворения«Гой ты, Русь, моя родная…»
А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Анализ стихотворения по предложенной учителем схеме
(работа в группах с раздаточным материалом)
У ч и т е л ь.
Анализ лирического текста, и написание сочинения требуют от учащегося владенияопределёнными навыками. Как правило, для этого необходимо усвоить схему анализалирического текста.
Схема анализа стихотворения
Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любогопункта плана: подсказку надо искать в самом стихотворении.
1. Историко-биографический материал
2. Место стихотворения в творчестве поэта
3. Ведущая тема
4. Лирический сюжет
5. Проблемы
6. Композиция
7. Лирический герой
8. Преобладающее настроение, его изменение
9. Жанр
10. Строфа
11. Основные образы
12. Лексика
13. Изобразительные средства иносказания
14. Поэтический синтаксис
15. Звукопись
16. Размер
17. Ритм и рифма. Способы рифмовки
6. Аналитическая работас текстом стихотворения«Письмо матери»
А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Слушание сообщения об истории создания стихотворения
В) Аналитическая беседа
• Это стихотворение — одно из самых любимых у С. А. Есенина. О чём оно? Как выпоняли его смысл?
• На какие смысловые части можно разделить стихотворение? О чём говорится вкаждой из частей?
• Рассмотрите стихотворение с точки зрения его композиции. Каково в нейназначение любимого есенинского кольцевого оформления?
• Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении?
• В стихотворении «Письмо к матери» есть автобиографические мотивы. Какиеименно?
• Почему они не мешают провозглашению общечеловеческих ценностей?
6. «Под сенью дружных муз…»:слушание аудиозаписи романса
В. Н. Липатова «Письмо матери»
Одно из самых любимых стихотворений Сергея Есенина — «Письмо матери» —стало и всенародно любимым романсом.
Кто же положил на музыку «Письмо матери»? В те годы, когда поэт навещалКонстантиново, неподалёку жил и работал в деревенском клубе Василий Липатов.Был он красный командир, в Гражданскую войну командовал кавалерийским взводом,а теперь собирался на ученье в Петроград, решив стать музыкантом. ВПетроградской консерватории его заметил ректор Александр КонстантиновичГлазунов. Липатов учился игре на фортепиано и композиции. Вскоре он был ужехорошим пианистом.
Случай сделал его знаменитым композитором. Прочитав стихотворение С. А. Есенина«Письмо матери», Липатов за один день сочинил песню. Она распространилась с невероятнойскоростью: без радио через несколько дней её уже знали и в Москве, и в Рязани.Слышал её и сам Есенин.
Его сестра Александра вспоминала, как вечерами гуляли они с братом вдоль Оки ипели «Письмо матери». Одобрил песню и Глазунов. «Я бы мог подписаться под этоймелодией»,— сказал маститый композитор. Однако судьба и песни, и автора музыкисложилась нелегко.
В. П. Соловьёв-Седой вспоминал: «“Письмо матери” подхватили десятки, сотни,тысячи исполнителей и ансамблей. В короткий срок она облетела все города ивеси, и не было в нашей стране такого концерта, такого ресторана, бара, кафе,где не исполнялась бы песня Липатова. В один прекрасный день Василий НиколаевичЛипатов стал знаменит, популярен, любим…»
7. Лекция (продолжение) О Русь — малиновое поле, Боли и невзгоды крестьянской Руси, её радости и надежды — всё это отобразилось в поэзии Сергея Есенина. «Моя лирика,— не без гордости говорил Есенин,— жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве». Это Есениным сказано: «Нет поэта без Родины». Для неё он берёг самые заветные эпитеты, самые неожиданные метафоры, самые смелые олицетворения. Есенин — истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина — рязанская земля — вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспел в своих стихах. Перелистывая томик Есенина, убеждаешься вновь и вновь: каждая строчка его стихов — это признание в любви родным полям, берёзкам, перелескам. Отними у Есенина эту любовь — и он погибнет, ведь поэт живёт и дышит Родиной. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим, какое развитие получила это тема в лирике Сергея Александровича Есенина. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, сеяли свой хлеб», были страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле. В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, её светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворённая сельская тишина, весёлый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне. От проникновенных стихов о стране «берёзового ситца», шири её степных раздолий, шуме зелёных дубрав до тревожных стихов-раздумий о судьбах России в суровые грозные годы — каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине: Но более всего Любовь к России поэт показывает через любовь к полям, рекам, лугам. Можно даже сказать, что это не просто природа или родина, это особый цельный образ, который можно назвать ПРИРОДА — РОДИНА. 8. Исследовательская работа (в группах) Рассмотрите тему: «Развитие темы Родины и природы в творчестве Есенина» по периодам. • 1-я группа. • 2-я группа. • 3-я группа. Общий для всех групп план 1. Выделите в данном периоде творчества стихотворения, относящиеся к теме Родины, природы. Презентация результатов работы |
9. Рефлексия.Подведение итогов урока • Рассмотрите репродукции картин. Что объединяет творчество поэта Сергея Есенина с творениями художников: 10. Заключительное слово учителя — Итак, сегодня на уроке вы убедились в том, что природа у С. А. Есенина — не только одна из главных тем, но и ключ к его поэтической образности. Словесный образ, по мнению поэта, отражает «узловую связь природы с сущностью человека» («Облетает моя голова, куст волос золотистых вянет…», «Увяданьем золота охваченный, я не буду больше молодым…» и др.). Каждый поэтический образ определён жизнью, в нём проявляется диалог поэта с миром — природой, землёй. В точной проникновенности образа — творческий дар и жизненная философия поэта. Творческое наследие С. А. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. А. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой берёзы, старого клёна, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество. |