Технологическая карта урока по литературному чтению.
Тема: Николай Носов «Живая шляпа».
Класс: 2 а
Цель: ознакомить учащихся с содержаниемпроизведения Н.Н.Носова «Живая шляпа»; формировать навыки сознательногочитателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения,способами самостоятельной работы с текстом; развивать критическое мышление,память, воображение, речь, навыки выборочного чтения; воспитывать толерантноеотношение друг к другу, желание сотрудничать.
Планируемыерезультаты:
Предметные умения: ознакомление срассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературногопроизведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержаниюпроизведения.
Метапредметныеуниверсальные учебные действия (УУД):
Познавательные –работать систочником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию изодной формы в другую, делать выводы.
Регулятивные-умениевысказывать свое мнение, предположение, оценивать деятельность свою иодноклассника.
Коммуникативные —умение донестисвою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи,выполнять различные роли в группе
Личностные результаты —умение проявлятьположительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения;осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оцениватьповедение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции ввыразительном чтении.
Тип урока: изучение новогоматериала.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Технологии: игровые, системно- деятельностного подхода,информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, ИКТ, технологиякритического мышления.
Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемные.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Оборудование: карточки для работы в группах, иллюстрациик произведению, шляпа и игрушка-котёнок, проектор.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||
1. Организационный момент. Психологический настрой. |
1. Организационный момент. — Здравствуйте, ребята! Да здравствует школа! Да здравствует смех! Да здравствуют радость, удача, успех! Как здорово, если б все дети Земли Попасть в эту школу однажды смогли. Учиться без страха, играя, всё знать, И каждый урок отвечать лишь на «пять».
|
Приветствуют учителя. |
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви; Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
||||
2.Речевая разминка
|
Речевая разминка
Со-сос-соскол – соскользнула Об-обе-обер – обернулся Ра-рас-раскра-раскраши – раскрашивали Ос-оста-остано-останови – остановилась Об-обра-обрадо-обрадова-обрадова- обрадовались
|
Проговаривают чистоговорку, выделяя каждое слово ударением, чётко произносят последние звуки в словах.
|
|
||||
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
— Перед вами картинки. Посмотрите внимательно и определите название произведения. (На экране поочередно появляются группы картинок) — Что объединяет все эти картинки? — Молодцы! Правильно! |
Рассматривают картинки.
Отвечают: Николай Николаевич Носов. |
К: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителями и одноклассниками, находят нужную информацию Р: планируют собственную деятельность.
|
||||
3. Актуализация знаний. |
— Что вы знаете о Носове? Спасибо! Молодцы! —Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках Носова читатель постигает такие понятия, как честность, долг, дружба, совесть. Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком-либо забавном случае. Один авторитетный международный журнал произвёл подсчёт – какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим – вслед за М. Горьким и А. С. Пушкиным – оказался детский писатель Носов.
|
Ребята рассказывают о писателе. — он был не только писателем, но режиссёром; — его отец был артистом, а мама – рукодельница и певунья; — по его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для детей; — писатель был на войне; — во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы; — его труд был отмечен правительственными наградами – двумя премиями. |
К: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителями и одноклассниками, находят нужную информацию Р: планируют собственную деятельность.
|
||||
4. Проверка домашнего задания.
|
— А начнём мы наш урок с проверки домашнего задания. — С каким произведением мы работали на прошлом уроке? — Назовите героев этого рассказа. — Как называли себя дети? — В какую игру играли дети? — Что хотел сказать автор этим рассказом?
— Кто автор этого рассказа?
|
(Затейники) (Петя, Валя) (Затейники) (Три поросёнка) (что дети умеют сами организовывать свой досуг) (Н.Н.Носов) |
Познавательные: — уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в письменной форме |
||||
5. Постановка цели урока. Подготовка к изучению нового материала.
|
— Сегодня на урок я пришла с необычным предметом, а что же это, вы узнаете, если отгадаете загадку. — Это лучший друг на свете, — Да, но шляпа эта непростая, чтобы узнать это, для начала прочитаем значение этого слова из словаря. — Давайте прочитаем, какие бывают шляпы? (названия на слайде)
— Сегодня мы познакомимся с произведением, которое поможет ответить на этот вопрос. Откройте учебник с.38 -Давайте подумаем, почему так назван рассказ? Но я попрошу ребят, которые уже читали произведение, оставить это в тайне. -Кто автор этого произведения? -Почему автор придумал такое название? -Хотите узнать? Давайте послушаем аудиозапись. |
Разгадывают загадку.
О шляпе Это головной убор. Обычно с высокой тульей (верхняя часть шляпы) и с полями.
Большая, маленькая, летняя, соломенная, мужская, женская, живая, цветная, ковбойская, панама
Живая шляпа.
Н. Носов
|
Регулятивные: Уметь обобщать, делать выводы, Коммуникативные: Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний
Познавательные: — уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме
|
||||
6.Физкультминут-ка Васька
|
Вот окошко распахнулось, Вышел Васька на карниз. Посмотрел наш котик вверх, Посмотрел наш Васька вниз. Кот налево повернулся, И направо повернулся, Потянулся, улыбнулся, И уселся на карниз.
|
Выполняют физкультминутку всем классом.
|
Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья. |
||||
7.Словарная работа.
|
Перед тем, как мы познакомимся с этим произведением, узнаем значения некоторых слов, которые встретятся в тексте. Вам нужно соотнести картинку, слово и его значение. -Прочитает значение слова «комод». Кочерга.
|
Комод – это низкий шкаф, с выдвижными ящиками для хранения белья.
|
Познавательные: — уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме |
||||
8. Первичная проверка понимания. |
—Понравился ли вам рассказ? Чем? Как звали мальчиков– героев этого рассказа — Как звали котёнка? — Чем занимались ребята?
– Что вдруг случилось? – Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой? – Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? – Кого же ребята испугались на самом деле? — Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа? -Ребята, а попадали ли вы в такую ситуацию? -Чему учит это произведение? — Какова главная мысль рассказа?
|
-Ответы детей. (Васька) (раскрашивали картинки) (что то упало) (лыжную палку и кочергу)
котёнок Ему было страшно, под шляпой, темно.
-Рассказ учит нас быть внимательными, и не бояться по пустякам.
|
Познавательные: — уметь находить ответы на вопросы в тексте; — уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме |
||||
9. Закрепление изученного материала. |
Выберите пословицу, которая подходит к рассказу: 1. Дело мастера боится; 2. У страха глаза велики; 3. Велика голова, да мозгу мало; Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193 4. Трусливому зайке и пенёк волк.
С какой целью автор предлагает нам этот рассказ?
Если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх может превратиться в комическую ситуацию. — Что нужно делать, чтобы не бояться ничего? «Выборочное чтение по рисунку» — Найдите в тексте слова, которые соответствуют данной иллюстрации. —
|
Отвечают на вопросы учителя. Вступают в диалог. Выбор пословицы.
(Надо преодолевать страх)
Дети находят в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации. |
Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов. Уметь находить дополнительные сведения по теме урока Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. Регулятивные: Уметь обобщать и делать выводы |
||||
10.Физкультминут-ка для глаз.
|
|
Дети следят за шляпой. |
Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
||||
.
Работа в парах.
|
А вот сейчас каждый будет работать самостоятельно. Возьмите листочки и определите, кто какое оружие взял. — А теперь поменяйтесь листочками, если правильно поставьте + — Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
( конверт 2)
На экране проверка
— Ни кочерга, ни лыжная палка им не помогли, что же им помогло раскрыть секрет «живой шляпы»? На этот вопрос вы ответите сами. — Перед вами несколько предложений выберите, то которое есть в тексте. И мы узнаем, какое оружие они взяли.
1. Они вернулись на кухню, набрали из корзины огурцов и стали швырять её в шляпу. 2. Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу. 3. Они вернулись на кухню, набрали из корзины свёклы и стали швырять её в шляпу. -Давайте проверим, правильно ли вы сказали. проверте свою работу. Давайте проверим, правильно ли вы сказали.
На экране проверка (слайд 28, 29 — Кот на свободе. Обиделся ли Васька на ребят?
Составление картинного плана. – Работа в парах
— Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе. — Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку. — Кто не согласен? Разгадай анаграммы
Разгадай Ребусы |
(ответ детей)
Работают с таблицей.
Раскладывают картинки в нужной последовательности.
|
Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов. Уметь находить дополнительные сведения по теме урока Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. Регулятивные: Уметь обобщать и делать выводы |
||||
11. Рефлексия учебной деятельности.
12.Итог урока. Оценивание.
Домашнее задание.
|
— Знаете ли вы,ребята,что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость? — Может слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»? (В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились,высказывали своё презрение к его плохому поступку.) — Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх.Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки. — Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем.Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя как читателя,активного ученика,было ли вам интересно на уроке. (Высказывают свои варианты ответов.) Синяя шляпка — Я доволен своей работой на уроке. Красная шляпка – Я был активен, но не всё у меня получалось на уроке. (на экране)
Как называется рассказ, который мы читали? — Кто его автор? — Как бы вы поступили на месте мальчиков? (Сталкивались ли вы с такой ситуацией, когда испугались того, чего не стоило пугаться) -Какой вывод мы можем сделать? Чему учит рассказ?
Учебник страница 38-40, отчитать хорошо текст. Составьте по 1 вопросу к тексту, можно 2 или 3.
|
Самооценка.
Оценивают свою работу на уроке.
Отвечают на вопросы учителя. Вступают в диалог. Делают вывод.
|
Регулятивные: Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
Познавательные: — умение самостоятельно определять для себя задание
|