В психологии наиболее принята и распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:
1) наглядно-действенное .
2) наглядно-образное .
3) словесно-логическое .
4) абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристиканаглядно-действенного мышленияопределяется возможностью наблюдать реальные объекты ипознавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм мышления.
Наглядно-образное мышление -вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышленииситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
|
|
В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех — семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышленияперестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
|
|
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти четыре вида мышления сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений. Поэтому описанные виды мышления нельзя оценивать как более или менее ценные. Абстрактно-логическое или словесно-логическое мышление не могут быть “идеалом” мышления вообще, конечной точкой интеллектуального развития. Так дальнейшее совершенствование мышления связывается в психологии с расширением и конкретизацией сфер приложения усвоенных мыслительных норм и техник.
28. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ – это конкретные мыслительные действия. Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций:- СРАВНЕНИЕ – раскрывает тождество и различие явлений, позволяет произвести классификацию и обобщение. Это элементарная первичная форма познания.- ОБОБЩЕНИЕ – свойство М, центральная мыслительная операция. — АБСТРАКЦИЯ – операция выделения определённых признаков объекта при отвлечении от остальных. Результат – построение понятия, модели, теории.- КЛАССИФИКАЦИЯ – группировка предметов по существенным признакам.- АНАЛИЗ – мысленное расчленение предмета, явления, ситуации для выделения составляющих элементов. — СИНТЕЗ – обратный анали находя существенные связи и отношения. — КОНКРЕТИЗАЦИЯ – познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация – высший этап в познании объективного мира. 3.ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ – формальные структуры мыслей. Различают: 1)ПОНЯТИЕ – в нём раскрываются существенные стороны явления и их взаимосвязь. Это форма М, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Может быть общим и единичным, конкретным и абстрактным.2) СУЖДЕНИЕ – определённое знание о предмете, утверждение или отрицание каких – либо его свойств, связей и отношений. Виды: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное. 3) УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — на основе нескольких суждений делается определённый вывод. Различают: 1) индуктивное умозаключение – логический вывод от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов . 2) дедуктивное умозаключение – логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов на основании знания общих законов и правил . 3) аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства
29 Воображение. Виды воображения. Связь процессов творчества с воображением. Психология творческого воображения.
В — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности . в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
|
|
Виды воображения
- Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
- Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
- Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
- Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.