X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

« Краснооктябрьская  средняя общеобразовательная школа»

МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл

 

Рассмотрено

 

Руководитель ШМО

______/Логинова И.А./      

Протокол № 1

 «    »августа2020г.

 Согласовано

 

Заместитель директора школы  по УВР

_______/Чемоданова Е.И /                          «___» августа  2020 г.

Утверждаю


Директор школы
 

________/Фавстова С.В./                             

«____» августа  2020  г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

 Родной русскийязык

2б класс

 

 

Кандаковой Елены Андреевны,учителя начальных классов ( без категории)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Краснооктябрьский

2020 г.


Раздел 1.Пояснительнаязаписка

Программа по  родному русскому языку для 2  классовсоставлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО,ООП МБОУ Краснооктябрьская СОШ и авторской программы В. Г.Горецкого, В. П. Канакиной согласно образовательной системе «Школа России», учебного плана МКОУ«Краснооктябрьская СОШ.».

Программа предназначенадля учащихся 2 классов.

Цели изучения предмета:

1) воспитание ценностного отношения кродному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое полесвоего народа, формирование первоначальных представлений о единстве имногообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основенационального самосознания;

2) обогащение активного и потенциальногословарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком всоответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирование первоначальных научныхзнаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях иединицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц играмматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения кправильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры игражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениямиориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированиебазовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решениякоммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями сязыковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных,практических и коммуникативных задач.

Программа определяет ряд практическихзадач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

 • развитие речи, мышления, воображенияшкольников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами иусловиями общения;

• формирование у младших школьниковпервоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике,фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

 • формирование навыков культуры речи вовсех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге,составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивногоэмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности ксохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса кязыку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета«Родной язык (русский)» Русский язык – государственный язык РоссийскойФедерации, средство межнационального общения и консолидации народов России,основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русскийязык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Онформирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственностьи постоянное обновление национальной культуры.

 Изучение русского языка и владение им –могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры илитературы, основной канал социализации личности, приобщения её ккультурно-историческому опыту человечества. Родной язык, выполняя свои базовыефункции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальноевзаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания имировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачиинформации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём.

Высокий уровень владения родным языкомопределяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способамиинтеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точнопонимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различныхтекстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в миредуховно-нравственных ценностей. Как средство познания действительности русскийродной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностейребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формируетнавыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализацииличности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную икоммуникативную культуру ученика

Будучи формой хранения и усвоенияразличных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами,имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средствомобучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а вдальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса «Родной язык (русский)»направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языкакак инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.

Важнейшими задачами курса являютсяприобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историейрусского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различияхрусского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков,национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представленийо русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимыхнравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., чтоспособствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности,национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашейстраны и мира.

Раздел 2.Планируемые результаты освоенияучебного предмета «Русский родной язык» во 2 классе

Изучение предмета «Русский родной язык» во2  классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даетпредставление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний,умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными,познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеютобучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык»во 2  классе.

Личностные результаты

·       Обучающийся получит возможность для формирования следующихличностных УУД:

ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включениеучащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красотыи величия русского языка;

приобщенияк литературному наследию русского народа;

обогащенияактивного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культурывладения родным языком во всей полноте  его функциональных  возможностей  в соответствии  с  нормами  устной  и письменной речи, правилами речевогоэтикета;

расширениязнаний о  родном  языке  как  системе  и  как  развивающемся явлении, формирование аналитических  умений  в  отношении  языковых  единиц  и  текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Метапредметные результаты

ü  РегулятивныеУУД

— Принимать и сохранять цель и учебнуюзадачу;

— высказывать свои предположенияотносительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителемнаходить варианты решения учебной задачи;

— планировать (совместно с учителем) своидействия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— учитывать выделенные ориентиры действий(в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) впланировании и контроле способа решения;

— выполнять действия по намеченному плану,а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданияхучебника, справочном материале учебника – в памятках);

— проговаривать (сначала вслух, потом науровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющихоснову осваиваемой деятельности;

— оценивать совместно с учителем илиодноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

— адекватно воспринимать оценку своейработы учителем, товарищами, другими лицами;

— понимать причины успеха и неуспехавыполнения учебной задачи;

— выполнять учебные действия в устной,письменной речи, во внутреннем плане.

·        Познавательные УУД

— Осознавать познавательную задачу,воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя илисамостоятельно);

— воспринимать на слух и понимать различныевиды сообщений (информационные тексты);

— ориентироваться в учебнике (на форзацах,шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, всловарях учебника);

— работать с информацией, представленной вразных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя исамостоятельно;

— осуществлять под руководством учителяпоиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике иучебных пособиях;

— пользоваться знаками, символами,таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе вэлектронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

— пользоваться словарями и справочнымматериалом учебника;

— осмысленно читать текст, выделятьсущественную информацию из текстов разных видов (художественного ипознавательного);

— составлять устно небольшое сообщение обизучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическуюинформацию учебника или прочитанный текст);

— составлять небольшие собственные текстыпо предложенной теме, рисунку;

— осуществлять синтез как составлениецелого из частей (под руководством учителя);

— ориентироваться при решении учебнойзадачи на возможные способы её решения;

— находить языковые примеры дляиллюстрации изучаемых языковых понятий;

— осуществлять сравнение, сопоставление,классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельновыделенным основаниям;

— обобщать (выделять ряд или классобъектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

— делать выводы в результате совместнойработы класса и учителя;

— подводить анализируемые объекты(явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово ичлен предложения, имя существительное и часть речи и др.);

— осуществлять аналогии между изучаемымпредметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатамнаблюдений находить и формулировать правила, определения;

— устанавливать причинно-следственныесвязи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых сужденийоб объекте.

·        Коммуникативные УУД

— Слушать собеседника и понимать речьдругих;

— оформлять свои мысли в устной иписьменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

— принимать участие в диалоге, общейбеседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушиватьсобеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

— выбирать адекватные речевые средства вдиалоге с учителем и одноклассниками;

— задавать вопросы, адекватные речевойситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёравысказывания;

— признавать существование различных точекзрения; воспринимать другое мнение и позицию;

— формулировать собственное мнение иаргументировать его;

работать в парах, учитывать мнениепартнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решениюв совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

— строить монологическое высказывание сучётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты

— Понимание значения русского языка какгосударственного языка нашей страны Российской Федерации, языкамежнационального общения;

— воспитание уважительного отношения крусскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорятдругие народы;

— понимание русского языка как великогодостояния русского народа, как явления национальной культуры, какразвивающегося явления;

— первоначальное представление о некоторыхнормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) иправилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

— начальные умения выбирать адекватныеязыковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

— овладение первоначальными научнымипредставлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторымиязыковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика,морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

— применение орфографических правил иправил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (вобъёме изучаемого курса);

— первоначальные умения проверятьнаписанное;

— овладение учебными действиями сизучаемыми языковыми единицами;

— формирование начальных умений находить,характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук,буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения,предложение (в объёме изучаемого курса)

 

В конце второго года изучения курсарусского родного языка в начальной школе обучающийся при реализациисодержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»

ü  научится:

— распознавать слова, обозначающиепредметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значениеустаревших слов по указанной тематике;

— использовать словарные статьи учебникадля определения лексического значения слова;

— понимать значение русских пословиц ипоговорок, связанных с изученными темами;

— при реализации содержательной линии«Язык в действии»

ü  научится:

— произносить слова с правильным ударением(в рамках изученного);

— осознавать смыслоразличительную рольударения;

— при реализации содержательной линии«Секреты речи и текста»

ü  научится:

— различать этикетные формы обращения вофициальной и неофициальной речевой ситуации;

— владеть правилами корректного речевогоповедения в ходе диалога;

— использовать в речи языковые средствадля свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуацииобщения;

— владеть различными приемами слушаниянаучно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культурерусского народа;

— анализировать информацию прочитанного ипрослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.

Раздел3.Содержание учебного предмета «Русский родной язык» во 2 классе

Раздел1. Русский язык: прошлое и настоящее

Сведенияоб истории русской письменности: как появились буквы современного русскогоалфавита.

Особенностиоформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Раздел2. Язык в действии

Какнельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок впроизношении слов).

Смыслоразличительнаяроль ударения.       

Звукописьв стихотворном художественном тексте.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1606

Наблюдениеза сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок всочетаемости слов).

Раздел3. Секреты речи и текста

Секретыдиалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая формаустной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливопопросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и видывопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Тематическийплан

Наименование разделов и тем

 

Всего

часов

 

1

1

Секреты речи и текста

5

2

Русский язык: прошлое и настоящее

 

5

3

Язык в действии

 

6

4

Обобщение

 

1

 

ИТОГО

 

17

 

 


Раздел4. Календарно-тематическоепланирование 

 

Тема

 

Кол-во часов

 

План

 

Факт

 

Примечание

 

Секреты речи и текста — 5 ч

1

Говорим – слушаем, читаем – пишем.

1

4.09

4.09

 

2

Вежливые слова

1

11.09

11.09

 

3

Как люди приветствуют друг друга

1

18.09

18.09

 

4

Зачем людям имена

1

25.09

25.09

 

5

Устанавливаем связь в предложении

1

2.10

2.10

 

Язык в действии — 6 ч

 

6

Ударение. Помогает ли ударение различать слова?

1

9.10

 

 

7

Для чего нужны синонимы?

1

16.10

 

 

8

Для чего нужны антонимы?

1

23.10

 

 

9

Как можно объяснить значение слова? Составляем развернутое толкование значения слова.

1

13.11

 

 

10

Как появились пословицы и фразеологизмы?

1

11.12

 

 

11

Практическая работа  Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением иударением

1

18.12

 

 

Русский язык: прошлое и настоящее — 5 ч

 

12

Во что одевались в старину: По одежке встречают..

 

1

25.12

 

 

13

Что ели в старину: Ржаной хлебушко калачу дедушка. Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша кормилица — наша.

 

1

15.01

 

 

14

Во что играли в старину: любишь кататься, люби и саночки возить. Делу время, потехе  час. В решете воду не удержишь.

 

1

22.01

 

 

15

Самовар кипит — уходить не велит

1

29.01

 

 

16

Проект  Музей самоваров в России

1

5.02

 

 

Обобщение- 1 ч

17

Обобщение. Проверочная работа.

1

12.02

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1606

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp
Заявка
на расчет