X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Муниципальное общеобразовательноебюджетное учреждение

« Краснооктябрьская  средняяобщеобразовательная школа»

«Медведевский муниципальный район»Республики Марий Эл

 

 

Рассмотрено

 

Руководитель ШМО

______/Логинова И.А./      

Протокол ___

«___» _________ 2020 г.

 Согласовано

 

Заместитель директора школы  по УВР

_______/ Лопатина Л.А./                          «___» _________2020  г.

Утверждаю


Директор школы
 

_________/Фавстова С.В./                             

«___»________2020  г.

 

 

 

 

 

 

Программа кружка

«Юный журналист»

 

 

 

Составитель:

 учитель начальных классов

Кандакова Елена Андреевна

 

 

 

 

 

пгт. Краснооктябрьский

2020 г.

 

Пояснительнаязаписка

•    ФедеральногоЗакона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 273-ФЗ (ред. от01.05.2017);

•    Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования,утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. 1897 (ред. от31.12.2015

1577) «Обутверждении и введении в действие федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования»;

•    Санитарно-эпидемиологическихправил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно — эпидемиологическиетребования к условиям и организации обучения в общеобразовательныхучреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарноговрача Российской Федерации от  29.12.2010    189 (ред. от 24.11.2015);

Направленностьпрограммы — социальная — направлена на развитие коммуникативных иинтеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств,организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствуетсоциальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.

Даннаяпрограмма является социальной, в отличие от базового образования, остающегосяпредметно ориентированным. Органичное сочетание в школе обоих видов образованияпоможет как развитию отдельного подростка, так и образовательного учреждения.

Актуальностьпрограммы.

Возрастающаядоступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характернойособенностью современного общества.

Использованиеинформационных технологий привело к увеличению объѐма информации, к еѐ быстромустарению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры обществатребует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся начальнойшколы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способностьпринимать решения ешения в трудной ситуации.

Вомногих школах, клубах выпускаются тематические стенгазеты, информационныелисты, рассказывающие о событиях школьной жизни, о проблемах молодежи, обинтересных людях. Газета дает подросткам возможность реализовать своиспособности, включиться в систему новых социальных отношений. Но школьникам нехватает знаний в области публицистики. Программа «Юный журналист»предусматривает не только знакомство с теорией журналистики и малых жанровхудожественной литературы, но и обучение основам журналистского ремесла,ориентирована на создание детского художественно-публицистического журнала«Свой взгляд». Именно в сочетании социальной, культурологической,профориентационной и досуговой направленности данной программы заключается еесвоеобразие.

Отличительнаяособенность курса от уже существующих программ состоит в принципиально иномотборе содержания образования: теоретический материал по истории журналистикиизучается в социо-культурном, историко- культурном, историко-литературномконтексте, расширяется сфера творческой работы учащихся: создание детскогохудожественно- публицистического журнала, публикации произведений учащихся вместных СМИ.

Направленностьшкольного печатного издания определяет и тематику занятий: раздел по историижурналистики, в отличие от подобных программ, знакомит со структурой,проблематикой и публикациями известных журналов, начиная с пушкинского«Современника»; кроме основных жанров публицистики, изучается теория и практикамалых художественных жанров.

Впрограмме последовательно реализуется принцип социализации, предполагающийустановку на творческий продукт. Поэтому в практической части указываетсяконкретный ожидаемый результат исследовательской и творческой работы учащихся.

Подразделы,посвященные теории журналистики и литературы, предлагают понятия, без которыхневозможно овладеть основами журналистского и писательского мастерства.

Спецификажурналистской деятельности заключается в сборе информации для публицистическихработ, поэтому программа предусматривает выездные занятия.

Концепцияданной программы предполагает проектирование занятий с использованиеминформационных технологий, обучение в сотрудничестве, создание ситуацийисследования и творчества.

Цельпрограммы:

          Развитие     личности    ребенка,     способного к        творческомусамовыражению  через овладение  основами журналистского мастерства и в процессесоздания школьного художественно- публицистического журнала.

Задачи:

 Предметные:

•    способствовать    овладению учащимися навыками   созданияшкольного журнала;

•    формироватьнавыки создания собственного текста в различных жанрах публицистики ихудожественной литературы;

•    формироватьсистему знаний по основам журналистики;

 Метапредметные:

•    развиватьэмоциональные качества, чувственный опыт учащихся;

•    приобщатьучащихся к классической художественной литературе и публицистике, развивать ихэстетический вкус;

•    развиватькоммуникативные качества;

•    развиватьинтеллектуальные и творческие способности.

 Личностные:

•    формироватьгражданскую позицию учащихся;

•    воспитатьчувство ответственности, толерантности;

•    воспитатьнравственные качества учащихся;

•    формироватьосознанное отношение к профессии журналиста;

•    формировать       потребность        в        постоянном повышении уровняинформированности.

Принципыпостроения программы:

          художественно-эстетическийпринцип, основанный на установлении          связей между всеми видамиискусства, предполагающий формирование личностной культуры учащихся;

          литературоведческийпринцип, предполагающий анализ художественного и публицистического текста;

          принцип     социализации,     предполагающий первоначальное          знакомство спрофессией журналиста, формирующий потребности в самостоятельной продуктивнойтворческой деятельности.

Условияреализации программы.

 Программарассчитана на 1 год обучения.

 Программапредназначена для детей, проявляющих интерес к журналистике, стремящихсяполучить знания, необходимые для создания собственных текстов в различныхжанрах публицистики и художественной литературы, желающих публиковать своиработы в школьном журнале и местных СМИ.

 Возрастдетей, которым адресована программа — 11 – 15 лет.

 Условияприема детей: интерес к журналистике, умение пользоваться компьютером, первыеопыты в создании собственных текстов.

 Режимработы: 1 час в неделю

Формыи методы проведения занятий

 Словесные:лекции по истории журналистики, беседы, анализ текстов различных жанровпублицистики и художественной литературы.

 Наглядные:демонстрация видеоматериалов, работа по образцу.

 Практические: выпуск школьногожурнала «Свой взгляд», практикумы по корректированию собственного, чужоготекста, презентация журналов, тренинги.

 Исследовательские: групповые ииндивидуальные проекты на основе самостоятельной исследовательской и творческойработы.

Формыработы.

Социологическийопрос, индивидуальная и групповая работа, связанная со сбором и анализоминформации, выпуск школьной газеты, творческая мастерская, консультация,презентация, литературная игра, лекция, беседа, экскурсия, ролевая игра,творческий отчет.

Содержаниепрограммы:

1.   Введениев программу.       

Теория: Ознакомление снаправлениями деятельности кружка «Юный журналист», цель и задачи. Правилаработы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решениеорганизационных вопросов.

2.   Историяжурналистики в России.

Теория: Выпуск первойгазеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развитиякнигопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси.

3.   Газетав моих руках.  

Современныегазеты

 Практическаяработа:рассматривание разных видов газет, их оформление, назначение, ориентированностьна определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность.

Составлениеплана для рассказа о печатном издании.

 Презентация«Газета в моей семье».

 Практическая         работа:     презентация         выбранной газеты        (публичновыступление, построенное по составленному на предыдущем занятии плану).

4.   Журналистикакак профессия.    

Работаредакции.

Теория:  формирование     представлений     о        профессии  журналиста.          Ознакомительнаяпрезентация функциональных обязанностей членов редакции газеты.

Практическаяработа:выбор приоритетных направлений работы для каждого кружковца в редакции школьнойгазеты.

Юнкоршкольной газеты.

Теория:  компетентность,  объективность,    соблюдениепрофессиональных этических норм, владение литературным языком, знания в областирусского языка и литературы.

Практическаяработа:ролевая игра «Журналист берет интервью» (положительные и отрицательные стороныличности журналиста с анализом ситуации).

 Презентациягазеты.

Практическаяработа– подготовка кружковцев к ответственной миссии – презентация школьной газетыдля всех учащихся школьного звена с целью привлечения к чтению школьной газетыбольшого круга читателей и проведение презентации газеты (выступлениеагитбригады кружковцев).

Посвящениев юные журналисты.

Практическаяработа:подготовка клятвы юного корреспондента, организация мероприятия, проведениемероприятия перед школьниками всех классов. Вручение юнкорам рабочихинструментов: рабочего блокнота журналиста и профессиональной ручки.

 Функциижурналистики.

Теория: Функциижурналистики — информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста иоснова для его работы.

Практическаяработа:на примере выпусков центральных печатных изданий провести анализ некоторыхстатей для определения направленности каждой из них, учить определять какуюфункцию выполнял журналист при работе над статьѐй, заметкой .

 Способысбора информации.

Теория: Основные методы -это наблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами,интервьирование, опрос, анкетирование.

Практическаяработа:составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовкак интервью.

Деловыеигры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбораинформации (применительно к выбранной теме).

Переписка.Обработка корреспонденции.

 Мастерскаяинформационных газетных жанров.

 Заметка.

 Теория: Заметка как одиниз газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка –информация,заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение.

 Практическаяработа: разбор видов заметок — работа с газетной продукцией в кружке.Работа со справочным материалом буклета «Заметка.

Какеѐ написать?» Оформление заметки на выбранную тему.

 Интервью.

 Теория: Особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог,интервью-зарисовка, коллективное интервью, анкета.

 Практическаяработа: обучение кружковцев проведению интервью- диалога (условия, откоторых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений синтервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление).

Цитирование.Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочнымматериалом буклета «Золотые правила для проведения интервью» .

Подготовкадля публикации интервью на выбранную тему.

 Репортаж.

 Теория: отличие      репортажа  отдругих   информационных жанров. Характерные особенности жанра — оперативность,динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я»,которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяетчитателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущатьсобытие.

 Практическаяработа: упражнение кружковцев в написании репортажа на определеннуютему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверкиготовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юногожурналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж».

 Отчѐт.

 Теория:Отчѐт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающейдействительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сутивысказываний говорящих. Виды отчета.

 Практическаяработа: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет окаком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде).Самостоятельная работа с документами.

Культураречи.

 Теория: Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ.Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка.

 Практическаяработа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки втексте. Упражнения по формированию выразительной  письменной речи.Функционально-смысловые   типы текстов: определение основных отличительныхособенностей. Знакомство с оформительским делом.

 Структурагазеты. Макет.

 Теория: Ознакомление спонятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «тираж», «шрифт»,«иллюстрации», «макетирование».

Практическаяработа:создание макета номера газеты (на бумажном носителе).

 Заголовок.

 Теория: Понятие иосновные функции заголовка.

Практическаяработа:Придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание(творческая работа кружковцев).

 Иллюстрацияв газете.

 Теория:Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое«композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютернаяобработка фотографий и рисунков».

 Практическаяработа: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетнойиллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных.Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.

Специальныетехнические устройства на  вооружении  корреспондента газеты.

 Теория:Устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона.

Основныетехнические термины. Правила работы с аппаратурой.

 Практическаяработа: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамеройи диктофоном (работа в подгруппах).

 Подготовкастатей для школьной газеты.

Практическаяработа:Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи,обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративногоматериала.

Подписьпод фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, ихобсуждение.

Оформлениеназвания газеты и подбор

 Подведениеитогов работы кружка

 Теория:Подведение итогов занятий за год.

 Практика:Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие впрезентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активныхкружковцев.

4.   Планируемыерезультаты

Врезультате изучения курса «Юный журналист» (при условии регулярного посещениязанятий) должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностныерезультатыосвоения курса предполагают:

          приобретениепервичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессеподготовки выпусков газеты «школьные вести»;

          получениевозможности проявлять инициативу в принятии решений;

          пониманиепричин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;

Метапредметныерезультатыосвоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебнымидействиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком,информатикой и отражают:

          формированиеумения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условием еѐ реализации;

          продуктивноесотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач назанятиях;

          умение        осуществлять      информационную,        познавательную  ипрактическую      деятельность       с использованием различных средствкоммуникации.

Предметныерезультатыизучения курса «Юный журналист» отражают опыт учащихся в журналистскойдеятельности и в результате прохождения программы кружка «Юный журналист»школьники:

          познакомятсяс основными терминами журналистики; приобретут первичные навыки работы ссодержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрастунаучно- познавательных текстов, инструкций;

          получатвозможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

          приобретутумение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;

          приобретутопыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

          научатсядавать самооценку результатам своего труда;

          приобретутпервый опыт проведения презентаций своих достижений;

          приобретутпервоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;

          научатсяработать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так исогласованно в составе группы юнкоров — научатся распределять работу между участникамипроекта;

          научатсясовместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятияхкружка и следовать им;

          поймут,на доступном младшему школьнику уровне, сущность журналистской профессии каксоциальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальныхролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполненияпрофессиональных функций;

          приобретутпервичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признаватьвозможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Ожидаемыйрезультат:

Практическимвыходом реализации программы является издание школьной газеты «школьные вести»(1 раз в месяц) и спецвыпусков газеты, посвященных одной выбранной теме (помере поступления важной оперативной информации или на тему важного события встране), а также участие в конкурсах для юных журналистов.

Реализацияпрограммы кружка «Юный журналист» позволит:

          Повыситьмотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы;

          Заинтересоватьучащихся творческим процессом;

          Повыситьи регулировать личностную оценку учащихся;

          Повыситьосвоение учащимися орфографической, пунктуационной, речевой грамотности вобъеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иныхцелях в устной и письменной формах;

          Подготовитьк выпуску очередной  номер школьной  газеты «Школьные вести»;

          Осуществлятьпропаганду педагогической деятельности;

          Формироватьнеобходимые качества, присущие социально- активной личности(научить кружковцевактивно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку иуметь передать содержание события в письменной форме для размещения настраницах школьной прессы).

5.Учебно-тематический план работы кружка «Юный журналист»

Всегочасов: 34 (1 час в неделю)

П/п

Раздел

тема

количество часов

теория

практика

1

Введение в программу

Кружок «Юный журналист»

1

 

2

История журналистики в России

 

 

3

Газета в моих руках

Современные газеты

1

 

4

Газета в моей семье (презентация)     

 

1

5

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1192

Журналистика как профессия

Работа в редакции

1

 

6

Юнкор школьной газеты

1

 

7

Презентация газеты 

 

1

8

Посвящение в юные журналисты        

 

1

9

Функции журналистики    

Функции журналистики

1

 

10

Способы сбора информации       

Способы сбора информации (анкетирование, опрос, интервью и работа с корреспонденцией)      

 

1

11

Мастерская информационных газетных жанров

Заметка

1

 

12

Интервью

1

 

13

Репортаж

1

 

14

Отчет     

 

1

15

Культура речи

Газетный язык

1

 

16

Речевые ошибки в тексте сообщения

1

 

17

Упражнения по формированию выразительной письменной речи

 

1

18

Функционально- смысловые типы текстов       

 

1

19

Знакомство с оформительским делом

Структура газеты     

1

 

20

Макетирование номера газеты

 

1

21

Заголовок

1

 

22

Иллюстрация в газете

1

 

23

Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты

Устройство фотоаппарата и диктофона. Основные технические термины.

1

 

24

Работа с фотоаппаратом

 

1

25

Работа с диктофоном

 

1

26

Подготовка статей для классной газеты

 

1

27

Подготовка статей для классной газеты

 

1

28

Подготовка статей для классной газеты

 

1

29

Подготовка статей для классной газеты

 

1

30

Подготовка статей для классной кольной газеты    

 

1

31

Подготовка статей для классной газеты

 

1

32

Подготовка статей для классной газеты

 

1

33

Составление макета и редактирование газеты

 

1

34

Подведение итогов работы кружка      

 

1

 

ИТОГО

 

15

19

6.   Мониторинговаякарта

Главноеназначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процессаобратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходереализации учебной программы для повышения качества ее результатов.

Дляуспешной реализации программы «Юный журналист» выработаны следующие критерииоценки деятельности учащихся:

-желание получать новую информацию, общаться;

-наличие знаний и умений в практической деятельности для создания связноготекста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-понимание основных функций юного журналиста;

-умение  работать     с        источниками        информации        и        текстом,знание основных   простых     принципов психологических приемов общения;

-понимание функций журналистского текста (доступность для восприятия,конкретность, эстетичность, отличие художественных, научных и публицистическихтекстов, стилистическое единство элементов, употребление в речи даннойтерминологии не входит в обязательный минимум, главное – их понимание );

— умениеработать со словарями (орфографический, толковый, фразеологический, словарьсинонимов и антонимов);

— знаниекомпозиционного построения журналистского произведения (основные признакикомпозиции, сюжет, соразмерность составных частей, подчиненностьвторостепенного главному);

-знание основных информационных жанров (заметка, репортаж, интервью, отчет) инавыки умения работы в них.

Проведениемониторинга позволяет выявить уровни познавательной активности учащихся впроцессе организованной деятельности в кружке «Юный журналист» :

          Высокий,если учащийся самостоятельно использует полученные теоретические знания напрактике, формирует собственный взгляд на проблему, составляет текст с опоройна научно-методическую базу;

          Вышесреднего, если учащийся использует теоретические знания с опорой на базовыйпрактический материал, предложенный педагогом- руководителем, умеет грамотноизлагать свои мысли;

          Средний,если учащийся имеет средние навыки работы с текстом, не видит речевые ошибки,может исправить орфографические, при написании работы использует только базовыйпрактический материал, предложенный педагогом-руководителем, всегда применяеттеоретические знания;

          Нижесреднего, если учащийся использует только теоретический материал, имеетпервоначальные навыки работы с текстом, проявляя творческую активность толькопод контролем педагога.

          Низкийуровень, если учащемуся постоянно требуется не только контроль педагога за егоработой, но и направляющая и подсказывающая помощь при выполнении любыхпоручений.

Результатконтроля позволяет определить эффективность проводимых занятий, обсудить вместес учащимися результаты совместной деятельности, внести коррективы вучебно-практическую деятельность.

7.   Методическоеобеспечение образовательного процесса

Основныеформы и режим занятий.

          Дополнительнаяпрограмма составлена из расчета 68 часов, 1 раза в неделю по 1 часу.

          Основная   форма        организации        –        учебные     занятия(индивидуальные и групповые).

          Реализация  программы «Юный журналист» предусматривает следующие формы работы собучающимися: занятия теоретического плана и практические занятия.

Практическаяработа предполагают выход в классы, встречи с педагогами, анализ литературныхисточников, практическую работу по сбору и обработке информации, работу помакетированию и верстке выпуска газеты.

Методыподачи нового материала:

          Словесные

          Наглядные

          Практические

          Игровые

Приѐмыорганизации работы:

          Решениепроблемных ситуаций

          Ролевыеигры

          Объяснение

          Показприѐмов работы с техникой

          Разборречевых ошибок

          Презентация

          Опрос

          Распределениеобязанностей

          Анализ,обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска школьной газеты

          Фотоаппаратоми диктофоном

          Изданиеи распространение выпусков школьной газеты

Главнымкритерием достижения результата на протяжении всего периода обучения являетсяподготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не всеобучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени,предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке ихисполнения (при этом учитываются интересы и склонности кружковцев).

Дифференциацияи индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого кружковца, набазе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетомструктуры личности каждого ученика (застенчивый работает больше в группе ивыполняет практическую работу по верстке материалов, рассеянный – в режимечеткого алгоритма действий, чаще выполняет задания практического характера,например, проведение опроса, работа с макетированием, подбор шрифта и т.д.

 Программакружка «Юный журналист» реализуется при наличии:

          Дидактическогоматериала и атрибутов;

          Материально-техническогообеспечения:

—     компьютернойсети для монтажа школьной газеты – компьютеры в классах и в кружке,

—     наличие      соответствующего        программного     обеспечения         накомпьютерах (программы Word)

—     принтера,

—     цифровогофотоаппарата,

—     диктофона.

Ожидаемые(прогнозируемые) результаты.

 Учащиесядолжны знать (1 уровень результатов):

Особенностипрофессии журналиста, его права, обязанности, иметь представление о журналистскойэтике. Виды информации, методы сбора (наблюдение, работа с документами,интервью, беседа, анкетирование). Структуру текста (заголовок, смысловыечасти).

Структуруредакции журнала (редколлегия, отделы).

Основныемалые жанры художественной литературы (стихотворение, рассказ).

Основные         жанры        публицистики      (очерк,       литературно-критическаястатья, заметка, репортаж, статья, фельетон, интервью, эссе).

 Учащиесядолжны уметь (3 уровень результатов): Анализировать источникиинформации.

Находитьисточники интересной информации, работать с документами. Набирать текст накомпьютере, составлять публикации.

Составлятьанкеты для интервью.

Создаватьсобственный текст в различных жанрах художественной литературы и публицистики.Корректировать чужой и собственный текст.

Материальноеобеспечение программы:

Кабинетлитературы, компьютер, бумага, принтер, сканер, фотоаппарат, экран, актовый залдля проведения презентаций и литературной гостиной.

Методическоеобеспечение программы:

Методикаподготовки юных журналистов ориентирована на самореализацию и социореализациюшкольников. Обучаясь основам журналистики, они приобретают социальный иэмоциональный опыт, самостоятельность суждений.

Теоретическойосновой данной методики является технология сотрудничества в обучении (Г.А.Цукерман, В.В.Рубцов, методика Д.Хассарда «Обучение в малых группахсотрудничества»).

Всеразделы программы ориентированы на достижение конкретного результата ( учебныйпроект, создание собственного текста, сценария, презентации, собственногожурнала). На занятиях кружка практикуется создание особой эмоциональной среды(импровизированной редакции журнала, литературной гостиной, круглого стола).

Теоретическиеразделы программы изучаются с использованием исследовательских методовобучения. Знакомя ребят с азами издательской деятельности ( создание макетаномера журнала, выбор названия издания, редактирование материала, виды сбораинформации и т.д.), можно предложить самостоятельно проанализировать несколькономеров различных журналов, сравнив их по нескольким критериям , подобратьварианты названия, структуры, оформления журнала, мотивировав свой выбор.Ситуация поиска, исследования создается на занятии благодаря заданию-индуктору, привлекающему своей оригинальностью, новизной, значимостьюобсуждаемой проблемы. Так при изучении темы «Традиции Пушкина в некрасовскомжурнале «Современник» (раздел «Из истории журналистики») перед учащимисявыдвигается гипотеза: «Можно утверждать, что если Некрасов оставил названиепушкинского журнала, то он сохранил основные принципы «Современника».Исследование данной гипотезы является 1 этапом в подготовке учебного проекта«Традиции Пушкина в некрасовском журнале «Современник».

Проектныетехнологии активно используются в методике данной программы как при изученииотдельной темы, так и целого раздела. Учебный проект может быть индивидуальным( «Твардовский- редактор некрасовского типа» — тема «Роль журнала «Новый мир» вформировании идеологии шестидесятничества») или групповой ( Творческаяиндивидуальность в журналистике»).

Впрактической части программы указаны различные формы учебных проектов: созданиесобственного текста, сценария литературной гостиной, презентации школьногожурнала «школьные вести», словарика юного журналиста ). Все учебные проектыпредполагают широкое использование компьютерных технологий и информационныхресурсов сети Интернет.

Приработе над проектом выдвигается значимая проблема, прогнозируется ожидаемыйрезультат. Необходимо планирование всех этапов исследовательской, творческойработы.

Присоздании групповых проектов используется метод мозгового штурма, когда членыкоманда , реализующей данный проект, высказывают самые различные идеи, из нихвыбираются наиболее удачные гипотезы, которые и исследуются.

Самыйэффективный способ усвоения материала – практика. Изучение каждого разделапрограммы завершают практические занятия, где через систему тренингов юныежурналисты формируют навыки сбора, обработки информации, написания икорректирования текстов в различных жанрах публицистики и художественнойлитературы. На тренинге «Как создать редакцию школьного журнала?» используетсяметод ролевой игры: каждый член команды получает и исполняет определенную роль(редактор, корреспондент, корректор и т. д.) с целью решения конкретной учебнойзадачи – создание макета номера журнала. При проведении круглого стола

«Творческаяиндивидуальность в журналистике» используется метод кейса: создается проблемнаяситуация, требующая определения критериев творческой личности вообще и вжурналистике в частности. Подобный тренинг, проводимый в форме дискуссии,помогает развивать коммуникативные качества учащихся, вырабатывает навыкиведения дискуссии, учит аргументированно доказывать свою точку зрения, чтоочень важно для формирования журналистской этики.

Несмотряна то, что в журналистике очень важную роль играет понятие творческойиндивидуальности, выпуск школьного журнала – это коллективный продукт, поэтомунеобходимо развивать умения работать в группе. На тренинге «Как создатьредакцию школьного журнала?» учащиеся применяют свои знания теории различныхжанров публицистики и художественной литературы в нестандартной ситуации : заопределенное время моделируют ситуацию из журналистской практики и коллективносоздают творческий продукт – макет журнала. Данная форма обучения не толькоразвивает коммуникативные качества юных журналистов, их творческие способности,но и обогащает их эмоциональный опыт.

Длялюбой творческой личности характерна не только потребность самовыражения, но ижелание получить эмоциональный отклик на свое творчество, поэтому в рамкахреализации данной программы активно применяются такие формы работы, каклитературные гостиные, презентации журнала «Свой взгляд», творческие отчетычленов школьного объединения, где юные авторы читают перед аудиторией своиработы, открывают секреты своей творческой лаборатории, отвечая на вопросыслушателей и коллег по перу. Данная форма повышает мотивацию обучения, позволяетреализовать творческие способности учащихся.На презентации журнала «Свойвзгляд» юные журналисты знакомят аудиторию со структурой школьного журнала, егоисторией, используя компьютерную презентацию.

Качествошкольного художественно-публицистического издания, уровень опубликованных в немработ зависит от степени знакомства юных авторов с практикой журналистскойдеятельности, от общения с профессионалами, поэтому в программе предусмотренатакая форма обучения, как выездные занятия: встреча с журналистами местных СМИ,организация социологических опросов, интервью известных в городе людей,командировки на школьные и городские мероприятия с заданием от редакциижурнала, летняя практика в газете «Выксунский рабочий. Материал, собранный вовремя таких командировок, часто является основой будущих публикаций в школьномиздании «Свой взгляд» или городской газете.

Обучениежурналистике невозможно приобретения учащимися знаний композиционных ихудожественных особенностей различных жанров. Эталоном стиля являются произведенияталантливых писателей и публицистов. Поэтому при формировании навыков созданиясобственного текста уместно использовать метод лингвопоэтического илингвистического анализа произведений известных авторов ( моделированный урок«Волшебная сила искусства» при изучении темы

«Аналитическаяжурналистика» ( анализ статьи Д.С.Лихачева об искусстве) , метод коллективногоредактирования готовящего к публикации материала.

Методсамостоятельной или групповой работы помогает научить юных журналистов работатьс различными источниками информации, адекватно формулировать свою точку зрения,предлагать пути решения обозначенной в тексте проблемы.

Методикаданной программы предусматривает различные способы проверки результатовусвоения курса. На первом, репродуктивном уровне организации деятельностиучащихся основными формами представления результатов работы являются тесты,практические работы, зачеты, контрольные работы. На эвристическом уровне,изучения программы «Юный журналист» предполагается качественно более высокийуровень презентации результатов работы учащихся: участие в районных, областныхи региональных конкурсах, творческие отчеты , учебные проекты, презентациишкольного журнала, публикации в школьной и городской печати.

Списокиспользованной литературы:

М.Мирошниченко. Азбука журналистики

Свойголос. Каким быть пресс-центру детских и юношеских организаций. Екатеринбург.1992 г.

КосыревА.Н., Черняева А.И. Социально-педагогическая программа базового молодежногообъединения «Новый день». Самара. 1999 г.

 ЛепилкинаО.И., Умнова Е.Ю. Программа профильной подготовки «Азбука журналистики». ОлешкоВ.Ф. Основы журналистики.М., 2003.

ОлешкоВ.Ф. Журналистика как творчество. М.,2003.

РухленкоМ.Н. Организация работы кружка юных корреспондентов. Журнал

«Практикаадминистративной работы в школе» 6. 2005 г.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1192

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет