Эпиграф ко всему отдельно опубликованному произведению, если последнему в издании не предшествует вступительная статья или подобный текст, помещают вслед за титульным листом либо на отдельной печатной странице с пустым или заполненным оборотом, либо на спуске первой текстовой страницы, до текста произведения и его внутренних заголовков.
Если тексту произведения предпослана вступительная статья, то эпиграф завёрстывается либо на шмуцтитуле с заглавием произведения после заглавия.
Эпиграф к части произведения (главе, разделу и т. п.) завёрстывается после заголовка этой части перед ее текстом.
Чаще всего эпиграф набирают шрифтом меньшего, чем основной текст, кегля.
Обычно ставят инициалы и фамилию автора или инициалы и фамилию автора и заглавие произведения.
В кавычки текст эпиграфа-цитаты заключать не принято, т. к. он выделен самим своим положением вне текста произведения. Исключение – те случаи, когда в эпиграфе сочетается текст цитирующего с цитатой (тогда цитату отделяют от другого текста кавычками или выделяют шрифтом).
Не заключается в кавычки и заглавие источника эпиграфа, в соответствии с правилами библиографического описания.
Набирают эпиграф на суженный формат, выключая обычно вправо. Ссылку на автора (или автора и источник) выделяют графически, чаще всего курсивом.
Технические правила верстки требуют эпиграф к произведению, размещенный на одной полосе с основным текстом отбивать от этого текста или от его первого заголовка на 16–24 п., а эпиграф к подразделу произведения заверстывать после заголовка подраздела с отбивкой от него и от последующего текста на кегельную.
Отбивка между несколькими эпиграфами должна составлять 4 п.
Если эпиграф – цитата, в его тексте сохраняется пунктуация источника, модернизированная по современным правилам, как и цитаты в тексте.
После текста эпиграфа необходимый знак препинания ставится.
После ссылки на источник точка не нужна.
Ссылку на автора (автора и заглавие) заключать в скобки не рекомендуется, т. к. она обычно выделена шрифтом и четко отделена суженным форматом набора.
Приложения
Приложения – это, в сущности, разновидность основного текста издания (произведения), вынесенная за пределы его структуры по одной из нескольких причин:
а) содержат справочные материалы, к которым требуется постоянно обращаться, а находить их удобнее и быстрее в его конце основного текста или даже в отдельном издании .
б) в полном объеме внутри основного текста эти материалы нарушали бы стройность композиции, выпирали бы из него .
в) представляют собой самостоятельные произведения, дополняющие основное.
Материалы приложений не второстепенны по отношению к основному тексту – они лишь другие, дополнительные. К приложениям прибегают именно для того, чтобы расширить возможности использования издания.
По содержанию и назначению все разнообразие приложений можно свести к следующим основным группам:
1. Текстологические приложения (редакции и варианты).
2. Справочные приложения (таблицы статистических или иных данных, нормативные показатели, синхронистические таблицы, хронологические списки, даты жизни и деятельности, расчетные формулы и т. п.).
3. Документальные приложения (разного рода письма, распоряжения, постановления, указы и т. п.).
4. Библиографические приложения (внутрикнижные и внутрижурнальные, исследуемые в основном тексте . имеющие отношение к истории создания и восприятия публикуемого произведения).
5. Дополнительные произведения. Сюда относятся, во-первых, выделенные в особый раздел произведения, которые выходят за рамки темы сборника, но примыкают к ней, а во-вторых, произведения, которые печатают в дополнение к тому, которое является основным в моноиздании.