X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДАИРКУТСКА

СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №75

 


664017,г. Иркутск, ул. Академическая, 5 тел.42-50-59

 

 

Рассмотрено на заседании

методического совета МБОУ города ИркутскаСОШ №75

протокол №1 от 30.08.2019 г.

 

 

 

Методическиерекомендации

посозданию и организации работы

экологическойтропы

на базеобщеобразовательной организации

 

 

Разработчики:

Кудрявцева Юлия Николаевна, учитель географии ВКК;

Соловьёва Марина Владимировна, учитель биологии ВКК.

 

 

 

 

 

Иркутск,2022г.

Введение

Взаимозависимость мира природы и мира человека должнабыть осмыслена уже в школьные годы. Школа должна стать местом встреч ребенка сприродой и ее образами, средой соединения культуры человека и природы мира.

Наиболее перспективными видами таких встреч являютсякомплексные экологические экскурсии, полевая экологическая практика. Проведениетакого рода занятий требует создания специально оборудованной территории – «кабинета»в природе. Таким кабинетом может выступать учебная экологическая тропа.

Выделяются два типа экологических троп:

Познавательныетропыимеютбольшую протяженность и рассчитаны на одно-, многодневное прохождение. Какправило, их маршруты проходят вблизи или на территории заповедников(заказников), которые активно посещаются туристами и отдыхающими, способствуяснижению антропогенной нагрузки на природную среду. Использованиепознавательных троп в учебном процессе часто затруднительно в силу

 малодоступности.

Учебнаяэкологическая тропа — это специально оборудованная вобразовательных (или просветительских) целях природная территория (или маршрутна территории), на которой созданы условия для выполнения системы различныхзаданий, направленных на развитие экологической культуры обучающихся.

Экологическая тропа — это маршрут на местности,специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Вовремя движения по экологической тропе посетители получают информацию обэкологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия поэкотропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы,благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядомположительных эмоций.

Цель экологической тропы:

Формированиеэкологической культуры, под которой понимается совокупность экологическогосознания, экологических чувств и экологической деятельности через созданиеучебной экологической тропы; реализация связи обучения с жизнью, выявлениенаиболее актуальных экологических проблем своего района.

Задачи:

1.    Воспитыватькультуру поведения учащихся в природе;

2.    Разработатьмаршрут экологической тропы;

3.    Исследоватьобъекты экологической тропы с целью расширения знаний о природе своего района;

4.    Изучитьисторию застройки прилегающей территории;

5.    Проанализироватьпричины антропогенного воздействия на окружающую среду;

6.    Доказатьнеобходимость создания экологической тропы.

Назначениеучебной экологической тропы

Назначение учебной экологической тропы состоит в том,чтобы создать условия для воспитания экологически грамотных людей, дляформирования экологической культуры поведения человека в окружающей среде.Причем на этой тропе в роли воспитателей (и воспитуемых одновременно) выступаетмолодежь разного и особенно школьного возраста. Учебная экологическая тропарассчитана преимущественно на организованное прохождение. Вместе с тем,возможен и самостоятельный осмотр, в том числе с помощью буклетов.

Выбормаршрута и его протяженность

Принципы выбора маршрута тропы:

1.    Доступностьмаршрута для посещения его учащимися.

2.    Достаточнаяпосещаемость зоны маршрута тропы местным населением.

3.    Эмоциональнаянасыщенность и информационная емкость маршрута.

При выборе маршрута тропы необходимо стремиться ктому, чтобы он охватил не только уникальные, но и типичные объекты местнойприроды (разнообразные типы растительных сообществ, водоемы, формы рельефа ит.п.). Специфическим объектом является памятник природы. Он соединяет в себеестественную и историческую ценность. Например, вековые деревья являютсясвидетелями исторических событий или ровесни- ками выдающихся людей нашейРодины Общая протяженность учебной экологической тропы должна соответствоватьвозможности прохождения ее за определенное время. Продолжительность экскурсииопределяется возрастными и социальными особенностями экскурсантов,протяженностью маршрута, а также набором объектов, которые включаются визучение или ознакомление.

Составэкскурсионных объектов

Среди основных требований, которые необходимоучитывать при организации экологической тропы, следующие:

1)       доступность — одно изключевых требований при проектировании учебной тропы; тропа должна бытьдоступна для массового посещения школьниками и организации учебнойдеятельности;

2)       информативность —способность удовлетворения познавательных потребностей учащихся в областигеографических, биологических, химических, экологических и иных проблемокружающей среды — непременное свойство тропы. Информационные объекты условноможно разделить на:

  • познавательные (растения, животные, почва, формы рельефа и другие элементы живой и неживой природы);
  • просветительные (элементы антропогенного ландшафта: транспортные магистрали, архитектурные сооружения, сельскохозяйственные угодья, рекреационные зоны и др.);
  • предписывающие (лозунги, правила, указатели, помещаемые на щитах и знаках).

Организацияэкологической тропы

Создается инициативная группа по организации учебнойтропы. В нее желательно привлечь учителей разных предметов, старшеклассников, родителей,шефские организации учебных заведений, представителей местных отделенийприродоохранных организаций.

По итогам организационной работы инициативная группасоздаёт единый документ — паспорт экологической тропы. На этом же этапесоставляется перечень основных видов работ по созданию тропы, который включает:

1.Укрепление и расчистка (при необходимости) дорожно-тропиночного полотна

2.Составление перечня экскурсионных объектов, перенос их на тропу илиизготовление дополнительных объектов

3.Разработка проекта, изготовление и установка  информационных аншлагов.

ПАСПОРТ

учебнойэкологической тропы

(вариант1)

 

Местонахождение: Проезд___________________________________________. Далее пешком____________________________________.

Землепользовательэкологической тропы: _____________________________________

НаличиеПоложения о создании экологической тропы:__________________________

Назначениеэкологической тропы: просвещение, обучение, воспитание повопросам окружающей среды __________________________________________________________

Краткоеописание границ маршрута:______________________________ (указатьазимуты, ориентиры на местности и расстояния между ними по всей длине тропы) Историческиесведения об окружающей природной среде:________________________

Описаниеэкскурсионных объектов на маршруте (вприложении)________________________________________________________________

Состояниеэкологической тропы:_________________________________________________________________________________________________________

Режимпользования:

а)виды и характер пользования: отдых с ограниченным разведением костров, учебныеисследования, экскурсии;

б)запрещается: заезд автомашин, любые виды сбора природного материала,загрязнение, выпас скота, распашка, сенокошение;

идр.

Необходимыемероприятия: укрепление полотна тропы, оборудование малыми формамиархитектуры, устройство недостающих экскурсионных объектов (переченьприлагается)_________________________________________________________________

Охранумаршрута осуществляет экологический патруль учащихся школы____________

Шефствующиеучреждения: школы (каждая на закрепленном участке) совместно сшефствующими предприятиями (перечислить)_____________________________________

Маршрутразработан: _________________________________________________________

Приложения:

а)карта-схема маршрута________________________________________________________

б)описание экскурсионных объектов___________________________________________ Консультанты:_______________________________________________________________

Научныйруководитель:_______________________________________________________

 

ПАСПОРТ

учебнойэкологической тропы

(вариант2)

1.    Название Экотропы.

2.    Цели изадачи Экотропы.

3.    Местонахождение,расстояние от школы.

4.    Краткоеописание маршрута, его протяженность, расстояние между точками, времяпрохождения маршрута (с учетом рассказа экскурсовода).

5.    Режимиспользования (в течение всего года, в теплое время года, в бесснежный период).

6.    Допустимаянагрузка на Экотропу (максимальное количество посетителей в неделю).

7.    Описаниеэкскурсионных объектов.

8.    Списокоборудования Экотропы.

9.    Правилаповедения посетителей, правила техники безопасности и противопожарныетребования

10.    Необходимыемероприятия по уходу за Экотропой.

11.    Ответственноелицо.

12.    Приложения.

13.    Карта-схемамаршрута.

 

Примерсостава экскурсионных объектов и работы на экологической тропе МБОУ г. ИркутскаСОШ № 75,

 проложеннойв районе микрорайона «Березовый»

 

При выборе маршрута и объектов экологической тропы мыруководствовались критериями:

·      включениекак можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание объектов;

·      доступностьобъектов;

·      познавательныйинтерес учащихся.

Экологическая тропа создаваласьпоэтапно:

·      детальноеобследование территории, выделение наиболее интересных объектов;

·      составлениекарты — схемы маршрута с нанесенными стоянками.

Описание:

Описание:

Рис.2Местоположение экологической тропы

На протяжении маршрута экологической тропы мызапланировали 6 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут болееподробно ознакомиться с представителями флоры и фауны, оценить экологическуюситуацию и антропогенное влияние на природу:

1.    «Началотропы».

2.    «Яблоневая».

3.    «Утров сосновом бору».

4.    «Березы,русские березы…».

5.    «Родник«Подберезовик»».

6.    «Муравейник».

Описаниемаршрута

Станция«Начало тропы»

Здесь посетители будут знакомиться с паспортомучебно-экологической тропы (Приложение 1). Проводится вводная беседа, изкоторой дети узнают о целях и задачах экскурсии. Присутствующим даютсяинструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе (Приложение2), объясняются правила экологической игры, уточняются задания. Краткоописывается предстоящий маршрут (рис. 2).

Станция«Яблоневая»

На этом участке тропы экскурсовод рассказывает о яблоне,одном из самых распространенных растений нашей местности (Приложение 3), (рис.3).

Рис 3. Станция «Яблоневая».

Станция«Утро в сосновом Бору»

На этой станции ребята услышат рассказ об особенностяхпроизрастания сосны в условиях Восточной Сибири, о ее применении в природе ижизни человека (Приложение 4) (рис.4).

Описание:

Рис 4. Сосна обыкновенная.

Станция«Муравейник»

Муравьи живут в домиках — муравейниках. Но нам виднатолько надземная часть.А под ней, на подземных этажах? Об этих удивительныхсооружениях и ещё более удивительных их строителях и обитателях экскурсантыузнают на станции «Муравейник» (Приложение 5) (рис.5).

Описание:Рис 5. Муравейник на тропе.

Станция«Березы, русские березы…»

Конечно,на этом этапе тропы речь пойдет о красивой русской березе (Приложение 6) (рис.6).

Описание:

Рис 6. Проведениеэкскурсии.

Станция«Родник»

Это, пожалуй, самое красивое место на нашей тропе…

Однимиз чудесных природных явлений на земле считаются родники. Мы считаем, что такиечудеса природы, как родники, нужно охранять и благоустраивать. Ими нужноискренне дорожить. Однако почему-то не все с этим согласны. И больно видеть,когда наши сверстники или взрослые люди оставляют много мусора после своегоотдыха около родника, не заботясь о том, что при неразумном отношении к природеее красота может не только потерять свою привлекательность, но и исчезнуть …(Приложение7) (рис.7, рис.8).

Описание:Рис 7. Живая вода родника.

Описание:Рис 8. Родник «Подберезовик».

Важный прием при обустройстветропы — установка информационных щитов. Они не только расширяют информативностьтропы, но и позволяют её посетителям самостоятельно, без экскурсовода проходитьпо маршрутам. Информационные щиты могут быть различной тематики, их можнопериодически менять, а можно сделать универсальными (например, установить сериющитов, посвященных жизненным формам растений). На нашей тропе размещён входной указательс девизом (стационарно), схема маршрутов и правила поведения (переносные)(рис.9).

Рис. 9. Информационные щиты на тропе.

 

 

Практическая часть

Исследование экологических особенностей компонентовнеживой природы

Одной из основных проблем нашего города являетсязагрязнение водных объектов, в очищении которых лесные массивы – ощутимаяпомощь.

С целью оценки значения  водных объектов, лесныхмассивов и состояния экосреды Свердловского района г. Иркутска на экологическойтропе проводится мониторинг параметров природы: атмосферы, почвы, поверхностныхвод доступными для школьников методами и средствами.

 

Изучениестепени запыленности воздуха

Косвенный мониторинг воздушной среды проводится припомощи исследования количества пыли на пробном участке (станции 1,5). Для этоговыбирается дерево со сравнительно крупными листьями, на незатененных ветках.Перед каждым опытом – учитывать прогноз погоды, т.к. за период эксперимента недолжно быть дождя.

Необходимо собрать листья растений в различных местах.Затем нужно приложить скотч к листьям, снять пленку и той стороной, гдеотпечатался контур листа вместе со слоем пыли приклеить на лист белой бумаги.Сравнить степень запыленности, оценивая по 5 бальной системе:

5       –очень интенсивно; 4 – интенсивно; 3 –слабо; 2 –очень слабо; 1- пыльотсутствует.

Порезультатам проведенных исследований выявлено, что максимальная запыленностьнаблюдается в начале тропы, что объясняется её близким расположением кавтотрассе. Минимальная запыленность – в глубине лесного массива, на станции«Родник».

Проведение исследований снега

Наибольшая нагрузка на атмосферу нашего города наблюдаетсязимой. Для ее оценки проводится исследование снега.

Опыт проводится в период наиболее мощного снеговогопокрова (3 четверть, 20-е числа января).

Перевернутую чистую стеклянную банку опустить на всюглубину снежной толщи вертикально сверху, и она самостоятельно заполнитсяснегом. После снег растопить и  в снеговой воде определить, профильтровав,количество пыли. Зная площадь горлышка банки и время появления устойчивогоснежного покрова, так же определяется ежесуточное запыление атмосферы.

Мониторингсостояния почв

Исследование заключается в наблюдении за молодымиоврагами, замерами их параметров в начале и конце сезона, а так же в измерениитемпературы почв. Температура свидетельствует об обеспечении растений теплом.Изменяя растительный покров, человек, изменяет температуру почвы, что приводитк ее деградации. Для того, чтобы это продемонстрировать, измеряем температурупочвы на стоянке №1, для сравнения почвы открытых мест и нетронутого березовогомассива.

Мониторингприродных вод

Исследования родника «Берёзовый» проводятся с мая 2019года по настоящее время. Нами выполнено описание родника, определены некоторыепоказатели качества воды и его другие характеристики как малого водотока. Крометого, выявлены основные особенности родника как среды обитания для макробеспозвоночныхживотных.

Камеральнуюобработку проб проводили на кафедре гидробиологии и зоологии беспозвоночныхбиолого-почвенного факультета ИГУ по общепринятой методике (рис. 10).

А.Описание: Б. Описание:

В. Описание:Г. Описание:

Д – Е.Описание:Описание:

Рис. 10. Сбор проб. Обработка проб влабораторных условиях.

 

Измерение расхода воды:

Результатыизмерения расхода воды представлены в таблице «Расход водыродника «Берёзовый»

 

Май 2019 г.

Август 2020 г.

Сентябрь 2021 г.

Т ср.

4 сек

5 сек

5 сек

Q (мл/сек.)

250 мл/сек

200 мл/сек

200 мл/сек

Q (л/час)

900 л/час

720 л/час

720 л/час

Расход воды определен объемным способом. Измеренияпроводились в мае 2019, августе 2020 года и сентябре 2021 г. Определениерасхода воды родника вычислили по формуле: Q=V/Tср, где:

V – объемвзятого сосуда (л);

Tср – среднеевремя его наполнения.

Особенности воды источника:

а)температура воды — 4 градуса (при температуре воздуха +15 (май, сентябрь) +25(август) градусов). Зимой родник не замерзает;

б)запах — вода не имеет запаха;

в)цветность — вода в роднике бесцветная;

г)содержание мути — вода не имеет осадка, но после кипячения на стенках сосудапоявился налёт;

д)прозрачность — вода прозрачная (через высоту столба 20 см читается шрифтразмером 10 мм);

е)вкус — вкус и привкус воды не ощущается.

Гидрохимический анализ воды проведён набиолого-почвенном факультете ИГУ.

Описание:

Описание:

Рис. 11. Определениепоказателя рН (фото авторов)

Определение величины водородного показателя (pH)служит важным показателем кислотности или щелочности природной воды. ЗначениеpH пробы воды можно получить, используя универсальную (лакмусовую) индикаторнуюбумагу или специальные приборы (рис. 11).

По результатам измерений, показатель pH воды родникаравен 4; то есть вода слабокислая.

Описание:

Описание:Описание:

Рис. 12. Определение наличия ионов (фотоавторов)

Определение наличия ионов [по 1] показало следующее(рис. 12):

Представленная информация была полезной?
ДА
60.19%
НЕТ
39.81%
Проголосовало: 1251

·      Вода +Фенолфталеин = нет изменения цвета. В воде нет НСО3

·      Вода +Метилоранж = Жёлтая окраска. В воде присутствует СО32. Тоесть вода родника карбонатная.

·      Вода +барий хлористый = нет осадка. В воде нет сульфатов.

·      Вода +азотнокислое серебро = слабая муть. В воде есть хлориды, то есть вода родникахлоридная.

Макрозообентос родника «Берёзовый»

В пробах макрозообентоса, отобранных в сентябре 2021г. в роднике «Берёзовый», в составе донного сообщества нами были отмечены такиемакробеспозвоночные как личинки двукрылых насекомых (преобладали количественно- хирономиды, долгоножки и болотницы), олигохеты и брюхоногий моллюск(единично) (рис. 13).

 

Описание:

Рис. 13.Первичная карточка разбора пробы макрозообентоса из родника «Берёзовый»

 

Экологическоесостояние территории родника:

·      в районеродника отсутствуют мусорные свалки;

·      от родникав разные стороны расходятся четыре тропинки;

·      построенпешеходный мост.

Экологическое состояние территории родникаудовлетворительное.

Особо следует отметить, что родник «Березовый»является одной из станций школьной экологической тропы.


 

Фенологическиенаблюдения

Фенологические наблюдения в течение ряда лет позволятсделать выводы об изменении состояния лесного массива «Березовый». Наблюдениябудут проводиться регулярно, в различные сезоны года. Замеченные изменениябудут записываться в таблицу (табл.1.) с регистрацией сроков этих изменений.

Таблицадля записи фенологических наблюдений (табл.1)

НАБЛЮДАЕМЫЕ СОБЫТИЯ

ДАТА

набухание и распускание листовых почек.

 

развёртывание листьев

 

цветение

 

созревание плодов и семян

 

осенняя раскраска листьев

 

листопад

 

Наблюдения будутсопровождаться фотосъемкой, зарисовками и составлением диаграмм посленакопления материала.

 

Заключение

Создание учебных экологических троп способствуетповышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиесяполучают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогаютрасширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, чтодети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов вкомплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются вединый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знания о природнойсреде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именнона экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувстваи действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, еемировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения сжизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к труду.Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигаютотношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатсякомплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствиядеятельности человека, в том числе своей и своих товарищей.

Высшим проявлением связи обучения с жизнью становитсяучастие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологическойтропы. Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование.Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходезанятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашеговремени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчиненысодержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса натропе.

Экологическая тропа — это перспективная учебнаятерритория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов,тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Приложения

 

Приложение1

Паспорт учебной экологической тропы

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: г.Иркутск, лесной массива в районе микрорайона «Березовый».

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЬ:муниципалитет г. Иркутска.

КРАТКАЯХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНОГО ОБЪЕКТА, В ЗОНЕ КОТОРОГО НАХОДИТСЯ ЭКОТРОПА: лесноймассив, с повышениями и понижениями рельефа, с лесным сообществом и родником,впадающим в ручей.

НАЗНАЧЕНИЕТРОПЫ:экскурсии школьников 5 -11 классов.

КРАТКОЕОПИСАНИЕ МАРШРУТА: линейный маршрут, разбитый 6-ю станциями:

СТАНЦИЯ1. «Начало тропы».

СТАНЦИЯ2. «Яблоневая».

СТАНЦИЯ3. «Утро в сосновом бору».

СТАНЦИЯ4. «Березы, русские березы…».

СТАНЦИЯ5.«Родник «Подберезовик»».

СТАНЦИЯ6. «Муравейник».

СОСТОЯНИЕЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ: тропа удобна для прохождения, пока необорудована стендами, юридический статус не определён.

НЕОБХОДИМЫЕМЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБОРУДОВАНИЮ ТРОПЫ:

1.    Оформление4х информационных стендов.

2.    Изданиеинструкций по проведению экскурсий на экологической тропе.

3.    Установка2х скамей на станции 5.

ОРГАНИЗАЦИИ,УЧАСТВУЮЩИЕ В СОЗДАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРОПЫ:

·      МБОУ городаИркутска СОШ № 75.

·      Остальныепартнёры уточняются.

ВОЗМОЖНОСТЬИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРОПЫ ПО СЕЗОНАМ ГОДА:

Экскурсиивозможны в период с 15.05 по 01.10; в зимний период – с целью мониторингасостояния природных объектов.

 

Приложение2

Правилаповедения на экологической тропе

1.Ни в коем случае не сходите с тропы!

2.Не мешайте жить лесным обитателям — проходите без лишнего шума.

3.Не срывайте любые растения, а не только редкие и исчезающие.

4.С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги ит.п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки, творческийподъем и вдохновение.

5.На тропе разрешена охота только на комаров и клещей.

6.Курить и разводить костры можно только в специально обозначенных местах.

7.Не сорите на тропе — вы не последние её посетители.

8.Не портите оборудование тропы — оно вам пригодится еще не раз!

 

Приложение3

Яблоня

Я́блонялесна́я, или я́блоня ди́кая(лат.Málussylvéstris) – вид яблони. Долгоевремя считалось, что именно она была родоначальницей яблони домашней. Однако поДНК-анализу установлено, что известные 2500 сортов яблони домашней происходятот яблони Сиверса. Тем не менее, другой ДНК-анализ показал, что дикая леснаяяблоня также внесла существенный вклад в происхождение яблони домашней.

Ботаническоеописание

Преимущественно высокие кустарники от 3 до 5 метров высотой, хотявстречаются и деревья высотой до 10м.

Кронаплотная. Кора бурая.

Слегка покрытые волосками,либо гладкие листья имеют яйцевидную форму, зазубрены, длинойот 4 до 8 см.

Плодылесной яблони

В апреле — мае появляютсярозовато-белые цветки.

Шарообразные жёлто-зелёные спятном красного цвета плоды горько-кислого и деревянистого вкуса имеют диаметр от2 до 4 см. Семена содержат слабо ядовитый амигдалин.

Распространениеи экология

Природный ареал яблони лесной – от Центральной Европыдо Передней Азии,причём южная и восточная границы ареала достоверно не определены. В Альпах яблоня лесная встречается вплоть довысоты 1100 м над уровнем моря. Онапредпочитает заливные луга и пограничные с лесом сырые местности.

Яблоня лесная растёт рассеяннов пойменных лесах, в живых изгородях и вкустарнике, на свежей богатой питательными веществами глинистой и каменистойпочве.

Значениеи применение

Яблоня лесная –медонос.

Птицы используют дерево длягнездования.

Богатые дубильными веществамиплоды используют, чтобы придать вареньюпикантный аромат.

Хорошая морозоустойчивость дерева позволяетиспользовать его для скрещивания в селекции яблонь.

 

Приложение4

Сосна

Сосна́обыкнове́нная (лат.Pínussylvéstris) – растение,широко распространённый вид рода Сосна семейства Сосновые(Pinaceae). Вестественных условиях растёт вЕвропе и Азии.

Описание

Дерево высотой 25-40 м и диаметром ствола 0,5-1,2 м. Самые высокиедеревья (до 45-50 м) растут на южном побережье Балтийского моря.Стволпрямой. Кронавысоко поднятая, конусовидная, азатем округлая, широкая, с горизонтально расположенными в мутовках ветвями. Изгиб ствола можетвозникнуть при повреждении побегабабочкой побеговьюна зимующегоиз семейства листовёрток.

Кора в нижней части ствола толстая, чешуйчатая,серо-коричневая, с глубокими трещинами. Чешуйки коры образуют пластинынеправильной формы. В верхней части ствола и на ветвях кора тонкая, в видехлопьев (шелушится), оранжево-красная.

Ветвление одномутовчатое.Побеги вначале зелёные, затем к концу первого лета становятсясеро-светло-коричневыми.

Почкия йцевидно-конусообразные,оранжево-коричневые, покрыты белой смолой чаще тонким, реже более толстымслоем.

Хвоинки расположены по две в пучке, 4-6 смдлиной, 1,5-2 мм толщиной, серо- либо сизовато-зелёные, как правило, слегкаизогнутые, края мелкозубчатые, живут 2-6 лет (в Средней России 2-3 года).Верхняя сторона хвоинок выпуклая, нижняя желобчатая, плотная, с хорошозаметными голубовато-белыми устьичными линиями. У молодых деревьевхвоинки длиннее (5-9 см), у старых короче (2,5-5). Влагалище листа плёнчатое, серое, 5-8 мм, свозрастом медленно разъедается до 3-4 мм.

Мужские шишки 8-12 мм, жёлтыеили розовые. Женские шишки 3-6 см длиной, конусообразные,симметричные или почти симметричные, одиночные или по 2-3 штуки, при созреванииматовые от серо-светло-коричневого до серо-зелёного; созревают в ноябре -декабре, спустя 20 месяцев после опыленияромбические,плоские или слабовыпуклые с небольшим пупком, редко крючковатые, с заострённойверхушкой. Семена чёрные, 4-5 мм, с 12-20-миллиметровымперепончатым крылом. В обычном равнинном сосновом лесу на 1 га ежегодновыпадает в среднем около 120 млн семян, из них вырастает примерно 10 млнсеянцев, однако в столетнем сосняке на 1 га растёт всего 500-600 деревьев.

Распространениеи среда обитания

Широко распространённое деревоЕвразии,начиная с Испании и Великобританиии далее на восток до бассейна реки Алдан исреднего течения Амура в Восточной Сибири.На севере сосна обыкновенная растёт вплоть до Лапландии, наюге встречается в Монголии и Китае.

Образует чистые насаждения ирастёт вместе с елью, берёзой, осиной, дубомболота. Приспособленак различным температурным условиям. Отличается светолюбием, хорошовозобновляется на лесосеках и пожарищах, как основной лесообразователь широкоиспользуется в лесокультурной практике во всех климатических зонах.На севере ареала поднимается на высоту до 1000 м над уровнем моря, на юге до 1200-2500м над уровнем моря.

Хозяйственное значение и применение

Использование древесины

Древесина сосны обыкновенной очень смолиста и прочна,используется в жилищном и гидротехническом строительстве, в столярных иплотницких работах, для изготовления шпона, фанеры.

Сосновые опилки служат сырьём для производства гидролизного спирта.

Высокая смолистость древесины препятствует получению из неёцеллюлозы.

Корни, очень гибкие в свежем состоянии, становятся крепкимии упругими при высыхании; из них изготавливают различную плетёную утварь,например, плетёные сосуды.

Сырьё для химическойпромышленности

Сосна является источником множества веществ и продуктов,широко используемых человеком.

Смолаживица, образующаяся в смоляных ходах, пронизывающих древесинуи кору в горизонтальном и вертикальном направлениях, и добываемая при подсочке, является ценным сырьём для химическойпромышленности. Собранную живицу плавят и фильтруют, освобождая от воды ипосторонних примесей. Очищенная живица называется терпентином. При перегонке с водяным паром из живицыотгоняется около 25% эфирного масла, называемого живичным скипидаром, после очистки которого получают очищенное терпентинное масло. После отгонки эфирного масла остаётся смола — канифоль. Скипидар и канифоль могут быть подвергнуты болееглубокой переработке с целью получения лаков, растворителей, ароматизаторов, клеящих веществ, люстров и других продуктов. Количество смолы и скипидаразависит от возраста деревьев, характера почвы и климатических условий.Канифоль, получаемая при переработке живицы, применяется в мыловаренной,бумажной, резиновой и лакокрасочной промышленности, а также для натирания смычков и струн музыкальныхинструментов.

При сухой перегонке древесины и пней вначале получаютскипидар лучшего качества, затем технический, дёготь и древесный уксус. В перегонномкотле остаётся уголь.

Использование в медицине. Почкисосны обыкновенной в качестве лекарственного сырья заготовляют зимой или ранней весной (февраль — март), срезая секаторамиили ножами в виде коронок с остатком стебля около 3 мм, сушат на чердаках илипод навесами с хорошей вентиляцией, разложив тонким слоем на бумаге или ткани(нельзя сушить на чердаках под железной крышей и в сушилках). Применяют какдезинфицирующее, противокашлевое, диуретическое средство в сборах и для ванн.

Хвою сосны собирают в виде «лапок» на лесосеках во время рубок. Хвоя содержит до 1% эфирного масла,до 0,2% аскорбиновой кислоты, смолу, дубильные вещества. Из хвои, молодых побегов ишишек получают сосновое масло, которое входит в составпрепаратов «Пинабин» и «Фитолизин», применяемых как противовоспалительные и спазмолитические средства и при почечнокаменной болезни. Масло используютдля ингаляций при заболеваниях лёгких и для освежения воздуха вслужебных и жилых помещениях, больничных палатах, детских садах, школах, всаунах. Из хвои производят сосновый экстракт для укрепляющих ванн.

Очищенная живица сосны обыкновенной — терпентин применяетсядля производства пластырей. Масло терпентинное очищенное (скипидар) широкоприменяется в медицине.

 

Приложение5

Муравейник

Мураве́йник (муравьи́ноегнездо́) — название гнезда муравьёв,которое, как правило, заметно своей надземной частью, представляющей собой кучуиз кусочков листьев, хвои, веточек и земли (является надземной частьюмуравьиного гнезда, которое состоит из сложной системы ходов и миниатюрныхсооружений).

Разные авторы вкладываютразный смысл в понятие муравейник. В старой русской и популярной литературемуравейник иногда рассматривают в узком смысле, понимая под ним надземнуюзаметную часть гнезда.

В другой литературе муравейник— это чаще синоним всего муравьиного гнезда, включая подземную и прочие части.Той же широкой точки зрения придерживаются в специализированной мирмекологическойнаучной литературе, где в понятие муравейника включают не только всё гнездо(или несколько гнёзд у поликалических видов, чьи семьи живут в несколькихмуравейниках, соединённых дорогами), но иногда и всех его обитателей.

Описание

Размер муравейника у разныхвидов может быть от жёлудя до двухметровых куполов лесных муравьёв. Муравейникибывают земляные, древесные (в пнях и стволах), из растительных остатков(хвоинки, веточки), из живых листьев (например, у муравьёв-ткачей). В крупныхмуравейниках рыжих лесных муравьёв иамериканских муравьёв-листорезов могут жить до пяти миллионовнасекомых. Срок существования муравейника может быть от нескольких лет довеков. Как правило, муравейник сооружён из еловых иголок, листьев и мелкихветок. Подземная часть сооружения с ходами и камерами уходит в землю на глубинудо двух метров. Под вечер для сохранения тепла выходы проходов закупориваются смолой.Муравейники очень хрупки.

Муравьи-ткачистягивают листья для своего гнезда и «сшивают» их паутинными липкими нитями,выделяемыми их личинками.

Суперколонии

У некоторых видов муравьёвколонии располагаются в нескольких построенных ими гнёздах. До 2000 года крупнейшая обнаруженная суперколониямуравьёв была известна в прибрежной части округа Исикари наострове Хоккайдо, Япония. Этаколония включает в себя примерно 306 миллионов муравьёв и один миллион маток,которые живут в 45 000 гнёздах на площади 2,7 км². В 2000 году была найдена ещё более крупнаясуперколония аргентинских муравьёвна побережье южной Европы. Онарасполагается на узкой полосе прибрежных участков Испании, Франции и Италии.

Огромные размеры муравейниковзафиксированы в разных частях света. В России гигантские муравейники обнаруженыв Омской (2 м высотой), Томской (2,5 м высотой и 5,1 м в диаметре) областях и вРеспублике Бурятия на Ушканьих островах(1,7 м высотой и 3 метра диаметром).

На первый взгляд муравейник – постройка хаотичная, ноне следует спешить с подобными выводами. В муравейнике существует определенныйпорядок: он проветривается, внутри него поддерживается оптимальная температураи нужная влажность. Строительные способности муравьев, их биология послужилаповодом для ложных мнений об их высоких умственных способностях исообразительности в общественной жизни. И действительно, как не восхищаться,наблюдая у этих маленьких животных распределение труда. Но все это происходитинстинктивно. Одни из них тащат строительный материал, другие – добычу для еды(гусениц, слизней, насекомых). Подсчитано, что семья из одного муравейника засутки уничтожает 10-30 тыс. насекомых, из которых 80 % являются вредителями. Завесь сезон, с апреля до октября, муравьи уничтожают 2-5 миллионов вредныхнасекомых. Муравьи приносят очень большую пользу. К их пище относятся мелкиежуки, гусеницы, комары, личинки. Муравьи очень маленькие, но сильные, они тащатв муравейник гусениц, бабочек. Поэтому разорять муравейники нельзя! Каждыймуравей приносит за день добычу, превышающую его собственную массу. Вмуравейнике поддерживается постоянно микроклимат. Если семья разрастается, томолодые самки с частью рабочих муравьёв уходят из муравейника и поселяются пососедству. Новые муравьиные семьи не подрывают связь между своим родительскимдомом, устанавливая дружеские контакты. Такое объединение называется муравьинойколонией.

 

Приложение6

Берёза обыкновенная

Берёза(лат.Bétula)- род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые.Берёза широко распространена в Северном полушарииРоссии принадлежит к числу наиболеераспространённых древесных пород. Общее число видов — около ста или немного больше. Многиевиды берёзы — широко распространённые и важнейшие лесообразующие породы, взначительной мере определяющие облик и видовой состав лиственных и хвойно-лиственных (смешанных) лесовв умеренной и холодной части Евразии и Северной Америки.

Многие части берёзыиспользуются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слойкоры), берёзовый сок.Почки и листья применяют в медицине: настои из почек илистьев — как мочегонное, бактерицидное, ранозаживляющее и жаропонижающеесредство, а масляную вытяжку из берёзовых почек — как дерматологическоесредство. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве.

Берёза занимает важное место вкультуре славян, скандинавов, финно-угорских и других народов.

Биологическое описание

Большинство видов берёз — деревья высотой до 30 и даже 45 м,с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едваприподнимающихся над землёй. Все представители рода — однодомные раздельнополые ветроопыляемые растения.

Корневая системаберёз мощная, в зависимости отвида и условий произрастания либо поверхностная, либо, что чаще, уходит косовглубь. Стержневой корень проростка отмирает очень быстро, зато боковые корниразвиваются мощно и богаты тонкими мочковидными корешками. Берёза растётмедленно только в первые годы. Потом, наоборот, начинает расти быстро, и этообеспечивает ей победу над конкурирующей травянистой растительностью.

Кора у большей части берёз белая, желтоватая, розоватая или красновато-бурая,у некоторых видов серая, коричневая или даже чёрная. Полости клеток пробковой ткани на стволах заполнены белым смолистым веществомбетулином, который придаёт коре белую окраску. Внешняя часть— берёста— обычно легко отслаивается лентами. У старых деревьевнижняя часть ствола нередко покрывается тёмной коркой с глубокими трещинами.

Листья берёзы очерёдные, цельные, по краю зубчатые, яйцевидно-ромбические илитреугольно-яйцевидные, моносимметричные, с широким клиновидным основанием илипочти усечённые, гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданиемжелтеют. Молодые листья клейкие. Жилкование листовой пластинки совершенное перисто-нервное(перисто — краебежное): боковые жилки оканчиваются в зубцах.

Почки попеременные, сидячие,покрытые спирально расположенными, часто клейкими чешуйками; боковые почкинемного отстоящие.

Мужские цветки в сложных соцветияхсерёжковидных тирсах— появляются ещё летом на вершинахудлинённых побегов, обычно по 2—3; сначала они стоячие и зелёного цвета, затем постепеннобуреют. Их длина 2—4 см. Женские серёжки вырастают на вершинах укороченных побегов (брахибластов), развивающихся из боковых почек прошлогодних побегов, ипоэтому сидят всегда на боку ветки. Одновременно с зацветанием мужских серёжекраспускаются листовые почки и женские серёжки. Во время цветения они всегда короче и у́же мужских, которые послеопыления сразу же опадают. Плод— сплюснутый чечевицеобразный орешек, несущий на вершине два засохших столбика и окружённый более или менее широким тонкокожимперепончатым крылышком. Плоды сидят по три в пазухах трёхлопастных плодовых (прицветных)чешуек. Семена очень лёгкие — в одном грамме насчитывается 5000 семян.Легко разносятся ветром (на расстояние до 100 м от материнского растения),плоды не вскрываются.

Хозяйственное значение и применение

·               Ветвями берёзы православныеукрашают церквии жилища на ДеньСвятой Троицы.

·               Ценится в декоративном садоводстве за красоту кроны и ажурнуюлиству. Иногда используется в качестве солитера вландшафтном дизайне.

·               Листья дают с квасцамижёлтую краскудля шерсти.

·               В пчеловодстве берёза важна как пыльценос.

·               Берёзовая лучинаприменялась в старину для освещения крестьянских изб— она горит ярко и почти без копоти.

·               Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, назимний период.

·               Берёза даёт лучшие дрова.

Древесина

Берёзу рубят в возрасте спелости древесины,— от 40—50 лет.Раньше для получения крупного хорошего поделочного материала берёза срубалась в60—80 и даже иногда в 100-летнем возрасте; на дрова она пригодна в 40—60 лет. На постройки берёза малогодится, так как скоро загнивает из-за развития грибка.

Тяжёлая плотная берёзовая древесина довольно прочная, хорошо сопротивляетсяраскалыванию. Цвет — белый, с более жёлтым ядром. Используется для изготовлениявысококачественной фанеры, лыж,мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия. Особенно ценится карельская берёза, которая отличается оченьсложной фактурой древесины.

Наросты, изредка образующиеся на корнях, крупных сучьях илистволах берёз, — кап— на разрезе имеют своеобразный сложный и красивый рисунок.Обработанный кап издавна использовали для изготовления изящных поделок: шкатулок, табакерок, портсигаров, декоративных деталей мебели.

Дёготь

При сухой перегонке берёсты образуется берёзовый,или берёстовый, дёготь.

Берёзовый дёготь применяется в медицине и ветеринарии,преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство, входит всостав дегтярного мыла и разнообразных мазей и кремов, применяемых для лечениякожных заболеваний. В кожевенном производстве применяется при выделки юфти.В старину им смазывали ступицы тележных колёс для уменьшения трения.

Берёста

Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — берёста,или береста́(допустимы оба варианта написания и произношения).

Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличаетсячрезвычайной прочностью и долговечностью.

Берёста издавна применялась в народных промыслах дляизготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).

Берёста прекрасно сохраняется в речных наносах, торфяниках,благодаря чему академик В. Л. Янин открыл в Новгороде целый кладдревнерусских рукописей.

Известно также множество древних китайских и санскритских текстов на берёсте.

В прежние времена берёсту употребляли от малярии.

Народности Севера и Дальнего Востока использовали берёстудля изготовления лодок и сооружения жилищ — чумов.

Берёзовый сок

Берёзы к концу вегетативного периода накапливают питательныевещества, в том числе сахара́. Весной, с началом сокодвижения (до распусканиялистьев), эти вещества начинают подниматься к листьям.

Если на стволе сделать в это время надрезы, из них будет вытекатьзначительное количество сока (пасоки — жидкости, выделяющейся из перерезанныхсосудов древесины стеблей или корней живых растений под влиянием корневогодавления), содержащего от 0,43 до 1,13 % сахара. Явление вытеканиянаблюдается вслед за первыми оттепелями; в первые дни вытекание незначительно,но затем постепенно возрастает и, достигнув через некоторое время максимума, начинаетпостепенно убывать, а ко времени распускания почек совершенно прекращается.Длительность вытекания сока — несколько недель.

Сбор берёзового сока истощает дерево, к тому же через ранына коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы, дерево может заболеть и в конце концовпогибнуть. В связи с этим после сбора сока рекомендуется повреждения на корезамазывать варом или глиной.

Берёзовый сок идёт на приготовление разных напитков.Крупная берёза может дать в сутки больше одного ведра сока. Сок иногда консервируют, подкисляя фосфорной кислотой. Упаренный берёзовый сокприменяют для весенней подкормки пчёл.

Медицинское применение

Берёзу традиционно использовали в лечебных целях: настои из берёзовых почек и листьев — как мочегонное, бактерицидное, ранозаживляющее и жаропонижающеесредство, а масляную вытяжку из берёзовых почек — как дерматологическое средство.

Из эфирного масла берёзы вишнёвой (путём перегонки коры и побегов с водяным паром) получают метилсалицилат.

Берёзовый дёготь— традиционное консервирующее и дезинфицирующеесредство.

Берёзовые веники в России традиционноиспользовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.

Считалось, что запах берёзы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля,очищает кровь.

В северных широтах берёзовая пыльца иногда является аллергеном, ответственным за проявление сезонной сенной лихорадки у людей с повышеннойчувствительностью.

 

Приложение7

Родник

Родни́к (исто́чник,ключ, крини́ца) — естественный выход подземных вод на земнуюповерхность на суше или под водой (подводный источник).

·      Образованиеисточников может быть обусловлено различными факторами:

·      пересечениемводоносных горизонтов отрицательными формами современного рельефа (например,речными долинами, балками, оврагами, озёрными котловинами);

·      геолого-структурнымиособенностями местности (наличием трещин, зон тектонических нарушений,контактов изверженных и осадочных пород);

·      фильтрационнойнеоднородностью водовмещающих пород и др.

Родники бывают: восходящими —напорными и нисходящими — безнапорными; временно действующими (сезонными) ипостоянно действующими и др.

По температуре родники делятсяна холодные, тёплые, горячие и кипящие.

По классификации советскогогидрогеолога А. М. Овчинникова выделяется три группы источников в зависимостиот питания водами верховодки, грунтовыми или артезианскими водами.

Источники первой группы,питающиеся верховодкой, располагающиеся обычно в зоне аэрации, имеют резкиеколебания дебита(вплотьдо полного иссякания), химического состава и температуры воды.

Источники, питающиесягрунтовыми водами, отличаются большим постоянством во времени, но такжеподвержены сезонным колебаниям дебита, состава и температуры. Ониподразделяются на эрозионные (появляющиеся в результате углубления речной сетии вскрытия водоносных горизонтов), контактные (приуроченные к контактам породразличной водопроницаемости) и переливающиеся (обычно восходящие, связанные сфациальной изменчивостью пластов или с тектоническими нарушениями).

Источники артезианских водотличаются наибольшим постоянством режима; они приурочены к областям разгрузкиартезианских бассейнов.

Химический и газовый составводы источников разнообразен; он определяется, главным образом, составомразгружающихся подземных вод и общими гидрогеологическими условиями района.

По признакам выхода вод наземную поверхность родники подразделяются на три типа: реокрены, лимнокрены игелокрены.

Реокрен образует узкий ибыстрый ручей, который течет по склону и впадает в другой более крупный водоем.Характерен для склонов или у основания холмов, на склонах речных долин или иныхэрозионных врезах.

Лимнокрен на выходе образуетнебольшой проточный водоем, так называемую «ванну», из которой вытекает ручей.На дне лимнокреновой ванны часто наблюдаются грифоны (ключи), по которым поступаютподземные воды на дневную поверхность. Грифон — водоподводящий канал(стержень), заканчивающийся у поверхности чашеобразной впадиной.

Множественные небольшие выходыподземных вод на относительно ровную поверхность образуют гелокрен, обычновыраженный топким, заболоченным местом. Совокупность нескольких близкорасположенных гелокренов составляет кренополе. Обычно из гелокрена иликренополя берут начало один или несколько родниковых ручьев с небольшимдебитом. Гелокрены в зимний период, как правило, не промерзают до дна.

 

Приложение8

Экологическийпаспорт родника

Месторасположениеродника

Родникнаходится в черте города Иркутска, к западу от микрорайона Березовый. Отдороги, которая ведет в микрорайон, до родника 300 метров. Подъезда к родникунет. От дороги к объекту можно подойти по тропе. Родник от тропы отделяеткрутой спуск. Родник расположен на склоне, обращенном на запад. Относительнаявысота склона — 8 метров. Склон сложен суглинком и песчаником. Родник вытекаетиз склона на высоте 6 метров. Далее вода стекает по руслу, сложенному камнями.Через 35 метров русло теряется, вода просачивается в грунт, о чёмсвидетельствует пере увлажненная местность. Для забора воды от места выходапроложен металлический желоб Средняя скорость набора 1 литра воды составляет 4сек

ДебетродникаДебет родника определили способом измерения расхода воды — объемным.Определение расхода воды родника вычислили по формуле: Q=V/Tср.

гдеV — объем взятого сосуда, литры; Тср – среднее время его наполнения, секунды.

Дебитродника равен 250 мл/сек. Дебит родника за 1 час 900 литров в час . За суткидебит родника 21600 литров. Пример вычисления дебита родника приведен в таблице1.

Окружающаяместность родника представлена смешанным сосново –  берёзовым лесом с примесьюкустарников из шиповника, черемухи, яблони, ивы.

Физическиеособенности воды источника

Температуруводыопределили спиртовым термометром и оценили рукой. При температуре воздуха +15градуса температура воды составила +4 градуса. Качественная оценка воды рукой –очень холодная. Зимой родник не замерзает.

Водане имеет запаха. Определили путем экспертной оценки из группы ребят 4человека.

Цветностьводы.Цветность воды определялась путем сравнения — воды из родника и дисцилированнойводы на фоне листа белой бумаги. В исследуемом роднике вода бесцветная.

Результатанализа воды на содержание мути. Вода, простоявшая 2 недели, не имеетосадка.

Меройпрозрачности служит высота столба воды, при котором можно различать на белойбумаге стандартный шрифт определенного размера и типа. В нашем примере черезвысоту столба в 20 см. отлично читается 10 шрифт (10мм). Вывод — водапрозрачная.

Вкуси привкусводам придают растворенные в ней минеральные и органические соединения, а такжегазы. Воду подогревают примерно до 30 — 35°С, набирают в рот около 15 мл идержат несколько секунд (проглатывать не следует). Различают соленый(присутствие в воде хлорида натрия), горький (обусловленный сульфатами магния инатрия), сладкий (продукты разложения органических веществ животногопроисхождения) и кислый (гуминовыми кислотами (болотные воды) и неорганическимикислотами (воды сульфидных месторождений) вкус. Другие вкусовые ощущенияявляются привкусами: хлорный, рыбный, металлический и др. Наличие в воде ионовFe+2 придает ей своеобразный «ржавый» привкус. В воде родника вкус и привкус неощущается

Гидрохимическийанализ воды и состав макрозообентоса проведен на кафедре гидробиологии изоологии беспозвоночных биолого-почвенного факультета ИГУ.

Экологическоесостояние территории родника.

Родник находится в непосредственной близости от автомобильных дорог, жилогомикрорайона, но, несмотря на такую близость в районе родника отсутствуютмусорные свалки. От родника расходятся в разные стороны 4 тропинки, на путиодной из них построен пешеходный мостик, состояние которого поддерживаютместные жители, пользующиеся водой источника.

Мусоравокруг родника практически нет, за исключением мелких фрагментов (небольшиеобрывки бумаги, обертки от конфет).

Вывод:Экологическое состояние территории около родника удовлетворительное.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.19%
НЕТ
39.81%
Проголосовало: 1251

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет