Сенсорное развитие ребенка – это способпознания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды ипомогают формировать целостные образы предметов. В каждом периоде сенсорное развитие имеет свои особенности. В раннем детстве исреднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые,закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношенияхпо величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталоновдети учатся способам обследования предметов: их группировке по цвету, формевокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качествеособой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическоевосприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов,выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоенииграмоты большую роль играет фонематический слух – точнее различение речевыхзвуков – различение восприятия начертания букв. Таким образом, сенсорноевоспитание создает необходимые предпосылки для формирования психическихфункций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического,кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Непосредственное,чувственное познание действительности является первой ступенью познания. Ученые (С.М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрастене обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарнымсенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастнойфазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» – чувства,«моторика» – движение) развития.
Познание ребенком окружающего мира и егообъектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамическихсвойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.
Установлена важная роль чувственного опытав формировании речи и, в частности, ее номинативной (обозначающей) функции.Восприятие и речь взаимно обусловлены в своем формировании. Слово возникает и уточняетсяна основе чувственной сферы. Успешность умственного, физического,эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорногоразвития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит,осязает окружающее. На огромное значение речи для сенсорного развития иразвития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л.С. Выготский.
Овладение речью – это сложный,многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависитот многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головноймозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровняразвития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированныймозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда незаговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась,нужна речевая среда.
В общении с окружающими малыш напервоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которыепроизносят взрослые, т. е. «подгоняет» свое умение к их произношению.Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильноепроизношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если малышговорил, только повторяя за окружающими его людьми, то он никогда бы не смог вполной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важнаязыковая способность ребенка.
В процессе овладения речью у ребенкавырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила изаконы грамматики. Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка ивосприятия. Язык есть непосредственная действительность мысли. Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления изокружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Словозакрепляет представления, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитиеребенка неразрывно связано с сенсорным.
Для ребенка в первую пору его жизни словаявляются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являютсявосприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств – изокружающего его вещественного мира. Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должныбыть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово ивещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первое место- вещь как предмет познания и речи.
Вне конкретного мира язык развиваться неможет, а мы знаем, что ничто не отражается так отрицательно на общем развитииребенка, как отсталость в развитии языка. В раннем детстве надо как можно больше расширять круг наблюдений ребенка,прочно и систематически укреплять в них представления, добытые при наблюдении,давать им обширное знакомство с языком, необходимое для выражения словом того,с чем их познакомила природа и искусство посредством наблюдения. Словозакрепляет представления и делает их более прочными. Расширение кругапредставлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки.Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли из нее непринужденнои свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых уних явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое,наблюдаемое в речь. Необходимо приспособлять к интересам развития детей ужесуществующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этимрасширять круг представлений детей и запас их речевых форм.
Ощущения и восприятия – первая ступень впознании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений.Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играютглавнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственнойработой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, иработу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств ивосприятий.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформитьцитату:
Рогожая С. А., Сафонова М. Ю. Сенсорноеразвитие как основа формирования речи детей дошкольного возраста // Актуальныеисследования. 2021. №24 (51). С. 118-120. URL:https://apni.ru/article/2603-sensornoe-razvitie-kak-osnova-formirovaniya