Глава 5. Сборка двигателя.
Глава 4. Неисправности двигателей КамАЗ.
Маршрутная схема технологического процесса текущего ремонта автомобиля КамАЗ.
В маршрутно-операционном технологическом процессе указывается и то, и другое.
Основными неисправностями двигателя могут быть следующие:
· уменьшение мощности двигателя, увеличение расхода топлива и масла .
· повышение дымности отработавших газов . уменьшение давления масла в системе двигателя при температуре выше О °С .
· неустойчивая работа двигателя на холостом ходу . работа двигателя с перебоями или перегревом . глухие стуки в подшипниках коленчатого вала . заклинивание коленчатого вала .
· звонкие стуки деталей газораспределительного механизма .
подтекание жидкости в соединениях системы охлаждения.
2. Основные неисправности двигателей КамАЗ-740
Условные обозначения: УТР — углубленный текущий ремонт двигателя, КР — капитальный ремонт, TP — текущий ремонт
Внешние проявления (признаки) неисправностей | Влияние неисправностей на работу агрегата | Возможная неисправность сопряжения или дефект детали | Вид ремонта | Способ устранения неисправности | ||
Стук в средней части блока двигателя | Уменьшение мощности двигателя, увеличение расхода топлива и масла, повышенное дымление отработавших газов | Пригорание колец в канавках поршней . износ поршневых колец, гильз цилиндров, поршней, деталей газораспределительного механизма | КР, УТР | Разобрать двигатель, заменить или восстановить изношенные детали | ||
Стук в нижней части картера двигателя глухого тона, изменяющийся с изменением частоты вращения коленчатого вала | Уменьшение давления в масляной магистрали двигателя | Износ коренных подшипников . износ шатунных подшипников, применение нерекомендованного сорта смазки | КР, УТР | Восстановить или заменить коленчатый вал, заменить масло | ||
Износ упорных колец коленчатого вала | УТР, КР | Заменить упорные кольца | ||||
Резкий звонкий двойной стук в средней части картера двигателя | Уменьшение мощности двигателя, уменьшение скорости движения автомобиля | Износ пальца в бобышках поршня, износ верхней втулки шатуна | УТР, КР | Заменить втулки шатуна | ||
Стук, похожий на детонацию | Ранний впрыск топлива в цилиндр | Разрегулировка муфты опережения впрыска топлива | TP | Отрегулировать муфту | ||
Звонкий стук в головке цилиндра | Уменьшение мощности двигателя | Стук клапанов о коромысло, большой тепловой зазор между клапаном и носком коромысла | TP | Отрегулировать тепловой зазор регулировочным винтом | ||
Глухой стук в головке цилиндров | Удары поршня о клапан выводят поршень из строя | Заедание клапана во втулке, поломка клапанных пружин | КР, УТР | Снять головку, отремонтировать клапанный механизм | ||
Указатель давления масла показывает давление более 0,5 МПа | Заедание редукционного клапана системы смазки в главной магистрали, недостаточная очистка масла от загрязнений | Поломка деталей клапана, засорение фильтрующих элементов полнопоточного масляного фильтра | TP | Разобрать, заменить детали | ||
Включается лампочка индикатора указателя температуры охлаждающей жидкости | Не работает гидромуфта или водяной насос | Неисправен включатель гидромуфты, проскальзывают ремни привода водяного насоса, поломаны его детали | УТР, КР | Поставить рычаг включателя в положение «В», отремонтировать включатель и водяной насос | ||
Возможные неисправности двигателей КамАЗ-740, причины их возникновения и рекомендуемые способы их устранения представлены в табл. 2. Неисправности двигателя обусловливаются неисправностями шатунно-кривошипного и газораспределительного механизмов. Признаками неисправностей указанных механизмов являются глухие ритмичные стуки в нижней части картера двигателя и звонкие стуки в головках цилиндров.
|
|
|
|
Для шатунно-кривошипного механизма наиболее характерными являются износ шеек коленчатого вала и его подшипников. Кроме того, могут иметь место проворот вкладышей и заклинивание коленчатого вала из-за закоксовывания масляных каналов в шейках коленчатого вала, обрыв шатунов и шатунных болтов, износ поршневых колец и гильз цилиндров, кавитационный износ трех отверстий для прохода охлаждающей жидкости «Тосол» в головках цилиндров под воздействием ударных колебаний.
Износ поршневых колец и внутренних поверхностей гильз цилиндров, а также пригорание колец в канавках поршней приводят к снижению компрессии и уменьшению мощности двигателя. Признаками этих неисправностей являются повышенная дымность отработавших газов, а также увеличенный расход топлива и масла.
Звонкие стуки, возникающие при изменении подачи топлива с увеличением нагрузки на двигатель, являются следствием износа втулок верхней головки шатунов, пальцев и бобышек поршня.
Глухие стуки, появляющиеся при резкой подаче топлива на холостом ходу двигателя, свидетельствуют об увеличении зазора между коренными и шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами подшипников. Это происходит в результате износа антифрикционного слоя вкладышей и шеек коленчатого вала.
Уменьшение мощности и перебои в работе двигателя свидетельствуют об износе деталей газораспределительного механизма. Это является следствием неплотного закрытия гнезд клапанов и увеличенных зазоров между стержнями клапанов и носками коромысел, что приводит к характерному металлическому стуку.
Глухой металлический стук на холостом ходу и усиление его при увеличении подачи топлива являются признаком поломки клапанных пружин или заедания клапанов.
Восстановление деталей шатунно-кривошипного и газораспределительного механизмов производится при капитальном или углубленном текущем ремонте двигателей.
Перегрев двигателя и нарушение теплового режима происходят вследствие следующих неисправностей системы охлаждения: понижения уровня охлаждающей жидкости в системе, ослабления натяжения приводных ремней, засорения трубок радиатора, а также неисправности в работе гидромуфты.
Увеличение дымности отработавших газов со специфическим синеватым оттенком при выходе их из глушителя и падение давления масла являются следствием неисправности системы смазки.
Важное значение имеют применение масла рекомендуемого сорта и поддержание нормального уровня его в картере. Уменьшение уровня масла приводит к уменьшению подачи его к трущимся поверхностям деталей. При большом уровне масло забрызгивается в камеру сгорания и сгорает в ней, выделяя дым характерного синего цвета.
|
|
Неисправности системы смазки, засорение масляных фильтров и маслопроводов приводят к преждевременному износу всех деталей шатунно-кривошипного и газораспределительного механизмов.
Стержни клапанов перед сборкой графитизируются, рабочие поверхности направляющих втулок клапанов и стержни клапанов смазываются чистым дизельным маслом. Посадка клапанов на седла должна быть герметичной. Проверка герметичности производится сухим воздухом при давлении 0,15 МПа. Допустимая утечка воздуха не должна превышать 3,6 см3/мин. Клапаны должны быть надежно зафиксированы сухарями.
Головка цилиндров перед установкой тщательно обдувается сжатым воздухом от компрессора. Стыки головки цилиндра и гильзы, головки и блока уплотняются прокладками, б. Кольца уплотнительного газового стыка после установки в головку обжимаются усилием 4500 Н. Выход (выступ) плоскости кольца из головки после обжатия не должен превышать 0,08 мм. Забоины и заусенцы на выступах не допускаются. Перед установкой головок цилиндров на блок цилиндров плоскости их сопряжений, а также прокладки обдуваются сжатым воздухом. Резиновые уплотнительные кольца головок цилиндров устанавливаются плоской стороной к блоку цилиндров. Каждая головка цилиндра должна свободно, без ударов, устанавливаться на штифты. Резьба болтов крепления головки цилиндров смазывается тонким слоем графитовой смазки. Затяжка 6олтое производится равномерно, в 3 приема, чтобы исключить возможные перекосы головок. Моменты затяжки должны быть при 1-м приеме 40—50 Н*м . при 2-м приеме 120—150 Н*м, при 3-м приеме — 190—210 Н*м (рис. 13). Топливный насос высокого давления (ТНВД) устанавливается в развале блока цилиндров на специальные поверхности.
Рис. 3. Выход днища поршня над упорным буртиком гильзы цилиндров и установка уплотнений гильзы и головки в блоке:
Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252 |
|
а — величина выхода днища поршня над упорным буртиком гильзы цилиндров . б — уплотнения гильзы и головки цилиндров в блоке . I — поршень . 2 — опорный бурт гильзы цилиндров . 3 — уплотнительное кольцо головки цилиндров . 4 — уплотнительное кольцо гильзы цилиндров . 5 — головка цилиндров . 6 — прокладка головки цилиндра . 7 — блок цилиндров . 8 — уплотнительное кольцо нижней части опорного бурта гильзы цилиндров . 9 — гильза цилиндров
Рис. 4. Затяжка болтов головки блока:
1—2—3—4 — последовательность затяжки
Болты равномерно затягиваются в 2 приема в последовательности, указанной на рис. 4, а. Момент затяжки болтов при установке ТНВД составляет 40—80 Н*м.
Для установки ТНВД проворачивается коленчатый вал до такого положения, при котором фиксатор, расположенный на картере маховика, войдет в паз на маховике. При этом метка на заднем фланце ведущей полумуфты должна находиться сверху, что обеспечивает положение поршня первого цилиндра в конце такта сжатия. После этого устанавливается ТНВД. Для этого метки на корпусе насоса и муфте опережения впрыска совмещаются, и корпус насоса закрепляется.
Вал ведомой шестерни привода топливного насоса собирается с подшипником и шестерней. В задний торец вала запрессовывается сухарь привода датчика электротахометра на глубину (7±0,2) мм. При напрессовке шестерни и подшипников на вал передача усилий через шарики не допускается. При установке собранного вала на двигатель метка на ведомой шестерне привода топливного насоса совмещается с меткой на шестерне распределительного вала, как показано на рис. 5, после чего в переднюю опору запрессовывается подшипник и устанавливается корпус заднего подшипника.
Рис. 5. Размещение и установка шестерен привода агрегатов:
а — размещение распределительных шестерен в задней части двигателя . б — схема установки распределительных шестерен по меткам . 1 — болт М12Х1 крепления роликоподшипника . 2, 21 — промежуточные шестерни . 3 — болт . 4, 17 — шайбы . 5 — манжета . 6 — корпус заднего подшипника . 7 — прокладка . 8 — сухарь . 9 — вал шестерни привода топливного насоса высокого давления . 10 — шпонка . 11, 15 — шарикоподшипники . 12 — шестерня привода топливного насоса высокого давления . 13 — распределительный вал в сборе с шестерней . 14 — упорная шайба . 16 — ось . 18 — болт М10Х1 . 19 — конический двухрядный роликоподшипник . 20 — шпонка . 22 — упорное кольцо . 23 — стопорное кольцо . 24 — ведущая шестерня коленчатого вала
После установки топливного насоса затягиваются стяжные болты переднего фланца полумуфты ТНВД, подсоединяются масляные трубопроводы, устанавливаются форсунки, после чего подсоединяются топливопроводы низкого и высокого давления, производится окончательная регулировка впрыска топлива, устанавливается рукоятка фиксатора в мелкий паз на корпусе фиксатора для закрепления муфты на валу.
Клапанный механизм собирается и регулируется после притирки и контроля клапанов в клапанных гнездах. Регулировка клапанов производится при четырех положениях коленчатого вала. Первое положение коленчатого вала определяется относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре. Последующие положения коленчатого вала определяются его поворотом на угол, указанный в табл. 3. При каждом положении регулируются зазоры клапанов одновременно двух цилиндров в порядке работы: 1—5—4—2—6—3—7—8.
Тепловой зазор регулируется в следующем порядке:
· снимаются крышки головок цилиндров .
· затягиваются болты крепления головок цилиндров в последовательности, указанной .
· устанавливается фиксатор маховика в нижнее положение . снимается крышка люка в нижней части картера сцепления .
· вставляется ломик в отверстия на маховике и проворачивается коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в зацепление с маховиком .
· фиксатор маховика устанавливается в верхнее положение .
· коленчатый вал поворачивается на угол 60° против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика . поворот маховика на угловое расстояние между двумя соседними отверстиями соответствует повороту коленчатого вала на 30°, т. е. в первое положение. При этом клапаны 1-го и 5-го цилиндров закрыты, штанги клапанов легко проворачиваются от руки .
· проверяется момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров . при необходимости гайки затягиваются .
· щупом проверяется зазор между носками коромысел с торцами стержней клапанов 1-го и 5-го цилиндров, как показано на рис.5 . щуп толщиной 0,3 мм для впускного и 0,4 мм для выпускного клапанов должен входить с усилием . передние клапаны правого ряда цилиндров впускные, левого ряда — выпускные.
Рис. 6. Установка топливного насоса высокого давления (ТНВД) на двигателе:
а — порядок затяжки болтов крепления ТНВД . б — установка муфты ТНВД на впрыск топлива в первый цилиндр двигателя . I, III, IV, II — последовательность затяжки болтов крепления ТНВД при установке его на двигатель . 1 — корпус ТНВД . 2 — муфта опережения впрыска топлива . 3 — диск вала привода ТНВД с гребенкой . 4 — вал привода муфты опережения впрыска топлива . 5 — крышка . 6 — метки гребенки на диске вала привода ТНВД . 7 — метка на корпусе муфты опережения впрыска . 8 — метка на корпусе ТНВД . 9, 12, 13, 15 — болты крепления ТНВД . 10 — секция подачи топлива к форсункам . 11 — направление порядка затяжки болтов крепления ТНВД . 14 — динамометрический ключ для затяжки болтов
34.
Углы поворота коленчатого вала относительно положения, соответствующего началу впрыска топлива в первом цилиндре (для регулирования тепловых зазоров клапанов остальных цилиндров) проверяется затяжка болтов крепления ТНВД, а, и положение меток на торце корпуса муфты опережения впрыска топлива, корпусе топливного насоса высокого давления и фланца ведущей полумуфты привода ТНВД, как показано на рис. 6, б . если риски не совпадают, коленчатый вал специальным ключом через отверстие в нижней части картера маховика проворачивается маховиком на один оборот до появления рисок на гребенке диска вала привода ТНВД, при этом риски должны быть совмещены .
Регулировка теплового зазора облегчается применением приспособления И-801.14.000, показанного на рис. 7. При этом гайка регулировочного винта ослабляется и вставляется в зазор щупа. Вращением регулировочного винта отверткой устанавливается требуемый зазор. Придерживая винт отверткой, гайка затягивается и проверяется величина зазора. Дальнейшее регулирование зазоров в клапанном механизме производится попарно в цилиндрах 4-м и 2-м (положение II), 6-м и 3-м (положение III), 7-м и 8-м (положение IV), проворачивая коленчатый вал по ходу вращения каждый раз на 180°. Контроль правильности регулировки проверяется на работающем двигателе. При правильно отрегулированных зазорах стука в клапанном механизме не должно быть. Крышки люка картера сцепления и головок цилиндров устанавливаются после регулировки по назначению. Величины зазоров должны быть: для впускных клапанов — 0,15—0,20 мм . для выпускных клапанов — 0,30—0,35 мм.
3.Углы поворота коленчатого вала относительно положения, соответствующего началу впрыска топлива в первом цилиндре (для регулирования тепловых зазоров клапанов остальных цилиндров)
Параметры | Единица измерения | Положение коленчатого вала | ||||
I | II | III | IV | |||
Угол поворота коленчатого вала | град | |||||
Цилиндры регулируемых клапанов | 1.5 | 4,2 | 6,3 | 7,8 | ||
Рис. 7. Сборка привода клапанов и регулировка теплового зазора между клапаном и толкателем с использованием щупа, ключа и отвертки:
1 — регулировочный винт . 2 — контргайка
Рис. 8. Регулировка теплового зазора в клапанном механизме с использованием приспособления И-801.14.000:
1 — накидной ключ с воротком . 2 — отвертка с воротком . 3 — регулировочный винт коромысла . 4 — контргайка . 5 — носок коромысла . 6 — пластинчатый щуп . 7 — пружина клапана
Перед регулировкой необходимо надежно затянуть контргайки регулировочных винтов и проверить зазоры.