* отличие от учебной программы (нормативный документ, определяющий содержание учебного курса по определенному предмету, его разделы, темы их последовательность, а также регламентирующий время, контрольные вопросы и критерии оценки усвоения содержания).
Образовательная программа — нормативный документ, определяющий содержание и организацию (кол-во часов/нед) образовательного процесса (ведущие концептуальные идеи) определенного уровня и направленности на конкретном образовательном маршруте учащихся. ОП является моделью пути достижения образовательного стандарта, определяет условия способствующие достижению учеником избранного уровня образованности в соответствии с его потребностями.
Структура ОП: 1) цели программы (цели образования + описание условий для достижения эффективности процесса образования) . 2) учебный план (инвариантная и вариантивная часть) . 3) комплект учебных программ по всем предметам (соответствие учебной программы учебному плану) . 4) набор программ внеучебной деятельности (связанных с учебной программой) . 5) организационные условия и педагогические технологии, применяемые при реализации программы . 6) систему методов педагогической диагностики (обеспечивают обоснование и корректировку ОП) . 7) описание ожидаемых результатов и направление образовательных маршрутов. Соотнесение ОП со ступенями образования – для каждой своя специфика целей, плана.
Типы образовательных программ: расширенного обучения -углублённого обучения с основам школьной ОП . реабилитационная . профильная — интенсивного научного обучения .
В соответствии с приоритетными целями: ориентационная (формирование личностных ориентиров в определенной области) . фундаментальная (освоение фундаментальных знаний в конкретной научной области) . прикладная (создание условий для совокупности умений).
ОП для профессионалов (педагогов, администрации, управленцев) и для потребителей (родители, учащиеся).
ОП рассматривается как действенный механизм реализации прав ребенка: реализация права выбора ОУ, ОП в соответствии с образовательными потребностями
Проблема управления качеством образования.
Образование – систематизированная совокупность знаний и компетенций человека . организованный процесс овладения системой знаний и компетенций . процесс становления социальных и культурных свойств человека . социальный институт /совокупность норм и правил/, в котором люди проходят становления . ценность человеческая и социальная.
Функции государственного образовательного стандарта:
ü Введение закона как средства регулирования качества образования (предупреждение недоброкачественных образовательных услуг) . гарантии обязательного минимума содержания (уровень образования и образованности, которое государство гарантирует гражданам) .
ü Подход к управлению образованием «по результатам», а не управление процессом Þ предоставление возможности выбора СО, МО и последовательности изложения материала.
Надо: образование квалифицированных кадров . диагностика качества образовательного процесса.