Тема урока. Великая Отечественная война. Трагическое начало.
Цель: формирование представлений о начальном периоде ВеликойОтечественной войны и раскрытие причин неудач Красной армии на данном этапе.
Задачи:
- подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале войны;
- рассмотреть ход военных действий в начале Великой Отечественной войны
- продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;
- развивать умения работать с дополнительным материалом;
- формировать чувство патриотизма, любви к Родине;
- развивать интерес к предмету.
Тип урока: урок сиспользованием ИКТ
Оборудование: презентация, карта, книги о земляках ВОВ
Основные события урока:
22 июня 1941 г. – начало ВОВ.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Актуализациязнаний
Слайд №1
— Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке унас присутствуют гости.
— Вы, наверное, уже догадались, что занятиенаше будет необычным.
— На нашем уроке пойдет серьезный и важныйразговор, на тему…
-Прежде чемперейти к теме урока давайте с вами вспомним…Какпроходила подготовка к войне в СССР и Германии?
-В 90-х гг. вышлакнига Суворова «Ледокол». Основная идея книги: Сталин готовил захватГермании и Европы, а Гитлер опередил его.
Нам необходимопрослушать сообщения ваших одноклассников о плане «Гром», «Барбаросса» и плане«Ост» и сделать вывод: действительно ли Сталин готовил нападение на Германию,а Гитлер его опередил?
-Я хочу обратитьваше внимание на эпиграф к этому заданию.
Эпиграф:
“Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, —
Не разбейте глиняный сосуд”.
В. Высоцкий
1.Ученик.
— Советскийплан агрессии против Германии Гром, которого придерживаютсясторонники упреждающего удара Гитлера: Не раз в различных изданияхсторонники упреждающего удара Гитлера ссылались на некий план агрессии СССРГром, как на убедительнейшее доказательство того, что именноСталин явился виновником войны.
Начнем с того,что самого наименования Гром просто-напросто не существует.Привычка давать оперативным планам кодовые имена (типаКонцерт, Сатурн, Уран, Багратиони др.) появилась у советского командования только в годы войны.
Существенныммоментом в документе является дата его создания — 15 мая 1941 года.
Из воспоминанийЖукова Г.К. идея предупредить нападение Германии появилась у них с Тимошенкопосле речи Сталина 5 марта 1941 г. перед выпускниками военных академий, вкоторой он говорил о возможности наступательной тактики. В условиях, когда врагсосредоточил огромные силы у границ было дано задание Василевскому разработатьплан предупредительного удара. Проект Василевского вызвал у Сталина гнев, тем,что мы можем спровоцировать немцев на войну. Так была похоронена идея опредупредительном ударе.
Хочется обратитьвнимание еще на два момента:
В мае 1941 г. Василевский был всего на всего генерал-майором и должность его быланезначительна — заместитель начальника оперативного отдела Генерального штабаКрасной Армии.
Второй момент.Документ написан от руки на нескольких листах. К нему не приложено ни карт, нирасчетов, ни графиков. Т.е. это элементарный черновик. Подписан он толькоВасилевским. Ни единой другой подписи на нем нет. Обычно подобныедокументы уничтожаются как просто черновые записи. Очевидно, что сохранился ончисто случайно.
-Учитель: Сталинготовил захват Германии и Европы?
2.Ученик. План «Барбаросса»
-Условноенаименование плана войны фашистской Германии против СССР.
Главная идеяликвидация СССР и завоевание мирового господства.
Послепобедоносного завершения французской кампании летом 1940 немецко-фашистскоеполитическое руководство приняло решение о подготовке плана войны против СССР.Разрабатывалось несколько вариантов. 5 декабря 1940 был утвержден окончательныйвариант плана, представленный начальник Генштаба сухопутных войскгенерал-полковник Ф. Гальдером.
Общаястратегическая задача — «нанести поражение Советской России в быстротечнойкампании еще до того, как будет закончена война против Англии». В основузамысла была положена идея «расколоть фронт главных сил русской армии,сосредоточенной в западной части России, быстрыми и глубокими ударами мощныхподвижных группировок. По трём направлениям:
Северное -Прибалтика – Ленинград;
Центральное –Белоруссия –Смоленск – Москва;
Южное –Киев –Донбасс – Крым.
За 5 месяцеввыйти на линию Архангельск — Волга — Астрахань. Не допустить отступлениебоеспособных частей Красной Армии на восток. Индустриальный район на Востокеуничтожить с помощью авиации.
Первоначальноназначенный срок нападения — май 1941 — в связи с проведением операций противЮгославии и Греции был перенесён на 22 июня (окончательный приказ отдан 17июня).
-О чемговориться в этом документе?
-Какой можносделать вывод?
2. Подчас можно услышать, что гитлеровская агрессия была попыткойосвободить народы нашей страны от деспотического режима «сталинизма». Так лиэто? О чем говорят факты на этот счет?
-Наэтот вопрос нам ответит…
3 Ученик «ПланОст»
Основные цели:колонизация территорий Восточной Европы, истребление, онемечивание ипревращение народов восточно-европейских стран в рабов рейха. Разрабатывался восновном Главным управлением имперской безопасности под руководствомрейхсфюрера СС Г. Гиммлера; утвержден А. Гитлером 25 мая 1940. Планом предусматривалось: русский народ должен был быть разгромлен как народ, разобщён и ослаблен. Натерритории СССР предполагалось организовать четыре рейхскомиссариата –германские провинции. Москву, Ленинград, Киев и другие города предписывалосьвзорвать, затопить и полностью стереть с лица земли.
Итак, какойможно сделать вывод?
— Сталинготовил нападение на Германию?
-Какимдокументом он руководствовался? (Пакт о ненападении)
— А Гитлер?(План Барбаросса, план Ост)
-Такова былаобстановка на кануне войны
III. Мотивация к уроку
Слайд №2
-Я прочту стихотворение, вы, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Учитель читаетотрывок из стихотворения С.Щипачева «22 июня 1941 года»:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
— Каквы думаете, какая тема нашего урока?
— Чтотакое война? какие ассоциации вызывает у вас это слово?
Когда мыпроизносим слово война, то сразу представляем себе кровь, слёзы, потерю близкихи родных.
— Атеперь посмотрите, пожалуйста, определение слова «война» по толковому словарюС.И.Ожегова: « Война – вооружённая борьба между государствами». Вот такоескупое даётся определение войны в словаре.
Слайд №3
-Давайтеобратимся к эпиграфу:
“Разглядеть,что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, —
Не разбейте глиняный сосуд”.
— Я предлагаю науроке не быть беспристрастными судьями, а поработать с информацией идокументами, которые дошли до наших дней.
Слайд №4-6
Видеоролик «Нападение»
-Внимательно посмотрите видеоролик и ответьтена вопросы:
1. Когда началась ВОв?
2. На какую войну рассчитывала Германия?
Слайд№7
-Цель урока
—Постановка проблемного вопроса
Слайд №8
IV. Изучение нового
— Итак, 22 июня1941 года без объявления войны, нарушив Пакт о не нападении, германская армияперешла границы Советского Союза и обрушила всю мощь оружия на нашу землю. Обэтом в полдень было объявлено по радио. Началась ВОв, которая длилась 1418 днейи ночей.
Слайд 9
1. Работа с документом. Из выступления В.М. Молотова по радио 22 июня 1941 г.
— Я предлагаю прослушать радиообращение Молотова.
-Какое впечатление произвела на вас речь Молотова?
-Почему война с фашистской Германией была определена с самогоначала как Великая Отечественная?
-Обратимся к документу в учебнике стр. 24.
— Не первый раз нашему народу приходилось иметь дело снападающим врагом.
— Кого врага имел в виду Молотов, говоря эти строки?
-Выполним задание № 2 в рабочей тетради
— В тот же день была объявленавсеобщая мобилизация.
Слайд 10
2. Работа с учебником
-выделите основные мероприятия советскогоправительства по организации отпора врага
— была объявлена всеобщаямобилизация;
-Запишем в рабочуютетрадь: задание № 7
Мобилизация – призыв военнообязанных надействительную военную службу. Перевод вооруженных сил из мирногосостояния в полную боевую готовность
-Уходили на фронт ижители нашего края (Рассказ ….)
Слайд 11
— в западных районах СССР быловведено военное положение;
— на базе приграничных округов былиобразованы фронты: Северный, Северо-западный, Западный, Юго-западный и Южный фронты
—Что было создано для оперативного управления фронтами
Была создана ставка ГлавногоКомандования.
В состав ставки вошли: И.В. Сталин, В.М. Молотов, С.К.Тимошенко, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, Б.М. Шапошников, Г.К. Жуков.
А 30 июля вся полнота властибыла сосредоточена в руках ГКО, председателем которого был Сталин
Слайд 12
4. Работа на сайте история России https://istoriarusi.ru/cccp/plan-barbarossa.html
-Работаем в группах и каждая группа заполниттаблицу
Направленияглавного немецкого удара
Название направления |
Командующий армией |
Промежуточные территории |
Конечный пункт |
|
|
|
|
1 г.- северноенаправление
2 г. –центральноенаправление
3 г. –южное
Слайд №13
5.Работа с картой
1.
—Проследите на карте направления главных ударов гитлеровских войск впервые дни войны.
За 6 недель предполагалось разгромить Краснуюармию и выйти на линию Архангельск-Астрахань.
-Почемугитлеровские войска так стремительно продвигались вглубь территории нашейстраны?
(Объяснялось тем, что нападение быловнезапным, численное превосходство противника огромным, также превосходство втехнике, оружии, солдаты и офицеры имели прекрасную подготовку в условиях новойвойны).
Слайд №14
— Почему немцы рвались захватить именноМоскву, Ленинград и Кавказ?
-Познакомимся с исторической справкой
Историческая справка
Москва — столица Советского Союза, ее захватозначал практически победу в войне или хотя бы в моральном плане и должен былбы серьезно подорвать боевой дух советского народа.
Ленинград представлял собой крупныйпромышленный и экономический центр, второй после Москвы. В нём действовалоболее 300 промышленных предприятий, 130 научно-исследовательских институтов иконструкторских бюро. Ленинград давал 12% всей общесоветской промышленнойпродукции.
Захватить и завоевать Кавказ, значит,выиграть не одну войну. Сюда немцы спешили по трем причинам. Первая,геополитическая — открыть путь к Персии, Афганистану и Индии.Вторая и третья — стратегические. Кубань и Ставрополье должныбыли обеспечить немецкую армию провизией. Майкоп, Грозный, Баку — нефтью.Война моторов требовала топлива, а Баку на тот момент обеспечиваланашу армию горючим на 75%.
Слайд №15
V. Работа с сервисом
— Соотнесите правильно направления главныхударов гитлеровских войск с конечным пунктом.
-Вывод
Слайд №16
Физкультмин
Столько дней громыхает война,
И устали от взрывов солдаты.
Столько дней не стоит тишина,
Почернели шинели, бушлаты.
Столько дней и бессонных ночей,
Даже собственный голос не слышно.
Среди огненных дней, слыша гул батарей,
Ждут солдаты минуты затишья.
А когда наступают они,
Когда всё вдруг вокруг замолкает,
Кто так просто сидит, кто дымит, а кто спит,
Ну а кто на гармошке играет.
-Я вам предлагаю «минуты затишья» и послушатьпесню.
Слайд №17
VI. Работа с учебником
1.
— п. «Силы и планы сторон» стр. 13-14
— Найдите и сравните соотношение сил советскихвойск и войск противника.
-Почему Красная армия потерпела неудачи в начале войны?
Слайд 17
2.
— Для того чтобы выяснить причины неудач Красной армии на начальномпериоде войны, я предлагаю поработать с учебником.
-стр. 14-16 пункт«Неудачи красной армии» прочитаем.
Слайд 18
VII. Самостоятельная работа
-В исторической науке существуют дискуссионныепроблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точкизрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих висторической науке.
-«Поражения Красной армии в первые неделиВеликой Отечественной войны были связаны с серьёзными просчётами, которыедопустило руководство страны во главе со Сталиным».
-Используя исторические знания, приведите двааргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и аргумент, которымможно опровергнуть её. Укажите, в какой период в исторической науки нашейстраны приводился данный аргумент в опровержение.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
1) в подтверждение, например:
—руководители не прислушались к сообщениямразведчиков и перебежчиков, которые указывали дату нападения Германии на СССР;
— серьёзных приготовлений к отражениюнападения не велось, т. к. Сталин полагал, что Гитлер не пойдёт на нарушениедоговора о ненападении;
— перед вступлением врага на территорию СССР ввойска не поступали директивы, которые помогли бы отразить нападение;
— впервые часы войны не было предпринятонеобходимых мер для организации обороны (в войска поступила заведомоневыполнимая директива о переходе в контрнаступление);
2) в опровержение:
— нападение гитлеровской Германии на СССР быловнезапным.
Слайд 19
VIII.Закрепление
Тест в дневнике.ру
1. Когда началась Великая Отечественная война:
а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1939 г; в) 22 июля 1941 г; г) 22 июня 1941 .
2. Как назывался планнападения фашистской Германии на СССР:
а)Барбаросса
3. «Наше дело правое.Враг будет разбит. Победа будет за нами» — в обращении к советскому народуобратился впервые дни войны:
а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов
4. Верховнымглавнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г. был назначен:
а) Г.К. Жуков; б) И.В. Сталин; в) С.К. Тимошенко; г) С.И. Буденный.
Слайд 20
IX. Итог урока
— Итак, перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос.
Почему Красная Армия потерпела поражение в начале войны?
1. Просчёты Сталина и его окружения в оценкевоенной обстановки и сроках начала войны.
2. Переоценка значения советско-германскогодоговора о ненападении
3. Войска не были приведены в боевуюготовность.
4. Превосходство гитлеровцев в живой силе итехнике на решающих направлениях.
5. Репрессии в высшем эшелоне военногоруководства.
6.Германия имела экономический и военныйперевес.
Выставка книг
-Впереди у нас уроки изучения основных событий ВОВ, поэтомухотелось обратить ваше внимание на выставку книг . У нас вбиблиотеке очень много книг о ВОВ и вы можете поработать с дополнительнойлитературой, где можете найти достаточно материала, особенно при подготовке кЕГЭ.
Слайд 21
X. Дом. задание
п. 21 (п.1-5), р.т. № 6, ПУ сообщение: «Земляки-участникиВеликой Отечественной войны»
Слайд 22
XI. Рефлексия
1. Чего заслуживают участники этогоисторического события?
2. Какой памяти они достойны от нас, потомков?
— 9 Мая во всех городах и селах нашейРодины гремят праздничные салюты в честь Великой Победы. Мы с вами тожесоздадим свой салют. У вас на партах шаблонсалюта. Если вы довольны своей работой на уроке, узнали много нового иинтересного — раскрасьте звездочку красного цвета, если вы считаете, что моглибы работать лучше — звездочку желтого цвета.