Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования – Центр детского творчества
Татарского района
Методическая разработка
«Технология творческоймастерской, как условие успешности ребёнка в дополнительном образовании»
Автор- составитель:
ВражкинаЮлия Владимировна,
педагогдополнительного образования
первойквалификационной категории
632122,Новосибирская область, г. Татарск, ул. Ленина 33,
тел:8 -383-64-20-830,
2023г.
Введение
Одной из задач системыобразования является «развитие творческих, духовных и физических возможностейличности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни,обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности». Именноспособностью к творчеству определяется уровень развития личности, и главнаяцель воспитания состоит в том, чтобы углубить и расширить творческий потенциалребенка. В связи с этим, проблема развития творческих способностей личностиявляется актуальной на сегодняшний день.
В качестве высшей целиобразования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейсяличности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающейприродой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистическихценностей. Необходимость формирования этих качеств, особенно в школьный период,является актуальной проблемой. Еще К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, С. Т.Шацкий, П. П. Блонский и другие отмечали важность единства обучения ивоспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей,возможностей и потребностей ребенка; большое внимание уделялось имииндивидуальному подходу в работе со школьниками, созданию условий для ихсаморазвития, самореализации как во время учебных занятий, так и в свободноевремя. Здесь закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовыесоциальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваютсяпознавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающиммиром.
I.Технология «Творческая мастерская»
История возникновения технологиитворческих мастерских
В 1920-х годах у научно-педагогическойобщественности проявилось стремление к избавлению от всего, что мешает человекубыть свободным, счастливым. В центр внимания педагогической общественности былапоставлена личность. Педагоги, врачи, психологи активно изучали личностьребенка, искали пути ее развития. В середине 1920-х годов во Франции возникла«Французская группа нового образования» (GFEN). В нее вошли знаменитые в товремя психологи и педагоги — Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Онистремились противопоставить консерватизму традиционной школы новые интенсивныеметоды обучения и воплотить эти методы в практике. П. Ланжевен и А. Валлондолгое время были президентами GFEN. До 1992 года GFEN возглавлял Анри Бассис,известный французский педагог, поэт и драматург, участник движенияСопротивления в годы Второй мировой войны. По его собственному признанию, нанего огромное впечатление произвело знакомство с педагогической системой АнтонаСеменовича Макаренко.
В своем манифесте «Французская группанового образования» заявила, что ее цель — воспитание свободно и критическимыслящей личности. Отмечалось, что движение «Новое образование» выступает «заинтеллектуальную эмансипацию каждого как условие эмансипации всех». При этомподчеркивалось, что GFEN не отвергает напрочь идей педагогов, творивших до них.Представители этого движения утверждали, что основой их философии являются«мысли гениальных предшественников, представителей человечества: Руссо,Песталоцци, Монтессори, Декроля, Макаренко, Корчака, Бакле, Фрэнэ, Пиаже,Нейла, Баттельхейма — всех тех, для кого изменение методов воспитания ипреподавания является важнейшей задачей цивилизации».
Основатели GFEN отрицали традиционныеатрибуты процесса образования: позволили ученику слушать не учителя, аодноклассника, позволили ошибаться, петь фальшиво, не бояться писать плохо,выдвигать самые на первый взгляд безрассудные гипотезы и отстаивать их,отказываться от них и выдвигать новые. Они предложили тезис о том, что «знание- это созидание и поиск в противостоянии с ранее приобретенными знаниями, скритической оценкой того, что может быть давно принято всеми». При этомпедагоги GFEN настаивали на наличии природных способностей всех людей ктворчеству.
В конце ХХ века, в 1989 году, в Марселесобралась творческая группа из 350 педагогов Франции и других стран Европы -представителей «Французской группы нового образования». На этой встрече былисформулированы основные положения предложенной группой новой технологии -«Мастерской»:
1. Вызов традиционной педагогике. Ученикдолжен находиться в активной позиции, раскрывать внутренний потенциал, самстроить свое знание.
2. Личность с новым менталитетом. Ученикдолжен развиваться как самостоятельная, творческая, ответственная,конструктивно вооруженная личность.
3. «Все способны». Каждый ребенок способенпрактически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будутприменяться в процессе его образования и развития. Необходимо перейти отравенства по праву к равенству на деле.
4. Интенсивные методы обучения и развития.Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельноестроительство знания с помощью метода критического мышления.
5. Новый тип педагога. Учитель неавторитарный наставник, а талантливый скульптор. Педагог должен относиться кученику как к равному. 6. Точный расчет психологических воздействий. Системавоздействия на личность разработана так тщательно, что каждый, кто к ней приобщился,удивляется происходящему с ним: смог сам сочинить, нарисовать, выразитьсобственную мысль.
Таким образом, на рубеже 1980-1990-хгодов представителями GFEN была предложена технология, реализующаяпедагогический подход данной группы.
Теоретические основытехнологии творческих мастерских
Действие, происходящеев ходе мастерской, непосредственно связано с рождением и последовательностьюобразов, их возникновением и исчезновением после исполнения своей роли. Приэтом новые гипотезы, новый опыт как индивидуальный, так и групповой вызываютпоявление иных, необычных, неожиданных образов. В ходе проведения мастерскихвозникает традиционный вопрос о знаниях, умениях и навыках. Кажется, что вдидактическом плане не хватает устного изложения преподавателем содержанияизучаемых вопросов. Основное действие состоит в том, что участники мастерскойвыстраивают свое понимание проблемы, потом выдвигают гипотезы, обсуждают их,отвергают, формулируют новые, а после предъявления их аудитории обнаруживают своипросчеты и выстраивают новые гипотезы. При этом не происходит традиционнойпередачи огромного объема знаний от присутствующих педагогов ученикам. Самадеятельность по выполнению заданий в ходе мастерской требует напряжения всехпознавательных сил, воображения, памяти, мышления.
Важная особенностьтехнологии мастерских — задания формулируются широко, с некоторойнедосказанностью и неопределенностью. Но это дает простор воображению,творческому поиску. Ученики сами формулируют цель своей деятельности, отбираютсредства для ее осуществления. И если традиционно образовательный процесс былсосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такуюструктуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знание неусваивать, а выстраивать. На мастерских предложенные задания становятсяпроблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике,теснее соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционныетехнологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимостьформирования компетентности у выпускников учебных заведений. Следовательно,главная задача педагога — помочь ученику осознать у себя наличие творческих,интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностногоразвития. В ходе мастерских происходит освоение способов духовного иинтеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, тоесть компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результатеразвиваются необходимые современному человеку личностные качества, культурамышления и поведения.
Как показал проведенныйанализ, в качестве наиболее актуально значимых теоретических основ исследованияи развития технологии мастерских следует рассматривать основные положениякомпетентностного, субъектсубъектного подходов, педагогики сотрудничества,успеха, личностноориентированных и проблемно-ориентированных педагогическихтехнологий. Анализируя особенности мастерских как педагогической технологии,важно отметить, что при их построении и проведении активно используетсяследующий подход: образовательный процесс должен быть выстроен с позициисамопознания личности, помощи ее самостоятельным духовным усилиям,стимулирования, пробуждения заложенных в ней от рождения активности итворческого начала.
Важным аспектомпедагогической технологии является воспитание участников мастерской. Процессвоспитания заключается в постоянной корректировке субъективного опыта,сопоставлении его с опытом других, в результате чего происходит выборсобственного пути, самоактуализация.
Педагог в технологиимастерских указывает возможные направления развития ученика, стимулирует егожелание совершенствоваться, приоткрывает дверь в интеллектуальный,эмоциональный, нравственный мир, помогает сосредоточиться на том, что ранее невоспринималось, казалось второстепенным, не столь важным, придать болеезначимый смысл слову, которое ребенок произносит, слышит, читает.
Во время занятийпроисходит социализация, рефлексия, дети свободно высказывают свою позицию,осознают причины ее принятия или непринятия, задают многочисленные вопросы.Мастерская оттачивает гуманитарный стиль мышления, приближая занятия кпрофессиональной деятельности историка (учит добывать, анализировать,интерпретировать, обобщать факты в стиле, свойственном историкам), филолога(организует изучение структуры различных родов литературы, погружает в работусо словом, побуждает к сочинению стихов, прозы, к критическому осмыслениюнаписанного, к совершенствованию текста), химика, физика, биолога, математика(погружает в работу по образованию понятий, по определению цели исследования,признаков понятий, по проверке выдвинутых гипотез, по установлению критериевправильности их оценки, по классификации и систематизации), художника(предлагает исследовать форму линии, цветовое пятно, цвет, ритм, колорит,структуру картины, создавать свои художественные работы, изучать стили,свойственные разным художникам), философа (исследует понятия власти, символа,мифа и реальности, взаимоотношения миров личностей и социальных классов).
В технологии мастерскихнаходят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения.Однако они во многом отличаются от способов, имеющих те же названия и входящихв другие образовательные технологии. Индивидуальный способ при традиционномподходе основывается на первоначальной деятельности педагога, на его слове,инициативе и на последующей самостоятельной работе ученика. Применениеиндивидуального способа обучения в технологии мастерских выдвигает на первыйплан личность ученика, который сам, без вмешательства педагога, соприкасается спроблемой, сам конкретизирует ее, формулирует вопросы, которые требуютпервоочередного исследования. Ребенок самостоятельно вычерпывает первый смыслиз нового текста, выделяет непонятное, достойное последующего обсуждения в пареили группе. Он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самогопроцесса познания.
Парный способ обученияв технологии мастерских равносилен работе в диалоге. При этом пары могут бытькак постоянного, так и сменного состава. Во время диалога происходитсопоставление нового, пополненного знания с уже имеющимися представлениями.
Групповой способобучения занимает важное место в технологии мастерских. Его применениеначинается после того, как индивидуальное вхождение в проблему уже состоялось,сформировано первичное понимание проблемы, прояснены некоторые пути ее решения,т. е. предъявлены индивидуальные и парные наработки. На втором этапе проводитсяих анализ, поиск наиболее эффективного пути исследования и наконец, обычнопосле социализации, предъявления другими группами своих находок, планов,внесения корректив, начинается реализация одного из намеченных путей. Такимобразом, мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытиеиндивидуальности человека, реализацию его права на развитие всех способностей.
II. Сущностьданной технологии выражалась в следующих основных положениях
1. Воспитыватьличности с новым менталитетом. Это личность«самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая»,способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
2. Помнить,что все дети способны . Каждый ребёнок обладаетспособностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладениюестественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой. Делотолько в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.
3 . Использовать современныеметоды обучения и развития личности.
Для технологиимастерских характерны следующие принципы:
а) отношениевзрослого к ребенку, как к равному себе;
б) самостоятельноерешения творческих задач ребенком;
в) плюрализммнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту каждого ребенка.
4. Новыйтип педагога. Это педагог, который не подавляетприроду ребёнка, а развивает его творческие способности.
III. Методы и приёмы работы в технологиитворческих мастерских
1. Методсимволического видения, который заключается в отыскании илипостроении учеником связей между объектом и его символом.
2. Метод сравнения версий . Онпредполагает сравнение собственного варианта решения проблемы скультурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые,философы и т. д.
3. Метод смысловых ассоциаций. Цельметода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения,помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своимвнутренним «я».
4. Метод «Если бы». Ученикампредлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет,если в мире что-то изменится.
5 . Метод«ключевых слов». Этот метод помогает учащимся актуализироватьсмыслы при работе с текстом.
6. Метод самостоятельного конструированияопределений понятий. Формирование новыхпонятий начинается с актуализации уже имеющихся у детей представлений и ихсловесного оформления.
7. Метод эвристическогоисследования. Выбирается объект исследования(природный, культурный, научный, словесный или иной).
8. Метод конструирования вопросов. Онпредполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.
9. Метод смыслового видения. Цельданного метода – расширить представление о каком-то объекте исследования: отузкопредметного до общефилософского, сменить акценты смыслового видения.
10. Метод вживания. Посредствомчувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться»в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять егоизнутри. Например: «Представьте, что вы – цветок. Что вы видите, слышите,чувствуете?»
11. Метод образного видения. Онпредполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попыткуэмоционально-образного видения и изображения объекта.
12. Прием «Чтение с пометками». Онпредполагает «живой» диалог с автором текста, возможно полемику по поводуавторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на поляхпо ходу чтения различные пометки, например: «+» — согласен; «-» — не согласен;«?» — есть вопросы, непонятно; «!» это интересно; «?!» — надо подумать и т.д.
13. Прием «Толстый и тонкий вопрос». Оннаправлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанноготекста. Учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у нихвозникли по ходу чтения, после чего они обсуждают составленные вопросы в группеи выбирают среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений,важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы,требующие однозначного ответа «да» — «нет» или простого привлечения фактов).
14. Прием «Закончи предложение». Егоцель – организовать диалог участника мастерской с авторитетным мнением. Учительпредлагает вниманию участников начало предложения (из художественного,критического, научного текста, связанного с идеей мастерской) и проситзакончить предложение
Результатом работы каждой мастерскойстановится продукт коллективного творчества: круг решённых проблем (записиответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.); творческие работы накомпьютере; собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные,эскизы и др.). Всё это, чтобы не пропал интерес к предмету, обязательносохраняется и используется в дальнейшей работе.
IV.Алгоритм использования технологии творческих мастерских
1 этап«Подготовительный»:
— распределение нагруппы – мастерские;
— постановкатворческой познавательной или исследовательской задачи;
— инструктаж опоследовательности работы (демонстрация образцов, раздача дидактическогоматериала).
2 этап «Творческий»:
— поиск иопределение общей концепции мастерской (основной идеи);
— поиск формы изделияи его элементов;
— поиск иопределение цветового решения;
— поиск иопределение орнаментального решения;
— поиск иопределение оптимальных материалов и инструментов;
— эскизнаяпроработка концепции мастерской.
3 этап «Технологический»:
— разработкатехнологической последовательности изготовления изделия;
— подборматериалов и инструментов;
— изготовлениеизделий.
4 этап «Заключительный»:
— обсуждениеиндивидуальных результатов работы в мастерской;
— обсуждение ианализ общих итогов работы мастерской;
— презентацияработы мастерской.
Литература
1. И. А. «Что такое педагогическаямастерская». Мастерские по литературе: интеграция инновационного итрадиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002.
2. Педагогические мастерские: интеграция отечественногои зарубежного опыта /Сост. И. А. Мухина. — СПб., 1995.
3. Выготский Л. С. Педагогическаяпсихология. — М.: Педагогика, 1986. Педагогические мастерские «Франция -Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой.- М.: Новая школа. 1997.
4. Гессе Г. Изобр. произведения.- М.:Панорама, 1995.
5. Талызина Н. Ф. Формированиепознавательной деятельности младших школьников.- М.: Просвещение, 1988.
6. Валери П. Об искусстве. — М.:Искусство, 1993.
7. Дьюи Дж. Психология и педагогикамышления.- М.: Лабиринт, 1999.
8. Дьюи Дж. Психология и педагогикамышления.- М.: Лабиринт, 1999.