X-PDF

Мастер-класс по русскому языку на тему Использование методического конструктора ситуационных задач Л.С.Илюшина на уроках русского языка

Поделиться статьей

 

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 100ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

 

Согласовано:

Заведующий методическим кабинетом отдела образования администрации Петровского района города Донецка

_____________ Е.Н.Горшовенко

 

 

                                   Утверждаю:

                                   Директор МБОУ

                                 «Школа № 100  г. Донецка»

                                  ____________ С.С.Безпальчук

 

 

                                                                                               

Мастер-класс

 

Использование методическогоконструктора ситуационных задач

Л.С. Илюшина

 на уроках русского языка

 

 

Подготовила:

 Глинченко С.А. учитель русского языка и литературы

Место проведения: МБОУ «Школа № 100 города Донецка»

Дата проведения:  январь 2022 г.

 

 

 

Донецк 2022

Мастер-класспо теме:

«Использованиеметодического конструктора ситуационных задач

Л.С. Илюшина  науроках русского языка»

 

Цель: представить технику применения  методического конструктораситуационных задач Л.С. Илюшина  на уроках русского языка.    

 

Задачи мастер-класса:

 

  • ознакомление педагогов с принципами методического конструктора ситуационных задач Л.С. Илюшина;
  • отработка навыков формирования учебно-познавательных и учебно-практические задач на уроках  русского языка  на основе  методического конструктора ситуационных задач Л.С. Илюшина на практике;
  • создание условий для профессионального общения, самореализации и  стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  • повышение  мотивации педагогов к активному использованию методического конструктора ситуационных задач Л.С. Илюшина, чтобы сделать обучение более продуктивным, интересным, увлекающим. 

 

   

Аннотация.Вданной разработке показан конкретный опыт применения «Конструктора задач» Л.С.Илюшина в индивидуально-дифференцированной работе с обучающимися. Даютсяпримеры составления заданий по русскому языку с использованием опорных глаголовдля каждого компонента познавательной деятельности (ознакомление, понимание,применение, анализ, синтез, оценка).

 

Ход мастер – класса:

 

«Современная практика российского школьногообразования характеризуется целым рядом противоречий дидактического характера,затрагивающих суть образовательного процесса – осмысленное взаимодействиеучителя и ученика, цель которого – развитие у школьника умения и желанияучиться, использовать имеющиеся образовательные результаты для достижения новых»

 

ЛеонидСергеевич Илюшин

Профессор

 Санкт-Петербургскогогосударственного университета,

докторпедагогических наук

                                                                                                         

 

       I  Введение.

 

    Цель нашей работы — предложить учителю-практику комплексный дидактический приём,позволяющий создавать собственный «дидактический текст» (т.е.учебно-познавательные и учебно-практические задачи)и с его помощью решать конкретные педагогические задачи, связанныес проектированием, сопровождением и оценкой достижений учащихся.   Такой урок  ориентирован на достижение учениками различных групп «предметных», «метапредметных» и «личностных»образовательных результатов. Таким образом, предлагаемый инструмент может быть отнесён к средствамреализации «ФГОС второго поколения», в основу которого положенименно компетентностный подход и концепцияформирования универсальных учебныхдействий (УУД).

      IIТеоретическая часть

 Однаиз составляющих качества образования – компетентность школьника в решенииреальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях.Сформирована  такая компетентность может быть и в процессе решения учебно-познавательныхи учебно-практических задач.

Поэтому одним из результатовобучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:

•         Системы знаний ипредставлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационныхсистемах;

•         Уменийучебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

•         Обобщенных способовдеятельности;       

•         Коммуникативных иинформационных умений.

Актуальность применения задач:

1.Учебно-познавательные иучебно-практические задачи, составленные на предметном материале, реализуют напрактике системно-деятельностный подход к обучению и максимально помогаютреализовать требования ФГОС НОО.

2.Такие задачи носят метапредметныйхарактер и способствуют более осознанному и глубокому овладению предметнымивидами и способами действий, учат самостоятельно добывать, оценивать знания.

3.Учебно-практическая задача – это такаязадача, которая ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способовдействий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутриконкретного учебного предмета.

4.Учебно-практические задачи описываютреальные жизненные задачи, для решения которых необходимо применить те или иныепредметные знания

5.Учебно-познавательные задачи – этозадачи на поиск и анализ информации, необходимой для решенияучебно-практических задач, то есть задачи, обеспечивающие сам процесс научения(формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности)Учитьсянаходить и самому составлять учебно-познавательные и учебно-практические задачидля каждого урока – первоочередная задача учителя.

            Для подготовки и составления учебно-познавательных и учебно-практических задач  может быть использованконструктор ситуационных задач Л.С. Илюшина.

           Так как знания формируются недо, а в процессе применения их на практике, представляется возможнымоптимизировать процесс обучения путем включения в его структуру ситуационныхзадач, построенных на учебном содержании.

           В общем виде, ситуационнуюзадачу можно определить как один из видов учебных материалов, в котором передучеником ставится познавательная проблема и предлагается ее решить различнымиспособами.

        Данный конструктор представляетсобой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые позволяютученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы синформацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

         Конструктор задач Л.С. Илюшина – своеобразная «лестница» из 6 ступенек(ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), которая предполагает постепенное «восхождение» обучающихся к  усвоению знаний, причёмусвоению не репродуктивному, а деятельностному.

            Помогает учителю в  конструировании заданий набор глаголов, причём для каждогокомпонента познавательной деятельности он разный, соответствующий мыслительными интеллектуальным действиям обучающихся. Зная возможности своих учащихся,можно, используя Конструктор задач, построить урок, в котором каждый учащийсяпроявит себя, свои способности.

 

Конструктор ситуационныхзадач Л.С. Илюшина

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

22.Раскройте особенности…

29.Предложите новый (иной) вариант…

36.Ранжируйте… и

обоснуйте… (распределите от…к…)

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37.Определите, какое из решений является оптимальным для…

3.Составьте

список понятий,

касающихся…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31.Найдите

необычный способ,

позволяющий…

 

38.Оцените значимость…

для…

4.Расположите в определённом

порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме

текста…

12.Прокомментируйте

положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…

33.Предложите новую  (свою)

классификацию…

40.Выскажите критические

суждения

о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20.Проведите презентацию…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий  развития…

41.Оцените возможности…

для…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что  (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу

состояния…

 

Список дидактических глаголов-действий

для конструирования задач на развитиеи оценку компетентности

Компоненты структуры задачи

Глаголы для конструирования задач

 

Ознакомление

Сделайте сообщение, пе речислите, опишите, воспроизведите, установите (что это, где это), сформулируйте, узнайте, запомните, расскажите, изложите факты, повторите, определите

Понимание

Измените, превратите, переформулируйте, опишите, объясните, сделай те обзор, расскажите, суммируйте, свяжите воедино, разъясните, сделайте заключение, вывод, изложите основную идею

Применение

Примените, попробуйте на практике, используйте, употребите, решите, докажите, покажите, про иллюстрируйте, сделайте отчёт

Анализ

Проанализируйте, разделите на части, разыщите, найдите, определите, различите, проверьте, сравните, классифиц руйте, опровергните

Синтез

Создайте, изобретите, предскажите, сконструи руйте, оформите, измените, вообразите, улучшите, предложите

Оценка

Составьте мнение, Придите к выводу, отберите, выберите, оцените, разберите, обсудите, проверьте, аргументируйте, рекомендуйте, определите, оп равдайте, убедите

 

 

      III  Практическаячасть

 

Рассмотрим конструирование задач понескольким темам.

1)     Умение находить слова с определённой орфограммой (5 класс)

 

Прочитайте  слова:  травка,больной, сказка, устный, гористый, местный, властный, мясной, книжка. Заполните таблицу, распределив слова по трём столбикам.

Слова с орфограммой

«Проверяемые

безударные  гласные в корне слова»

Слова с орфограммой

«Проверяемые

парные по звонкости —

глухости согласные

в корне  слова»

Слова с орфограммой

«Непроизносимые

 согласные в корне слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания

1. Ознакомление

Прочитайте самостоятельно задание ирассмотрите таблицу.

2. Понимание

Объясните, что нужно сделать. Какиеслова нужно вписать в каждый столбик?

3. Применение

Выполните задание. Заполните таблицу.

4. Анализ

Раскройте особенности заполнениятаблицы. Какие слова вы записали

в 1-й (во 2-й, в 3-й) столбик. Как вырассуждали?

5. Синтез

Предложите свои примеры слов и запишитев каждый столбик.

6. Оценка

Оцените, насколько сложным было для васэто упражнение.

 

 

2) Работа с текстом (5 класс)

— Я вам дала листочки. (Каждоепредложение на отдельной полоске).

Онинесут крошки хлеба и семена.

Пушистыйснег покрыл землю.

Ольгаи Яша идут в сад.

Воти настала зима.

Детибудут кормить птиц.

Задания

1. Ознакомление

Что на листочках написано? (Предложения).Прочитайте предложения.

2. Понимание

Придумайте задание.

3. Применение

Составьте из этих предложений текст.Прочитайте, какой текст у вас получился?

4. Анализ

Раскройте особенности составлениятекста. Как вы рассуждали?

5. Синтез

Предложите, какие свои предложения выможете вставить в этот текст?

Озаглавьте текст  и спишите его.

6. Оценка

Проверьте свой текст и оцените, как вывыполнили свою работу?

 

 

Самостоятельноесоставление задач

 

Необходимо составить задачи поструктуре, применяя соответствующие глаголы из таблицы. Давайте попробуем разныеформы работы с идентичным заданием (в парах и  в группах).

 

Темы уроков (возможны другие темы,предложенные учителями):

·        Склонение порядковых числительных, 6 класс ( пятиста рублями илипятьюстами рублями);

·        Наклонение глагола, 6 класс (крикнИте или крикнЕте);

·        Словообразование, 5 класс (растаять или расстаять);

·        Образование страдательных наречий, 7 класс (выкачАнная иливыкачЕнная)

 

      IV  Заключительнаячасть

 

Если в процессе обучения ученик проявляет интерес кучебе, то, как правило, качество его знаний повышается. При этом практикапоказывает, что общая картина успеваемости может не измениться, а вотличностные изменения будут налицо.

Формы организации учебной деятельности на уроке сприменением Конструктора задач могут быть как групповые, так и индивидуальныеили фронтальные. Результативность зависит от знания учителем возможностейкаждого обучающегося  и выбора тех заданий для детей, которые приведут их к ситуацииуспеха, дадут поверить в свои возможности.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет