муниципальноеказенное дошкольное образовательное учреждение
городаНовосибирска «Детский сад № 36 «Поиск»
Справка
поитогам тематического изучения
«Эффективностьработы по созданию условий
дляпозитивной социализации воспитанников
впроцессе сюжетно-ролевой игры».
от…
Справка
поитогам тематического изучения
«Эффективностьработы по созданию условий для позитивной социализации воспитанников в процессесюжетно-ролевой игры».
от…
С 8 по 27 ноября 20.. года вмуниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении городаНовосибирска «Детский сад № 36 «Поиск» в соответствии с годовым планомпроходило тематическое изучение «Эффективность работы по созданию условийдля позитивной социализации воспитанников в процессе сюжетно-ролевой игры».
На момент изучения в ДОУ функционировало11 групп. Расстановка кадров на момент изучения была следующей. (Описываетсярасстановка кадров по возрастным группам)
Цель изучения: оценка эффективностиработы по созданию условий для позитивной социализации воспитанников ДОУ впроцессе сюжетно-ролевой игры.
Задачи изучения:
1.Проанализировать уровень оснащённостиразвивающей предметно – пространственной среды ДОУ для организациисюжетно-ролевых игр детей. 2.Оценить условия, создаваемые в сюжетно-ролевыхиграх для позитивной социализации воспитанников. (ФГОС ДОп.3.2.5). 3. Проанализироватьпрофессиональную компетентность воспитателей по руководству сюжетно – ролевымииграмидетей. 4. Выявитьположительные стороны и недостатки в планировании работы по организации сюжетно– ролевых игр. 5.Изучить игровые предпочтениядетей. 6. Выявить положительный опыт взаимодействия с родителями по вопросу организациисюжетно-ролевых игр с детьми.
Припроведении тематического изучения использовались следующие методы:
1. Анализкалендарных планов.
2. Наблюденияза игровой деятельностью детей.
3. Беседы своспитателями. 4. Беседы сдетьми. 5. Анализ состояния развивающей предметно – пространственной среды длясюжетно-ролевых игрдетей. 6. Анкетированиеродителей. 7. Анализ содержания родительских уголков.
В тематическом изучении принималиучастие (перечисляется кто принимал участие: старший воспитатель, членыметодического совета ДОУ)
Анализ оценки РППС в группах дляорганизации сюжетно-ролевых игр проводился по следующим критериям.
Насыщенность иразнообразиеРППС: -наличие оборудования и атрибутов для сюжетно-ролевых игр на бытовые сюжеты (игры в семью, парикмахерскую и т.д.), производственные(строительство, железная дорога, самолёт, то есть игры, отражающиепрофессиональный труд людей), общественно-политические (игры в войну, школу,музей, театр и т. д.); -наличие мобильных маркеров игровогопространства; — наличие оборудования и атрибутов для сюжетно-ролевых игр мальчиков идевочек; — наличие оборудования и атрибутов для сюжетно-ролевых игр с современнойтематикой; — наличие атрибутов, оборудования, игрушек, изготовленныхвоспитателями; — наличиепредметов-заместителей. Удобство расположения и доступность атрибутов и оборудованиядля сюжетно-ролевых игр детей. Безопасностьоборудования и атрибутов для сюжетно-ролевых игр детей.
Анализ оснащённостиразвивающей предметно – пространственной среды групп ДОУ для организациисюжетно-ролевых игр детей показал следующие положительные моменты.
Во всех возрастных группахимеются атрибуты и оборудование для сюжетно-ролевых игр на бытовые сюжеты (дом,семья, парикмахерская, прачечная, больница), производственные (магазин, кафе,столовая, поликлиника, ветклиника, почта, аптека, железная дорога, корабль идр.). В группах старшего дошкольного возраста имеются атрибуты и оборудованиедля сюжетно-ролевых игр с общественно-политической тематикой (армия, школа,театр, туристическое агентство). Наибольшее разнообразие сюжетно-ролевых игротмечается в группах № 1.2.3.7.8.9.12.
Во всех возрастных группахимеются атрибуты и оборудование для сюжетно-ролевых игр девочек (салон красоты,ателье, парикмахерская, семья) и мальчиков (мастерская, армия, ДПС,бензозаправка).
Во всех возрастных группахимеются атрибуты и оборудование для сюжетно-ролевых игр с современнойтематикой. Младшие, средние группы: № 2.3.6.8. кафе, пиццерия, кондитерская, №8 — бензозаправка, № 8 – ветклиника, № 6 – такси, № 8 – супермаркеты «Ашан»,«Лента», № 3, 8, 2 — ДПС. Группы старшего дошкольного возраста: № 1.9.12.11 –туристическое агентство; № 1.9.12 – салон мобильной связи, № 1.7, 9, 10, 11,12 супермаркеты «Ашан», «Лента», «Пятёрочка»; № 1.9.12.11.7.10 – кафе,кондитерская, пиццерия, № 1, 11, 9 – спасатели, № 1 – метеостанция, № 1.7.9.12.-аптека.
Во всех возрастных группахимеются мобильные маркеры игрового пространства. Переносные,многофункциональные ширмы имеются в группах № 1.3.6.8.9. Игровые макеты имеютсяв группах № 4.3.6.8.12. Мобильные маркеры игрового пространства в виде каркасовимеются в группах № 4 (автобус, корабль). 8 (самолёт). Мобильные маркерыигрового пространства в виде обозначающих табличек имеются во всех группах.Надеваемые на какую-либо основу маркеры из ткани имеются в группах № 3(машина, корабль), № 6 (поезд), № 9 (поезд), № 11 (спецмашины). Маркерыигрового пространства в виде отрезов ткани, пледов имеются в группах № 9, 10.
Во всех группах имеютсяатрибуты и оборудование для сюжетно-ролевых игр, изготовленных рукамивоспитателей. Наибольшее разнообразие таких атрибутов имеется в группах №3.6.8.1.2.9.7
В группах имеютсяпредметы-заместители. Наиболее полно и разнообразно предметы-заместители,методические рекомендации по их использованию представлены в группах №11.9.7.12.10.6.2.8.
Удобно расположено стационарноеоборудование для сюжетно-ролевых игр в группах № 1.2.10.7.9.11. Удобнорасположены атрибуты для сюжетно-ролевых игр в свободном доступе для детей вгруппах № 1.3.11.9.7.12.10.6.8.
Во всех группах кроме группы №4 атрибуты и оборудование для сюжетно-ролевых игр оформлено эстетично.
Во всех группах атрибуты иоборудование для сюжетно-ролевых игр соответствует требованиям безопасности.
Таким образом, тематическоеизучение показало, что в основном группах ДОУ по насыщенности и разнообразиюдостаточно атрибутов, оборудования, маркеров игрового пространства,предметов-заместителей для сюжетно-ролевых игр с детьми. Атрибуты оформленыэстетично. В большинстве групп атрибуты хранятся в доступном для детей месте,удобно расположены. Во всех группах атрибуты и оборудование для сюжетно-ролевыхигр соответствуют требованиям безопасности.
Однако в ходеизучения были выявлены следующие недостатки.
В группах № 4, 11, 10, 12недостаточно атрибутов – продуктов (торты, пирожные, бутерброды, пицца, рыба,пирожки, пельмени и др.), изготовленных руками воспитателей для игр «Кафе»,«Кондитерская», «Пиццерия».
В группах № 10, 11 –недостаточно игр с современной тематикой.
В группах № 4.2.3 – коробки дляхранения предметов-заместителей не эстетично оформленные, в группе № 1 недостаточно разнообразия предметов-заместителей, и отсутствуют методическиерекомендации по использованию их в работе с детьми.
В группах № 10, 12 нехватает оборудования для игры «Дом» (стол, кровать).
На основаниивышеизложенного предлагается:
— дополнить атрибутами – продуктамиигровые уголки групп № 4.11.10.12; — дополнитьатрибутами игр с современной тематикой «Салон мобильной связи», «Туристическоеагентство», «Спасатели», «Рекламное агентство», «Телевидение» и др. игровыеуголки групп № 10, 11; -дополнить оборудованием для игры дом игровые уголки групп № 10,12.
Для оценки условия,создаваемых в сюжетно-ролевых играх для позитивной социализации воспитанников всоответствие с ФГОС ДО п.3.2.5 были просмотрены и проанализированы организацияи проведение сюжетно-ролевых игр у следующих воспитателей: (указываются Ф.И.О.воспитателей)
Критерии оценкипрофессиональной компетентности воспитателей по руководству сюжетно-ролевымииграми детей.
— Создание мотивации дляразвёртывания сюжетно-ролевойигры. — Соответствие содержания игры возрастудетей. -Решение в ходе сюжетно-ролевой игры задач разного вида: образовательных,развивающих,воспитательных. — Приёмы, используемые воспитателем всюжетно-ролевой игре для позитивной социализации детей в соответствие сФГОС ДОп.3.2.5. — Приёмы, используемые воспитателем для развитияигровых уменийдетей. -Организация воспитателем приостановления или «выхода» детей из игры
Анализ проведенныхсюжетно-ролевых игр с точки зрения создания условий для положительнойсоциализации воспитанников показал следующие положительные моменты:
— воспитатели обеспечиваютэмоционально-положительное благополучие детей через непосредственное общение вигре с каждым ребёнком, уважительное отношение с каждым ребёнком; — воспитатели поддерживают инициативу детей в играх через создание условий длявыбора партнёров по игре, для свободного выбора материалов, атрибутов для игры,для выбора детьми ролей. Воспитатели поддерживают инициативу детей по развитиюсюжета (предлагают вызвать такси), по введению новых ролей (появление водителя; — воспитатели обращают внимание на установление правил взаимодействия в игре,акцентируют внимание на позитивных доброжелательных отношениях детей как по ходувыполнения ими ролей, так и в неролевых отношениях. Стараются отметить в игре:как внимательно врач осматривал детей, как вежливы и предупредительны былиофицианты, как быстро и вовремя подъехало такси; как ласково относится мама ксвои дочкам. Также воспитатели делают акцент, если кто-то из детей поделилсяатрибутами для игры, а в игре поделился пирожными, дал свой телефон, чтобывызвать врача, помог замести покупки и т.п. Воспитатели обращают внимание нато, что бы дети между собой в игре общались приветливо, доброжелательно, чтобыприглашали и брали в игру всех желающих сверстников; — воспитатели в игре демонстрируют образцы вежливого, приветливого ролевогодиалога и дают детям косвенные советы, например, какие слова и фразы лучшеиспользовать при возникновении какой-либо нестандартной ситуации по ходу игры (клиентнедоволен блюдом, клиент недоволен задержкой подачи блюд, недоволен опозданиемврача и т.п.), а также подсказывают, как можно поблагодарить за хорошееобслуживание, как вежливо можно поговорить по телефону. В ходе игры воспитателисобственным примером, по ходу взятой на себя роли, показывают как нужно вестисебя в общественных местах, привлекают детей, что дать им практическуювозможность продемонстрировать какие-либо положительные умения инавыки; — в ходе игр воспитатели подчёркивают важность и нужность разных профессий,обращают внимание на семейные взаимоотношения по ходу игр.
Таким образом, можно отметить,что воспитатели создают необходимые условия для успешной положительнойсоциализации детей в сюжетно-ролевой игре.
Анализ просмотренных сюжетно-ролевыхигр показал, что воспитатели в ходе игр использовали следующие приёмыруководства.
Воспитатели второйгруппы раннего возраста № (указываются Ф.И.О. воспитателей)
— Демонстрация воспитателемдействий с куклой, обговаривает свои действия. — Показигровых действий с предметом-заместителем, с оревчевлением данного предмета(этоу нас мыло; это как-будто — ложка),собозначением различий, условныхзначений. — Подготовка специально созданной ситуации для игры. — Обыгрывание воспитателем любого случая, возникшего у ребёнка, действия,придав ему условия, сюжет, смысл. -Демонстрация действий с воображаемыми предметами. — Развёртывание сюжета т.о., чтобы действия одного из малышей было адресованосверстнику, (замыкание детей друг на друге). — Одушевление кукол или других игрушечных персонажей. — Развёртывание игры, включающие 2 смысловые ситуации (Варит кашу,кормит).
Воспитатели младших групп …
— Внесение атрибутов для игры,тематических наборов игрушек. — Замыкание детей друг на друге. — Создание « разговорной» ситуации с помощью телефона. — Организация начала игры. -Активизация речи детей по ходу игры вопросами, репликами. — Разговор от имени игрушки. -Развертывание ролевого диалога по ходу игры.
Воспитатели средних групп …
— Замыкание детей друг на друге. — Создание « разговорной» ситуации с помощью телефона. — Организация начала игры. -Активизация речи детей по ходу игры вопросами, репликами. — Развертывание ролевого диалога по ходу игры. — Предложитьребёнку основную роль, а себе второстепенную.
Воспитатели старших и подготовительных групп…
— Предложить ребёнку основную роль,а себе второстепенную. — Обменролями между взрослым и ребёнком в процессе игры. -Демонстрация ролевого диалога по каждой новой роли. — Игра- «придумывание»- стимулировать детей комбинированию и согласованиюразнообразных сюжетных событий в совместной деятельности педагога и ребёнка. -Приём «телефонного разговора». — Организация начала игры. — Активизация речи детей по ходу игры вопросами, репликами.
Таким образом, данноетематическое изучение показало, что воспитатели в соответствие с возрастомдетей используют разнообразные приёмы руководства сюжетно-ролевыми играмидетей.
Однако в ходе изучения были выявленыследующие недостатки:
— воспитатели испытываютзатруднения по созданию мотивации для возникновения игры; — воспитатели групп дошкольного возраста недостаточно используют приорганизации сюжетно-ролевых игр с детьми следующие приёмы: приём импровизации(проявляется в неожиданном повороте сюжета, появлении нового персонажа,атрибута, наделение нового персонажа новыми качествами и функциями), создание«куста ролей», использование разноконтекстных ролей; -воспитатели не знают, как сделать «выход» из игры.
На основании вышеизложенногопредлагается:
— провести консультацию-практикум«Использование приёма импровизации при организации сюжетно-ролевых игр сдетьми».
Для выявления положительных сторон и недостатков в планировании работы по организации сюжетно– ролевых игр были проанализированы календарные планы работы образовательнойдеятельности с детьми с .. по …
Анализ календарных планов проводился последующим критериям:
— соответствие сюжетов возрастудетей; — разнообразие планируемых сюжетно-ролевых игр с точки зрения видов игр,гендерного подхода, отражения современнойдействительности; — планирование разного вида задач: образовательных, развивающих (с точки зренияразвития игровых умений, развития социальных отношений),воспитательных; -отражение в планах приёмов прямого и косвенного руководства сюжетно-ролевымииграмидетей; — планирование работы по созданию условий для возникновениясюжетно-ролевых игр в самостоятельной деятельности детей.
Анализ календарных плановпоказал следующие положительные стороны в планировании сюжетно-ролевых игр:
— сюжетно-ролевые игры планируютсявоспитатели ежедневно 2-3 раза в течение дня в соответствие сциклограммой; — во всех возрастных группах планируемые сюжетно-ролевые игры соответствуютвозрасту детей; — планируются разнообразные сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой,производственной, а в группах старшего дошкольного возраста собщественно-политической тематикой; — сюжетно-ролевые игры планируются с учётом гендерногоподхода; — во всех группахпланируются сюжетно-ролевые игры с современной тематикой (кафе, кондитерская,пиццерия, магазины (с современными названиями) – в младшем и среднем дошкольномвозрасте; турбюро, салон мобильной связи, поликлиника, супермаркет, салонкрасоты и др. в старшем дошкольном возрасте); — в большинстве групп ксюжетно-ролевым играм планируются образовательные (уточнить представления очем-либо, закрепить названия (продуктов, посуды, овощей, одежды и т.п.), развивающие(развитие психических процессов и диалогической речи, развитие игровыхдействий) и воспитательные задачи (воспитывать дружеские взаимоотношения,доброжелательность, сопереживание, сострадание, уважение к людям); -планирование задач осуществляется с учётом принципа интеграции образовательныхобластей. Наиболее часто присутствует интеграция следующих образовательныхобластей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевоеразвитие»; — чаще всего из приёмов руководства отражены в плана следующие: созданиеобстановки для игры, показ или ведение ролевого диалога, оказание помощи враспределении ролей, предоставление детям предметов- заместителей илипобуждение детей к выбору предметов-заместителей, использование маркеровигрового пространства, замыкание детей друг на друге; -планирование работы по созданию условий для сюжетно-ролевых игр планируется вгруппах старшего дошкольного возраста.
Однако в ходе изучениявыявлены следующие недостатки
— не всегда планируютсяобразовательные задачи к сюжетно-ролевым играм воспитателями групп №1.2.10.3.6.; — не всегда планируются развивающие задачи к сюжетно-ролевым играмвоспитателями группы № 11, 12; — не всегда планируются воспитательные задачи к сюжетно-ролевым играмвоспитателями групп № 8, 12, 11; — очень часто формулировки задач носят общий, неконкретный характер, а иногда ине соответствуют возрасту;
Приведу примеры таких формулировок …
Образовательные задачи: …
Развивающие задачи
Часто встречаются следующиеформулировки: обучать новым игровым действиям (не указывается каким), развиватьролевой диалог (не указывается между кем и кем), развивать умение брать на себяроль (не указывается какую).
Воспитательные
Очень часто повторяются общиеформулировки типа: воспитывать доброжелательность, воспитывать дружелюбие,воспитывать дружеские взаимоотношения. Очень часто эти формулировкиприсутствуют даже там, где конкретно можно указать, например уважение к людямкаких профессий воспитывать.
— при планировании задач ксюжетно-ролевым играм очень редко планируются задачи из образовательной области«Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», также как исюжеты игр, связанные с данными образовательными областями; -довольно часто задачи к одной и той же сюжетно-ролевой игре планируютсясовершенно одинаковые на протяжении нескольких дней или по истечении 2-3недель; -в календарных планах практически невозможно отследить приёмы косвенногоруководства сюжетно-ролевыми играми детей; — воспитатели групп среднего возраста практическине планируют создание условий для возникновения сюжетно-ролевых игр всамостоятельной деятельности детей.
На основании вышеизложенногопредлагается:
— разработать методическиерекомендации по планированию сюжетно-ролевых игр с учётом выявленныхнедостатков.
Для изученияигровых предпочтений детей был проведён опрос 60 детей старших иподготовительных групп.
Данный опрос показал следующее:
Наибольшее разнообразие игр назвалидети групп № 1 – 11 игр, № 12 и 7 – 8 игр.
Преобладают в играх детейбытовые сюжеты – 63 выбора, профессиональные сюжеты – 51 выбор,общественно-политические сюжеты – 12 выборов.
В основном дети назвалитрадиционные сюжетно-ролевые игры, за исключением «Кафе», «Полиция». В ответахдетей не прозвучали современные названия сюжетно-ролевых игр, а также игры, связанныхс некоторыми профессиями, например «Турбюро», «Салон красоты», «Спасатели»,«Салон мобильной связи», «Супермаркет», «Поликлиника», «Аптека», «Ателье» и др.
Из всего вышеизложенного можносделать вывод, что в сюжетно-ролевые игры с детьми воспитатели играют с детьминедостаточно, хотя в группах имеются атрибуты и оборудование для сюжетно-ролевыхигр с разной тематикой, осуществляется регулярное планирование сюжетно-ролевыхигр с разной тематикой.
На основаниивышеизложенного предлагается:
— максимально использовать вторуюполовину дня для организации сюжетно-ролевых игр с детьми малыми подгруппами.
Для выявления положительного опыта взаимодействия с родителями по вопросу организациисюжетно-ролевых игр с детьми использовались следующие критерии.
— Содержание родительских уголков.Наличие в родительских уголках советов по организации сюжетно – ролевых игрдома, о значении игры в жизни ребёнка идр. -Доступность информации с точки зрения понимания иразмещения. -Эстетичность оформления предлагаемого материала. -Отражение вопроса по организации игровой деятельности с детьми на родительскихсобраниях. — Использование разных форм взаимодействия сродителями (проекты, конкурсы, акции, мастер-классы, семинары-практикумы,фотовыставки и др., так или иначе, способствующие обогащению представленийдетей о профессиях, социальном мире, пополнению РППС группы).
Данное тематическое изучениепоказало следующие положительные стороны по взаимодействию с родителями повопросу организации сюжетно-ролевой игры с детьми дома:
— во всех группах имеются советы,рекомендации для родителей по организации сюжетно-ролевой игры с детьми дома. В группах № 6.3.1.9.8 имеются советы, показывающие необходимостьсюжетно-ролевой игры для развития ребёнка-дошкольника; -во всех группах данная информация доступна для родителей размещена впапках-раскладушках, папках с подбором информации, а также на стендах; — во всех группах представленная информация оформлена эстетично, в печатномвиде; — вопросы по организации и значению сюжетно-ролевой игры для развитияребёнка-дошкольника рассматривались на родительских собраниях в этом учебномгоду в группах № 8.9.12.10.11.7.4. По итогам проведения собраний были принятыконкретные решения, касающиеся обогащения развивающейпредметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр детей, обогащениюпредставлений детей о разных профессиях. Воспитатели группы № 3 планируютпровести для родителей семинар-практикум по организации сюжетно-ролевой игры; -во всех группах с начала учебного воспитатели использовали следующие формывзаимодействия с родителями:
Øоформлениефотовыставок «Играем дома и в детском саду», «Знакомимся с профессиямивзрослых», «А мы ходили в зоопарк», «Играем, мир открываем…», «А мы ходили в…», «Играем с малышами» группы № 1.7.4.6.3.10.12.8.9;
Ø акции на разныетемы «Неделя добрых дел (пошив и изготовление атрибутов к играм» группа №9,12; «Знакомимся с профессиями» группа № 8, «Куклины обновки», «Вторая жизньненужных вещей» «Сшейте костюмы для сюжетно-ролевых игр» группа № 10.7, «Расскажи о своей профессии» группа № 6, «Игрушка своими руками» группа № 2;
Ø реализацияпроектов группа № 9 «Вдаль по рельсам быстро мчится из избушек вереница», № 1«Фармацевт», № 10 «Театральные профессии», группа № 2 «Овощевод», «Гончар»группа № 8 «Друг зверей – ветеринар», «Профессия военный», № 3 «Кондитер», № 12«Пекарь»;
Ø привлечениеродителей к изготовлению атрибутов в ходе конкурса «Окружающий мир даёт темыдля игр» группы № 7.2.3.8.9.12.
Øпроведениеконсультаций – все группы.
Однаков ходе изучения были отмечены следующие недостатки:
— в группах №1.2.3.6 вопрос по организации сюжетно-ролевой игры с детьми не рассматривалсяна родительских собраниях; -недостаточно используются в работе с родителями такие формы как: проекты,мастер классы, акции «Поиграйте с детьми в детском саду», организацияпросмотров сюжетно-ролевых игр детей в детском саду, например в виде презентаций.
Наосновании вышеизложенного предлагается: — воспитателям групп № 1.2.3.6 рассмотреть вопрос по организациисюжетно-ролевой игры с детьми на родительских собраниях; -провести акцию с родителями «Поиграйте с детьми в детском саду».
Такимобразом, данное тематическое изучение показало следующие положительные моментыв работе ДОУ:
— в основном группах ДОУ понасыщенности и разнообразию достаточно атрибутов, оборудования, маркеровигрового пространства, предметов-заместителей для сюжетно-ролевых игр с детьми.Атрибуты оформлены эстетично. В большинстве групп атрибуты хранятся в доступномдля детей месте, удобно расположены. Во всех группах атрибуты и оборудованиедля сюжетно-ролевых игр соответствуют требованиям безопасности; -воспитатели создают необходимые условия для успешной положительной социализациидетей в сюжетно-ролевой игре в соответствие с ФГОС ДО; -воспитатели в соответствие с возрастом детей используют разнообразные приёмыруководства сюжетно-ролевыми играми детей; — сюжетно-ролевые игры планируются воспитатели ежедневно 2-3 раза в течение дняв соответствие сциклограммой, — планируемые игры соответствуют возрастудетей, — воспитателями планируются игры с различной тематикой: бытовой,производственной, общественно-политической как с традиционным так и современнымсодержанием; — в планируемых играх прослеживается гендерныйподход; — вбольшинстве групп к сюжетно-ролевым играм планируются разные виды задач:образовательные, развивающие и воспитательные; -чаще всего из приёмов руководства воспитатели планируют следующие: созданиеобстановки для игры, показ или ведение ролевого диалога, оказание помощи враспределении ролей, предоставление детям предметов- заместителей,использование маркеров игрового пространства, замыкание детей друг надруге; -планирование работы по созданию условий для сюжетно-ролевых игр планируется вгруппах старшего дошкольноговозраста; -планирование задач осуществляется с учётом принципа интеграции образовательныхобластей; -преобладают в играх детей бытовые сюжеты – 63 выбора, профессиональные сюжеты –51 выбор, общественно-политические сюжеты – 12 выборов. В основном детиназвали традиционные сюжетно-ролевые игры, за исключением «Кафе», «Полиция»; -в ДОУ используются разные формы взаимодействия с родителями: оформлениесоветов, рекомендаций по сюжетно-ролевой игре, рассмотрение данного вопроса народительских собраниях, оформление фотовыставок, проведение акций на разныетемы, привлечение родителей к изготовлению атрибутов в ходе конкурса«Окружающий мир даёт темы для игр», проведение консультаций, участие родителейв проектной деятельности.
Однако в ходе изучения выявленыследующие недостатки:
— в группах № 4, 11, 10, 12недостаточно атрибутов – продуктов (торты, пирожные, бутерброды, пицца, рыба,пирожки, пельмени и др.), изготовленных руками воспитателей для игр «Кафе»,«Кондитерская», «Пиццерия»; — вгруппах № 10, 11 – недостаточно игр с современной тематикой; — в группах № 4.2.3 – коробки для хранения предметов-заместителей не эстетичнооформленные, в группе № 1 недостаточно разнообразия предметов-заместителей, и отсутствуют методические рекомендации по использованию их в работе сдетьми; — в группах № 10, 12 не хватаетоборудования для игры «Дом» (стол, кровать); -воспитатели испытывают затруднения по созданию мотивации для возникновенияигры; -воспитатели групп дошкольного возраста недостаточно используют при организациисюжетно-ролевых игр с детьми следующие приёмы: приём импровизации (проявляетсяв неожиданном повороте сюжета, появлении нового персонажа, атрибута, наделениенового персонажа новыми качествами и функциями), создание «куста ролей»,использование разноконтекстных ролей; — воспитатели незнают, как сделать «выход» из игры; — не всегда планируются образовательные задачи к сюжетно-ролевым играмвоспитателями групп №1.2.10.3.6.; -не всегда планируются развивающие задачи к сюжетно-ролевым играм воспитателямигруппы № 11,12; — не всегда планируются воспитательные задачи к сюжетно-ролевым играмвоспитателями групп № 8, 12,11; — очень часто формулировки задач носят общий, неконкретный характер, а иногда ине соответствуют возрасту; -при планировании задач к сюжетно-ролевым играм очень редко планируются задачииз образовательной области «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическоеразвитие», также как и сюжеты игр, связанные с данными образовательнымиобластями; — довольно часто задачи к одной и той же сюжетно-ролевой игре планируютсясовершенно одинаковые на протяжении нескольких дней или по истечении 2-3недель; — в календарных планах практическиневозможно отследить приёмы косвенного руководства сюжетно-ролевыми играмидетей; — воспитатели групп среднего возраста практически не планируют создание условийдля возникновения сюжетно-ролевых игр в самостоятельной деятельности детей; -в ответах детей не прозвучали современные названия сюжетно-ролевых игр, атакже игры, связанных с некоторыми профессиями, например «Турбюро», «Салонкрасоты», «Спасатели», «Салон мобильной связи», «Супермаркет», «Поликлиника»,«Аптека», «Ателье» и др. поэтому вышеизложенного напрашивается вывод, чтов сюжетно-ролевые игры с детьми воспитатели играют с детьми недостаточно, хотяв группах имеются атрибуты и оборудование для сюжетно-ролевых игр с разнойтематикой, осуществляется регулярное планирование сюжетно-ролевых игр с разнойтематикой; — вгруппах № 1.2.3.6 вопрос по организации сюжетно-ролевой игры с детьми нерассматривался на родительских собраниях; -недостаточно используются в работе с родителями такие формы как: проекты,мастер классы, акции «Поиграйте с детьми в детском саду», организацияпросмотров сюжетно-ролевых игр детей в детском саду, например в видепрезентаций.
Для устранениявыявленных недостатков предлагается:
— дополнить атрибутами – продуктамиигровые уголки групп № 4.11.10.12; — дополнитьатрибутами игр с современной тематикой «Салон мобильной связи», «Туристическоеагентство», «Спасатели», «Рекламное агентство», «Телевидение» и др. игровыеуголки групп № 10,11; — дополнить оборудованием для игры дом игровые уголки групп № 10,12; — провести консультацию-практикум «Использование приёма импровизации приорганизации сюжетно-ролевых игр с детьми»; — разработать методическиерекомендации по планированию сюжетно-ролевых игр с учётом выявленныхнедостатков; — максимально использовать вторую половину дня для организации сюжетно-ролевыхигр с детьми малыми подгруппами; -воспитателям групп № 1.2.3.6 рассмотреть вопрос по организациисюжетно-ролевой игры с детьми на родительскихсобраниях; — провести акцию с родителями «Поиграйте с детьми в детском саду».
Заведующий МКДОУ ____________
Ст.воспитатель ___________
Членыметодического совета:
_________
_________
__________
__________
Справка заслушана на педсовете(указывается число, месяц, год)