Муниципальноебюджетное учреждение дополнительного образования – Центр детского творчества Татарскогорайона
«Использованиеметода творческих проектов на занятиях декоративно-прикладного творчества»
Разработала: ВражкинаЮлия Владимировна,
педагогдополнительного образования
первойквалификационной категории
632122, Новосибирскаяобласть, г. Татарск, ул. Ленина 33,
тел: 8-383-64-20-830, cdt–tatarsk@mаil.ru
2021 г.
Пояснительнаязаписка
Творчество – процессдеятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности илиитог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество отизготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчестваневозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора,не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту жеисходную ситуацию.
Проектирование– это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, врезультате которой появляется решение задачи, которое представлено в видепроекта.
Дляученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческогопотенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально илив группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу,показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная нарешение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этойдеятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характери значим для самих открывателей.
А дляучителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития,обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфическиеумения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планированиедеятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а такжепоиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение,исследовательская и творческая деятельность.
Сутьметода проекта – “стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам,предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектнуюдеятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практическиприменять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи)или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цельконтролирует процесс мышления”.
Дляученика проектпредставляет возможность раскрыть творческий потенциал, попробовать свои силы,приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутыйрезультат, который носит практический характер и значим для самих открывателей.Немаловажную роль при выполнении проектов отводится учителю, причем эта рольизменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Педагог консультирует,мотивирует, провоцирует, а так же наблюдает, то есть не передает знания, аобеспечивает деятельность школьника. Ведь для учителя учебный проектпредставляет собой в первую очередь интегративное дидактическое средстворазвития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развиватьспецифические умения и навыки проектирования.
То есть, воснове метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, уменийсамостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационномпространстве, развитие критического и творческого мышления.
Немного обистории метода проектов
Говоря опроектной деятельности, нельзя не вспомнить слова известного французскогофилософа-гуманиста Мишеля Монтеня. Хотя чужое знание может нас кое-чемунаучить, мудр бывает лишь собственной мудростью. Мозг, хорошо устроенный, стоитбольше, чем мозг наполненный. Именно эти слова как нельзя лучше описывают методпроектной деятельности. В процессе исследования темы и создания продукташкольник не только узнает что-то новое, но и развивает стремление к получениюновых знаний и умений, а также приобретает важные социально значимые навыки впроцессе групповой работы.
Жак Руссов своем романе-трактате Эмиль, или о воспитании призывает не давать ребенкуникаких словесных уроков, предлагает, чтобы ребенок приобретал знания из своегособственного опыта и практики. Жан-Жак Руссо ставит Эмиля в позициюисследователя, создавая на его пути проблемно-поисковые ситуации.
Руссоутверждает, что ребенка нужно воспитывать с интересом, и это хорошо видно напримере Эмиля. Непосредственный интерес — вот великий двигатель, единственныйкоторый ведет и далеко.
Жан-ЖакРуссо считал, что обучение ребенка должно быть, по возможности, максимальнонаглядным и основываться на примерах.
И.Г.Песталоцци активно проводил идею о том, что только лишь соединение обучения струдом в должной мере соответствует психологии детей, их естественномустремлению к разнообразной деятельности. Основной задаче школы, по мнению И.Г.Песталоцци, было развитие умственных, физических и нравственных задатков,учащихся на природосообразной основе. Он считал, что детям в первую очередьнеобходимо дать чёткую и логичную картину мира, формировать полезные навыки иумение делать выводы, и лишь после этого вооружать детей конкретнойинформацией.
В XVIIIвеке в Европе метод проектов получил распространение в высших технических ипромышленных школах Франции, Германии, Австрии и Швейцарии.
В серединеXIX века в США в технических вузах инженеры начали рассматривать проект какинструмент приобретения знаний и навыков на практической деятельности.
Методпроектов появился в США и основывался на теоретических концепцияхпрагматической педагогики, провозгласившей принцип обучение посредством делания(Дж. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Идея научной школы заключалась в том,чтобы выполняемая ребёнком учебная деятельность строилась по принципу: всё изжизни, всё для жизни. Ребёнок будет учиться с увлечением тогда, когда занятиеинтересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детскойжизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.
Джон Дьюи- американский философ и педагог, представитель философского направления,прагматизм понимал под целью воспитания, воспитание личности, которая умеетприспосабливаться к различным ситуациям. Накопление опыта ведет к воспитаниюличности. Джон Дьюи выдвинул идею создания инструментальной педагогики.Согласно данной концепции обучение сводится к трудовой и игровой деятельности,где действие ребёнка является инструментом его познания через личное открытие иявляется способом постижения истины. Итогом данного обучения должна была статьвыработка навыков мышления. Под навыками мышления понималась способность ксамообучению.
Е.Коллингс в своей книге Опыт работы по методу проектов отмечает, что детейособенно привлекает в проектировании стремление добиться новой для них,неизведанной цели, а также испытать определенные переживания в самом процесседеятельности.
По мнениюЕ. Коллингса основная идея заключалась в получении знаний при работе надпроектами, главным в данной работе являлась самостоятельная деятельность детей,которая заинтересовывала их. Учитывая личностные особенности каждого ребенка,создавался стимул к получению знаний через самостоятельную работу.
В1920-1930 годы метод проектов активно внедрялся в практику на научной основе. Вданный период происходило переосмысление идей и использование некоторых из нихв качестве компонентов новых методов и форм обучения.
ЕленаПаркхерст (Дальтон-план) выдвигала основной идеей свободу для ребенка привыполнении любого задания, которая сохраняла энергию и желание, ведущее кполучению результата. Дальтон-план основывался на трех принципах: свобода,самостоятельность, сотрудничество. Выделялось также три основных элемента: дом- основное место ученика в школе; задания — даются ученику для выполнения заопределенный срок; лаборатория — место, где ученики могли получить консультацииу учителей-предметников.
В АнглииР.Бертран открывает школу Бекон Хилл совместно с Д.У. Блэк. Школа быланаправлена преимущественно на проблемных детей младшего возраста.Практиковалось свободное воспитание и безотметочная система обучения.
Длясоветской школы метод проектов имеет огромное значение, потому что в период егозарождения начала формироваться свободная и личностно-ориентированнаяпедагогика. Внимание концентрировалось вокруг учеников с высокой степеньюсамостоятельности и преобладанием практической деятельности.
Основнойидеей Л.Н. Толстой считал развитие личности ученика и его качеств, при помощиучителя или воспитателя. Чехов Н.В. считал отказ от традиционных форм и методовв образовании и воспитании в сочетании с планируемой и организованнойучебно-воспитательной деятельностью. Вентцель К.Н. считал, что должна бытьполная свобода самостоятельного развития ребенка с основой на совместный планпреподавания в воспитании альтруизма, чувства гармонии человека с человеком с преобладаниемручного труда.
В началеXX века метод проектов привлек внимание русских педагогов. Одним изразработчиков этого метода в России был Станислав Теофилович Шацкий, который в1905 году вместе с архитектором Александром Устиновичем Зеленко создали первыев России детские клубы. В послереволюционной России метод проектов внедрялсяочень активно и широко. Видимо, тогда идеологи образования видели в немпреодоление академизма классической гимназии.
Работа вклассе происходит между учителем и одной группой, весьма небольшой, учеников.Остальные являются участниками — наблюдателями этой работы в большей илименьшей степени. С.Т. Шацкий считал, что организация занятий в классе носитнеэнергичный характер. Он предлагает организовать работу так, чтобы занятиябыли именно приготовлением уроков в школе, в подходящей обстановке, подконтролем учителя и при его непосредственной помощи.
Но в 1931году метод проектов был осужден и запрещен постановлением ЦК КПСС(б), с тех порсреди отечественных педагогов при упоминании данного метода часто возникаетреакция отвержения.
Во всеммире с 30-х по 60-е годы о методе проектов практически молчали, в литературе поэтому вопросу данные отсутствуют. Возможно им и пользовались педагоги и учителя,но никакой информации не обнаружено.
Повторныйинтерес к методу проектов возник в 1960-1990-е годы XX века. Учителя вновьначинают прибегать к данному методу. Постепенно ослабевает социальнаязначимость проектной деятельности и возрастает индивидуализация и личностноеучастие в работе. В 1960-е годы метод направлен на прогрессивное воспитание,шла речь о концепции Дж.Дьюи и У. Килпатрика и введении их в образование. Вконце 70-х -начале 80-х годов XX века в Великобритании начинаетсяпроективность, в которой объединяются два направлениягуманитарно-художественное и научно-техническое. Проблемы возрастныхособенностей, стимулирование инициативности, самостоятельности, творческихспособностей, индивидуальный подход к каждому ученику. В 1987 году в США возникаетШкола без стен, то есть прибегают к альтернативному образованию. Деятельностьшколы базировалась на методе проектов и предусматривала продуктивное обучение.
В России в60-е годы XX века основной идеей Л.В. Занкова стало развивающее обучение. Цельюобучения являлось достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Дляорганизации обучения предлагались экскурсии, кружковая работа, работа вбиблиотеках. Все вело к тому, чтобы ребенок самостоятельно добывал информацию иучился применять ее правильно.
В 60-70-хгодах XX века была разработана система развивающего обученияЭльконина-Давыдова. В основу системы легли результаты исследований детеймладшего школьного и подросткового возрастов, которые провел Л.С. Выготский иего последователи. Особенностью системы развивающего обучения является:изменение предметного содержания обучения. В основу изучения дисциплин положенасистема научных понятий. Отказываются от репродуктивного метода обучения,переходят к деятельностной педагогике, в которой главным является наличиетеоретического мышления. Главной задачей системы является освоение обобщенныхспособов действия. С помощью этой задачи учащиеся учатся решать большоеколичество задач за короткий промежуток времени. Учителя и учащиеся переходятна коллективно-распределительный тип деятельности. Организация между учащимисятворческой деятельности по их самостоятельному усвоению знаний. Стремлениеоткрытия в детях индивидуальных, интеллектуальных и личностных способностей.
В 70-80-хгодах XX века в педагогике появился большой отряд педагогов-новаторов. Онивыступали под девизом: Творчество учителя — творчество ученика. Они считали,что главными признаками истинного учителя является заинтересованностьпредметом, способность провести урок с максимальным участием учеников в нем,умение любить и уважать личность ученика. Педагоги-новаторы начали развитиенаправления педагогика сотрудничества, которое строилось на воспитательномподходе к обучению. Педагоги-новаторы были убеждены что, определять ребенканеобходимо по его отношению к людям, жизненным ценностям, моральным качествам,отношению к труду, а не по его знаниям. В.Ф. Шаталов смог разработать подход, вкотором охватывались сразу все ученики, он заключался в создании творческойработы и увлеченной атмосферы вокруг учащихся. Шаталов говорил, что в детейнеобходимо вселять оптимизм, давать почувствовать ребенку успех в егодеятельности и учебе. Для этого В.Ф. Шаталов предельно ясно, четко, доступно, снаглядным использованием блок-схем объяснял материал. На дом ученикам давалисьаналогичные задания. Результатом такого обучения являлось то, что даже самыеслабые дети стремились к успеху и достижению высоких результатов. После того,как ученики в достаточной степени овладевали материалом, они самостоятельномогли находить творческие решения и самостоятельно исправлять ошибки.
И.П.Волков, учитель труда и черчения, создал свободную мастерскую, в которой ребятасамостоятельно могли выбирать инструменты и дело, которым им хотелось заняться,при этом учитель не ограничивал детей. В его мастерской существовало лишь одноправило: Научился сам, научи товарища.
В процессеработы педагоги-новаторы стремились к преодолению нерешительности школьногоклассного мира и не связанности обучения с жизнью. Идеи, предложенные педагогами-новаторами,дают пользу в процессе обучения.
В 1984году Д. Колб ввел представление об обучении через опыт. В данном обучениивыделяется четыре этапа:
¾ Опыт, проживаниенекоторой ситуации.
¾ Рефлексияпроизошедшего.
¾ Обобщениерезультатов рефлексии, формирование понятий, концепций.
¾ Проектирование -создание ситуаций нового опыта.
В идеяхДьюи, Килпатрика и Колба речь идет о личном участии в процессе обучения,фактически о различении учения и обучения.
Всовременной педагогике проектная деятельность приобретает особую значимость,потому что в учебной деятельности она стимулирует интерес учащихся за счетнестандартности подхода к изучению материала и мотивирует детей не только кполучению новой информации, но и развитию творческих способностей путемсоздания продукта проекта.
Понятие«Метод проектов»
В основеметода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, уменийсамостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться винформационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если ониспользуется в рамках определенного предмета. Метод – это дидактическаякатегория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областьюпрактического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путьпознания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы говорим ометоде проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической целичерез детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершитьсявполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или инымобразом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать своидидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая сутьпонятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можнополучить при решении той или иной практической или теоретически значимойпроблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальнойпрактической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научитьдетей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этойцели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможныепоследствия разных вариантов решения, умения устанавливатьпричинно-следственные связи.
Методпроектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течениеопределенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповымиметодами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решениепроблемы предусматривается одной стороны использование совокупностиразнообразных методов, средств обучения, а с другой предполагает необходимостьинтегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки,техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектовдолжны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическаяпроблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат,готовый к использованию (на уроке, в реальной жизни). Если говорить о методепроектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагаетсовокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих посамой своей сути. Метод учебного проекта – это одна изличностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельнойдеятельности учащихся, направленной на решение задачи учебного проекта,интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Применениеметода творческих проектов
Активизация познавательной деятельности итворческих способностей обучающихся предполагает формирование у них важнейшихумственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенныхумений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умениесамостоятельно выдвигать и решать новые задачи. Чтобы дети начали творческиприменять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность втакой деятельности, проявили познавательную активность, поэтому в процессеобучения использую наиболее эффективные технологии обучения:
— Технология проектного обучения,подразумевает специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемыйребенком комплекс действий по решению конкретной проблемы с обязательнойпрезентацией результатов и направлен на то, чтобы развить познавательнуюактивность обучающихся и научить применять на практике полученные знания.Например, на занятиях объединения «Радуга идей» мы рассматриваем современныенетрадиционные техники ДПИ с применением бросового материала: «стимпанк»,«терра», «коллажи». Это является темой нашего проекта – утилизация бытовыхотходов и экономический – вторая жизнь ненужных вещей. Задача обучающихсянайти и предложить свои варианты решения проблемы. Все техники требуютпродуманности, сбора необходимой информации и материала, то есть времени наподготовку. Детям предлагаю выбрать любую технику для реализации творческогопроекта. Работая над этапами проекта, обучающиеся выступают активнымиучастниками процесса, приобретают, «добывают» знания самостоятельно ииспользуют их для решения новых познавательных и практических задач; ведутисследовательскую работу: собирают необходимую информацию, учатся анализироватьфакты, делать выводы и заключения; деятельность в рабочих группах помогаетдетям научиться работать в «команде», брать ответственность за выбор, решение,разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способностьощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, времяинтересам общего дела.
— Технология творческих мастерских.Использую данную технологию не только в случае изучения нового материала, но ипри повторении и закреплении ранее изученного. При использовании даннойтехнологии на занятии создаю атмосферу доверия, сотрудничества, обращаюсь кличному опыту обучающихся, прослеживаем связь с другими техниками выполнения декоративногоизделия. Считаю, что применение технологии творческих мастерских способствуетразвитию индивидуальности детей, дает толчок творческому процессу созданиятворческих работ (ссылка «Методическая разработка «Технология творческоймастерской в декоративно прикладном творчестве»).
– Технология проблемного обучения. Даннаятехнология направлена на развитие самостоятельности и поиска творческогорешения поставленной задачи, поэтому считаю ее применение возможным приобучении декоративно-прикладному искусству. Например, каждый раз, когда задаюизготовление декоративного изделия, обучающийся ставится перед проблемой: вкаком стиле, цвете, технике выполнять заданную работу. Дети начинают искатьидеи и решение поставленной задачи, выбирая в каком стиле и в какой техникевыполнять изделие, одновременно исследуя виды тех самых стилей и техникиизготовления данной работы. По результату работы обучающиеся получают не толькоготовые декоративные изделия, но и приобретают теоретические задания ипрактические умения.
– Технология коллективного взаимодействия — этоодновременно и традиционная, и инновационная педагогическая технология,основанная на активных формах обучения и интерактивных методах, так какпостоянно идёт взаимодействие, коммуникации между всеми участниками творческогопроцесса, которая даёт высокий результат эффективности образовательнойдеятельности. Применяю данную технологию для того чтобы сплотить коллективобучающихся, научить их работать вместе, распределять работу на всех и нестиответственность за свою работу перед всей командой. Результатом такой работыявляется большой проект или изделие декоративно-прикладного искусства, скоторым каждый отдельный обучающийся в одиночку и за ограниченный промежутоквремени справиться не сможет.
Вывод
В современныйобразовательный процесс внедряются новые эффективные методы обучения, которыепостроены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь ктакому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогаетсформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет вединую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека,позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
Такимобразом, внедрение метода творческого проекта в образовательный процесспедагогом дополнительного образования декоративно-прикладного направленияцелесообразно и эффективно.
Положительныечерты проектного метода:
–Возможность дифференцированного подхода.
– Возможностьработать с «ограниченной» материальной базой.
– Широкиевозможности развития ребенка.
–Возможности комплексного применения знаний.
– Стимулучащихся к творчеству.
Списокиспользованной литературы
1. СолоповаM. A. Майевтика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац.обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместителипредс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. 2-е изд., испр.и допол. М.: Мысль, 2010.
2. АлександровГ. Ф. История западноевропейской философии: Учеб. для ун-тов и гуманит. фак.вузов / Ин-т философии. — 2-е изд., доп. — М.; Л.: АН СССР, 1946. — 513 с.
3. РуссоЖ.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н.Джуринский. — М.: Педагогика, 1981. — 656 с. — (Пед. б-ка). В надзаг.: АПНСССР. — Издательство “Педагогика”, 1981 г.
4. Историяпедагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе доконца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., рспр. Идоп. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. – 512с.
5. КильпатрикВ. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. —Л.: Брокгауз-Ефрон. — 1925. — 43 с.
6. Дьюи Дж.,Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР,1922. – 178 с.
7. КоллингсЕ. Опыт работы американской школы по методу проектов. — М.: Новая Москва, 1926.— 288 с.
8. Новыесистемы образовательной работы в школах Европы и Северной Америки/Под ред.С.В.Иванова и Н.Н. Иорданского. — М.: Работник просвещения. — 1930. —168 с.
9. КоджаспироваГ.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике, М., ИКЦ “МарТ”, Ростов-на-Дону,Издательский центр “МарТ”, 2005 г., с. 61-62.
10. Новые системыобразоват. работы в школах Зап. Европы и Сев. Америки/Под ред. С. В. Иванова,Н. Н. Иорданского. М., 1930, с. 103—14, 128—55
11. Рассел Б. Практикаи теория большевизма / [Авт. послесл. В. С. Марков; АН СССР, Науч. совет“История революций и социал. движений”]. — М.: Наука, 1991.
12. Йена-план школа: В3 т. / Под ред. Н. П.Литвиновой. — СПб., 1977.-Т. 2.-С. 13-17.
13. Вентцель К. Н.Этика и педагогика творческой личности: (Проблема нравственности и воспитания всвете теории свободного гармонического развития жизни и сознания) [Текст]. — М.: книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911—1912. — (Педагогическая библиотека) Т. 1:Этика творческой личности. — 1911. — 388 с.
14. Шацкий С.Т. Нашепедагогическое течение // Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. — М.:Просвещение, 1962-1965. — Т.2.
15. Советская трудоваяшкола: Книга для чтения и работы по основам советской системы воспитания / подред. А.Т. Калашникова. — М.: Работник просвещения. — 1926.— Т.2.
16. Дьюи Д. Демократияи образование. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 383 с.
17. Выготский Л. С.Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.
18. Шаталов В. Ф.Точка опоры. Об экспериментальной точке преподавания. — М.: “Педагогика”, 1987.— 158 с.
19. Волков И.П. Цельодна – дорог много: Проектирование процессов обучения. – М.: Просвящение, 1990.
20. Дьюи Дж.Демократия и образование. – М.: Педагогика-Пресс, 2000.