X-PDF

«Современные технологии организации воспитательного процесса в школе ограниченными возможностями с учетом требований ФГОС»

Поделиться статьей

ГБОУ« Агрызская школа – интернат для детей с ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Современные технологииорганизации воспитательного процесса в школе ограниченными возможностями сучетом требований ФГОС»

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

 

 

 

 

 

Подготовилавоспитатель

ЗагуменоваР.Р.

 

 

 

2020

Воспитание школьниковначинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередковоспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребеноксуществует только для того, чтобы быть «встроенным» в какую-либо систему.Но воспитание — это комплексная социально-педагогическаятехнология, поддерживающая развитие человека, общества и государства,содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентированона достижение определенного идеала, т.е.  того образа человека,который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических,социокультурных условиях.
Организация воспитательного процесса, максимально учитывающая различия вразвитии и способностях каждого учащегося, является одной из наиболее острыхпроблем в теории педагогики и практике коррекционной школы. В проекте КонцепцииСФГОС впервые четко выделяются взаимодополняющие компоненты: «академический» и«жизненная компетенция». В соответствии с Концепцией, в образовании детей с ОВЗиз двух составляющих ведущим становится не получение академических знаний, аразвитие социальной компетенции учащихся. В проекте ФГОСов для  детей с ОВЗ  четкопрослеживается то, как формирование жизненных компетенций выходит на первыйплан, а академический компонент является дополнением. Главная проблема детей  
заключается в нарушении их связис окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов сосверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности рядакультурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем,что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоениюобщественного опыта. Все это осложняется и трудностями в общении.
Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться запомощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобыони не были в тягость обществу и людям, с которыми им предстоит общаться.
Всё коррекционно-развивающее обучение и воспитание предусматриваетиндивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнениемобучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижениемпомощи взрослого. Основным направлением работы является практическая подготовкадетей к жизни.
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования каковладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ОВЗв обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыкаминаправлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, тоформируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружениемв настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становитсятакже опережающая наличные возможности ребёнка интеграция в более сложноесоциальное окружение.
Особое значение уделяется развитию коммуникативных компетенций (Знание способоввзаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе, коллективе,владение различными социальными ролями), как основы для успешной интеграциивыпускника в социуме. Интеграция и с оциальная адаптация учащихся с ОВЗневозможна без речевого общения и взаимодействия.
Диалогическая речь сложна для школьников, поскольку требует быстрой сменыречевой деятельности. Поэтому диалог редко возникает по инициативе обучающихся.С взрослыми и между собой учащиеся общаются вяло, недостаточно пользуютсяречью, произнося отдельные слова. Нарушение общения в значительной меретормозит их общение. Поэтому воспитатель на занятиях должен предусматриватьследующую работу: учить воспитанников отвечать на вопросы правильнопостроенными предложениями, логично, последовательно и развернуто выражать своимысли. Педагог должен помочь школьнику выразить свои мысли побуждающимивопросами или частичным продолжением его рассказа. Также окажет помощь наличиекартинок, схем, таблиц. При их использовании рассказ учащегося будет болееполным и развернутым.
Важным моментом при организации процесса общения школьников являетсяформирование определенного уровня их самостоятельности. Необходимо учитьвоспитанников самостоятельно вступать в разнообразные отношения с окружающимилюдьми и самостоятельно пользоваться полученными при общении сведениями. —Проводяданную работу, нужно постоянно расширять круг общения учащихся. Начинаяформировать навыки и умения общения в группе, среди хорошо знакомыходноклассников, сверстников затем во всей школе-интернате в условиях выполнениярежимных моментов, посещения различных кабинетов школы, библиотеки, медпункта,необходимо переходить от общения с незнакомыми людьми в привычной обстановке кделовому общению в обстановке незнакомой. Общению с незнакомыми людьмиспособствуют поручения для воспитанников на предприятия службы быта, вмагазины, отделения связи, в различные учреждения. Где им предоставляетсявозможность практического пользования этими объектами. Школьники учатся нетолько тому, как самостоятельно сделать покупки, оплатить счета, и т.п., но иобщению с взрослыми людьми: как получить информацию, как задать вопрос, какответить, как себя вести в той или иной ситуации.
Формированию коммуникативных процессов способствует организация игр,моделирующих реальные ситуации. Участие в разыгрывании ситуаций, выполнениеопределенной роли, произнесение реплик, соответствующих ей, не может, конечно,заменить полностью реального общения в жизни, но позволяет сформировать увоспитанников некоторый опыт общения. Таким образом, можно считать, что,участвуя в играх, школьники в определенной мере приобретают навыки культурыобщения в жизни, привычку следовать требованиям норм поведения в различныхситуациях, в том числе таких, которые могут спровоцировать неправильныепоступки. Кроме того, замечено, что периодическое исполнение детьми струдностями в поведении положительных ролей оказывает некоторое влияние наизменение их поведения в лучшую сторону.
Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы всоответствии с ФГОС нового поколения является формирование социально-трудовойкомпетенции. Знания и умения, способствующие социальной адаптации, помогаютразвивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, санитарно-гигиенические навыки, ведение домашнего хозяйства, ориентировку в окружающейсреде, трудовое воспитание, сформировать правильное представление по вопросамсоздания благополучной семейной жизни, взаимоотношений между членами семьи, опутях решения конфликтных ситуаций, решения экономических проблем.
Наблюдения показали, что уровень сформированности социально значимых качествличности воспитанников: аккуратности и бережливости большей частью нижесреднего. В качестве показателей сформированности социально значимых качествличности были взяты следующие умения и навыки:
— умение аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь;
— умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде;
— умение поддерживать порядок в группе и на участке;
— умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать постель после сна;
выполнение обязанностей дежурного по комнате;
— бережное отношение к природе (поливать комнатные растения, рыхлить почву,протирать листья комнатных растений).
Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ: формированиекомплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, егоинтерьере; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений итерриторий школы-интерната; формирование трудовых навыков в процессе работы встоловой и в других помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимаетвесьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела — неперечислить, как их много. Приучать школьников к выполнению домашних делнеобходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущейсамостоятельной жизни. Главное — привлекая учащихся к выполнению бытовыхобязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг одруге, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда иначинается трудовое воспитание. Воспитанники с удовольствием берутся за любыедела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом ихбольше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудоваяактивность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. Всвязи с этим необходимо предлагать школьникам разнообразные виды труда,обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех,стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почемувоспитатели должны стремиться, не просто привить воспитанникам трудовые навыки,но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него.
При формировании социально-бытовых знаний, навыков и умений можно использоватьразличные виды игр и игровые приемы:
сюжетно-ролевые, где роли исполняются самими воспитанниками;(
моделирование реальных ситуаций;(
проблемные ситуации, требующие применения знаний и умений в измененных(условиях; имитирующие игры, когда имитируется какой-то трудовой процесс(стирка( одежды, чистка обуви, пришивания пуговиц и так далее);
конкурсы, соревнования «Самый аккуратный шкафчик», «Кто быстрее наведет(порядок».
Формирование социальных компетенций невозможно без навыка общественногоповедения. Учащимся с нарушением интеллекта не составляет труда вступить вконтакт с человеком, но построить беседу, задать вопрос, высказать просьбу вызываетбольшие затруднения. Этот навык формируется поэтапно.
Использование сюжетно-ролевых игр применимо при изучении многих тем, например:«Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Мы в театре», «Подарок»,«Приём гостей», «В магазине» и т. д. Например, обучая воспитанников правиламобщения по телефону, можно провести игру – инсценировку «Телефонный разговор».Социальная компетентность базируется на таких личностных образованиях какмотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокаясамооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Ихразвитие во многом определяется той атмосферой, которая создается воспитателемв группе. Исходя из этого, создание особой атмосферы предполагает: Оказаниеподдержки ребенку со стороны воспитателя;( Демонстрация ему любви и принятия;(Отказ от запугивающих стратегий и тревожного типа воспитания;( Созданиеситуаций успеха, опора на успех при организации деятельности;( Оказание помощив преодолении трудностей;( Поддержку веры воспитанника в себя;( Развитиефункций самоконтроля и саморегуляции и опору на них при организации(взаимодействия.
В содержание общекультурной компетенции входит совокупность знаний, навыков,элементов культурного опыта, позволяющих ученику ориентироваться в социальном икультурном окружении и оперировать его элементами. Учитывая особенностиинтеллектуальной деятельности учащихся, формирование данной компетенцииявляется важной составляющей в процессе работы воспитателя. Опытпознавательно-информационной деятельности формируется в условиях высокойстепени самостоятельности учащихся в процессе обучения. Но воспитанникам с ОВЗтребуется постоянная помощь воспитателя, поэтому о высокой степенисамостоятельности говорить не приходится. У большинства подростков не сформированысоциальные навыки, а знания об обществе, в котором им предстоит жить,поверхностны. Учащиеся испытывают трудности в решении личностно значимыхпроблем, самообразовании, получении и применении информации. Они не умеютотстаивать свое мнение, занимать позицию в дискуссии. Большинство из них неумеют сотрудничать и работать в группе, принимать решения и улаживатьразногласия и конфликты, договариваться. Испытывают потребность в правовыхзнаниях и профессиональном самоопределении.
Для создания психологической среды предполагается широкое использование метода«пополнения эмоционального резервуара ребенка». В основе данного метода лежитпризнание педагогом воспитанника как равноценного партнера. Для того, чтобыучащиеся могли ориентироваться в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя»,они должны уметь анализировать свои и чужие поступки, делать правильные выводы.
В основе осуществления компетенции личностного самоопределения лежит созданиеособого рода педагогической ситуации, которая ставит учащегося переднеобходимостью проявить себя как личность. К этой компетенции относятся: умениезаботиться о собственном здоровье; правила личной гигиены; способы развитиясвоих физических качеств; половая грамотность; способы безопаснойжизнедеятельности; стремление к духовно- нравственному развитию. Реальнымобъектом в сфере данной компетенции выступает сам воспитанник. Умениезаботиться о собственном здоровье формируется с помощью физкультурно-оздоровительных технологий, реализация которых происходит на спортивныхмероприятиях, на занятиях малых форм, вводимых в структуру часов развития(физкультминутки, динамические паузы и др.), пропаганда здорового образа жизни.
Формирование у учащихся ценностно-смысловой компетенции позволит обеспечить нетолько улучшение качества их жизни, но и развитие субъектности (способности ксамостоятельному принятию решений, самоорганизации и регуляции собственногоповедения), что будет способ успешному включению в социум. Ценностно- смысловыекомпетенции — это компетенции, связанные с ценностными ориентирами учащегося,его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,осознавать свою роль и предназначение, уметь принимать решения, брать на себяответственность за их последствия. Данные компетенции обеспечивают механизмсамоопределения учащегося в ситуациях различной деятельности. Так, на занятиипедагог должен стремиться к тому, чтобы школьник четко для себя представлял,что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможетиспользовать полученные знания в последующей жизни. Так, например, развиваяпредставления об окружающем мире, а именно при знакомстве с разнообразиемрастительного и животного мира, ставится задача сформировать у воспитанниковпонимание того, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё, ипоэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений. И еслиучащиеся научатся бережно относиться к воде, выключать, выходя из комнаты,свет, не бросать мусор на газоны, не рвать первоцветы, можно считать задачуформирования ценностно-смысловой компетенций выполненной.
Формирование ключевых компетенций у учащихся коррекционной школы — этодлительный процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы всвоей работе применяет воспитатель, сформирована ли положительная мотивацияобучения и воспитания, насколько всё это интересует воспитанников. Необходимо,используя все возможности учащихся, развивать у них жизненно необходимыенавыки, чтобы, став взрослыми, они могли быть социально адаптированными в обществе.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет