Урок русского языка 2 класс
Тема урока: «Правописание сочетаний чк, чн, щн, чт».
Цели урока:
Образовательные:
совершенствовать у учащихся навыки правописания сочетаний:ча , чу , чн , чк , щн , чт ;
учить находить в словах изученные орфограммы, определятьграмматическую основу предложений , делить слова на слоги ; подбиратьоднокоренные слова ; видеть и исправлять ошибки;
выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний иумений по правописанию изучаемой орфограммы.
Развивающие: развитие фонематического слуха, внимания, устной иписьменной речи, орфографической зоркости, логического мышления, памяти,наблюдательности, творческих способностей; совершенствовать умение выражатьсвои мысли при изучении языковых явлений.
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к русскому языку,аккуратности при работе в тетрадях, самостоятельности, способности кколлективной работе, умению работать в парах, бережного отношения кокружающему миру, милосердия.
Оборудование: компьютер, проектор, экран,слайды, демонстрационные картинки Чебурашка, Снеговик, тучка, волшебнаякоробочка с очками, спичками и рукавичкой, снежинки с карточками длясамостоятельной работы, елочка с игрушками для работы в группах, таблица длярефлексии, демонстрационные таблички с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, НЧ, НЩ.
Тип урока: Закрепление умений и навыков с применением технологииличностной ориентации педагогического процесса и мультимедийным сопровождением.
Форма проведения урока: Урок – игра
ФормируемыеУУД:
личностные: самоопределение, смыслообразование;
познавательные: работа с информацией, выполнение логическихопераций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль икоррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества;
Используемыетехнологии: системно-деятельный (работа в парах, группах), частично-поисковый метод(работа с информацией); информационно-коммуникативные технологии (работа с заданием на компьютере).
Ход урока
I. Организационный момент.
1. У нас сегодня необычный урок. Поприветствуемнаших гостей
Давайте расскажем о себе.
Мы умные, серьёзные,
Мы с увлеченьем учимся,
всё у нас получится.
2. Садитесь, сначала красота и нежностьнашего класса (присаживаются девочки), а теперь наша сила и защита (мальчики)
3. Эмоциональныйнастрой
Слайд № 2
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори всё чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
II.Мотивация Сообщение темы и целей урока
1.- Сегодня на уроке нам предстоит узнать еще одну тайну русскогоязыка. И еще мы будем снежиночки собирать, ведь так хочется снега, а его всенет пока!
Постучался в нашу дверь необычный чудо -зверь
Он ушастый, в коричневой рубашке
А зовется … Чебурашка
Он принес нам фильм с заданием. Приложение № 1 Отрывок. Русский язык
-Что одинакового в этих словах? Как выдумаете, чему мы будем сегодня учиться? Какие у нас цели урока? Тема урокаСлайд №3
-А для чего нам надо научиться писать правильно слова с-ЧН, -ЧК?
-Спасибо Чебурашке. Пригласим его к нам на урок.
IIIАктуализация знаний
1 Записьв тетради
А сейчас откройте тетради, помните о наклоне и запишите число, классная работа.
13декабря
Класснаяработа
2. Минуткачистописания.
— Ой, смотрите, тучка
Она тоже в гости кнам Слайд № 4
Принесла нам тучка букву для чистописания Она третья в словетучка и первая в слове Чебурашка Что это за буква ? Ч, ч)
Слайд № 5
— Какой звук обозначает буква Ч? Дайтехарактеристику звука. Согласный звук. Всегда мягкий. Правильно, запомнили, чтозвук [ ч`] всегда только мягкий.
— Напишите букву Ччпо образцу. Ч ч Нарисуйте корону карандашом над самой красивой буквой. Молодцы !
-А какие сочетаниямы изучили с этой буквой Ча , чу ЧК, ЧН
— А какие правила мыдолжны помнить? (ча, чу)
Чу пишем толькос буквой у Ча пишем с буквой а
Чн , Чк пишембез ь
Запишите строчку
Ча чу чк чн
— Все постарались. Ивот чудеса!
Тучка белая несмело
Напилась воды из речки,
Стала туча пышнотелой
И кудрявой , как ….. (овечка) .
Слайд № 6 Составьтепредложение о тучке
3. Работа над предложением
Тучка– овечка пьет воду из речки.
Работа в парах:
1 Спишите предложение
2. Назовите мягкие согласные звуки.
3. Подчеркните в словах знакомые орфограммы
4. Подчеркните грамматическую основу предложения.
Проверка Дарю снежиночку с буквой У
4.Проверка творческого домашнегозадания Слайд № 7
Молодцы, будем урокпродолжать,
домашнее задание время проверять.
— Задание былотворческое, поискового характера посмотрим ка вы подготовились к нему.
Врусском языке много пословиц и поговорок, которые содержат слова с сочетаниямиЧК ЧН ЩН Вот некоторые:
· Какова яблонька, таковы и яблочки.
· Ласточка день начинает, соловей кончает.
· Старый друг лучше новых двух.
А я хочу спеть песенку. Послушайте все,посмотрите и орфограммы отыщите Приложение №2 Отрывок МФ и песней №2
Елочка, елка, леснойаромат
Очень ей нуженкрасивый наряд
Пусть эта елочка впраздничный час
Каждой иголочкойрадует нас.
—Молодцы! Дарю снежиночку с буквой М
-Так какое правило мыизучили на прошлом уроке?
НЕ напишем МЯГКИЙ ЗНАК
Приложение№ 3 Песенка- правило Из Русского Языка ЧН , Чк(в конце ) № 3
-Почему между этимисочетаниями нет ь? Потому что звук [ ч`] всегда мягкий, поэтому на письме егомягкость не обозначается.
А тучка нашаповеселела
и на небо улетела
IV. Закрепление изученного материала
1. Игра «Волшебнаякоробочка»
Забыла рассказать вам
Я сегодня шла –шла
И вот коробочкунашла.
Она не простая –волшебная,
Вам полезна будет она
В ней прятаны предметы
С сочетаньем -чк
А чтоб их нам узнать,
надо загадкиотгадать,
И отгадки записать.
На носусидели,
На мир глядели,
За уши держались.
(очки) Запишем в тетрадь
Очки
Назовислова с безударным гласным, подбери проверочное слово. Носу– нос, держали –держат, глядели -взгляд
В маленьком домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
(спички) Запишем, разделяя на слоги спич-ки
Воспитательный момент Под диктовкузапишем предложение Спички детям– не игрушка!
Звукобуквенный анализ
— Поделите слово на слоги. Сколько слогов?Почему?
Спички – спич-ки – 2 сл., 6б., 6 зв.
Построили хлевец
На пятеро овец.
(рукавичка)
Подберите однокоренные слова к слову:рука, рукавицы, рученька
Даю снежиночку с буквой Н
2Физминутка –игра.Пора отдохнуть и поиграть
3.Коллективная работа Игра «Лепим снеговика» Слайд №8
-А кто это плачет тихо?
Мороза – нет!
Метели – нет!
Когда смогу сказать«Привет!»?
И даже матушка Зима
Сама – сплошнаякутерьма:
Из туч-кармановневпопад
Все сеет дождь, гдеснегопад?
По Вам скучаю,малышня,
Готовы вы лепитьменя?
Задание от снеговичков .Рассматреть картинку, выписатьслова с буквосочетаниями ЧН,ЧК
Мы сегодня молодцы,
Даю снежиночку с буквой И
4. Маленький секретСнеговика
— Ой, Снеговик …ссекретом! У него мешке спрятана …буква Щ.Что можем сказать про нее
Оказывается, есть ещесочетания, в которых не нужен ь Приложение№ 4
Вывешиваю таблицу Слайд № 9
Р и Щ, Щ и Н — здесьне ждите перемен.
Мягкий знак тут тожене гостит
И от этого грустит.
— Какие мы узналиновые сочетания РЩ, ЩН, НЩ Вывешиваю их возле темы урока. Запишем сочетанияэти в тетрадь.
5. Самостоятельная работас карточками
У нашей тучи, за белой горою,
Родились снежинки холоднойпорою.
Ажурные платья,резные косынки…
Волшебное зимнее чудо – снежинки. Слайд№ 10
Онитихонько покружились и на парты опустились.
Переверните: наодних есть задания для самостоятельной работы. Запишите в тетради карточка и выполните задание Приложение№5
— Детки, у когоснежинка пустая не переживайте, вы будете выполнять задание с экрана. Приложение № 6 Русский язык Сказка о лисичке со скалочкой
На экране задание: запишите слова,подчеркните сочетание чк, чн, чт. Приложение № 7 Музыка снежинки
— Как только готовы, подаем сигнал
Проверка Приложение № 8 Лисичка – сестричка, скалочка,лавочка, печка
-А карточки с самостоятельной работой я проверюи на следующий урок мы обязательно выполним работу над ошибками
Так что же значитправильное написание буквосочетания?
(Это значит, что ЧК , ЧН, рщ, нщ,щн пишем без ь!)
— Какую проблему мы решали, когда выполняли задание?
(Проблему правильного написания данных сочетаний.)
Даю снежиночку с буквой Ч
Танцевальная физминутка «Ох, зима хороша «Приложение№9
6. Работа в группах.
Мы, играя,проверяем,
что умеем и чтознаем.
Будем в группахработать
И елочку наряжать.
— Внимание! Напоминаю правила работы в группе:
1.Уважайсвоего товарища.
2.Умейкаждого выслушать.
3.Несогласен – предлагай!
Ипомните:
Вместене трудно,
вместе нетесно,
вместелегко
и всегдаинтересно!
Перваягруппа Работа над ошибками
Пушынки, дамов, деревев, пролитела.
Вторая группа Запишите имена знакомых сказочныхгероев, в которых встречаются буквосочетания ЧК, ЧН.
Сказочные герои: Снегурочка, Дюймовочка,Хаврошечка, Красная Шапочка
Даю снежиночку с буквой К
13. Игра «Покормисиничку»
Прилетела к нам желтобокая птичка. Села прямо подокном и запела Приложение№10 Пение синички
Выборочный диктант выписать слова с буквосочетанием ЧК.ЧН
Эту маленькуюптичку с нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало, ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала, мы повесим на сучки.
— Узнали птичку? № 6
Это синичка
Летом птицы корм найдут,
С голоду не пропадут.
А зимой — с едой беда.
Снегом скрыта вся еда.
— К чему птицы наспризывают? (быть добрыми и помогать им зимой)
— Как мы можем помочь птицам? Повесить кормушки
Давайте вспомним какие еще птицы зимуют у нас и запишемсловарные слова
в.р.бей в.р.на с.р.ка
Воробей ворона сорока Что общего у этихслов?
— Они обозначают названия птиц;
— имеют общую орфограмму написание -оро-;
Давайте придумаем предложение про зиму, птиц, снеговиков
Помощь Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.
1. птичька
2. редька
3. ночьной
4. деньки
5. ласточка
6. мучьной 1,3,6
Пусть пернатые снуют
Угощение клюют.
Так поможем им опять
Зиму перезимовать. Даю снежиночку с буквой И
V Рефлексия. Самооценкадеятельности детьми.
Высегодня умнички (переворачиваем и читаем слово)
Всетрудились от души
Подведемтеперь итог:
Чемзапомнился урок
— Зимний ветер морозу помощник- говорят внароде. Ветер поможет и нам.
Упражнение «Ветердует. Говорю фразу, а дети встают.
Ветер дует для тех:
— кто доволен сегодняшней работой;
— не доволен собой;
— кому трудно определить свое настроение;
— кто чему-то научился;
— высоко оценивает наш урок;
— работал творчески;
— устал;
— хотел бы еще продолжить работу.
— Атеперь самооценка урока. Кто желает высказаться?
VI Домашнее задание. Приложение №11 Запишем в дневник на четверг — карточка. Заотличную работу на уроке предлагаю вам дома поиграть и закрепить знания натренажере. Приложение №12 Спасибо всем за урок!
Приложение № 1 Отрывок. Русский язык Начало Мотивация № 1 https://yadi.sk/i/BuuaFS7eJC7iUg
Приложение №2 ОтрывокМФ https://yadi.sk/i/nGmTE7lF2nzwaQ
Приложение № 3 Песенка- правило Из Русского Языка ЧН , ЧК https://yadi.sk/i/EWl60Ta0uK_mLg
Приложение№ 4
Приложение № 5
Карточка№ 1
Спишите, выделяя орфограммы.
Девочка,птенчик, речной, тучка, овощной.
Карточка№ 2
Спишите,вставляя орфограммы ЧК, ЧН, НТ.
Ру…ной,пе…ка, вну…ка, ме…та, но..ка
Карточка№ 3
Запишитеимена ласково.
Валя,Зина, Аня, Женя.
Карточка № 4
— Списать слова, вставляя сочетания чк, чн, щн. Самопроверка
Ре..ой, кирпи..ый, ово..ой, но..а, моло..ый.
Карточка № 5
— Исправить ошибки. Списать грамотно.
Клубничьный, прозрачный, печка,девочка, дочька, изящьный, прочьный.
Приложение № 6Русский язык «Сказка о лисичке со скалочкой» https://yadi.sk/i/nQ2JYaA7xa-S_A
Приложение№ 7 Музыка снежинки https://yadi.sk/d/b-opL4l-EShEcQ
Приложение № 8 Проверкаработы https://yadi.sk/i/94vIuHqoV8n01g
Приложение№9 Физминутка https://yadi.sk/d/xaPIwctN79_lwA
Приложение№ 10 Аудизаписьпения синички https://yadi.sk/i/Sb_Jnt_4QODEVw
Приложение №11 Домашняя работаКарточки на выбор ученика
Разноуровневые задания:
1 уровень
Спишитеслова, подчеркните сочетания ЧН, ЧК, ЩН.
Колючка,мощный, почка, уличный, скучный, хищница, бочка, белочка, вечный.
2 уровень
Выписатьслова с сочетаниями и подчеркнуть их.
Булочка,печной, мальчик, хищница, диванчик, елочка, перчатки, гречка, ночка, чубчик,скучный, пачка, каменщик.
3 уровень
Изменитеслова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК. Запишите их, подчеркнитеорфограммы.
Свеча,собака, молоко, овца, река, птица, дача.
Приложение№12 Тренажерhttps://yadi.sk/d/t-qdqhRxbcYFzQ
Приложение№13 Презентация к уроку https://yadi.sk/i/4d7Up7lNTfWE6Q
Карточка№ 1
Спишите, выделяя орфограммы.
Девочка,птенчик, речной, тучка, овощной.
Карточка№ 2
Спишите,вставляя орфограммы ЧК, ЧН, НТ.
Ру…ной,пе…ка, вну…ка, ме…та, но..ка
Карточка№ 3
Запишитеимена ласково.
Валя,Зина, Аня, Женя.
Карточка № 4
— Исправить ошибки. Списать грамотно.
Клубничьный, прозрачный, печка,девочка,
дочька, изящьный, прочьный.
Карточка№ 1
Спишите, выделяя орфограммы.
Девочка,птенчик, речной, тучка, овощной.
Карточка№ 2
Спишите,вставляя орфограммы ЧК, ЧН, НТ.
Ру…ной,пе…ка, вну…ка, ме…та, но..ка
Карточка№ 3
Запишитеимена ласково.
Валя,Зина, Аня, Женя.
Карточка № 4
— Исправить ошибки. Списать грамотно.
Клубничьный, прозрачный, печка,девочка,
дочька, изящьный, прочьный
Перваягруппа
Работа над ошибками
Пушынки_________
дамов___________
деревев___________
пролитела_________.
Вторая группа
Запишите имена знакомых сказочных героев,в которых встречаются буквосочетания ЧК, ЧН.
________________________________
________________________________________
_________________________________________
___________________________________________