Муниципальноебюджетное учреждение
дополнительногообразования – Центр детского творчества
Татарскогорайона
МАСТЕР-КЛАСС
«Изготовление сувенирных украшений из эпоксиднойсмолы»
Автор– составитель:
ВражкинаЮлия Владимировна
педагогдополнительного образования
632122,Новосибирская область, г. Татарск, ул. Ленина 33,
тел: 8-383-64-20-830, cdt–tatarsk@mаil.ru
2023 г.
Форма: мастер – класс
Место проведения: МБУ ДО – ЦДТ
Дата: 14.02.2023 г.
Время: 11.00 -11.40
Возраст участников мероприятия: педагоги дополнительного образования МБУДО – ЦДТ.
Организатор: педагог МБУ ДО — ЦДТ Вражкина Ю.В.
Цель: научить участников мастер-классаизготовлению сувенирных изделий с применением технологии работы с эпоксиднойсмолой.
Задачи:
· Познакомить участников мастер-класса с составом и свойствами эпоксиднойсмолы.
· Рассказать об инструментах и материалах, используемых при изготовленииизделий из смолы.
· Научить применять приёмы работы с эпоксидной смолой при изготовлениисувенирных изделий.
· Способствовать развитию творческого мышления и художественного вкуса.
· Воспитать стремление к творческому поиску.
· Изготовить изделие из эпоксидной смолы.
Приемы:
· с показом практических действий. Объяснение.
· Консультация.
· Рассказ.
· Беседа
Предварительная подготовка:
· Образецсувенирных изделий.
· Подготовкаоборудования.
· Раздаточныхматериалов.
Демонстрационный материал:
· Технологическаяпоследовательность работы.
· Образцы.
Материалыи оборудование:
1. Эпоксидная смола.
2. Отвердитель для ЭС.
3. Силиконовые молды.
4. Краситель.
5. Сухоцветы
6. Фурнитура для украшений.
7. Одноразовые стаканчики.
8. Стеки.
9. Деревянный шпатель.
10.Зубочистки.
11.Одноразовые перчатки.
12.Одноразовые медицинские шприцы.
13.Весы (по усмотрению).
План проведения мастер-класса:
1. Вступительная часть (3 мин.)
-Приветствие участников мастер – класса.
-Знакомство с темой, целями.
2.Теоретическая часть (7 мин.)
— Знакомство с видами изделий, украшений, сувениров из эпоксидной смолы.
— Знакомствос технологической последовательностью работы и техникой безопасности при работес эпоксидной смолой.
3.Практическая часть (30 мин.)
-Демонстрация приёмов изготовления.
-Консультация, оказание помощи.
4. Подведение итогов (3мин.)
— Анализ готовых изделий.
— Оценка качества полученных результатов.
5.Рефлексия (2 мин.)
Ход мастер – класса
1этап. Организационный
Добрый день, уважаемыеучастники мастер-класса. Очень рада провести с вами творческое время Надеюсь,вы узнаете о новой технологии декоративно-прикладной направленности, котораявас в дальнейшем заинтересует.
2 этап. Вступительная часть
В наш век информационных технологий декоративно-прикладное творчество неутратило своего значения. Всё так же мастера создают прекрасные работы в разныхтехниках, оттачивая и совершенствуя своё мастерство, давая возможностьогромному числу людей любоваться красотой своих творений. Предметы и украшенияручной работы в наше время стали очень модными и ценятся высоко, но стало всёсложнее создать оригинальные техники для изготовления новых интересных изделий.
Ив последнее время становится всё более популярной техника изготовленияукрашений с использованием эпоксидной смолы. Этот вид декоративно-прикладноготворчества меня заинтересовал и я решила попробовать. Мне понравилисьнеобычный вид и фактура, которую даёт при застывании эпоксидная смола, её широкиевозможности для воплощения самых фантастических идей.
1.Что такое эпоксидная смола
Эпоксидная смола является достаточнопопулярным материалом на строительном рынке. Уникальные качества эпоксиднойсмолы расширили ее сферу применения от изготовления стеклопластика до ювелирногоискусства. Эпоксидная смола – материал, который позволяет создавать эффектные иоригинальные украшения, изделия. При четком соблюдении пропорций и аккуратнойработе она отблагодарит красотой, прочностью и долговечностью готовых украшений,изделий. Это идеальный материал для создания сувенирных украшений, бижутерии ит.д.. Нужно выбирать смолу, которая не потеряет своей привлекательности, непожелтеет со временем и останется прозрачной.
Слово эпоксид образовано отдвух греческих корней: epi — над и oxy — кислый.История возникновения и широкого развития эпоксидных соединений восходит кначалу прошлого столетия, когда в 1908 г. известным русским химиком Н.А.Прилежаевым была открыта реакция с образованием эпоксидных соединений, получившаяего имя.
В 1936 г. швейцарский учёный П. Кастансинтезировал низковязкую смолу янтарного цвета, которая при взаимодействии сопределёнными компонентами переходила в неплавкое и нерастворимое состояние. Онпредложил применять такие смолы в производстве зубных протезов и некоторыхлитых изделий.
В 1936 г. американский химик С. Гринлисинтезировал ряд аналогичных смол, рекомендованных для получения защитныхпокрытий. Это направление оказалось весьма перспективным. Однако первыйуспешный промышленный выпуск таких смол состоялся лишь в 1947 году. Вдальнейшем в течение 10 лет объём их производства составил более 13,6 тыс.т., ав последующие шесть лет увеличился в 3 раза.
В конце 1950-х гг. были синтезированыновые эпоксидные смолы (ЭС), отличающиеся от вышеописанных и получившиеназвание эпоксидно-диановых. В конце 1960-х гг. промышленностью было освоенопроизводство не менее 25 типов этих смол. В то время термин «эпоксидные смолы»стал общим, и сейчас он относится к целому классу материалов.
Следующие 30 лет характеризовались бурнымростом производства ЭС. К началу 1990-х гг. их потребление в странах ЗападнойЕвропы составляло около 200 тыс. т/год, в США — 180 тыс. т, в Японии — около150 тыс. т, причем 2/3 мирового производства приходилось на два крупнейшихмеждународных концерна — в США и Великобритания.
2.Виды эпоксидной смолы
Прозрачная смола — самая популярная втворчестве и иных сферах. Такой тип эпоксидной смолы годится для изготовления3D-картин, табуретов и столов, настенных панелей. Из прозрачного материаладелают заливку гербария, ведь цветы в эпоксидной смоле выглядят невероятно нежно,стильно. Можно залить массой живые цветы: розы, лилии, отдельные лепестки илистья растений в зависимости от идеи. Внутрь сувенира помещают и мраморную крошку,кусочки гранита и даже засушенных насекомых. Основное отличие цветных смол отпрозрачных – в добавлении красителей. При изготовлении материала в составвводят наполнители, придающие продукту определенный оттенок.
Для придания декоративности и дизайнерскогоцветового решения в изделиях из синтетической смолы выпускаются целые линиивсевозможных пигментов и наполнителей. То, насколько ярким получится оттенок иравномерно промешается цвет, зависит от свойств приобретаемой марки имастерства самого «творца». Поэтому только опыт и приобретаемые навыки помогутдобиться нужных результатов.
3.Свойства смолы
Основные свойстваэпоксидной смолы:
— высокаяпрочность, устойчивость к действию физических факторов и химических веществ;
— непроницаемостьдля действия воды;
— широчайшийспектр применения;
— минимальнаяусадка;
— клеевыесвойства;
— эластичность, нотвердость;
— созданиеантикоррозионной пленки на металлических поверхностях.
4. Применение эпоксидной смолы
Применяют эпоксиднуюсмолу в интерьере. Благодаря заливке можно сделать оригинальный светильник,вазу, картины и рамки для них, панно, изделия для ванной, кухни. Эпоксиднойсмолой оформляют барные стойки и столешницы, полки, подставки и раковины.Различные картинки заливают прозрачной массой, создавая самые невероятныекомпозиции.
Работа сэпоксидной смолой позволяет развивать творческую фантазию и художественно –эстетический вкус.
3этап.Комментирующая часть
Сегодня предлагаю вам изготовить изделие из эпоксидной смолы(брелок, подвеска, украшение и.д.). Исходя из изученных материалов по даннойтехнике это интересный, но материально затратный вид.
Предлагаюрассмотреть, что же нам понадобится для работы
Понадобитсяминимальный набор:
1. Эпоксидная смола.
2. Отвердитель для ЭС.
3. Силиконовые молды.
4. Краситель.
5. Сухоцветы
6. Фурнитура для украшений.
7. Одноразовые стаканчики.
8. Стеки.
9. Деревянный шпатель.
10.Зубочистки.
11.Одноразовые перчатки.
12.Одноразовые медицинские шприцы.
13.Весы (по усмотрению).
Последовательность изготовления изделийиз смолы.
1.Смешиваемэпоксидную смолу и отвердитель в соотношении 2:1 (для Crystal Resin). Однимшприцом отмеряем смолу, вливаем в стаканчик, то же самое делаем с отвердителем.Рекомендуется вливать отвердитель в смолу, а не наоборот. Осторожно!Отвердитель обычно достаточно жидкий и может брызнуть, если надавить на шприцрезко.
Еслитребуется окрашенная смола, то добавляем несколько капель красителя иперемешиваем.
2.Тщательно перемешиваем две жидкости, пока содержимое стаканчика не станетоднородным. Делаем это медленно, чтобы не образовывались пузырьки. Еслиэпоксидная смола и отвердитель жидкие, то образовавшиеся пузырьки быстровыходят на поверхность и лопаются, а если компоненты достаточно густые, топузырьки останутся там, где были (степень густоты компонентов зависит отпроизводителя). Если эпоксидка перемешана недостаточно хорошо, она плохозастынет.
3.Полученная смесь имеет жидкую консистенцию, поэтому ее нужно отставить всторону на 15-20 минут. Надо подождать пока содержимое стаканчика приобрететнеобходимую для работы консистенцию вязкости густого киселя.
Наповерхность выкладывают декоративные детали. Это могут быть разноцветныекамешки, крошка, сухоцветы, листочки и прочее. Сверху заливают оставшейсясмесью. Распределить состав нужно равномерно так, чтобы он полностью покрылвнутренний элемент.
Оставляемдля застывания до 24 часов (в зависимости от толщины слоя) Ждем до полногозастывания, извлекаем застывшее изделие и любуемся красотой!
ВАЖНО! Наэпоксидку отлично липнет вся пыль, которая летает поблизости, поэтому на времязастывания ее нужно защитить от попадания разной грязи, накрыв заготовкикрышками (например, пластиковые контейнеры разного размера).
Условныестадии застывания и что удобно делать на каждой из них:
1) Сначалаэпоксидка достаточно жидкая и легко стекает с палочки, которой ее перемешивали- подходит для заливки в формы, благодаря своей жидкости она затекает во всеуголки (более густая может не затечь в крохотные углубления и тогда рельеф будетуже не тот, если форма рельефная).
2) Позжеона начинает держаться на ней, как жидкий мед — подходит для создания выпуклойлинзы на плоской основе, если делать линзы, когда эпоксидка более жидкая, тоона будет легко стекать с заготовки вниз, не формируя линзу. На этой стадиитакже можно заливать формы, если в них нет ярко выраженного рельефа (например,полусферы.)
3) Потомкак густой мед — при набирании на палочку образуются пузырьки, которые оченьсложно достать. Подходит для приклеивания деталей друг к другу. Эпоксидка имеетхорошую адгезию (хорошо прилипает) к большинству материалов, поэтому можетиспользоваться, как клей. Не прилипает к полиэтилену, полипропилену, силикону,резине, от этих материалов она легко отслаивается (поэтому формы для заливкинужно выбирать и этих материалов). Не прилипает еще к жирным поверхностям(поэтому, если нет формы из подходящего материала, то можно любую смазатьрастительным маслом и заливать в нее. Но сначала обязательно нужнопротестировать, как ваша эпоксидка отреагирует именно на это масло).
4) Резиноваяфаза — эпоксидка уже не липнет, но она еще не приобрела окончательнойтвердости, она гнется как резина. На этой стадии эпоксидку можно гнуть, мять ит.д., что открывает просторы для полета воображения) Если вы надо, чтобы оназастыла в деформированном положении — закрепите ее в нем, иначе она распрямитсяобратно.
5) Твердая,окончательно застывшая эпоксидка. Ногтем не продавливается, на ощупь — твердыйпластик.
Уразных производителей время застывания отличается, поэтому определить времяэтих стадий можно только опытным путем.
Технологическая карта изготовления
Первым и главнымусловием становится обеспечение личной защиты при работе со смолами. Важноиспользовать необходимые индивидуальные средства безопасности: респиратор илимаска, защитное покрытие (одежда), перчатки, очки. Рабочий стол необходимопредварительно прокрыть плотной клеёнкой.
Подвеска, брелок:
№ |
Последовательность изготовления |
Материалы, инструменты |
1 |
Приготовить раствор смолы путем смешивания ЭС и отвердителя в соотношении 2:1, тщательно перемешать. Поставить на 40-60 мин. |
|
2 |
Разлить по ёмкостям. Добавить красителя (по желанию) до нужного оттенка. |
|
3 |
Выбрать и подготовить силиконовый молд (форму), залить в нее подготовленный раствор. |
|
4 |
Удалить пузырьки в смоле (если образовались) |
Игла или свеча |
5 |
Подготовленный материал (сухоцветы, камни, блёстки, и т.д.) аккуратно выложить в силиконовый молд (форму). Оставить в теплом месте для высыхания на сутки при температуре 23*, предохраняя от пыли. |
|
6 |
Застывшую готовую подвеску, брелок оформить на цепочку или декоративный шнурок. Если в форме отсутствует отверстие для шнурка, его следует просверлить. |
|
Эта техника интересна тем, что можно придумать совершенноразличные изделия, украшения, сувениры, не боясь испортить свою работу, так какона в любом случае получится восхитительным!
4. этап .Практическая работа
Практическое выполнение работы сэлементами демонстрации и комментирования, анализ выполненной работы.
5.Этап.Подведение итогов.
Нашмастер класс подошел к концу. Теперь вы знаете, как можно изготовить сувениры,украшения из эпоксидной смолы домашних условиях. Научились одному из самыхинтересных способов. Возможно, вас это занятие увлечет, и вы займетесь этимвидом творчества.
6 этап.Рефлексия.
Теперьпредлагаю сделать общее фото. Тем, кому понравился мастер – класс большой палецвверх, но а кому нет, то вниз.
Всех благодарю за внимание. Благодарю, чтобыли со мной!