План-конспект открытого урокапо сольфеджио
Тема урока: «Чтение с листа на урокахсольфеджио в ДШИ»
Цель урока: показать некоторые формы иметоды работы по развитию этого навыка на различных этапах обучения ( в 1,3, 5классах по 2 человека из группы)
Ходурока
I Вводная часть. Значениечтения нот с листа; главные методические принципы.
Чтение с листа является одним изспособов развития музыкального слуха учащихся. Оно представляет собой навык,который должен совершенствоваться в течение всех занятий сольфеджио.
Чтобы успешно читать с листа,недостаточно обладать хорошими музыкальными данными, надо иметь определённые навыки:
- уметь чувствовать тональность, слышать ступени тональности;
- уметь видеть, понимать и представлять мысленно звучание мелодии, ее форму и логику развития;
- уметь владеть своим голосом и петь без поддержки инструмента.
Все эти навыки вырабатываются как всамом процессе чтения с листа, так и в других формах работы в классе сольфеджио:при пении интонационных упражнений, при слушании музыкальных произведений и призаписи диктантов.
II Основная часть.Практические приёмы работы по развитию ладового и метроритмического чувства впроцессе чтения нот.
1. Подготовительныеупражнения по формированию слуховых представлений в области ритма:
а) ансамблевоеисполнение ритмического аккомпанемента песни «Неприятность эту мыпереживём» Б. Савельева. Учащиеся 1 класса (сильная доля – притопы, доли – хлопки,ритм — отстукивание карандашом);
б)прослушивание знакомых мелодий и определение ритмоформул по карточкам: «Аннушка»(восьмые и четвертные в размере ¾, 1 класс), «Петрушка» (шестнадцатые ноты вразмере 2/4, 3 класс), «Экспромт» Ф.Шуберта (триоли в размере 2/4) «Жаворонок» М.И. Глинки (четверть с точкой и шестнадцатые в размере 4/4, 5класс)
2.Освоение ритмической графики:
а) чтениеритмослогами по таблице из сборника Л.Синяевой ( 1 кл. – стр.30, 3 класс –стр.32, 5 класс – стр.35)
б) игра на шумовыхинструментах заданных ритмов (для 1 класса – Танец из балета П.И.Чайковского«Лебединое озеро», «Тирольский вальс» Ф.Пуленка; для 5 класса «Испанский танец»П.И.Чайковского);
в) сочинение ивоспроизведение ритмического аккомпанемента к песне В. Шаинского «Голубойвагон» (для учащихся 3 класса)
2.Подготовительные упражнения по развитию интонационно-ладовых представлений;
а)определениеступенейгаммы: 1 класс I-Y-I,YII-I, 3 класс I-Y-IY-I,I-III -YI -Y-I, 5 класс I-IY-YI-Y-I, I -YI -Y -YII- I
б) интонирование мотивовс пройденными оборотами:
1 класс
3 класс
5 класс
в) определение наслух и игра на фортепиано интервальных
последовательностей
3 класс
5 класс
г) игра на фортепиано гармоническогооборота T—S—D—T
д) пение знакомых песен с сопровождениемпо буквенным обозначениям (Б.Савельев «Смешной человечек», Е.Крылатов «Этознает каждый»)
4. Освоение звуковысотной графики:
а) пение с листа с предварительныманализом упражнений с пройденными оборотами;
б) сольфеджирование по группам ицепочкой, вслух и про себя
(Сольфеджио 1-2 класс Н.Баева, Т.Зебряк№40 -1 класс, №275 — 3 класс);
в) беглое чтение с транспонированием(Ж.Металлиди, А.Перцовская Сольфеджио 1, 2 классы №77 -1 класс, №158 -3класс, Ж.Металлиди, А.Перцовская Сольфеджио 4 класс №24 -5 класс)
Списоклитературы
1. БаеваН., Зебряк Т., Сольфеджио 1 -2 класс. «Кифара», 2006
2. ДавыдоваЕ., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М. «Музыка», 1993
3. Давыдова Е., Сольфеджио 4 класс. М. «Музыка», 2007
4.Давыдова Е., Сольфеджио 5 класс. М. «Музыка», 1991
5.Золина Е., Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы.М. ООО
«Престо», 20
6.Металлиди Ж., Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для1-7 классов детской музыкальной школы. СПб: Композитор», 2008
7. Синяева Л., Наглядные пособия на уроках сольфеджио.М.»Классика
XXI», 2006