X-PDF

Сымон Будный

Поделиться статьей

Сымон Будный (1530-1593) вошел в историю отечественной философской мысли как один из виднейших идеологов и деяте­лей периода Реформации. После школы он, как и Ф. Скорина, продолжил свое обучение в Краковском университете на факуль­тете свободных искусств. По неуточненным данным, С. Будный учился и в Базельском университете на факультете теологии, где, вероятно, и перешел в протестанты.

В 1558 г. он становится проповедником протестантского сбора (общины) в Вильно. В 1560 г. его переводят пастором в Клецк, где он пишет знаменитый «Катехизис». В 1562 г. в Несвижской типог­рафии, созданной при его активном участии, издает свой «Катехи­зис» (полное название — «Катехизис, то есть наука стародавняя христианская от святого письма, для простых людей языка рус-кого в вопросах и ответах собрана»). Это первая книга на старобе­лорусском языке, изданная на территории Беларуси. Здесь же, в Несвиже, печатается вторая его работа — «Оправдание грешного человека перед Богом» (также на старобелорусском языке). Это может служить подтверждением того, что по происхождению С. Будный — белорус (русин), а не поляк, как утверждают неко­торые исследователи его творчества.

В эти же годы С. Будный вел активную переписку с москов­ским православным богословом Артемием, который критиковал его за вольную трактовку Библии. Артемий в своем послании Будному выговаривал ему за рационализацию Священного Писа­ния: «И паки о науце писал еси, як бы многи языки имети добро.

Раздел II

Но не в словеси, рече апостол, царство божие, но в силе добрых дел… Се бо обретаем многи научены во всех языцех напротив сто­ящих правые веры и в нечестия и хулы и различный ереси укло­нившихся. И ничтоже ползова их многое учение. Наипаче бо таковии прельщают красноречием многим, сами прежде прельстившиеся… По чистоте бо ума когождо разумевает боже­ственная тайноучение, а не человеческим наукам. Очищает же ся ум съхранением Христовых заповедей… Может богоистинное сло­во просветити и умудрити в благое правым сердцем без грамо-тикиа и риторикиа» [З.С. 118].

В 1553 г. Артемий был обвинен в ереси (отклонении от норм исповедуемой религии) и сослан на вечное заточение в Соловец­кий монастырь. Тем не менее, Артемий обвиняет в ереси С. Будно-го. Обвиняли Будного в ереси в 1566 г.и соратники-кальвинисты.

С. Будный порывает с кальвинизмом (одно из протестантских учений, основанное французским проповедником Кальвином), пе­реезжает в Заславль, в имение пана Гебовича, и сближается с ан-титринитариями, которые, обосновывая естественноисторическое происхождение Христа, отрицали Святую Троицу (единосущие Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа). С. Будный собрал 26 аргументов, доказывающих, на его взгляд, что Иисус Христос был простым человеком, рожденным от Марии и Иосифа.

В 1574 г. в Лоске (около Воложина) С. Будный издает Новый Завет с предисловием и комментариями, в которых он излагает свои новые философско-богословские взгляды. Здесь же, в Лоске, в 1576 г. он публикует свою работу «О главнейших положениях хри­стианской веры», где с позиций рационализма критикует христи­анское учение о Троице, бессмертии души и вере в загробный мир.

В ответ на призыв Петра1 из Гонендза (1525—1573) к антитри-нитариям не занимать государственных постов С.Будный в 1585 г. пишет трактат «О светской власти». Петр из Гонендза считал, что антитринитарии, занимающие государственные посты, не имеют

1 Петр из Гонендза — выходец из крестьян. Окончил Краковский уни­верситет, затем учился в Италии, Швейцарии и Моравии, где увлекся ан-титринитаризмом. Выступал с крайне радикалистских позиций как в религиозной, так и в светской сферах.

Пе риод Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского морального права состоять членами церкви Божьей как общества праведных. Так как подобная точка зрения нашла многих сторон­ников в Великом княжестве Литовском, С.Будный аргументиро­вано выступил против.

Однако философско-богословский радикализм Будного не нравился и самим антитринитариям. В 1584 г. его взгляды были осуждены, а он сам был исключен из общины. Правда, в 1588 г. на Синоде в Бресте С.Будный получает прощение и восстанавлива­ется в протестантской общине антитринитариев. Умер С.Будный 13 января 1593 г. в местечке Вишнево (около Ошмян).

В целом все его творчество как богослова и философа осуждалось представителями и протестантизма, и православия, и католицизма. «Не дай Боже, чтобы кто-нибудь из верующих христиан был согласен с Будным», — писал известный католиче­ский проповедник Вуйек.

Современники-богословы ставили С. Будного вровень с таки­ми известными деятелями Реформации, как Ян Гус и Мигель Сер-вет. Его сочинения знали не только в Великом княжестве Литовском, Польше, но и в Чехии, Германии, Швейцарии, Англии, России.

Не забыли С. Будного и в Беларуси. Его творчеству посвяще­ны многочисленные монографии, а в 1982 г. в Несвиже мыслите­лю был открыт памятник.

Онтология С. Будного вытекает из его антитринитаризма. Отвергнув Троицу, С. Будный разрабатывает учение о Боге как Аб­солюте. С. Будный не отрицает божественности Христа и Свято­го Духа, однако, на его взгляд, они не единосущны Богу-Отцу. В своем «Символе веры» автор доказывает, что Бог обладает вечнос­тью, всемогуществом, неизменностью,нераздельностью, бесконеч­ностью, тварным началом. Своей беспредельной мощью он сотворил из ничего и небеса, и землю, и моря, и ангелов, и людей, и животных. Сотворил весь мир Бог без помощи Сына, который Рожден от женщины, принадлежавшей к человеческому роду.

Христианское учение о Троице исходит из единой божествен­ной сущности, которая выступает как внутриличностное отноше-

Раздел II

ние трех взаимосвязанных субстанций-ипостасей — Бога-Отца (безначального начала), Бога-сына (Логоса или Абсолютного смысла) и Бога-Святого Духа (животворящего начала). Эти три субстанции (ипостаси) обладают равновеликостью и нераздель­ностью, они единосущны. Несмотря на свою единосущность, каждый элемент Троицы имеет свой онтологический смысл: Бог-Отец — это предоснова чистого бытия, Бог-Сын (Христос) — Ло­гос-Слово-Закон (понятийное оформление бытия), Бог-Святой Дух — творящее начало на основе синтеза чистого бытия и Лого­са-Слова-Закона.

В творении мира, согласно христианской философии, уча­ствуют единовременно три равнозначных субстанциональных на­чала, которые выполняют при этом свои особенные функции: Бытие Бога-Отца приобретает смысл благодаря Богу-Сыну (Ло­госу-Слову-Закону), творение же мира происходит с помощью Бога-Святого Духа.

С. Будный высказывал мысль, что учение о Троице могло воз­никнуть только в результате соединения философии и теологии. Первые христианские философы-апологеты Юстин, Аристид, Тер-туллиан, а затем и Августин Блаженный просто придумали эти три ипостаси Бога. Критикуя сторонников учения о Троице и их со­временных защитников, С. Будный отмечал, что в подлинном тек­сте Священного Писания нет ни одного места, где бы утверждалось что Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух — один Бог.

В полемике со своими противниками (как католиками, так и протестантами) он находит союзника в православии, считавшем, в отличие от католицизма и протестантизма, что Дух Святой исхо­дит только от Бога-Отца, а не от Бога-Сына. Однако главным ар-. гументом в дискуссии для С. Будного являлась логика разума. В письме известному протестантскому теологу из Швейцарии Г. Буллингеру в 1563 г. он показал, что из католического и проте­стантского учения о Троице вытекает: Святой Дух является общим порождением Бога-Отца и Бога-Сына. Но Бог-Сын рожден не только от Бога-Отца, но и Бога-Святого Духа в силу их единосущ-ности. Поэтому учение о Троице логически несостоятельно.

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского

С. Будный считает, что несостоятельно оно и исторически, критикует те места Библии, в которых говорится о рождении Христа. Он отвергал в первую очередь божественное происхож­дение Христа, считал его лишь великим проповедником-проро­ком и высоконравственным человеком. С. Будный исключал, таким образом, Христа из надмирового начала, отвергал его как единое целое. Поэтому к нему неприменимо понятие Бога: «Бог один, которого никто никогда не видел. Христос есть Бог, по­скольку он образ Бога. Но сей Бог есть истинный человек, состо­ящий из души и плоти, рожденный из Марии…» [4.С.69].

Не обладает самостоятельной сущностью и третья ипостась — Бог-Святой Дух. Это атрибут Бога, его творящая сила. Часть це­лого не может выступать как целое. С. Будный проводит анало­гию Святого Духа и духа человеческого, зависящего от тела. Дух человека не может замещать самого человека. Если такое допус­тить, то дух человека перестает быть духом. Точно так же и Свя­той Дух. Он не может одновременно быть и Богом, и Духом.

Последовательно разрушив всю систему доказательств сто­ронников Троицы, С. Будный представил Бога безличным нача­лом. Бог является предосновой бытия, дух — его атрибут, его творящая сила. Сторонники учения о Святой Троице выдвинули 10 доказательств, подтверждающих наличие Троицы. Опроверг­нув данные доказательства, С. Будный приводит 18 эпизодов из Библии, подтверждающих, по его мнению, что Бог в Библии — это Бог-Отец, а не Троица [12.С.120-126].

Однако С. Будный не соглашался и с эволюционистами, ко­торые, исходя из понимания Бога как безличного начала, делали вывод о возникновении мира без божественного участия.

В целом, отталкиваясь от основополагающих в христианском мировоззрении идей провиденциализма и креационизма, С. Буд­ный считает, что Бог не только создал мир, но и управляет им: «Бог милостивый не только вси речи створил, але створивши про-мышлением своем заховуеть, боронить, выховаеть, и всего чого потреба достаточне додаваеть. Той сам ест виною всех речей, ко-торие ся на свете деют. Той бо даеть дождь, сушу, ведро и неПОГО-^ах. 23 U 97

Раздел II

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

ду, урожай и голод, здоровье и хворобы. Без воли его ничто ся не деет. Естьли бы Той не держал, а премудростию своею не водил, не можно бы небу и земли и всей твари стояти» [1.С.117].

В целом же учение об Абсолюте подрывало изнутри и прови­денциализм, и креационизм. Подвергнув философско-богослов-ской критике догмат Троицы, обосновав земное происхождение Христа, С. Будный заложил основу для самых радикальных философских выводов.

Гноселогия. Вера и разум. Диалектика. Рационалистический анализ Библии, предпринятый С. Будным, неминуемо выводил его на решение проблемы соотношения веры и разума. Рацио­нализировав и натурализировав Библию, философ решитель­ным образом отдает предпочтение разуму (в связке вера -разум). Только с помощью разума можно познать религиозные и мирские тайны. В этом взгляды С. Будного продолжают тра­диции Климента Смолятича и Кирилла Туровского по не бук­вальному прочтению библейских текстов. Существенным же отличием является ярко выраженный рационализм С. Будного. Если Климент Смолятич и Кирилл Туровский заявляли о своем праве на тщательное вникание в Священное Писание, то С. Буд­ный уже приступает к его систематической рационалистической критике, цель которой — установление истины.

Важной составляющей рационалистического метода С. Буд­ного является требование текстуального осмысления Библии. Не домыслы-аллегории, а строгий анализ текста позволит познать истину. Для этого необходимо однозначное понимание слов тек­ста, закрепления за ним значения, адекватного самим предметам. О предметах надо судить не по их названиям, а выводить названия из их сущности.

Саму истину он представляет в классическом ее варианте — как знание, адекватное человеческому разуму и опыту. Поэтому истина достигается на основе большого фактического и исторического ма­териала, что позволяет человеку постичь всеобъемлющую картину бытия. Такова первая особенность гносеологии С. Будного.

Пер иод Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского Поскольку истина Священного Писания представлена в свернутом виде, то раскрыть ее можно только с помощью диа­лектического разума. В подтверждение своей мысли С. Будный приводит пример Христа и апостолов, в совершенстве владев­ших диалектикой познания мира.

Отсюда вытекает вторая особенность гносеологии С. Будного, которая заключается в ее диалектичности. Саму диалектику он представлял не как изобретение древних греков, а как природный дар. Диалектика — это и не софистика, которая часто ведет че­ловека в гносеологические тупики. Диалектика — это и не схола­стическая логика, слишком упрощающая мир и знание о нем. Люди должны остерегаться такого понимания диалектики, чтобы не быть обманутыми и не обманывать других. Только при пра­вильном использовании диалектики она носит подлинный харак­тер и помогает в постижении истины.

Третьей особенностью гносеологии С. Будного является ее на­турализм, вытекающий из христологии, в которой обосновывает­ся человеческая природа Христа. С. Будный натурализирует такое понятие, как загробный мир, библейские чудеса и др. От­вергая сверхъестественные ситуации, описанные в Библии, он призывает на помощь не только обыкновенный здравый смысл и факты, но и ссылается на данные науки того времени, стремится объяснить их как естественноприродные явления.

Для гносеологии С. Будного, наряду с рационализмом, натура­лизмом и диалектикой, характерен и такой (изначально философ­ский) метод познания, как принцип сомнения. Эточетвертая особенность его гносеологии. Ничего, в том числе и Священное Писа­ние, человек не должен принимать на веру. Подчеркивается необхо­димость испытания всего, с чем человек имеет дело, иначе заблуждения неизбежны. Человек волен и заблуждаться, и ошибать­ся. Однако это не преднамеренное искажение истины, не злая сила, а проявление интеллектуальной свободы, без которой процесс отыскания истины невозможен. Только тщательное испытание веры разумом и данными опыта является условием определения истины или ложности философско-богословских проблем.

Раздел I!

Такая рационалистическая позиция С. Будного подрывала господствующий в середине века схоластический метод фило­софского мышления. Примечательно, что принцип сомнения С. Будный распространяет не только на теологическую проблемати­ку, но и считает его полезным для естественнонаучного исследо­вания, познания окружающего мира в целом.

С. Будный в этой связи отдает решительное предпочтение ин­дивидуальному разуму, самопознанию человека. В этом Будный-философ берет верх над Будным-богословом. Он сам не претендует на абсолютную истину, но и другие не имеют такого права. Чело­век, утверждает мыслитель, должен освобождаться от власти ав­торитетов-схоластов. Он имеет право на свободное изложение своих взглядов, а в дискуссиях должен соблюдать по отношению к своим оппонентам толерантность (терпимость к чужим мнени­ям и верованиям).

В дискуссиях надо избегать страстей, так как они заглушают истину. С. Будный считает, что в дискуссиях могут участвовать все желающие: ученые и неученые, учителя и ученики, богатые и бедные. Он отмечал: там, где нет свободы обсуждений, нет свобо­ды вообще. Взгляды С. Будного на сомнение как на важнейший методологический принцип познания, на роль индивидуального разума, защита права человека на интеллектуальную свободу были составной частью европейской философии эпохи Возрож­дения, а аналогичные идеи развивали в своих трудах такие извес­тные европейские мыслители той эпохи, как Бейль, Монтень, Шаррон и другие, но и, опережая время, готовили рационализм Нового времени.

Учение о человеке и обществе. Взгляды С. Будного на чело­века и общество коррелируют с основными направлениями ре-нессансно-реформационного антропоцентризма, где человек является не просто объектом философствования, но и оказыва­ется центральным звеном вселенского бытия.

Человек, по С. Будному, разумен, свят, праведен и самовлас­тен. Ему как главной ценности на земле подчиняется живая и не-

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского живая природа. Однако, будучи по природе самовластным, че­ловек впадает в фех. С. Будный разработал целое учение о путях избавления от греха. Он исходил из дуалистической (материаль­ной и духовной одновременно), на его взгляд, природы человека. Человек состоит из двух частей — тела, впавшего в грех, и души. Если умирает тело, душа теряет свое индивидуально-личностное содержание. Реализовав себя в конкретном человеке при жизни, она навсегда перестает быть его душой после смерти. С. Будный не говорит, что с телом умирает и душа. Душа деиндивидуализиру-ется и уже ничего не знает ни о себе, ни об окружающем мире, не вмешивается больше в земные дела, не может переместиться в дру­гое тело. Поэтому человек может преодолеть фех только правед­ной жизнью, добрыми делами, исполнением христианских моральных заповедей. Несмотря на свой первородный фех, он не должен терять веры в спасение. Учение о душе и теле, отрицавшее бессмертие индивидуальной души, было серьезным философским достижением мыслителя. Из единства души и тела, в котором она (душа) зависит от тела, является его атрибутом, а не самостоятель­ной субстанцией, позже вытекал европейский материализм.

С. Будный вел активный образ жизни, реагировал на обще­ственно-политические события, происходившие в Великом кня­жестве Литовском и Речи Посполитой. Являясь сторонником и идеологом протестантской доктрины во взглядах на пути обще­ственного развития, он выступал за право частной собственности. Причем ученый ратовал за равные возможности для всех сосло­вий: и феодалов, и крестьян, и горожан. Добросовестный труд на основе частной собственности станет позднее доктринальной ос­новой теории и практики становления западного общества, его экономического процветания.

С. Будный подчеркивал, что собственность должна доста­ваться справедливо: «Абы каждый маетность свою мел у моцы своей. А один у друга абы хитростью, здрадою, пеняньем и коем ли иным обычаем не брал» [1.С.56]. Мы сегодня убеждаемся в том, что, заложив в основание экономики нравственное начало, за­падное общество достигло высокого материального благосостоя­ния людей. Не потеряло актуальности данное положение и в

Раздел II

современных условиях реформирования экономики нашей стра­ны, ибо экономика, лишенная нравственных начал, как показы­вает история, лишает общество общецивилизованных форм его жизнедеятельности.

Оправдывая существующие формы феодальной зависимос­ти, С. Будный требовал гуманного отношения хозяев к крестья­нам. Он считал, что трудолюбивых и послушных крестьян надо поощрять свободой. Эти взгляды не разделяли такие известные в Великом княжестве Литовском антитринитарии, как ученик Петра из Гонендза Мартин Чаховиц и Якуб из Калиновки, про­поведовавшие социальное равенство, общность имущества, уп­разднение крепостничества.

Эти взгляды С. Будного нашли поддержку у крестьян и ремес­ленников. На протестантском Синоде 1568 г. шляхте было указа­но: «Вы не имеете права есть хлеб, добытый потом ваших подданных, а сами должны трудиться. Вы не должны жить также в имениях, которые пожалованы вашим предкам за пролитие крови. Продавайте ваши имения и имущество и вырученные сред­ства раздавайте бедным» [10.С.70 —71].

Во взглядах на общество С. Будный исходил из известного социального учения Платона, согласно которому каждое сосло­вие должно заниматься своим делом. Отношения между сослови­ями, по мнению С. Будного, регулируются законом. Он выступал против самосуда, личной мести, которые считает величайшим грехом. Наказание преступников — прерогатива судов, прави­тельства и государства.

Человек имеет также право на самооборону. Если при этом он убьет преступника, то такое действие не наказывается.

В целом С. Будный выступал против насилия в решении меж­государственных вопросов. Вместе с тем он считал, что войны, в которых защищается родина, — справедливы. Несправедливыми счи­таются те, в которых война ведется за чужие земли, ради удовлетво­рения притязаний правителей. Он выступал за мир между народами и социально-классовую гармонию в государстве. Идеи же, которые разрушают общество, необходимо рассматривать как богоправные.

Пе риОА Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского Заслуживают внимания его взгляды на всемирную историю. Будный дает более высокую оценку культуре Восточно-Римской империи, чем Западно-Римской. Первая развивалась в лоне древ­негреческой цивилизации, а вторая — в латинской.

Наиболее близкие С. Будному взгляды развивал Фауст Социн (1539-1604). Критикуя, как Мартин Чаховиц и Якуб из Калинов­ки, государственные учреждения, Ф. Социн положительно отно­сился к вопросам частной собственности, считал необходимым участвовать в справедливых войнах. Его учение быстро обрело сторонников и в конце XVI в. он стал фактически главой анти-тринитариев в Великом княжестве Литовском. Главную цель они видят уже не в имущественном и социальном равенстве, а в уст­ройстве личной и общественной жизни по законам христианской морали. Социниане считали, что людей церковь может объединить только на основе нравственных целей. Поэтому одной веры в ис­купительную жертву Христа, как всегда утверждали протестанты, мало. Нужны еще и добрые дела. Ф. Социн, как и С. Будный, ра­ционализирует Священное Писание, выступает с идеей веротер­пимости. Его взгляды оказали большое влияние на Джона Локка, английского философа Нового времени, которого современники называли социнианином.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет