Методическая разработка урока поматематике в 4 классе
натему «Решениепримеров и задач на умножение и деление»
Задачи:
Образовательная:закрепить знания таблиц умножения и деления на 2, 3, 4; умение самостоятельно анализировать и решать задачи на увеличение и уменьшение числа внесколько раз;
Коррекционно-развивающая: развиватьпознавательную активность учащихся, внимание, память, мышление; корригироватьзрительное восприятие через использование гимнастики для глаз; корригироватьмелкую моторику через пальчиковую гимнастику, физкультминутку;
Воспитательная:воспитывать положительную мотивацию к предмету, чувство сотрудничества.
Оборудование: класснаядоска, экран, компьютер, проектор, наглядные пособия, мультимедийная презентация,заготовки с раскрасками для домашнего задания с примерами на обороте, карточкис индивидуальными заданиями.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенелзвонок,
На сказочный урок.
Не будем мы лениться,
Будем мы учиться.
— Скажите, вы любите сказки? Апутешествовать?
— Тогда, мы отправляемся в математическоепутешествие по сказке.
— Расшифруйте и отгадайте сказку (на доскетаблица с примерами).
2.Актуализация знаний, постановка задач, устный счёт.
— Расшифруйте и отгадайте сказку (на доскетаблица с примерами).
-Что вы делали, чтобы расшифровать сказку? (решали примеры на умножение иделение).
-Сегодня мы будем закреплять знания таблиц умножения и деления на 2, 3, 4;
решатьзадачи.
— Назовите главных героев сказки. (Маша иВаня). Кто сочинил эту сказку? (Русский народ).
— Чтобы отправиться в путешествие, нужновыполнить задания: посчитать от 4 до 40; теперь от 40 до 4.
Задачки.
1) Наодно платье пришили 2 пуговицы. Сколько пуговиц понадобится для 3-х платьев,6-ти платьев, 9 — ти платьев, 2-х платьев.
2) Четыребрата разделили 40 орехов поровну. Сколько орехов получил каждый?
3) Триподружки разделили 18 карандашей поровну. Сколько карандашей получила каждая?(пояснение).
3.Работа над материалом урока, (звучит сказочная мелодия).
— Закрываем глаза.
— Начинаем математическое путешествие врусскую народную сказку «Гуси-лебеди».
Далекоза горной кручей,
Там, где лес шумит дремучий,
Гуси-лебеди живут.
Здесь избушка есть и в ней.
Нет ни окон, ни дверей.
В этой старенькой избушке,
Живет дряхлая старушка,
Что зовут Бабой-Ягой
С костяной одной ногой.
(открываемглаза, смотрим на картинку)
Гуси-лебеди ей служат,
Со старухой этой дружат.
Вот однажды в ранний час
Строгий шлет она наказ:
– Эй, бездельники, летите,
Время даром не тяните,
Мне мальчишку принесите!
Вот у крайнего у дома,
Видят мальчик незнакомый.
Он живет в семье простой,
С мамой, папой и сестрой.
Мама с папой по утрам,
Уезжают по делам.
И сегодня на заре,
Обещали детворе,
Привезти для радости
Пряники и сладости.
И еще как уезжали,
То сестрице наказали,
Со двора не убегать,
Братца Ваню не бросать.
Но сестрица из избушки,
Поиграть ушла к подружке,
Бросив братца одного,
И забыла про него.
Гуси тихо подлетели,
Покружили, поглядели,
Быстро мальчика схватили
И на крылья посадили,
Унеслись за облака,
Не оставив и следа.
Что делать, ребята? (помогать спасатьбратца)
4. Пальчиковая гимнастика.
Разомнём пальчики и приступим к работе.
Один щелчок,
Другой щелчок-
Я так смогла,
И ты так смог! (повторить по 2 раза накаждой руке)
— Запишем число, классная работа.
— Выполняем задание на карточках, продолжигеометрический узор.
Бежимвдогонку за стаей лебедей.
И за стаей вслед сестренка,
Побежала им вдогонку.
Возле быстрой речки,
Стоит дымиться печка.
– Печка, печка подскажи
Путь мне к братцу укажи.
– Пирожок возьми ржаной,
И реши пример ты мой.
Дашь мне правильный ответ,
Подскажу, где братца след.
— Решение примеров на умножение и деление.(Примеры записаны и распечатаны как картинки с изображением пирожков длякаждого ученика)
— Как называются числа при умножении?
— Как называются числа при делении?
— А сейчас давайте решим примеры у доски(вызывается к доске 2 ученика).
4х5= 2х8=
6:2= 24_4=
3х9= 3х5=
24:3= 20_2=
5. Гимнастика для глаз (показ видео).
Звучит сказочная мелодия.
6. Работа над задачей.
Долгошла сестра вперед,
Видит, яблоня растёт,
И висят на яблоньке
Наливные яблочки.
– Яблонька, скорей скажи,
Где мой братец подскажи.
– Яблочка сперва откушай,
И задачу мою послушай.
Быстро ты её решишь,
Да за братом поспешишь.
Задача.
1) Машасобрала 24 яблока, а Ваня в 3 раза меньше.
Сколько яблок собрал Ваня?
Работа над задачей.
— Прочитайте про себя, затем вслух (2раза)
— Сколько яблок собрала Маша?
— Что сказано о Ване?
— Каким действием мы можем узнать, сколькояблок собрал Ваня?
— Почему? (в … меньше, значит уменьшить в несколькораз)
Показ памятки.
— Запишем кратко условие задачи и вопрос(показ слайдов).
— Решите задачу самостоятельно.
— Проверим, верно, ли решили задачу.
— Измените, условие задачи так, чтобы онарешалась умножением.
2) Ванясобрал 8 яблок, а Маша в 3 раза больше. Сколько яблок собрала Маша?
— Каким действием мы можем узнать, сколькояблок собрала Маша?
— Почему? (в … больше, значит увеличить внесколько раз)
Показ памятки.
— Решите эту задачу устно.
7. Физкультминутка «Лебеди».
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
(Выполнить 2 раза)
8. Геометрический материал.
Ипустилась дальше в путь.
Долго ль коротко идёт,
Времени потерян счёт.
Видит перед ней река
Плещется из молока.
Вместо берегов у ней
Затвердел густой кисель.
– Речка, реченька скажи,
Где мой братец подскажи.
– Ты, девица не ленись,
Ниже к камню наклонись.
Есть под ним задание,
Выполни с желанием.
Если очень поспешишь –
Ты к избушке прибежишь.
(карточки с геометрическим заданием)
— Скажи, кто, где живёт? Проведи стрелкуот человечка к домику (показ слайда).
— Почему ты так решил?
— Начертите квадрат и треугольник у себя втетрадях.
9. Итоги урока.
Добралась,и перед ней,
Видит: стая лебедей
Спит на озере лесном
Тихим крепким птичьим сном.
Девочка схватила брата
И пустилась в путь обратный.
Атем временем старуха,
Воротилась в дом и сразу,
Обнаружила пропажу,
И отправила за ней,
Своих преданных гусей.
Девочка бежит вперед,
Стая вслед не отстает,
Добежала до реки,
Просит: «Речка, помоги!»
Речки сильная волна,
Всехгусей отогнала.
Детидальше наугад,
Ищут путь домой назад.
Видят, ждет у речки
Их с пирогами печка.
Печка их спасает
и дальше провожает.
Времяблизится к закату,
Воротились сестра с братом.
Огляделись, отряхнулись,
И родители вернулись.
Много было радости,
Пряников и сладостей.
—Наконец,Маша и Ванюша благополучно вернулись домой. Вы им сегодня помогли. Какие знаниямы выполняли во время путешествия по сказке? Что мы повторили?
Выставление оценок.
10. Рефлексия(сигнальные карточки красного и зелёного цвета)
11.Домашнее задание.
Раскрась иллюстрацию из сказки, решипримеры.
Самоанализурока математики в 4 классе
Видурока:урок – путешествие по сказке.
Типурока:урок закрепления знаний.
Тема: Решениепримеров и задач на умножение и деление.
Задачи:
Ø Образовательная:закрепить знания таблиц умножения и деления на 2, 3, 4; умение самостоятельно анализировать и решать задачи на увеличение и уменьшение числа внесколько раз;
Ø Коррекционно-развивающая: развиватьпознавательную активность учащихся, внимание, память, мышление; корригироватьзрительное восприятие через использование гимнастики для глаз; корригироватьмелкую моторику через пальчиковую гимнастику;
Ø Воспитательная:воспитывать положительную мотивацию к предмету, чувство сотрудничества,прививать интерес к русскому народному творчеству.
Оборудование: класснаядоска, экран, компьютер, проектор, наглядные пособия, мультимедийная презентация,карточки с индивидуальными заданиями.
Урок прошёл в форме путешествия по сказке. Для достижения поставленных задачиспользовались различные формы работы (фронтальная работа, индивидуальнаяработа) и активные методы работы на уроке (активизация в начале урока,пальчиковая игра, гимнастика для глаз, физкультминутка).
Урок состоял из трёх этапов: организационно-подготовительного, основного(решение примеров и задач, геометрический материал), заключительного(подведение итогов, рефлексия урока). Этапы урока взаимосвязаны. Выбранная мноюформа (математическое путешествие), поддерживала интерес детей на протяжениивсего урока.
Подобранный материал соответствует возрастным особенностям учащихся, доступенпониманию детей. Была дана качественная оценка всем ученикам.
Достаточноотведено времени на объяснение домашней работы, в виде карточек синдивидуальными заданиями.
На уроке учитывались факторы, влияющие на здоровье детей:
-интенсивность учебного материала оптимальна, дети не утомились, не было скучно;
-использовала динамическую паузу;
-обстановка на уроке комфортная, доброжелательная, не было напряжения.
Ребята не боялись проговаривать своё мнение, активно участвовали на всех этапахурока, поддерживалась рабочая дисциплина.
Урокпрошёл живо и интересно. Цель достигнута.