X-PDF

Разработка интегрированного урока по литературному чтению Весна в словах, красках и музыке 3 класс

Поделиться статьей

Тема: Весна в словах, красках и музыке

Класс 3

Цель:  знакомство обучающихся  с образом весны в произведенияхпоэтов, художников и  композиторов.

Задачи урока:

Образовательные:

-показать особенности изображения одного и того же явления вразных видах искусства;

— развитие наблюдательности, интереса к окружающему миру;

-стимулирование слуховой памяти, внимания, зрительного и слуховоговосприятия, пространственно-образного мышления;

-обогащение словарного запаса по теме «Весна».

Развивающие:

-развивать творческие способности слышать окружающий мир в звуках;

-развивать через музыку и художественные образыпоэтический вкус, образное мышление, память

Воспитательные:

-воспитывать любовь к природе.

-воспитание интереса и любви к музыке, влияние музыки навнутренний мир ребёнка;

-формирование творческих способностей;

-воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивация

Ребята, посмотрите за окно. Что вы видите?

Верно. За окном зима. А на календаре уже весна. Наступила календарная весна. Какие ассоциации у вас возникают при слове – весна?

— Мы видим сугробы снега. Мы видим голые деревья. Зима. Ветер качает деревья. Холодно.

 

— Солнечные лучи светят ярче. Снежные сугробы тают. Из- под снега пробивается молодая травка. Прилетают первые птицы. Появляется первый цветок – подснежник.

Первичное знакомство со стихотворением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над выразительным чтением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное знакомство с картиной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивание музыкального

произведения

Читаю стихотворение «Подснежник»

Я прочитала стихотворение «Подснежник» , автор Ольга Чюмина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Вам понравилось стихотворение?

— Почему поэт так назвал свое произведение? Определите тему.

 

— Какими качествами обладает этот вестник весны?

 

Подснежники — это чудо природы и олицетворение надежды. Подснежник считается символом пробуждения весенней природы, первого порыва к солнцу и свету. Самыми первыми, согретые ранними солнечными лучиками, среди снежных сугробов в лиственных лесах расцветают подснежники. Недаром подснежник называют храбрым цветком весны. Только тогда, когда мы видим распустившийся подснежник, приходит ощущение окончательного наступления весны.  

— Поработаем над стихотворением.

Для работы вам потребуется лист, отмеченный красным стикером, маркеры, простой карандаш.

— Вспомните, Литературное чтение. Рубрика Поэтическая тетрадь, как надо работать со стихотворением?

-На знакомство с текстом у вас есть 2 минуты.

Вместе с первыми зорьками алыми
На прогалине чащи лесной,
У берёз, меж сугробами талыми,
Распустился цветок голубой
.(удивление)

Помнит он, как за стужей томительной,(печаль)
Оковавшей надолго луга,
Солнца луч золотой и живительный
Растопил на полянах снега
.(радость)

Перед этою силой победною
Зашумели в долинах ручьи
,(восхищение)
И с улыбкою нежной и бледною
Лепестки развернул он свои
.(нежность, доброта)

И волнуем надеждою сладостной,
Притаясь у подножья корней
,(волнение)
Полуробко он ждёт, полурадостно
Этих солнечных ясных лучей…(спокойствие)

 

— Лексическое значение каких слов необходимо вам пояснить для понимания прочитанного? (прогалина – незаросшее деревьями место, полянка в лесу; томительной – бесконечно  долгой; оковавшей – скован снегом; живительный –луч оживляет)

 

 

-Какие мысли и чувства хотел донести до вас поэт?

 

 

— Какое настроение вызывает это стихотворение? Используйте при ответе опорные слова Лист с желтым стикером (Радость, грусть, восторг, удивление, восхищение, печаль, беспокойство, испуг, волнение, спокойствие) и маркер, простой карандаш.

 

— Да, в целом стихотворение наполняет нас радостью, но в каждой ли строчке мы чувствуем радость? Давайте проанализируем стихотворение. (работа с текстом)

 

 

— Поэты любят и прославляют весну в своем творчестве. Они выплескивают в своих стихах весенние мотивы с изображением талой мартовской воды, первых лучей солнца, лазурного весеннего неба, первоцветов и молодой травы. Обилие света, яркие краски природы, пение птиц – все это не может не вдохновлять поэтов.

Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения

 

— Выразительное чтение учениками.

 

 

-Вы молодцы.

-Нам знаком такой прием при работе со стихами – словесное рисование.

Опишите, какие картины рисует вам ваше воображение при чтении данного стихотворения?

 

-Замечательно. Какие краски вы возьмете?

 

 

— Поэт все что представляет, переживает, чувствует, передает читателю – рассказывая.

— А кто изображает окружающий мир, свои мечты и фантазии?

-Правильно. Художник, когда пишет свои картины, вкладывает в них свое настроение, мысли, душу, эмоции и чувства. А мы, вглядываясь в картину, рассматриваем все то, что нам передает художник. Однако мало нарисовать холмы, деревья и реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет чувствовать и понимать настроение природы. Она видится им живой. А настроение в картине выражает, прежде всего – цвет.

-Я вас приглашаю в картинную галерею. И представляю вашему вниманию репродукцию картины молодого, но очень известного художника Павла Еськова «Подснежники»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.16%
НЕТ
39.84%
Проголосовало: 1250

 

 

-Какое время года изобразил художник?

Весну любили и славили не только поэты, но и художники. Они по-своему описывают весну. Кто-то берет такие краски, что мы видим борьбу: зима никак не хочет уступать свои права. Другой художник берет такие теплые краски, что ты чувствуешь весеннее тепло.

-Назовите жанр, в котором выполнена картина.

-Опишите картину.

 

 

-Как вы думаете, название картины выражает ее тему?

-Какое настроение у вас вызывает эта картина?

 

 

-Какие краски берет художник?

 

 

 

 

-Представьте, что мы оказались на этой поляне. Какие звуки можно услышать?

 

-А какие звуки должны передать нам начало дня, солнечные лучи, молодую травку, которая пробивается сквозь прошлогоднюю листву, первые цветы?

-П.И.Чайковский, великий русский композитор, сочинил  произведение на музыкальном языке.

 Сегодня мы познакомимся с  его произведением, которое вошло в сборник  «Времена года» «Подснежник».

Мы с вами послушаем музыкальное произведение и попробуем услышать, как композитор изобразил звуками журчание ручейков, шум ветра или звон капели. Музыка поменяет характерпостарайтесь услышать в какой части это произойдет: в начале, в конце или в середине. Можно закрыть глаза и представить, как хрупкий подснежник пробивается к солнцу через снег, почувствуйте настроение музыки.

-Какая музыка звучала? Что вы представляли себе? (спокойная, нежная, добрая, танцевальная, легкая, мажорная, воздушная)

 

 

 

 

 

 

-Что вам хотелось делать, слушая эту музыку?

-Именно ритм вальса в аккомпанементе, создает настроение трепетности, показывая робкие порывы подснежника. А в мелодии мы слышим короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу.

— Что делает с человеком музыка?

 

 

 -Музыку можно увидеть?

Музыка пьесы «Апрель. Подснежник» настолько правдива, что мы зрительно представляем таяние снега, щебет птиц и появление маленького цветочка – подснежника.

 

-Да, понравилось.

— Автор назвал стихотворение «Подснежник», потому что в нем главный герой подснежник. Из – под снега пробивается первый цветок – подснежник.

 

— Подснежник очень храбрый, он не боится злых морозов. Ему не страшен снег. Но он и очень нежный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Незнакомое  стихотворение надо прочитать медленно, про себя, маркер служит помощником – выделить лексически непонятные слова. Простой карандаш – для выделения пауз, ударений, опорных слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Я считаю, что в данном стихотворении поэт описывает приход весны.

Весна. Распустился первый цветок.

Весна только- только вступает в свои права. Но солнечные лучи уже растопили снег на полянках. В долинах шумят ручьи.Распустил свои лепестки подснежник. Подснежник ждет тепла, солнечных лучей.

— Стихотворение наполняет нас радостью, природа пробуждается.

 

 

 

 

 

 

 

— Есть чуть печальные (пугливые) минуты, когда подснежник вспоминает стужу, поля занесенные снегом

-удивление – еще лежит снег, а у корней берез появился первый цветок

— волнение за подснежник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Поэт использует эпитеты (солнечный луч золотой, томительный; стужа томительная)

— олицетворение (помнит он-подснежник, с улыбкой)

-сравнение (луч – сила)

 

 

 

 

 

 

 

 

Да. Мы можем представить себе те картины, которые описал поэт.

-Березовая роща. Кое- где проталинки. Ярко светит солнце. У корней березы пробивается подснежник.

 

 

-Чтобы изобразить то, что я увидел, я возьму теплые оттенки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Художник.

 

 

 

 

 

-На картине изображена весна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Пейзаж

— На картине мы видим березовую рощу. Лежит снег. Ярко светит солнце. На проталинах видны голубые цветы – подснежники.

-Да. Главный герой на картине – подснежник.

 

 

 

Рассматривая эту картину, мы видим, что художник хотел передать нам весеннее настроение, свою любовь к природе. Радость. Зиме конец. Весна вступает в свои права.

Художник использовал яркие краски, которые подходят весенней погоде.

-Теплые оттенки подчеркивают весеннее настроение. Желтая прошлогодняя трава и синие цветы замечательно гармонируют.

 

— Оказавшись на этой поляне, я услышу легкое дуновение ветра. Хруст веточки. Пение птиц. Где-то вдали слышу журчание ручейка.

-Это должны быть музыкальные звуки-флейта, скрипка, фортепьяно.

 

 

 

 

Музыка нежная, лёгкая, воздушная …

В средней части музыка стала взволнованной, стремительной. Как будто весенний ветерок танцует и подснежник покачивается на ветру, «улыбаясь» первым тёплым солнечным лучам. А потом она снова стала нежной, спокойной.

-Я увидел, как встает солнышко и освещает все вокруг своими лучами.

-Я представил себе, как еще где-то легкая поземка.

— Я увидела нежный цветок. Ему трудно. Еще холодно, а он тянет к солнцу свои лепестки.

-Танцевать. Вальсировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый человек слышит в звучащей мелодии что-то свое, перед его мысленным взором встает только одному ему известные картины, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково – она делает людей лучше, благороднее. Она не просто заставляет нас чувствовать, но и выплескивать свои чувства, эмоции вместе со звуками, делиться с окружающими мыслями, переживаниями.

-Да. Музыку можно увидеть, но у каждого человека будет своя картина.

Подведение итогов

— Подснежник – часть природы. Как природа влияет на человека?

 

 

— Верно.

-Поэты, художники и композиторы любят и прославляют природу. Появление маленького, но храброго цветка, олицетворяющего надежду, символ весны, вдохновляют их на создание произведений искусства.

Природа – это источник вдохновения, муза.

 

 

-Мы любим природу. Она поднимает нам настроение. В ней так много всего интересного. Делает человека добрее, отзывчивее.

Рефлексия

Дружите с природой, любите природу. И она откроет вам свои тайны. А символом природы на нашем уроке был храбрый цветок – подснежник.

 

Ребята, спасибо за вашу работу. Все старания я отмечу.

-Добрый день! Вы меня узнали? Да, я падчерица, из сказки «Двенадцать месяцев». Я проходила мимо, и случайно услышала ваш разговор о подснежнике. Вот сколько их у меня. Всем ребятам я дарю этот вестник весны. Пусть весна бушует в вашей душе.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.16%
НЕТ
39.84%
Проголосовало: 1250

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет