Музыкальная культура первобытнообщинного строя Древнего Eгипта – одна из древнейших на земле. Ее история охватывает около 5 тысячелетий. Памятниками музыкальной культуры служат сохранившиеся музыкальные инструменты, произведения изобразительно искусства, в более позднюю эпоху – письменные источники, свидетельствующие o высоком уровне ее развития. До наших дней сохранились изображения солистов-музыкантов, играющих на различных инструментах и сопровождающих музыкой сельскохозяйственные работы, певцов, развлекающих гребцов на Hиле, трубачей и барабанщиков, поддерживавших бойцов воинственными звуками во время битвы.
В течение всей истории Древнего Египта музыка сопровождала куль-товые обряды. Не случайно зарождение музыкальной культуры тесно связано c культом анимализма . звуки инструментов отождествлялись древними египтянами c звучанием тех или иных предметов и явлений (железа, дерева, ветра и т. п.). Звуку приписывалась священная, магическая сила. Так, один из наиболее ранних инструментов – тростниковая флейта – отождествлялась c плодородием.
Древнеегипетское название музыки «хи» означает «удовольствие», так как она считалась средством развлечения. Древние египтяне играли на арфах, лютнях, кларнетах и флейтах. Для записи нот египтяне уже в III веке до н. э. используют иероглифы, обозначающие небесные светила: солнце, луну, звезды.
По другой версии музыка передавалась от одного поколения к другому с помощью особой системы движения рук при управлении хором. Она широко распространяется по всему миру под названием хейрономии (в переводе с греческого слово «хиро» означает «рука»). Певцы, которые вместе с пением дирижировали, жестами показывали музыканту-аккомпаниатору что и как надо играть. Однако это только два предположения, музыкальную нотацию той эпохи невозможно прочитать.
Несмотря на то, что в Древнем Египте практически отсутствовала музыкальная письменность, до нас дошли древнеегипетские песни рабов, в которых отражается труд пахарей, молотильщиков, носильщиков зерна. Народной музыке противостояла придворная и храмовая музыка, которая отличалась большой строгостью, торжественностью, соответствующей монументальным памятникам зодчества (пирамиды, базилики, храмы, гробницы). Обожествление правителей и жрецов нашло отражение и в скульптуре, и в живописи, и в создании больших хоров и инструментальных ансамблей.
Музыкальный инструментарий Древнего Египта весьма разнообразен. Наиболее распространены были арфа, флейта и лютня. Более того, пение, игра на арфе и лютне входили в обязанности жрецов. Несмотря на богатую древнеегипетскую музыкальную культуру и сохранившиеся о ней письменные сведения, нотных записей этого периода учеными не обнаружено.
Древнеегипетские тексты – первый письменный источник представлений о музыке и музыкантах эпохи. К ним относятся «Книга мертвых» и «Тексты пирамид». В гробницах фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, сцен музицирования. Часто барельефы гробниц фараонов изображали певцов, которые должны были развлекать своего господина и в потустороннем мире.
Один из важных мифологических богов Древнего Египта – бог-творец Птах, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. По представлениям древних египтян, он создает первых восемь богов, мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства).
Первым известным музыкантом Древнего Египта был Кафу-анх – певец, флейтист и администратор музыкальной жизни при дворе фараонов. Кафу-анх был удостоен того, что фараон Усеркаф (ок. 2494-2487 гг. до н. э.) поставил памятник ему рядом со своей пирамидой.
Профессия музыканта нередко передавалась из поколения в поколение. Сохранились сведения о династии музыкантов семьи Cнефрунофер, которая c 2400 г. до н. э. на протяжении нескольких столетий готовила придворных дирижеров и руководителей вокальных и инструментальных ансамблей.
В III в. до н. э. – III н. э. египетские музыканты пользуются признанием далеко за пределами страны. Многие из них работают учителями в Древней Греции, оказав там значительное влияние на музыкальный быт и развитие инструментария. B свою очередь греческие ученые, музыканты и теоретики часто посещали Древний Eгипет. Здесь работают философы Геродот и Платон, оставившие описания жизни музыкантов и характера звучания ряда инструментов, и многие другие.
Египтяне считали все духовные ценности – язык, письмо, астрономию, музыку – дарованными от бога Тота. Музыкальное искусство было тесно связано с богослужением. При этом строго запрещалось вводить какие-либо новшества в пение и инструментальную игру. Забота об образовании входила в обязанности жреческого сословия высшего ранга, поэтому центрами музыкального образования в древности были храмы, а музыка являлась профессией жрецов.
Подобно тому, как Древний Китай играл цивилизаторскую роль для народов монгольской расы, Древний Египет имел огромное значение для белой расы. В воспитании и образовании древних египтян есть аналогии индийскому: и у них собраны сборники гимнов, которые составляют ядро богословной литературы, и она служит основой образования. Священная литература древних египтян состояла из 42 книг, происхождение которых приписывают богу Тоту.
Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э. Они были небольшими по числу учеников, но за обучение в них взималась высокая плата. Школу посещали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан, а девочки чаще обучались дома. Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от усердия и способностей ученика.
На начальном этапе обучения дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие – математику, третьи – основы ведения хозяйственной деятельности. Процесс обучения был рутинным и сводился к переписыванию и заучиванию стандартных текстов, поучений, примеров. Обучение имело целью подготовку к профессии в зависимости от того вида деятельности, которым занималась семья, и считалась залогом успешной карьеры в будущем.
В Древнем Египте появились хорошо организованные школы в виде жреческих коллегий при больших храмах. В таких школах проживало несколько сотен учеников. Среди этих учебных заведений особой славой пользовались школы, где жрецы, врачи, математики, астрономы не только приобретали знания, но и постоянно там жили. Некоторым из этих ученых доверялось воспитание детей младшего возраста, которые были сыновьями свободных граждан.
Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания, широко была распространена пословица: «У мальчика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слышит».
Наиболее одаренные молодые люди, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам в университетах древности «Домах жизни», которые располагались рядом с храмами. Там, кроме обычных помещений, где располагалась школа, были помещения, где жрецы хранили главные египетские ценности – религиозные и научные книги. Это были древние библиотеки, в которых читали и переписывали древние книги.
В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного обучения. Мужчины и женщины имели равные права в воспитании, грамотных людей было достаточно много среди всех слоев населения. Уже в III тысячелетии до н. э. в Древнем Египте возникает институт семейной школы, при котором сын наследовал пост своего отца, при этом мастера могли брать в семью чужих детей и обучать их в процессе профессиональной деятельности.
Таким образом, в Древнем Египте одним из старейших народов мира были созданы художественные ценности непреходящего значения, заложены основы школьного, семейного и высшего образования.