Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным. Подсечно-огневое земледелие было распространено в лесной полосе. Деревья подрубали, они засыхали на корню и их сжигали. После этого пни выкорчевывали, землю удобряли золой, рыхлили (без пахоты) и использовали до истощения. Подсечное земледелие требовало большого количества труда. Поэтому оно было связано с коллективным трудом и коллективной, общинной собственностью.
Переложное земледелие практиковали в лесостепной полосе. Траву выжигали, полученной золой удобряли землю, рыхлили и использовали до истощения. Поскольку истощение здесь происходило быстрее, участки меняли чаще, чем при использовании подсечно-огневой системе. Лишь в 8 веке в лесостепной полосе стало использоваться пашенное земледелие.
Переход к пашенному земледелию потребовал и смены орудий труда. Если раньше до 8 века землю обрабатывали деревянным ралом (полоз, который рыхлит, но не переворачивает), а в лесной полосе – сохой, то в лесостепной полосе появляется плуг, который снабжен лемехом и отвалом.
Славяне занимались также животноводством. Но оно имело подсобное значение, охотой, но не столько ради мяса, а добычи пушнины (соболь, куница, белка). Занимались также бортничеством (собиранием меда диких пчел в дуплах деревьев).
От земледелия видоизменяются и обособляются две отрасли ремесла: обработка металла (в первую очередь кузнечное дело) и изобретение гончарного руга – производство керамических изделий.
Железо добывали их болотных руд. В сыродутных печах бурый железняк превращали в губкообразную, пористую глыбу (крицу).
К занятиям древних славян отнесем и торговлю. В древности у славян средством обмена служили скот и меха куницы, белки. С конца 10 века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступила место серебряным слиткам – гривнам. По мере развития производства и обмена, торговля становится важным средством удовлетворения потребностей людей. Торговали мехом, леном, воском, позже пенькой, медом, салом, обменивали их на заморские ткани, вина, пряности, оружие и драгоценности. Важнейшим торговым партнером славян была Византия. Торговля осуществлялась по двум основным торговым путям: 1) путь «из варягов в греки», который шел из Невы – Ладожское озеро, — Волхов – Ильмень-озеро – река Ловать – волоком до притоков Днепра – Днепр – Черное море.
Второй путь – Волжский торговый путь — по Волге через Каспийское море к странам Востока.
2. Общественный строй восточных славян.
До 6 века славяне жили первобытнообщинным строем. Это первая ступень развития человечества, характеризующаяся равенством, общественной собственностью на средства производства (орудия труда, жилища, землю и т.д.) примитивными орудиями труда, отсюда, почти полной зависимостью от природы, коллективизмом и язычеством как формой религиозных верований.
В 6-7 веках шел процесс распада родовых отношений: переход от родовой общины к соседской, в пределах которой возникает и укрепляется частная собственность. Социальной клеточкой соседской общины становится моногамная семья, состоящая из мужа, жены и детей. В соседской общине основу общности составляет не кровное родство, а близость проживания на определенной территории. Совершенствование орудий труда привело к тому, что отдельная семья сама могла прокормить себя, поэтому значение коллективного труда упало. Вместе с тем, члены соседской общины, как правило, являются родственниками. Они могут совместными усилиями осуществлять некоторые работы, например, расчистку земли из-под леса. Частная собственность уже существует, но пастбища, лесные угодья места лова рыбы, как правило, не находятся в частной собственности.
Выделилась родоплеменная знать – вожди (князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами, т.е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (вече) и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Власть веча как коллективного органа власти всех взрослых мужчин рода или племени постепенно уменьшалась, переходя в руки родоплеменной верхушки.
3. Возникновение государства. Славянское общество подходило к возникновению государства. Этому способствовали экономические и политические факторы. Развитие и совершенствование орудий труда привело к росту производимой продукции, появлению излишков, которые постепенно сосредотачиваются у немногих – родоплеменной верхушки. Возникает имущественное и социальное неравенство, связанное с разным положением, возможностями и ролью тех или иных групп в жизни племени. Проявляется конфликт интересов (прежде всего материальных), который уже не мог разрешаться на основе кровнородственных отношений, связей, обычаев, традиций. Между тем потребность в управлении и согласовании интересов людей в целях жизни во много раз возрастает. В сложном, дифференцированном и расколотом обществе потребовался другой механизм согласования и соподчинения интересов. Главным средством обеспечения единства общества становится государство, регулирующее отношения людей с помощью права, подкрепленное насилием в случае неповиновения. Конечно, нравственные нормы, традиции и обычаи по-прежнему регулируют поведение людей, но их роль становится второстепенной. Вместо власти, основанной на авторитете, религиозных и родовых обычаях, приходит политическая власть, предполагающая опору на особый институт – государство. Государство возникает в неоднородном обществе и представляет собой особый аппарат для регулирования отношений между разными социальными слоями и классами. Можно выделить три основные признака государства:
1) наличие охраняемой территории .
2) наличие особых органов управления и насилия, выполняющих законодательные, исполнительные и судебные функции .
3) экономическая основа, главную роль в которой играет налоговая система.
Государство выполняет две основные функции: общесоциальную и классовую. Первая, в которой заинтересованы все классы и слои, заключается в выработке общеобязательных законов и правил поведения для удовлетворения в той или иной степени потребностей всего населения страны, обеспечении порядка, защиты от врагов, развитии промышленности, дорожного строительства, просвещении и духовном подъеме граждан и т.д. С другой стороны, государство – это орудие господства экономически господствующих классов (класса) над другими социальными группами данного общества.
Основным источником знаний об образовании древнерусского государства с центром в Киеве является «Повесть временных лет» Нестора-летописца (12 век). В ней говорится, что в 862 году словене, кривичи и чудь пригласили, стремясь преодолеть междоусобицы, на княжение варягов, норманнов из-за моря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор, Синеус стали княжить соответственно в Новгороде, Изборска, Белоозере. После смерти братьев Рюрик правил один. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти «на греки», однако осели в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился на юг, обманом убил Аскольда и Дира, а сам стал править в Киеве, объединив Киев и Новгород. Киев был объявлен «матерью городов русских», а Олег стал великим князем. Таким образом, единое древнерусское государство ведет свою историю с 882 года.
На основе этого рассказа возникла норманнская теория. Ее создали в середине 18 века в период засилья немцев во времена правления Анны Иоанновны приглашенные в Россию немецкие историки Г. Байер, А.Шлецер и Г. Миллер. Смысл ее в том, что основателями древнерусского государства были норманны-варяги. Норманнская теория активно использовалась и пропагандировалась и 19 и особенно 20 веках (гитлеровцами), чтобы объявить славян неполноценным и отсталым народом, неспособным к историческому творчеству.
В русской науке реакцией на норманизм был крайний антинорманизм – стремление доказать ничтожную роль варягов в образовании древнерусского государства (М.В.Ломоносов).
Сейчас большинство российских ученых (Б. Рыбаков, В. Греков) признает:
— историчность существования Рюрика .
— вымышленность Трувора и Синеуса .
— варяжское происхождение первых русских князей (Олега, Игоря, Ольги), имена которых явно скандинавского происхождения .
— призвание варягов не явилось началом государственности на Руси. Любое государство есть результат в первую очередь внутренних экономических и политических предпосылок .
— у славян уже были формы организации власти, а варяги находились примерно на той же стадии развития, как и славяне и сами еще не знали государственности. Варягов призвали на княжение, следовательно, сама эта форма власти у славян уже существовала. Вероятно, их призвали как нейтральную силу, которая удовлетворяла все враждующие группировки.