Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Личные местоимения
Урок в 6 классе -
2 слайд
Ключевой вопрос урока
Каковы особенности склонения личных местоимений?
-
3 слайд
Фразеологическая разминка
-
4 слайд
Повторение
Слова каких частей речи не может заменить местоимение?
Определи лексическое значение каждого корня в слове «местоимение» и ответь на вопрос. Выбери верные варианты ответа. -
5 слайд
Повторение
Учитель попросил Мишу сделать памятку о местоимениях. По дороге домой Миша потерял листок, на котором была записана вся информация об этой части речи. Помоги Мише восстановить памятку: найди утверждения, которые характеризуют местоимения. Выбери все верные варианты. -
6 слайд
Повторение
Определите группу местоимений по отношению к другим частям речи, заполните таблицу.
Ты, он, я, они, себя, кто, никто, никого, твой, тот, наш, никакой, мой, всякий, ничей, несколько, этот, который, сколько, столько, ваш, каждый. -
7 слайд
Повторение
Определите группу местоимений по отношению к другим частям речи, заполните таблицу.
Ты, он, я, они, себя, кто, никто, никого, твой, тот, наш, никакой, мой, всякий, ничей, несколько, этот, который, сколько, столько, ваш, каждый. -
8 слайд
Чтобы избежать повторов в устной и письменной речи, различные части речи заменяют местоимениями. Прочитайте предложения. Впишите на место пропусков местоимения, заменяющие выделенные существительные.
1. В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского, осиротели двое детей. ___ мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.
2. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно ____ было, и лезли ______ во все стороны.
3. Митраша был моложе сестры на два года. _____ было всего только десять лет с хвостиком. ____ был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий.
4. И какие это были умные детишки! Если только возможно было, ________ присоединялись к общественной работе.
5. Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла ______ своё любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, ______ растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи. -
9 слайд
Вставленные вами местоимения относятся к разряду ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ.
-
10 слайд
Вставленные вами местоимения относятся к разряду ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ.
Местоимения этого разряда называются так в первую очередь потому, что их основным значением является указание на лиц, участвующих в речевой деятельности. -
11 слайд
Внимательно изучите схему. Подготовьтесь к рассказу о том, на каких участников речевой деятельности указывают личные местоимения. Подумайте, на какие вопросы могут отвечать личные местоимения.
-
12 слайд
Наблюдаем и делаем выводы
Как вы знаете, личные местоимения изменяются по лицам.
Какими ещё морфологическими признаками обладают личные местоимения?
Восстановите таблицу изменения личных местоимений, перетащив названия столбцов. Устно сделайте вывод о том, какими морфологическими признаками обладают личные местоимения.
Множественное число
1 лицо
Мужской род
Единственное число
3 лицо
Средний род
2 лицо
Женский род -
13 слайд
На основании проделанных наблюдений сделайте вывод о том, какими морфологическими признаками обладают личные местоимения.
Личные местоимения изменяются по ______ и ______ .
Личные местоимения 3 лица единственного числа изменяются по ____. -
14 слайд
Найдите в тексте стихотворения личные местоимения и выделите их (если местоимение употреблено с предлогом, выделите и его).
Сказали мне, что с нею вы
При них на берегу
Его ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!
Мы вам её, она нам их,
Вы им, обратно, нас.
Он с нею, к нам опять для них,
А мы с ним — к ней от вас…
Хоть мне известно, что оно
их любит больше тех, —
это тайной быть должно
Для нас и вас от всех… -
15 слайд
Проверьте
Сказали мне, что с нею вы
При них на берегу
Его ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!Мы вам её, она нам их,
Вы им, обратно, нас.
Он с нею, к нам опять для них,
А мы с ним — к ней от вас…Хоть мне известно, что оно
их любит больше тех, —
это тайной быть должно
Для нас и вас от всех… -
16 слайд
При склонении некоторых личных местоимений наблюдаются различные языковые явления:
1) Местоимения я, мы образуют формы косвенных падежей от других основ. -
17 слайд
При склонении некоторых личных местоимений наблюдаются различные языковые явления:
2) В корнях личных местоимений могут происходить чередования.
Ты — тебя — тобой -
18 слайд
При склонении некоторых личных местоимений наблюдаются различные языковые явления:
2) В корнях личных местоимений могут происходить чередования.
Она — дать ей — подойти к ней.
Он — видеть его — взять у него.
Они — передать им — отойти от них.Что происходит при появлении в косвенных падежах предлогов у местоимений 3 лица?
-
19 слайд
Допишите личные местоимения 1-го и 3-го лица.
Образец: беседовать (о ком?) — беседовать обо мне.
Радоваться (за кого?) …
Ссориться (из-за кого?) …
Написать (о ком?) …
Обидеться (на кого?) …
Скучать (по кому?) …
Присмотреться (к кому?)
Прийти (за кем?) … -
20 слайд
Личные местоимения изменяются ещё и по падежам, то есть склоняются. Определите падеж выделенных местоимений.
Сказали мне, что с нею вы
При них на берегу
Его ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!Мы вам её, она нам их,
Вы им, обратно, нас.
Он с нею, к нам опять для них,
А мы с ним — к ней от вас…Хоть мне известно, что оно
их любит больше тех, —
это тайной быть должно
Для нас и вас от всех… -
21 слайд
Ключевой вопрос урока
Каковы особенности склонения личных местоимений?
-
22 слайд
Домашняя работа
ЯндексУчебник
https://education.yandex.ru/kids/?course=8731266&lesson=171303870