Самообслуживание каксредство воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Проблема организации трудового воспитания детей дошкольноговозраста является одной из актуальных для современной науки.
В сокровищнице мировой педагогике множество ученых ставиливопросы своевременного трудового воспитания подрастающего поколения, начиная сдошкольного возраста.
Анализпсихолого-педагогических идей по проблеме воспитания самостоятельностидошкольников позволяет выделить три основных направления проводимыхисследований:
— первоенаправление посвящено обоснованию значимости добровольного, активного исамостоятельного овладения знаниями. Данное направление рассматриваетсядревнегреческими философами: Сократом, Платоном, Аристотелем, которые в своихсуждениях исходили из того, что развитие мышления человека может успешнопротекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствованиеличности и развитие его способностей — путем самопознания. Эти мыслиразвиваются в идеях Ф.А. Дистервега, который писал: «Развитие и образование ниодному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нимприобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственнымисилами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение …Все искусство воспитания и образования не более и не менее как искусство возбуждения.То, что человек не приобрел путем своей самостоятельности, — не его», а также вработах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Их концепции не выходят запределы теории саморазвития ребенка и выдвигаются в рамках учения оприродосообразном воспитании;
— второенаправление получило название дидакто-методическое, в котором предметомтеоретического обоснования выступает преподавание, деятельность учителя бездостаточно глубоко исследования и анализа природы деятельности самого ученика.Одним из первых сторонников активного учения школьников является Я.А.Коменский.
— третьенаправление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность не толькодекларируется в рамках исследования арсенала педагогических средств и методовобучения, но и сама избирается в качестве предмета исследования. Условно этонаправление можно назвать психолого-педагогическим.
Анализпсихолого-педагогических идей по проблеме воспитания самостоятельностидошкольников позволяет выделить три основных направления проводимыхисследований:
— первоенаправление посвящено обоснованию значимости добровольного, активного исамостоятельного овладения знаниями. Данное направление рассматриваетсядревнегреческими философами: Сократом, Платоном, Аристотелем, которые в своихсуждениях исходили из того, что развитие мышления человека может успешнопротекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствованиеличности и развитие его способностей — путем самопознания. Эти мыслиразвиваются в идеях Ф.А. Дистервега, который писал: «Развитие и образование ниодному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нимприобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственнымисилами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение …Все искусство воспитания и образования не более и не менее как искусствовозбуждения. То, что человек не приобрел путем своей самостоятельности, — неего», а также в работах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Их концепции невыходят за пределы теории саморазвития ребенка и выдвигаются в рамках учения оприродосообразном воспитании;
— второенаправление получило название дидакто-методическое, в котором предметомтеоретического обоснования выступает преподавание, деятельность учителя бездостаточно глубоко исследования и анализа природы деятельности самого ученика.Одним из первых сторонников активного учения школьников является Я.А.Коменский.
— третьенаправление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность не толькодекларируется в рамках исследования арсенала педагогических средств и методовобучения, но и сама избирается в качестве предмета исследования. Условно этонаправление можно назвать психолого-педагогическим.
Совершенствованиеи развитие теории обучения получила в исследованиях К.Д.Ушинского, которыйсоздал дидактическую систему, направленную на развитие умственных силобучающихся. К.Д.Ушинский выдвигал идею самостоятельности дошкольников; будучисторонником активного обучения он считал коренным законом психики ребенка егостремление к деятельности.
Так, К. Д. Ушинский видел в труде особую функцию, значимуюдля формирования гармоничной личности. Он писал: «Без личного труда человек неможет идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад». Идалее: «Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование такнастоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своеголичного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу. Но воспитание нетолько должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещедать ему и привычку к труду».
Н. К. Крупская придавала большое значение приобщению детей ктруду в дошкольные годы. Она указывала, что «детский труд с самых ранних летможет послужить при целесообразном его применении важным условием нравственногои интеллектуального развития подрастающего поколения».
В 1930–1940 годы наметилось новое направление во взглядах натрудовое воспитание детей: сочетание собственной трудовой деятельности ребенкас наблюдениями за трудом взрослых. Вновь поднимался вопрос о связи труда сигрой. В 1935 г. вышла книга Р. И. Жуковской «Игры и трудовые занятия в детскомсаду», где показана возможная и продуктивная для развития ребенка связь труда сигрой.
В годы Великой Отечественной войны трудовому воспитанию многовнимания уделяли практические работники, они искали содержание и методы,которые бы отвлекали детей от тягот жизни, приносили радость. К ним относятсяработы М. Н. Борисова, В. Г. Нечаева, Я. З. Неверович и др.
В послевоенные годы вплоть до 1960-х годов проблеме трудовоговоспитания в теории педагогики уделялось незначительное внимание. Однако именнов это время были предприняты первые целенаправленные исследования (М. Н.Борисова, В. Г. Нечаева), которые позволили определить содержаниесистематического трудового воспитания и наметить в Программе детского сада(1962 г.) подходы к трудовому воспитанию, начиная с третьего года жизниребенка. И все же продолжалась тенденция, направленная на необходимостьсвязывать трудовое воспитание дошкольников с трудом взрослых, с наблюдениями заэтим трудом. Ведущим оставался тезис, что трудовое воспитание дошкольникомосуществляется только на основе ознакомления с трудом взрослых. И лишьисследования Я. З. Неверович экспериментально доказали, что знания, несоединённые с практикой, не могут рождать мотивы собственной трудовойдеятельности.
В шестидесятые годы были систематические углубленныеисследования проблемы трудового воспитания (Р. С. Буре, Г. Н. Година, В. И.Логинова, В. Г. Нечаева, Е. И. Радионова, Д. В. Сергеева, А. Д. Шатова,).Именно эти исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах,формах организации труда и его роли в воспитании личности ребенка дошкольноговозраста.
В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Д. В. Сергеева в своих трудахотмечали, что «трудовое воспитание детей основано на их стремлении к активностии самостоятельности. Элементы трудовой деятельности направлены наудовлетворение их потребностей в активной деятельности» .
На современном этапе этой проблемой занимаются Д. В.Сергеева, В. И. Логинова, Г. М. Киселева, Л. И. Сайгушева. Все ученые и специалисты по трудовому воспитанию утверждают необходимость и важностьтрудового воспитания детей с раннего возраста. Это диктуется следующимипричинами:
1. Требованиями современного общества к личностным качествам:трудолюбие, самостоятельность, активность, целенаправленность, бережливость,гуманность, коллективизм. Именно такими качествами должен обладать современныйвсесторонне развивающийся гражданин.
2. Возрастными психологическими особенностями детей:подражательность, активность, пытливость, любознательность, сензитивность,эмоциональная отзывчивость.
3. Трудовое воспитание тесно связано с другими задачамиразвития личности: физическим воспитанием, умственным, нравственнымвоспитанием. Труд является средством воспитания гуманных чувств, он формируетположительные эмоции» [46].
Р. С. Буре обращает особое внимание на воспитательныевозможности обучения детей трудовым навыкам. Ею доказано, что, «с однойстороны, овладение трудовыми навыками поднимает трудовую деятельность на болеевысокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель. С другойстороны, наличие трудовых навыков обеспечивает более полное и успешноеиспользование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания».
Висследованиях Г.Д. Кирилловой и ее учеников (И.В. Галковская, Н.Ю. Лейкина,И.Н. Саталкин, Л.Б. Семенова, Г.П. Трофимова, Т.Г. Феофилова и др.)самостоятельности рассматривается в логике процесса формирования системныхобобщенных знаний и способов деятельности, который стимулируетсамостоятельность дошкольников, обеспечивая выявление, систематизацию,абстрагирование свойственных содержанию связей и зависимостей и их дальнейшееприменение при решении новых познавательных задач.
Роль самостоятельности в активномусвоении знаний, формировании умений и навыков и развитии познавательныхинтересов детей высоко оценивал А. Дистервег. Он считал, что детскаясамостоятельность в процессе обучения является одним из важнейших средствразвития умственных способностей .
Н.Г. Чернышевский высказывался оважности опоры на самостоятельность. «Если наши дети хотят быть людьми в самомделе образованными, — утверждал он, — они должны приобретать образованиесамостоятельными знаниями».
Е.А. Шанц руководствовался в своейпрактике организацией самостоятельности как важнейшим принципом обучения. «Этотобщий принцип требует, — указывает он, — чтобы дети сами принималиучастие во всех видах трудовой деятельности, а не только наблюдали запедагогом».
Систематичности включения дошкольниковв трудовую деятельность можно достичь разными путями. По мнению Н.К. Ежковой,этому способствует выработка навыков самообслуживания и поддержание детскойсамостоятельности [17].
Самообслуживание детей в ДОУ – одиниз основных видов труда дошкольников. В.Г. Нечаева отмечала, что, «формируя удетей младших групп навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельноесть, умываться, одеваться и раздеваться».
Проблемой формирования у дошкольниковнавыков самообслуживания занимались такие ученые, как Ю.А. Афонькина, Г.Н.Година, Л. Каплан, Г.М. Лямина, В.Г. Нечаева и др.
Г.Н. Година придает большое значениеметодам формирования навыков самообслуживания. Автор считает, что«повседневность этого труда создает возможность для активного усвоения нужныхнавыков и систематического включения в труд, причем, необходимым условием,позволяющим решать задачу воспитания, является постановка цели, имеющейзначимость для детей. В этом случае трудовое задание становится средством еедостижения, что и побуждает даже младших дошкольников к овладению необходимымидействиями. Для решения воспитательных задач (формирования у детейсамостоятельности, опрятности, бережного отношения к вещам) используютсяразличные приемы: положительная оценка поступков детей, их стремления следоватьправилам; напоминание о последовательности действий и постоянный контроль надвыполнением детьми всех действий. Следует помнить, что трудовые навыкиформируются в процессе многократного упражнения».
Интересные положения о возможностяхсамообслуживания для формирования детской самостоятельности приводят Й.Раншбург и П. Поппер. По их мнению, самостоятельность – одно из ведущих качествличности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели идобиваться их достижения собственными силами.
Авторы выделяют две альтернативныепозиции взрослых к проявлению детской самостоятельности: подбадривающая илизапрещающая. Они показывают, что у ребенка, научившегося ходить иманипулировать окружающими его предметами, проявляется очень сильная потребностьв чувстве «собственной компетенции» (Й. Раншбург, П. Поппер). Эта потребностьпроявляется и в таком всем известном явлении, когда ребенку хочется участвоватьв деятельности и, в частности, в самообслуживании. И здесь очень важно,замечают исследователи, какая позиция выбрана взрослыми: подбадривающая илизапрещающая. В первом случае у ребенка постепенно будет крепнуть чувствоуверенности в своих силах, тогда как во втором случае под влиянием запрета уребенка теряется или вообще не вырабатывается уверенность в себе.
Более того, по утверждению авторов,ребенок в очень большой степени зависит от окружения и не являетсясамостоятельным, независимым, поэтому для него очень важно, как он выглядит вглазах окружающих, что о нем думают взрослые. Если взрослые многократновысказывают свое мнение о ребѐнке, со временем он и сам начинает считать себя таким, какимего видят окружающие.
Нанаш взгляд, это положение Й. Раншбурга и П. Поппера крайне необходимо учитыватьвсем взрослым, работающим с детьми, так как от их позиции зависит, будут лидети уверенными в себе, самостоятельными, или же неуверенными, требующимипостоянной помощи, несамостоятельными. Поддержка детей взрослыми, ихположительная оценка возможностей детей позволит формировать у дошкольниковнеобходимые качества личности и, в том числе, самостоятельность,ответственность, уверенность в себе.
В. Г. Нечаева сформулировала главную задачу трудовоговоспитания – «формирование правильного отношения к труду. Задача может бытьуспешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности всравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить путидля ее достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надострого учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников». Очевидно, чтоправильное отношение к труду обеспечивается изначально постановкой цели,нахождением и получением желаемого результата.
Р. С. Буре, Г. Н. Година, В. Г. Нечаева в своих работахраскрыли содержание, методику трудового воспитания, дают описание видов труда,формы организации труда в дошкольном учреждении.
По мнению В. Г. Нечаевой, «главная цель трудового воспитаниядошкольников — формирование бережного отношения к любому труду и четкоепредставления о трудовой деятельности взрослых».
В связи с данной целью, ученый выделяет следующие основныезадачи:
1. Формирование четкихпредставлений о взрослом труде и важности труда в жизни.
2. Формирование необходимыхдля трудовой деятельности знаний, умений и навыков.
3. Воспитание уважительногоотношения к любому труду.
ФГОС ДО предполагает следующие виды труда: самообслуживание,хозяйственный труд, труд природный, ручной труд.
По каждому виду можно выделить определенныезадачи трудового воспитания дошкольников (таблица 1).
Таблица 1 – Задачитрудового воспитания дошкольников
Вид труда |
Задачи |
самообслуживание |
· учить самостоятельно ухаживать за собой: одеваться, раздеваться по четкому верному алгоритму, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками; · учить самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды и грамотно их устранять, а также находить подобное у друга и помогать ему исправлять; · учить самостоятельно готовиться к занятиям, приему пищи, прогулке и ко сну. |
хозяйственный |
· продолжать учить сохранять порядок в помещении, а в случае выявления неполадок совместно с воспитателем устранять их; · приучать детей к уличному труду: убирать мусор, очищать дорожки от грязи, снега и песка; · учить самостоятельно трудиться в столовой учреждения: готовить и накрывать столы (только те блюда, которые ребенку по силам донести, чаще это тарелки с хлебом и сыром или фрукты), убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение; · учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий. |
природный |
· воспитывать уважительное отношение к окружающему миру; · учить заботиться о животных, которые имеются в ДОУ, а именно: убирать за животными, своевременно чистить клетки и менять воду, следить за наличием пищи у питомцев; · воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки. |
ручной |
· учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях; · учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения; · формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы; · учить детей грамотно и экономно расходовать используемый материал. |
Важно учесть, что первые два вида трудовойдеятельности должны формироваться на протяжении всех лет пребывания в садике, аобучение ручному труду начинается только за 1-2 года до выпуска из дошкольногоучреждения.
Таким образом, для того чтобы понятьхарактер природы самостоятельности детей дошкольного возраста необходимовыявить особенности ее развития. Воспитание самостоятельности необходимоначинать в раннем возрасте, так как уже в 1-2 года у ребенканачинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно яркостремление к самостоятельности проявляется в 3 года. В этомвозрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого.Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикойдетского поведения. К концу этого периода самостоятельность становитсяотносительно устойчивой особенностью личности ребенка.