Интегрированныйурок Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории илитературе
заведующаябиблиотекой МБОУ АСОШ №2:
Завалишина НатальяЮрьевна
Целиурока.
Обучающие:
- дальнейшее овладение навыками идейно – художественного анализа произведения; умение излагать материал при помощи новых информационных технологий.
Развивающие:
- развитие креативных способностей; способствовать развитию логического мышления и образного восприятия.
Воспитательная:
- воспитание патриотизма через воспитание любви к родной истории, литературе, живописи, воспитание интернационализма через изучение учебных предметов.
Методы:
1.Словесный;
2.Частично-поисковый;
3.Практический;
4.Информационный.
Ход урока.
I.Организационный момент:
Слайд 2. Здравствуйте,садитесь. Ребята, сегодняшний урок наш не совсем обычный – его будут вестисразу три учителя (литературы, истории, информатики), да и предмет, о котороммы будем говорить, — тоже неординарный. В 2012 году наша страна отмечает200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня будем говорить о героях этойвойны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым былипосвящены многие замечательные произведения. Итак, страницы подвига.
Как выдумаете, что испытывает человек, который должен его совершить?
(2 – 3 ответа)
— Вот как на этотвопрос ответил поэт Виталий Коротич:
Слайд 3.— Звучитстихотворение Идя на подвиги в исполнении ученика-1:
Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.
Слайд 4 . Учительистории: Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа.Вторжение неприятеля, двунадесяти языков наполеоновского войска впределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьбавызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества исамоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский ДенисДавыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашеви турок Александр Кутайсов – России верные сыны.
Слайд 5. Учительлитературы:
Образы защитниковОтечества неоднократно вдохновляли писателей и поэтов.
Вот как это быловоплощено в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”:
В стихотворенииБородино/ 1837/ М.Ю. Лермонтов на-шел простую и в то же времявыразительную форму для освещения своей темы: старый солдат-артиллеристрассказывает молодому про день Бородина, о том, как русские солдатыи их боевые офицеры отстояли в труднейшем сражении свою честь, честь отечества.Пожалуй., более всего высший взлет патриотических настроений народа отражаеттакая строфа:
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой
Слайд 6Звучит аудио запись «Бородино».
Слайд 7. Учительистории:
Отечественнаявойна выявила славную плеяду выдающихся полководцев и военноначальников. Однимиз них был главнокомандующий 1-ой армией Барклай де Толли.
. -Сообщение ученика – 3 о Б.Де Толли.
Слайд.8 Совершенно особое место в русской поэзии 1812 года занимают глубоко народные басни И. А. Крылова. Особенно знаменательна басня «Волк на псарне», в которой Крылов,невыходяизрамокбасенногоиносказания, дал замечательный повыразительностиобраз Кутузова, в видестарика- ловчего, здравый народный смысл которого не позволяет вступать в переговоры с хищником.
Огромное влияние оказали события 1812 года на формирование мировоззрения будущих декабристов, а тем самым и на развитие декабристской художественной литературы и публицистики.
События Отечественнойвойнывоочиюпоказалипервымрусскимреволюционерамгероическоелицорусскогонарода,а следовательно и его право на свободное существование.
Слайд 9 Прослушивание аудио записи Крылов И.А. «Волк на псарне».
Слайд 10. Учитель истории:. Огромной любовьюсолдат пользовался любимец еще А.Суворова, главнокомандующий 2-ой армией князьПетр Багратион.
-Сообщение ученика –4 о Багратионе.
Слайд11 Учительистории:Дохтуров,Милорадович, Раевский, Ермолов, братья Тучковы и легендарный атаман Платов… Этиимена теперь стали легендой, легендой о доблести, мужестве, беспримерномгероизме.
Слайд12-14Сообщениегруппы учеников о Дохтурове, Ермолове, Тучкове.
Слайд15.Державин Г.Р о произведении и Платове М.И. «Атаману и Войску донскому»
Слайд16 Чтение отрывка из стихотворения наизусть «Атаману и Войску донскому» Г.Р.Державин.
Слайд 17.Прослушивание песни Генералам 12 года М.Цветаева.
ГЕНЕРАЛАМДВЕНАДЦАТОГО ГОДА.
Сергею
Вы, чьи широкиешинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, какбриллианты,
На сердце оставляли след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньемволи
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла дланьгосподня
И сердце матери, — вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!
Вам все вершиныбыли малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
Ах, на гравюреполустертой,
В один великолепный миг,
Я видела, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик.
И вашу хрупкуюфигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
О, как, мнекажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.
В однойневероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало– трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!
Что так жетрогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали илюбили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие.
26 декабря 1913 Феодосия
. Слайд18.Учительистории:
Однако всех ихобъединяет фигура главного героя 1812 года – фельдмаршала М. И.Кутузова.
Сообщениеученика-6 о Кутузове.
Слайд 19. Учительистории: Гибельнойдля захватчиков стала “малая война”,
под которойКутузов понимал военные действия ополчений , армейских и крестьянскихпартизанских отрядов. Инициатива принадлежала Барклаю де Толли. Надфранцузскими войсками поднялась “дубина народной войны”- крестьяне уходили влеса и по-своему боролись с неприятелем .Такими были Герасим Курин истаростиха Василиса Кожина.
Слайд 20 Пикпартизанской борьбы пришелся на октябрь-декабрь 1812 года.Организаторами партизанского движения выступили как видные офицеры русскойармии, так и простые люди: Герасим Курин, Федор Потапов, Ермолай Четвертаков,Василиса Кожина.
Частоотрядами партизан руководили солдаты, бежавшие из французского плена, местныепомещики, особо авторитетные крестьяне. Так под командованием крепостногокрестьянина Герасима Курина в Подмосковье сражалось свыше 5 тыс.пеших и 500 конных крестьян. Отряд действовал очень успешно. Известно, что онзахватил много пленных, 3 пушки, обоз с хлебом.
СелоПавлово, Богородского уезда, Московской губернии, стало местом рожденияпартизанского отряда во главе с крепостным крестьянином Герасимом Куриным.Большая численность отряда требовала совершенствования его организации, всвязи, с чем Курин привлек на командную должность Вохновского голову Е. Стуловаи сотенного И. Чушкина, а также установил контакт с командующим Владимирскимополчением князем Б. Голицыным.
Отряд Герасима Курина за время своего непродолжительного существования имелнесколько крупных столкновений с противником и нанес ему значительный урон.Заслуги Герасима Курина были отмечены награждением его знаком Военного ордена.
Слайд 21. В Смоленской губернии широкую известность получилажена старосты Василиса Кожина. О ней в народе было сложенонемало легенд, в которых часто трудно отличить правду от вымысла. Когда муж Василисыповел в город партию пленных, она сколотила отряд из женщин и подростков,вооруженных вилами, топорами и косами. Этот отряд охранял деревню, конвоировалпленных.
Умнаяи решительная, она не боялась вместе с подростками сопровождать французскихпленных, вступать с французами в рукопашную схватку, действуя преимущественнокосой. Современники в своих записках рассказывают, что, когда один из пленныхофицеров, уязвленный необходимостью выполнять приказания женщины, попыталсяоказать сопротивление, Василиса прикончила его ударом косы.
Слайд 22 Учительистории:
Героемпартизанской войны стал Денис Давыдов – гусар, храбрец, поэт.
Сообщениеученика-8 о Давыдове
Слайд 23 Учительлитературы:Блестящие офицеры, не жалевшие жизни своей во имя Родины… Поистине подвиг ихнезабвенен и будет звучать в веках. Вот кем их видит поэт – исполнитель БулатОкуджава. (Песня “ Кавалергарда век не долог…” звучит в исполнении группыучащихся.)
Слайд 24Учительистории: По окончанию войны у Тверской заставы была сооружена деревяннаятриумфальная арка, через 20 лет она была заманена каменной. Теперь это главноеукрашение святого места – Поклонной горы, на которой слились два великихподвига воедино: подвиг героев России войны 1812 года и героев СССР Великойотечественной войны 1941 – 1945 годов. О славе и доблести нашей армии говорятвеличайшие памятники: Музей российского оружия и Музей-панорама Бородинскойбитвы. О героях 1812 года напоминают сегодня названия улиц, перекрестков ипроездов, расположенных вблизи Кутузовского проспекта, в них увековечены именаБарклая, Давыдова, Кожиной и др.
Заключение
Учительлитературы:
— Ребята, вы сегодняприняли участие в таком непростом разговоре. Наверное, стоит все-таки понять,что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний навопрос что ближе, дороже – ты сам или Родина человек находит свойответ.
Использованнаялитература и дополнительные материалы для проведения урока
- Стихи Идя на подвиг, автор В.Коротич.
- Стихотворение М.Ю.Лермонтова Бородино.
- Стихотворение Генералам 12 года, автор М.Цветаева.
- Песня Булата Окуджавы Кавалергарда век не долог….
- Доклады учащихся.
- Мультимедийный проект Герои 1812 года.
- Литература для 10 класса. (Ю. Лебедев)
- Л.Толстой, Война и мир.
- Интернет-материалы.
- А.Н. Боханов, История России, М.,“Русское слово”,2004.
