X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВОЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕАВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОго УЧЕБНОгопредмета

 ДУП 01 ВВедние с специальность с основами проектнойдеятельности

ДУП01. 3 ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

 

Базовыйуровень

 

Специальность34.02.01 Сестринское дело

Специальность33.02.01 Фармация

Специальность31.02.03 Лабораторная диагностика

 

(очнаяформа обучения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ялта — 2022

 

 

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол 6 от 30.06.2022 г.

 

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании цикловой (методической) комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № 10 от 15.06.2022 г.

Председатель Ц(М)К:

________________А.Г. Тер-Погосян

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_________________Т.В.  Жукова

 

 

         Рабочая программадополнительного учебного предмета ДУП 01 Введение вспециальность с основами проектной деятельности ДУП 01. 03 Основы общественныхнаук предназначена для реализации основнойпрофессиональной образовательной программы СПО на базе основного общегообразования с одновременным получением среднего общего образования, разработанас учетом требований Федерального государственногообразовательного стандарта среднего общего образования, (утв. приказом Министерстваобразования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями и дополнениямиот: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11декабря 2020 г.

 

Организация–разработчик: Государственноеавтономное образовательное учреждение среднего профессионального образованияРеспублики Крым «Ялтинский медицинский колледж»

 

Разработчик: О.В. Гостищева-Гончарова -преподаватель высшей категории ГАОУ СПО РК «Ялтинский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1Пояснительная записка……………………………………………………………..4

2Общая характеристика учебного предмета «Основы общественныхнаук»……5

2.1Место учебного предмета в учебном плане……………………………………..6

2.2Результаты освоения учебного предмета………………………………………..6

3Содержание учебного предмета ………………………………………… …………8

4Тематическое планирование……………………………………………………….. 18

5Характеристика основных видов учебной деятельности студентов……………….20

6Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программыучебного предмета «Основы общественных наук»……… …………..23

 7Список литературы…………………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для изучения Основобщественных наук в пределах освоения основной профессиональной образовательнойпрограммы СПО по специальности для специальности 34.02.01. Сестринское дело,33.02.01 Фармация на базе основного общего образования при подготовкеспециалистов среднего звена.

Рабочая программа разработана на основе требованийФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию ирезультатам освоения учебного предмета Основы общественных наук и всоответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общегообразования в пределах освоения образовательных программ среднегопрофессионального образования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной образовательнойпрограммы  среднего общего образования, одобренной решением федеральногоучебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня2016 года № 2/16-з).

Содержание рабочей программы Основы общественных наукнаправлено на достижение следующих целей:

     воспитание гражданственности, социальнойответственности, правового само­сознания, патриотизма, приверженностиконституционным принципам Рос­сийской Федерации;

    развитиеличности на стадии начальной социализации, становление право­мерногосоциального поведения, повышение уровня политической, правовой идуховно-нравственной культуры подростка;

    углублениеинтереса к изучению социально-экономических и политико-право­вых дисциплин;

    умениеполучать информацию из различных источников, анализировать, си­стематизироватьее, делать выводы и прогнозы;

    содействиеформированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферахчеловеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулированияобщественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми врамках отдельных социальных групп и общества в целом;

    формированиемотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления ксамовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

    применениеполученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферахобщественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ДУП 01 ВВедние с специальность с основами проектнодеятельности

ДУП01. 03 ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Учебный предмет «Основыобщественных наук» имеет интегративный характер, основан­ный накомплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика,политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научныезнания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влияниисоциальных факторов на жизнь каждого человека.

Содержание учебного предмета направлено на формирование четкой граж­данской позиции,социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимыхобучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающимилюдьми и социальными группами.

Особое внимание уделяется знаниям о современном российскомобществе, проб­лемах мирового сообщества и тенденциях развития современныхцивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизничеловеческого обще­ства, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов,тесно связанных с повседневной жизнью.

Отбор содержания учебного предмета осуществлялся на основе следующих прин­ципов: учетвозрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения,формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональныхобразовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности,профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Реализация содержания учебногопредмета «Основы общественных наук» предполагает дифференциацию уровней достижениястудентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может бытьдостигнут как в освоении наиболее рас­пространенных в социальной средесредствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и вобласти социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию вкачестве гражданина РФ.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементысодержания, как слож­ные теоретические понятия и положения социальныхдисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественногоразвития, особенности функционирования общества как сложной, динамичноразвивающейся, самоорга­низующейся системы.

В процессе освоения учебного предмета у студентов закладываются целостные представления очеловеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономическойсистеме общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятель­ностьгражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления овозможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования иработы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях до­стиженияуспеха в различных сферах социальной жизни.

Изучение основобщественных наук завершается подведением итогов в форме дифферен­цированного зачетав рамках промежуточной аттестации студентов в процессеосвоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).

 

 

2.1 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Общеобразовательный учебный предмет Основыобщественных наук является дополнительным учебным предметом из предметнойобласти Общественные науки ФГОС СОО (базовый уровень) и относится кобщеобразовательному учебному циклу ППССЗ на базе основного общего образованияс получением среднего общего образования. С учетом требований ФГОС СПО поспециальности 34.02.01 Сестринское дело, 33.02.01 Фармация иестественно-научного профиля профессионального образования общеобразовательнаяучебная дисциплина Обществознание относится к базовым дисциплинам.

Изучение общеобразовательного учебного предмета Основыобщественных наук тесно связано с такими дисциплинами, как философия, история,социология, экономика, право.

 

 

2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Освоениесодержания учебного предмета Основы общественных наукобеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

·         сформированность мировоззрения,соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики,основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,осознание своего места в поликультурном мире;

·         российская гражданская идентичность,патриотизм, уважение к своему на­роду, чувство ответственности перед Родиной,уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

·         гражданская позиция в качестве активного иответственного члена россий­ского общества, осознающего свои конституционныеправа и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувствомсобственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные иобще­человеческие, гуманистические и демократические ценности;

·         толерантное сознание и поведение вполикультурном мире, готовность и спо­собность вести диалог с другими людьми,достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общиецели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

·         готовность и способность к саморазвитию исамовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеаламигражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственнойдеятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условиюуспешной профессио­нальной и общественной деятельности;

·         осознанное отношение к профессиональнойдеятельности как возможности участия в решении личных, общественных,государственных, общенацио­нальных проблем;

·         ответственное отношение к созданию семьи наоснове осознанного принятия ценностей семейной жизни;

 

Личностных результатов освоения программы воспитания

ЛР 1. Осознаниесебя гражданином и защитником великой страны.    

ЛР 2. Проявлениеактивной гражданской позиции, демонстрация приверженности принципам честности,порядочности, открытости, экономическая активность и участие в студенческом итерриториальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,продуктивное взаимодействие и участие в деятельности общественных организаций.      

ЛР 3. Соблюдениенорм правопорядка, следование идеалам гражданского общества, обеспечениебезопасности, правам и свободам граждан России. Лояльность к установкам ипроявлениям представителей субкультур, отличие их от групп с деструктивным идевиантным поведением. Демонстрация неприятия и предупреждение социальноопасного поведения окружающих.

ЛР 4. Проявление идемонстрация уважение к людям труда, осознание ценности собственного труда.Стремление к формированию в сетевой среде личностно и профессиональногоконструктивного «цифрового следа». 

ЛР 5. Демонстрацияприверженности к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине,родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностеймногонационального народа России.      

ЛР 6. Проявлениеуважения к людям старшего поколения и готовности к участию в социальнойподдержке и волонтерских движениях.  

ЛР 7. Осознаниеприоритетной ценности личности человека; уважение собственной и чужой уникальностив различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.      

ЛР 8. Проявление идемонстрация уважения к представителям различных этнокультурных, социальных,конфессиональных и иных групп. Сопричастность к сохранению, преумножению итрансляции культурных традиций и ценностей многонационального российскогогосударства.

ЛР 9. Соблюдение ипропаганда правил здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждениелибо преодоление зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ,азартных игр и т.д. Сохранение психологической устойчивости в ситуативносложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 10. Забота озащите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числецифровой.

ЛР 11. Проявлениеуважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.        

ЛР 12. Принятиесемейных ценностей, готовность к созданию семьи и воспитанию детей;демонстрация неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности,отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

метапредметных:

·                  умение самостоятельно определять целидеятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,контролировать и корректи­ровать деятельность; использовать все возможныересурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

·                  владение навыками познавательной,учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук,навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поискуметодов решения прак­тических задач, применению различных методов познания;

·                  готовность и способность к самостоятельнойинформационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различныхисточниках социально-правовой и экономической информации, критически оцениватьи интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

·                  умение использовать средства информационных икоммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных иорганизационных задач с соблюдением требований эргономики, техникибезопасности, гигие­ны, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норминформационной безопасности;

·                  умение определять назначение и функцииразличных социальных, экономических и правовых институтов;

·                  умение самостоятельно оценивать и приниматьрешения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственныхценностей;

·                  владение языковыми средствами: умение ясно,логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковыесредства, понятийный аппарат обществознания;

 

предметных:

·                  сформированность знаний об обществе какцелостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер иинститутов;

·                  владение базовым понятийным аппаратомсоциальных наук;

·                  владение умениями выявлятьпричинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальныхобъектов и процессов;

·                  сформированнность представлений об основныхтенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальноммире;

·                  сформированность представлений о методахпознания социальных явлений и процессов;

·                  владение умениями применять полученные знанияв повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

·                  сформированнность навыков оцениваниясоциальной информации, умений поиска информации в источниках различного типадля реконструкции не­достающих звеньев с целью объяснения и оценкиразнообразных явлений и процессов общественного развития.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

Введение

Основыобщественных наук как учебный курс.Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изученияобществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

1.    Человек. Человек в системе общественных отношений

 

1.1    Природа человека, врожденные и приобретенные качества

 

Философские представления о социальных качествах человека.Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности.Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные видыпрофессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональноесамоопределение

Формирование характера, учет особенностей характера вобщении и профессио­нальной деятельности. Потребности, способности и интересы.Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смыслчеловеческой жизни.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии.Виды человече­ских знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основныеособенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свободачеловека и ее ограничи­тели (внутренние — со стороны самого человека и внешние— со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданскиекачества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностноеобщение и взаи­модействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежнойсреды. Меж­личностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

 

1.2.Духовная культура личности и общества

 

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества,ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная.Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежнойсубкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде.Формиро­вание ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы,поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантиисвободы доступа к культурным ценностям.

1.3. Наука и образование в современном мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.Значимость труда учено­го, его особенности. Свобода научного поиска.Ответственность ученого перед обще­ством.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Рольобразования в жизни со­временного человека и общества. Правовое регулированиеобразования. Порядок приема в образовательные учреждения профессиональногообразования. Система образования в Российской Федерации. Государственныегарантии в получении образования. Профессиональное образование.

 

1.4.    Мораль, искусство и религия как элементыдуховной культуры

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Доброи зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности.Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия ицерковь в современ­ном мире. Свобода совести. Религиозные объединенияРоссийской Федерации.

Искусство и его роль вжизни людей. Виды искусств.

 

2.           Общество как сложная система

 

Представление об обществе как сложной динамичной системе.Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основныеинституты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций:аграрной, индустриаль­ной, информационной. Противоречивость воздействия людейна природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция иреволюция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество:традиционное, ин­дустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации.Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность длячеловечества. Терро­ризм как важнейшая угроза современной цивилизации.Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

3. Социальные отношения

3.1            Социальная роль и стратификация

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях игруппах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношескомвозрасте. Соци­альные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус ипрестиж. Престижность профессиональной деятельности.

3.2                     Социальные нормы и конфликты

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций.Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактиканегативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании,алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновениясоциальных конфлик­тов. Пути разрешения социальных конфликтов.

 

3.3                     Важнейшие социальные общности и группы

Особенности социальной стратификации в современной России.Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежнойполитики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения,этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальнойполитики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак.Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право исемейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условиязаключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

4. Право

4.1.              Правовое регулирование общественных отношений

Юриспруденция какобщественная наука.

Право в системе социальныхнорм. Правовые и моральные нормы.

Система права:основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и иххарактеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действиенормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовыеотношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Видыпротивоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

4.2.              Основы конституционного права Российской Федерации

Конституционное право как отрасль российского права.Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственныхорганов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть.Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебнаясистема Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства.Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основныеконституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФучаствовать в управлении делами государства.

Право на благоприятнуюокружающую среду.

Обязанность защитыОтечества. Основания отсрочки от военной службы.

Международная защитаправ человека в условиях мирного и военного времени.

4.3.              Отрасли российского права

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физическиелица. Юридиче­ские лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулированиепредпринима­тельской деятельности. Имущественные права. Право собственности надвижимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальнуюсобственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена,наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство,имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовыхправоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядокприема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения ирасторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовыеспоры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальнойзащиты и социального обеспечения.

Административное право и административные правоотношения.Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасноепротивоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность.Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства,исключающие уголовную ответственность.

 

 

 

5.Политика

5.1                                      Политика и власть. Государство в политическойсистеме

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика какобщественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура.Политические институты. Государство как политический институт. Признакигосударства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенностифункционального назначения современных государств. Межгосударственнаяинтеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенностиразвития современной политической системы.

Формы государства: формы правления,территориально-государственное устройство, политический режим. Типологияполитических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условияформирования демократических институтов и традиций.

Правовое государство,понятие и признаки.

5.2Участники политического процесса

Личность и государство. Политический статус личности.Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских формполитического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическаяэлита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество игосударство. Гражданские инициативы.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе.Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в РоссийскойФедерации.

Политические партии и движения, их классификация.Современные идейно­политические системы: консерватизм, либерализм,социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партийв Российской Федерации.

Роль средств массовойинформации в политической жизни общества.

6.                Экономика

6.1.         Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Экономикасемьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности.Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторыпроизводства.

Разделениетруда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная(командная) и рыночная экономика.

 

6.2.         Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторыпредложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершеннаяконкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производитель­ностьтруда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источникифинансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмен­таи маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка.Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствияинфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. ПонятиеВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Видыналогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг.Основы налоговой политики государства.

6.3.         Рынок труда и безработица

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложениятруда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональныйпотребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальныйи номинальный доход. Сбережения.

6.4.                  Основныепроблемы экономики России.

Элементымеждународной экономики

Становление современной рыночной экономики России. Особенностисовременной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемыэкономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации.Россия в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в областимеждународной торговли. Глобальные экономические проблемы.

 

Примерныетемы рефератов, индивидуальных проектов

    Человек,индивид, личность: взаимосвязь понятий.

    Влияниехарактера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.

    Проблемапознаваемости мира в трудах ученых.

    Яили мы: взаимодействие людей в обществе.

    Индустриальнаяреволюция: плюсы и минусы.

    Глобальныепроблемы человечества.

    Современнаямассовая культура: достижение или деградация?

    Наукав современном мире: все ли достижения полезны человеку?

    Кембыть? Проблема выбора профессии.

    Современныерелигии.

    Рольискусства в обществе.

    Экономикасовременного общества.

    Структурасовременного рынка товаров и услуг.

    Безработицав современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы вразных странах.

    Яи мои социальные роли.

    Современныесоциальные конфликты.

    Современнаямолодежь: проблемы и перспективы.

    Этносоциальныеконфликты в современном мире.

    Семьякак ячейка общества.

    Политическаявласть: история и современность.

    Политическаясистема современного российского общества.

    Содержаниевнутренних и внешних функций государства на примере современной России.

    Формыгосударства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — изистории, другое — современное).

    Формыучастия личности в политической жизни.

    Политическиепартии современной России.

    Правои социальные нормы.

    Системаправа и система законодательства.

    Развитиеправ человека в ХХ — начале XXI века.

    Характеристикаотрасли российского права (на выбор).

 

 

4  ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

 

При реализации содержания общеобразовательного учебногопредмета «Основыобщественных наук»в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получениемсреднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихсясоставляет:  – 102 час. 

Из них – аудиторная (обязательная) нагрузкаобучающихся –68 час.;

внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 34час.

 

Вид учебной работы

Аудиторные занятия. Содержание обучения

Количество часов

ЛР в соответствии с РПВ

максимальная

аудиторная

внеаудиторная

1. Человек. Человек в системе общественных отношений

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

18

14

4

ЛР1-

ЛР 12

1.1.      Природа человека, врожденные и приобретен­ные качества

 

6

 

 

1.2.          Духовная культура лич­ности и общества

 

4

 

 

1.3.          Наука и образование в современном мире

 

2

 

 

1.4.          Мораль, искусство и ре­лигия как элементы духов­ной культуры

 

4

 

 

2. Общество как сложная динамическая система

6

4

2

ЛР1-

ЛР 12

2.1.          Представление об обществе как сложной динамической системе

 

4

 

 

2.2.          Многовариантность общественного развития

 

4

 

 

3.Социальные отношения

 

16

10

6

ЛР1-

ЛР 12

3.1. Социальная роль и стра­тификация

 

 

2

 

 

3.2. Социальные нормы и конфликты

 

 

2

 

 

3.3. Важнейшие социальные общности и группы

 

 

6

 

 

4. Право

18

14

4

ЛР1-

ЛР 12

4.1. Правовое регулирование общественных отношений

 

 

2

 

 

4.2. Основы конституцион­ного права Российской Феде­рации

 

2

 

 

4.3. Отрасли российского права

 

4

 

 

4.   Политика

 

16

12

4

ЛР1-

ЛР 12

5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

 

6

 

 

5.2. Участники политического процесса

 

6

 

 

6. Экономика

16

12

4

 

6.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

 

2

 

 

6.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

 

4

 

 

6.3. Рынок труда и безработица

 

2

 

 

6.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

 

4

 

 

Итого

102

68

24

 

Подготовка рефератов, до­кладов, индивидуального проекта с использованием информационных техноло­гий и др.

 

 

 

10

 

Всего

102

68

34

 

 

5       ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

 

1.     Человек. Человек в системе общественных отношений

1.1.Природа человека, врожденные и приобре­тенные качества

Давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».

Знать, что такое характер, социализация личности, са­мосознание и социальное поведение.

Знать, понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты.

1.2. Духовная культура личности и общества

Разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни.

Различать культуру народную, массовую, элитарную, особенности молодежной субкультуры. Освещать проб­лемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур.

Характеризовать культуру общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.

Уметь называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям

1.2. Наука и образование в современном мире

Различать естественные и социально-гуманитарные науки.

Знать особенности труда ученого, ответственности ученого перед обществом.

1.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Раскрыть смысл понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей.

2.   Общество как сложная система

 

2.1 Общество как слож­ная система

Иметь представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.

Уметь давать определение понятий: «эволюция», «револю­ция», «общественный прогресс».

3.   Социальные отношения

 

3.1Социальная роль и стратификация

Знать понятия «социальные отношения» и «социальная стра­тификация. Определять

  социальные роли человека в обществе

3.2. Социальные нормы и конфликты

Характеризовать виды социальных норм и санкций, девиантное поведение, формы его проявления, социальные конфликты, причины и истоки их возникновения

3.3. Важнейшие социальные общности и группы

 

Объяснять особенности социальной стратификации в совре­менной России, виды социальных групп (молодежи, этниче­ских общностей, семьи)

 

4.           Право

 

4.1. Правовое регулирование общественных отношений

 

Выделять роль права в системе социальных норм.

Уметь давать характеристику системе права.

 

 

 

4.2 Основы конституционного права Российской Федерации

Уметь давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ правам и свободам граждан.

 

4.3. Отрасли российского права

 

Уметь давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права

 

5.           Политика

 

5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

 

 

 

 

 

Уметь давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеризовать внутренние и внешние функции государ­ства, формы государства: форм правления, территориально­государственного устройства, политического режима. Характеризовать типологии политических режимов. Знать по­нятие правового государства и уметь называть его признаки

 

5.2. Участники политического процесса

 

 

Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».

Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации.

6.Экономика

 

6.1. Экономика и экономическая наука. Эконо­мические системы

Уметь давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики.

6.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Уметь давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет».

6.3. Рынок труда и безработица

Знать понятия «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий.

6.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Уметь давать характеристику становления современной рыночной экономики России, ее особенностей.

Знать организации международной торговли.

 

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИМАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК»

 

Освоение рабочей программы учебного предмета проходит вкабинете истории и философии, в котором имеется возможность обеспечитьсвободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебнойдеятельности студентов.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиямсанитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02), иоснащено типовымоборудованием, указанным в настоящих требованиях.

Мультимедийное оборудование, ноутбук, посредствомкоторого участники образовательного процесса просматривают визуальнуюинформацию по обществознанию, видеоматериалы и т.п. находится в кабинетеИнформатики и по необходимости (по заявке) доставляется в кабинет.

 В состав учебно-методического иматериально-технического оснащения кабинета обществознания входят:

·       печатныеи экранно-звуковые средства обучения;

·       перечниосновной и дополнительной учебной литературы;

·       вспомогательноеоборудование и инструкции;

·       библиотечныйфонд (справочники, книги для чтения)

 

В процессе освоения программы учебного предмета «Основыобщественных наук»студентыимеют доступ кэлектронным учебным материалам по обществознанию, имеющиеся в свободном доступев системе Интернет.

 

7.    СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

Для студентов:

 

Сычов А.А. Обществознание: учебник. – М.,Кнорум, 2020 г.

Важенин А.Г. Обществознание для профессий испециальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебник. – М., 2020.

Важенин А.Г. Обществознание для профессий испециальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.Практикум: учеб. Пособие. – М., 2017.

Важенин А.Г. Обществознание для профессий испециальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.Контрольные задания: учеб. Пособие. – М., 2017.

Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание дляпрофессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. –М.,2017.

 

Для преподавателей:

Об     образовании       в        Российской          Федерации:         федер. закон          от29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013№ 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 №  15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ,от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральнымзаконом от 04.06.2014 № 145-ФЗ,   в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)

 

Конституция Российской Федерации 1993 г.(последняя редакция).

Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральнымзаконом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действиеФедеральным законом от 30.11.1994 № 51-Фз)// СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действиеФедеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действиеФедеральным законом от 26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст.4552.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действиеФедеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). —Ст. 5496.

Земельный кодекс РФ (введен в действиеФедеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст.4147.

Кодекс РФ об административных правонарушениях(введен в действие Федеральным за­коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. —2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.

Трудовой кодекс РФ (введен в действиеФедеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). —Ст. 3.

Уголовный кодекс РФ (введен в действиеФедеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст.2954.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите правпотребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766.

Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятостинаселения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ иВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.

Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданствеРоссийской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.)// СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.

Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. идоп.) // СЗ РФ. — 1993.

Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14.— Ст. 1650.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охранеокружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»// Российская газета. — 1995. — 4 мая.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охранеатмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.

Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапномсокращении применения смерт­ной казни в связи с вхождением России в СоветЕвропы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочнойгосударственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.

ПриказМинистерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 Овнесении изменений в федеральный государственный образовательный стандартсреднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования инауки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413.

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесенииизменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочихкадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259«Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределахосвоения образовательных программ среднего профессионального образования набазе основного общего образования с учетом требований федеральныхгосударственных образовательных стандартов и получаемой профессии илиспециальности среднего профессионального образования».

Примерная основнаяобразовательная программа среднего общего образования, одобреннаярешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. 2/16-з).   

 

Интернет-ресурсы

www.openclass.ru  (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.schoolcollection.edu.ru (Единая коллекцияцифровых образовательных ресурсов).

www. Festival.1 september.ru (Фестивальпедагогических идей «Открытый урок»).

www. base.garant.ru  («ГАРАНТ» —информационно-правовой портал).

www. istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнения и изменения к рабочей программе

ДУП 01.3 Основы общественных наук

по специальностям 34.02.01 Сестринскоедело, 33.02.01 Фармация, 31.02.03 Лабораторная диагностика

базоваяподготовка, очная форма обучения, срок обучения —  3 года, 10 мес.

на2022-2023 учебный год изменения не вносились.

 

 

 

 

 

 

 ПредседательЦ(М)К                                                     _________________

                  (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет