X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Современные технологии

 

«В России уменьшается доля «читающегонаселения» — такое мнение высказал президент Российского книжного союза СергейСтепашин.

        По исследованиям работников библиотек – 90 процентов людейприходят в библиотеку за книгами, нужными для работы или учёбы. Такое чтениедаёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеаловличности. Уметь читать в широком смысле этого слова – значит: «…извлечь измертвой буквы живой смысл, — говорил великий педагог К.Д.Ушинский, — Читать –это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чемглавное». Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди бездуши и эмоций. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию встране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее времяреализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» рассчитаннаяна 14 лет, до 2020 года. Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводитсяшколе, которая совместно с другими государственными и общественными структурамидолжна способствовать формированию читательской компетентности школьников, какосновы полноценного нравственно — эстетического воспитания. Данные научныхисследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется вмладшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношениечитателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что внаши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитиеего мышления, роль книги неизмеримо возрастает. «Люди перестают мыслить, когдаперестают читать». (Д.Дидро) В современном быстроменяющемся мире человеквынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешногосамообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чёмсказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место вперечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.Содержание образования в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружитьребёнка умением учиться, чем информацией, которая неизбежно забудется. Конечно,это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны бытьизменены. Читатели отличаются от не читателей уровнем развития интеллекта.Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлятьпротиворечия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстреенаходить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активноетворческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли,свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны,самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формируеткачества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социальноценного человека. Под влиянием современной медиа культуры в обществе меняетсястатус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивацияобращения к книге. Это позволяет специалистам в области исследования процессовчтения Е.И. Голубевой, Н.Н. Сметанниковой, В.П. Чудиновой говорить о «недетскихпроблемах детского чтения», о смене модели чтения. Современные дети сталичитать по-другому, другие книги. В круге интересов младшего школьника всебольшее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. В четырераза чаще учащиеся обращаются в библиотеку за поиском учебной информации, илишь один из четырех запросов – поиск литературы «для души». Ученые охарактеризоваливосприятие текста современным школьником как мозаично-клиповое, требующеепостоянной смены декораций, что затрудняет освоение многостраничного печатноготекста. Все больше времени в детском досуге занимают игра на компьютере,просмотр телепередач, уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику нестыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих процессоввыявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общегокультурного уровня.

 

Исходя из вышесказанного, цель работы– представить систему эффективных методов, приемов и средств формированиячитательской компетентности младших школьников с применением современныхобразовательных технологий с целью достижения качества образования вусловиях реализации ФГОС НОО;

 

1.       Ведущиетеории о различных подходах к формированиючитательской компетентности младших школьников.

Педагогической наукойдоказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетиижизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книгеактивным или умеренно пассивным.

В дошкольном образованииобщение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методомчтения-рассматривания книги и активного слушания.

Начальная школа, какследующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад впроцесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника,так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя.

Рассматривая историюразвития основ читательской компетентности младших школьников, современнаяпедагогическая наука придерживается того факта, что компетентность –это субъективная характеристика деятеля, более высокая ступень формированияучебных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личнойответственности обучающихся.

Проведенный теоретическийанализ различных подходов к определению содержания «компетентность» и«компетенции» позволил разграничить эти понятия и сделать следующие выводы:

1.       младший школьный возраст рассматривается как наиболее благоприятныйпериод для формирования читательской компетентности (И.А.Зимняя );

2.       существуют различные подходы к пониманию категории«компетентность», но все исследователи подчеркивают личностную и деятельностнуюнаправленность и компонентную структуру понятия;

3.       компетенции – это набор видов деятельности, которыеосуществляет ученик на уроке. Они являются важным результатом образования,поэтому должны быть сформулированы у всех обучающихся.

Компетентность — это совокупность качеств развитой личности, сформированныхзнаний, умений и навыков, в нашем случае, в чтении детской литературы, которыеученик реализует в практике.

В системе начальных компетентностей ребенкавыделяются ключевые компетенции, овладение которыми позволяет ребенку решатьразличные проблемы на уроке чтения и в повседневной жизни и деятельности;ключевые компетенции не отдельная часть учебного плана, они интегрированы в егосодержание.

В современной российскойобразовательной системе понятия «компетентность – компетенции» и их структурныхэлементов еще не установилось, в связи с чем, существует множество различныхтрактовок.

В педагогике сложилосьобобщенное представление о том, каким характерным признакам должны онисоответствовать и что обеспечивать. До сих пор не решена проблема возрастныхграниц формирования компетентностей.

Для дальнейшего использования этих понятий вданном исследовании представляется целесообразным дополнить понятиечитательской компетентности младших школьников следующим содержанием:

читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающаясистему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучениялитературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.

Обозначив сущностные характеристики понятийкомпетентность и компетенция, мы обратились к содержаниюпонятия компетентностный подход в обучении, так как, именно этотподход целью процесса обучения чтению видит формирование компетентной личности,владеющей ключевыми компетенциями.

И.А. Зимняя выделяет триосновные группы компетентностей:

1.       компетентности, относящиеся к самому себе как личности,субъекту жизнедеятельности;

2.       компетентности социального взаимодействия человека исоциальной среды;

3.       компетентности, относящиеся к деятельности человека.

Важными для практическойреализации компетентностного подхода в читательской деятельности, являетсясформулированное И.А. Зимней определение ключевых компетенций: ключевымиявляются те компетенции, которые обеспечивают развивающее обучение ребенка науроке и в социуме .

Насколько полно будетсформирована та или иная компетенция на уроках чтения, зависит не только отусловий обучения, но и от самой компетенции. Например, познавательнаякомпетенция должна быть сформирована наиболее полно, так как обучение,по своей сути, есть способ получать знания, то есть, в основе заложеназнаниевая составляющая компетенции, обобщенные способы деятельности формируютсячаще поисковым способом, вместе с тем, стандартами заложен элементпознавательной компетенции как «способность учиться всю жизнь».

Коммуникативная компетенция формируется на уроках чтения через развитие речевойдеятельности обучающихся и освоение опыта совместной деятельности в учебномпроцессе и при наличии педагогических условий может быть сформированадостаточно широко.

Ценностно-смысловая компетенция ориентирована на формирование умения учиться,обеспечивающая овладение читательскими навыками и умениями, она позволяетучитывать ценностные отношения и установки ребенка на нравственные нормыповедения людей, даёт возможность приобретения новых знаний о действительности.

Если рассматривать этипонятия применительно к читательской компетентности младшихшкольников, правомерно исходить из понимания компетенции как способности решатьпоставленные на уроке задачи и выработку определенных умений, знаний и навыков,а также опыта решения рассматриваемых задач. То есть, в состав компетенцийцелесообразно включить развитие определенных качеств личности, необходимых дляуспешного осуществления читательской деятельности.

Учитывая, что в различныхкомпетенциях эти качества будут различными, нами выделены три основные,на наш взгляд, компетенции, составляющие основу читательскойкомпетентности, — это:

·        познавательная;

·        ценностно-смысловая;

·        коммуникативная.

Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е.знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах ижанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, атакже научно-познавательных текстов.

Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанровпроизведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательнопередавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части,выделять главную мысль самостоятельно, своими словами, умение апеллировать кисточнику знаний.

Коммуникативнаякомпетенция определяетсяналичием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного наовладение пятью основными способами чтения и качеством навыка чтения:правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.

Познавательнаякомпетенция определяетсячитательской самостоятельностью в работе с книгой и сформированностьючитательских умений работать с текстом художественного произведения, а такженаучно-познавательных текстов.

Читательские умения направлены на: умение работать с книгой, ставить цельчтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главныеслова; пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения,проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевойдеятельности, способностью к написанию сочинений разных типов и литературныхтворческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умениеставить цели и пересказывать текст, формировать идейный смысл произведения.

Формирование основчитательской компетентности младших школьников, на наш взгляд, достигается врезультате применения таких форм работы, при которых происходит личностноеразвитие учащихся, формируются необходимые компетенции и универсальныеметапредметные и предметные умения и навыки.

Смена видов и приемовчтения поддерживает интерес к уроку, к тексту, а игровой занимательный характерзаданий по способу чтения создает эмоциональный фон урока и учит младшихшкольников любить сам процесс чтения.

В данную группу входятцели от простого запоминания материала, до решения проблем, нуждающихся впереосмыслении знаний и создании новых умений и знаний. Эти виды деятельностисоставляют когнитивную (познавательную) сущность читательской компетентности.

Эмоционально-ценностнуюобласть, составляют цели формированияценностно-смысловой компетенции, готовность учащихся воспринимать чтениепроизведения, связывать материал с окружающим миром, усвоение ценностныхориентаций, формирование восприятия литературного произведения, положительноеотношение к самой читательской деятельности (люблю читать);заинтересованность конкретными книгами (хочу читать эти книги);увлечение самим процессом чтения (не могу оторваться от книги);стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой (хочу, чтобыдругие об этой книге узнали).

Коммуникативнаяфункция сводится к организации сотрудничествапедагога и младших школьников, в котором на первом месте условия длясамопознания, самореализации и самодвижения в развитии.

Коммуникативная функциявключает: умение читать, умение вычитывать информацию, умение размышлять опрочитанном, умение давать оценку.

Цели коммуникативнойфункции сводятся к организации сотрудничества между детьми, между педагогом иобучающимися, в котором приоритет личности направлен на создание условий для еёсамореализации, самопознания и самодвижения в развитии, формировании «Образа–Я».

Очевидно, что процессприобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности,воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.

С одной стороны,целенаправленная педагогическая деятельность, с другой — внутренний процессприобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярномчтении.

В результате формируетсячитающий учащийся, который владеет необходимым уровнем читательскойдеятельности, способный самостоятельно мыслить, организовывать собственнуюпознавательную деятельность.

В целом анализ различныхподходов по формированию читательской компетентности младших школьников,подтверждает сложную характеристику этого явления.

Собственнаяпедагогическая практика, результаты формирования читательской компетентностимладших школьников позволяют говорить о том, что компетентныйученик-читатель — это человек, обладающий интеллектуальной культурой,личность, сформировавшая в себе следующие качества:

1.       стремление к преобразованию себя в интеллектуальнойдеятельности путем чтения художественных произведений;

2.       владение продуктивными способами и качественным навыкомчтения;

3.       знание программных читательских умений в работе с текстом;

4.       владение читательской самостоятельностью в работе с книгой;

5.       полноценное восприятие художественных произведений и освоениенаучно-познавательных текстов;

6.       наличие читательского кругозора, то есть литературоведческихпредставлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения.

Таким образом,представленные положения читательской компетентности, безусловно, значимы длямладших школьников, так как предполагают осознанную потребность в чтении иформируют квалифицированного ученика-читателя.

 

2.       Структурачитательской компетентности.

 

Перед начальной школой стоит сложная задача – формирование укаждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читатькниги, то есть формирование школьника-читателя.

Идея формирования младшего школьника как читателя развивается вФедеральном государственном стандарте начального общего образования, согласнокоторому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школеявляется формирование необходимого уровня читательской компетентности младшегошкольника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованиючитательской деятельности как средства самообразования».

 «Читательская самостоятельность – этоличностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычнообращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратамивремени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном емууровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгахне описан».

Объективными показателями читательскойсамостоятельности являются устойчивая потребность и способность читать книги поосознанному выбору, применяя все знания, умения, навыки, которыми читательрасполагает к моменту чтения.

Разработчики Федерального государственногостандарта начального общего образования в содержание понятия «читательскаякомпетентность» включают владение техникой чтения, приёмами пониманияпрочитанного и прослушанного произведения, знание книг и умение ихсамостоятельно выбирать, сформированность потребности в книге и чтении.

В данном определении названы не всесущественные признаки читательской компетентности. Помимо названных признаковчитательской компетентности не менее важными следует считать эстетическоеотношение к действительности, отражённой в художественной литературе исформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника,понимание духовной сущности произведений.

Таким образом, обобщая все вышесказанное,можно выделить компоненты читательской компетентности:

1.       владениетехникой чтения;

2.       владениеприёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

3.       знаниекниг и умение их самостоятельно выбирать;

4.       эстетическоеотношение к действительности, отражённой в художественной литературе;

5.       сформированностьнравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущностипроизведений.

Далее следует более подробно раскрытьсодержание каждого из компонентов читательской компетентности для более полногоосвещения сущности понятия читательская компетентность.

В результате овладения первымкомпонентом читательской компетентности у учащихся долженсформироваться осмысленный читательский навык – это общеучебное умениенеобходимо для осознанного чтения текстов, работы с различной информацией,интерпретации информации в соответствии с запросом.

Второй компонент в структуре читательскойкомпетентности – владение приёмами понимания прочитанного ипрослушанного произведения.

Психологи называют пониманием установление логической связи междупредметами путем использования имеющихся знаний. У квалифицированного читателяпонимание текста как бы сливается с его восприятием: полученные ранее знаниясвязываются с новыми впечатлениями. У младшего школьника в процессе чтениятекста осмысление предмета чтения и установление новых логических связейпредставляет собой сложный развертывающийся во времени процесс. Как указываетпрофессор Л.П. Доблаев «для осмысления текста необходимо не только бытьвнимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владетьопределенными мыслительными приемами».

Согласно исследованиям психологов к такимприемам относятся выделение смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация.

Выделение смысловых опорных пунктовсвязано с делением текста на части, его смысловой группировки. Опорой пониманияможет быть любая ассоциация, основные идеи, значимые слова, короткие фразы.Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам,отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать этипонятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей — вотсущность понимания текста. Для дальнейшего осмысления читаемого текстаиспользуется прием антиципации или предвосхищения, т.е. смысловой догадки.

Антиципация – это психологический процессориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развитиясобытия, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленногооперативным мышлением.

Антиципация обеспечивается так называемойскрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия,когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, понескольким словам — фразу, по нескольким фразам — смысл целого абзаца или дажестраницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивномрежиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержаниетекста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное — это осмысление идеисодержания, выявление основного замысла автора текста.

Различают несколько видов антиципации:

1. Предвосхищение плана последующегоизложения; оно помогает контролировать композицию произведения, осмысливать егологическую структуру;

2. Предвосхищение содержания последующегоизложения; оно помогает соотносить части текста по содержанию, контролироватьсодержательные связи в тексте;

3. Предвосхищение вывода: если авторописывает конкретные факты, значит, он ведет читателя к их обобщению, к выводуиз них, и читатель предвосхищает этот вывод, догадывается о нем.

4. Предвосхищение обоснования: если авторсформулировал общее положение, сказал о каком-либо предмете в общей форме,значит, вслед за этим он, вероятно, будет разъяснять его, обосновывать,конкретизировать. Читатель ожидает разъяснения и, забегая вперед, строитдогадки о нем.

Антиципация принуждает соотносить частитекста по содержанию, привлекать собственные знания для правильного пониманиясвязей и отношений в тексте. Итог – высокая интеллектуальная активность, текстосмысливается глубоко и критически.

Третий прием, обеспечивающий пониманиепрочитанного текста, называется реципацией, или мысленным возвратом кпрочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения. Такоймысленный возврат способствует более глубокому пониманию изучаемого текста.

Следующий компонент в структуречитательской компетентности – это знание книг и умение ихсамостоятельно выбирать Рассмотрим основные понятия наукио читателе: Самостоятельное детское чтение – это индивидуальное, безнепосредственной помощи взрослого общение ребенка с доступным миром книг, впроцессе которого ребенок осуществляет, во первых, осознанный выбор книг длясебя, и, во–вторых, прочтение книги по всем правилам, освоенным к моментувстречи с ней. Степень готовности к самостоятельному чтению определяетсяуровнем сформированности у читателя типа правильной читательской деятельности.

В модели процесса читательскойдеятельности выделяется три компонента:

1) осознание читателем мотива или целиобращения к книгам;

2) знание мира книг;

3) умение на предельно возможном уровневоспринимать содержание читаемой книги, заключенное как в закодированной иобращенной к читателю авторской речи, так и в ее оформлении, то есть во всехэлементах и службах книги как инструмента для чтения.

Содержание первого компонента являетсяшироким и непостоянным. Цель чтения часто зависит именно от знания читателемкниг. Таким образом, просматривается связь первого и второго компонентовчитательской деятельности. Не зная книг, невозможно научиться читать их.

Следовательно, ведущим компонентом вмодели правильной читательской деятельности является знание читателем книг.

Знание книг – это владение системной,замкнутой группировкой возможного для данного читателя круга чтения. В теориитипа правильной читательской деятельности сформулирован закон знания книг. Этобазовый закон формирования квалифицированного читателя в любом возрасте.Формулируется он так: «Знание книг всегда и безусловно есть полноценная основа,надежная гарантия и объективный показатель читательской самостоятельности».Нельзя не обратить внимание на то, что в этом законе отражена тесная связь двухпонятий – понятия «знание книг» и понятия «читательская самостоятельность».Можно сделать вывод, что, если читатель знает книги, то у него, несомненно,есть читательская самостоятельность.

Внешним проявлением этого качества являетсяспособность читателя воспроизводить по памяти или безошибочно находить иоценивать применительно к себе среди книжного окружения любую его нужную частьлибо конкретную книгу.

Отсюда следует, что квалифицированныйчитатель – это ребенок или взрослый, который обладает читательскойсамостоятельностью, т.е. умеет (привык) видеть в любой книге собеседника,различать собеседников и выбирать из их числа нужного – для себя и делать это снаименьшей тратой времени и сил.

Процесс формирования читательской компетентностине может происходить вне читательской деятельности. Об этом свидетельствуетзакон деятельностного формирования читательской культуры. Формулировка этогозакона звучит так: «Гарантированно основы читательской культуры формируютсятолько путем непосредственной целенаправленной деятельности с книгой и средикниг». Опираясь на этот закон, учитель должен построить процесс формированияоснов читательской культуры путем предметно-деятельностного подхода в обучении,тем самым непосредственно формируя у учащихся читательскую самостоятельность.

В науке о читателе сформулирован и третийзакон формирования читателя – закон провоцирования обучением нежелания читать:«Нежелание читать есть объективное следствие обучения младших школьниковотдельным читательским умениям без одновременной установки на пробуждение иформирование у них читательской самостоятельности».

Следующий компонент в структуречитательской компетентности – эстетическое отношение кдействительности, отражённой в художественной литературе.

Этот компонент предполагает пониманиехудожественного произведения как особого вида искусства; наличие уменийопределять художественную ценность произведения, анализировать средствавыразительности произведения.

В процессе формирования этого компонентачитательской компетентности развивается умение сравнивать искусство слова сдругими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходства и различияиспользуемых художественных средств; создавать свои собственные художественныепроизведения на основе прочитанных.

И последний компонент в структуречитательской компетентности – это формирование нравственныхценностей и эстетического вкуса младшего школьника.

Значение этого компонента в структуречитательской компетентности заключается в том, что в процессе работы схудожественным произведением младший школьник осваивает основныенравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получаетнавык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

Понимание значения эмоциональной окрашенностивсех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватногоэмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Подводя итог, можно отметить, что понятиечитательской компетентности имеет сложную структуру, включающую в себянесколько компонентов.

Особое внимание в структуре читательскойкомпетентности следует уделять работе над овладением приёмами пониманияпрочитанного и прослушанного произведения; формированию нравственных ценностей,эстетического вкуса младшего школьника и формированию эстетического отношения кдействительности, отражённой в художественной литературе.

3.       Особенностиформирования читательской компетентности у учащихся начальной школы.

Изучив психолого – педагогическуюлитературу по данной теме, можно выделить некоторые особенности формированиячитательской компетентности младших школьников.

Первый шаг на пути приобщения детей кчтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, назапоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование уменийбыстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком,узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв,образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковуюформу слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговыеконструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так врезультате систематической и целенаправленной работы происходит формированиенавыка чтения.

Под навыком чтения подразумевают:

·        умение правильно прочитывать слова;

·        понимать смысл текста;

·        выразительно читать;

·        выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтениянеобходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.

Предлагая ребенку высокохудожественныепроизведения, способные затронуть душу и ум, и способные обеспечитькомплекс читательских умений и навыков, необходимо знать, на какой же основерождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становлениеребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику,прежде чем стать настоящим читателем.

Этапы формирования читательских интересов:

6 – 7 лет, интереск любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. Вэто время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, ностихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые«тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

8 – 9 лет, учащиесяособенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясьстарше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частностиживотные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, гдеребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растенияхпривлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, атакже понять, как в нем можно и нужно действовать.

9 – 10 лет, когдахарактерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, кличностям, к приключениям и путешествиям и особенно — к сказочным,фантастическим.

Основная цель работы внаправлении формирования читательской компетентности.

Научить:

·        осознанно, правильно, выразительно читать;

·        извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

·        самостоятельно выбирать книги для чтения;

·        работать с разными источниками информации (словарями,справочниками, в том числе и на электронных носителях);

·        высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

·        самостоятельно выбирать книги для чтения.

Этапы формирования читательской компетентности младших школьников.

 

Этапы читательской подготовки.

Класс

Виды уроков чтения

Подготовительный.

1 класс

Обучение грамоте и занятия внеклассным чтением

Начальный.

2 класс

Уроки классного и внеклассного чтения

Основной.

3 класс

Уроки классного и внеклассного чтения

Заключительный.

4 класс

Уроки классного и внеклассного чтения

 

4.       Использованиесовременных образовательных технологий и их приёмов на уроках литературногочтения.

Согласно Концепции духовно-нравственногоразвития и воспитания личности гражданина России, «В сфереличностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность испособность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственномуповедению».

Современный урок «Литературного чтения»должен быть таким, чтобы ученик действительно получил на этом уроке основылитературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока у него началосьего личностное вхождение в Культуру, таковы требования ФГОС:

На уроках литературного чтения болееважным является нравственный аспект, а для этого нужно, чтобы ученики:

·        думали над прочитанным;

·        сопереживали героям;

·        оценивали их поступки;

·        осмысливали их проблемы;

·        соотносили их жизнь со своим жизненным опытом;

·        старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственныминормами.

При формировании УУД я использую в своейработе следующие современные технологии и методы обучения:

·        Технологию продуктивного чтения.

·        Технологию РКМЧП.

·        Информационно-коммуникативную технологию.

·        Технологию проблемного обучения.

·        Здоровьесберегающую технологию:

·        подвижные игры (динамическая пауза)

·        физминутки (опорно – двигательный аппарат,зрение, мелкая моторика, релаксация)

·        народные игры (в ГПД)

·        пропаганда здорового образа жизни (праздники,беседы, лекции для родителей)

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

·        оздоровительное воздействие окружающей среды(экскурсии, прогулки, дыхательная гимнастика на свежем воздухе)

·        Игровые технологии (технология имитационногомоделирования):

·        деловые игры

·        ролевые игры

·        сюжетные игры

·        дидактические игры

·        Деятельностный метод.

·        Проектно-исследовательскую деятельность.

·        Педагогику сотрудничества (построение обучения на основе активного взаимодействиявсех участников учебного процесса).

·        учитель – ученик ( учитель – помощник,консультант, партнер, источник информации; ученик – осуществляет деятельность,проживает ситуацию)

·        ученик – ученик (парная работа при изучениинового материала, при закреплении изученного)

·        ученик – группа (групповая работа на уроках сзаданиями повышенной трудности или проблемно – поискового характера, обсуждениеитогов выполненного задания методом беседы)

·        ученик – учебный материал (индивидуальная работаучащихся с учебным материалом)

4.       Использованиесовременных образовательных технологий и их приёмов на уроках литературногочтения.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России, «В сфере личностногоразвития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность кдуховному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманиюсмысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению».

Современный урок «Литературного чтения» должен бытьтаким, чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературногообразования и нравственного развития, чтобы с этого урока у него началось еголичностное вхождение в Культуру, таковы требования ФГОС:

На уроках литературного чтения более важным являетсянравственный аспект, а для этого нужно, чтобы ученики:

·        думалинад прочитанным;

·        сопереживалигероям;

·        оценивалиих поступки;

·        осмысливалиих проблемы;

·        соотносилиих жизнь со своим жизненным опытом;

·        старалисьпоступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

При формировании УУД я использую в своей работеследующие современные технологии и методы обучения:

·        Технологиюпродуктивного чтения.

·        ТехнологиюРКМЧП.

·        Информационно-коммуникативнуютехнологию.

·        Технологиюпроблемного обучения.

·        Здоровьесберегающуютехнологию:

·        подвижные игры (динамическая пауза)

·        физминутки (опорно – двигательный аппарат,зрение, мелкая моторика, релаксация)

·        народные игры (в ГПД)

·        пропаганда здорового образа жизни (праздники,беседы, лекции для родителей)

·        оздоровительное воздействие окружающей среды(экскурсии, прогулки, дыхательная гимнастика на свежем воздухе)

·        Игровыетехнологии (технологияимитационного моделирования):

·        деловые игры

·        ролевые игры

·        сюжетные игры

·        дидактические игры

·        Деятельностныйметод.

·        Проектно-исследовательскуюдеятельность.

·        Педагогику сотрудничества (построение обучения на основе активного взаимодействиявсех участников учебного процесса).

·        учитель – ученик ( учитель – помощник,консультант, партнер, источник информации; ученик – осуществляет деятельность,проживает ситуацию)

·        ученик – ученик (парная работа при изучениинового материала, при закреплении изученного)

·        ученик – группа (групповая работа на уроках сзаданиями повышенной трудности или проблемно – поискового характера, обсуждениеитогов выполненного задания методом беседы)

·        ученик – учебный материал (индивидуальная работаучащихся с учебным материалом)

·        Уровневую дифференциацию:

·        разноуровневые задания

дифференцированное домашнее задание

·        Гуманно – личностную технологию:

·        создание ситуации успеха

На уроках литературного чтения ведущей являетсятехнология формирования типа правильной читательской деятельности илитехнология продуктивного чтения.

Урок с использованиемтехнологии продуктивного чтения существенно отличается от традиционного урока.Мне хочется подробнее рассказать о том, как я использую эту технологию.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1этап. Работа с текстом до чтения.

2этап. Работа с текстом во время чтения.

3этап. Работа с текстом после чтения.

 

Приём «Загадка». Темаурока зашифрована в виде загадки или загадки – описания. Урок литературногочтения. Тема: «Сказочный мир П. Ершова,сказка «Конёк-Горбунок». Всё пустяк дляДурака, Не продаст он лишь конька: Хоть ушастый ростом мал, Расторопен и удал!Всем известен тот конёк. Как зовётся? …Горбунок!

Приём «Прогнозирование поиллюстрации». Рассматриваниеиллюстраций с высказыванием своих предположений. Наводящие вопросы учителя:1.Посмотрите на иллюстрацию и определите тему. Что может произойти? 2. Опишитегероя, определите черты его характера.

Приём «ассоциация». Егоможно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изученияпроизведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение,интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждаютназвание, называют ассоциации, которые оно вызывает. «Почему именно такназывается?  Что может произойти в  произведении  с такимназванием? Прошу сформулировать свои догадки».

Приём «Корзинаидей, понятий, имён…»

Это приём организации индивидуальной игрупповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализацияимеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить всё, что знают илидумают ученики по обсуждаемой теме урока. Ученики условно собирают всё то, чтознают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1.       задаетсяпрямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме;

2.       сначалакаждый ученик (или группа) вспоминают всё, что знают по той или иной теме,проблеме (продолжительность 1-2 минуты). При этом они могут делать себепометки, используя сокращения в записи (3-4 класс);

3.       затемпроисходит обмен информацией в парах или группах или фронтально. Ученикиделятся друг с другом известным знанием. Время на обсуждение не более 3 минут.Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, вчем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия;

4.       далееназывается какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранеесказанного. При работе в группах идет обмен информацией по кругу.

5.       всесведения кратко в виде тезисов или условными обозначениями, знаками,записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если ониошибочны.

В корзину идей можно«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к темеурока.

Далее в ходе урока этиразрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могутбыть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоенияновой информации.

Таким образом, данныйприём стимулирует интерес к новой теме, «на поверхность» выходят все знаниядетей по данному вопросу и обмен мнениями проходит в спокойной, бесконфликтнойобстановке, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Приём «Кластер».

Выделяются смысловыеединицы текста и графически оформляются в определенном порядке в виде грозди.Этот приём универсален. Использовать его можно на всех этапах урока: на стадиивызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. На чистомлисте или на классной доске посередине пишется ключевое слово или предложение,которое является темой. Вокруг ключевого слова записываются слова, предложения,выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме. По мере записи, словасоединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В свою очередь у каждого«понятия» появляются свои «подпонятия», устанавливаются новые логические связи.Такую работу надо продолжать, пока идеи не иссякнут. После прочтения текста можновернутся к кластеру и внести необходимые изменения или дополнения.

Данный приём позволяеткаждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именнодля него понятия. Приём «Кластер» позволяет не только активизироватьлексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и объединить их всвязное высказывание.

Данный приём позволяеткаждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именнодля него понятия.

Таким образом, этот прием помогает систематизироватьполученную информацию, «свернуть» ее, осознать логическую взаимосвязькомпонентов, лучше запомнить, что позволяет учащимся шире использоватьпознавательные возможности и постоянно поддерживать интерес к предмету.

Прием«Синквейн».

Особо хочется сказать о приёме, который таит в себебольшие возможности. «Синквейн» – один из приёмов технологии развитиякритического мышления. В моей практике синквейн является быстрым, эффективныминструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленноиспользовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме.

Синквейн – оченьинтересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективныйрезультат. Это стихотворение, состоящее из пяти строк:

·        впервой строке заявляется тема или предмет (одно имя существительное);

·        вовторой даѐтся описание предмета (два имени прилагательных);

·        втретьей – три глагола;

·        вчетвѐртой строке приводится фраза обычно из четырѐх значимых слов, выражающаясвое или авторское отношение к предмету;

·        впятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета(одно слово).

Этот приём чаще применяют на стадии рефлексии. Егоиспользование помогает научить школьников излагать сложные идеи, чувства ипредставления в нескольких словах, принимать мнения одноклассников (при работев группе), стимулирует развитие коммуникативных качеств у учащихся.

Я начинаю вводить этот прием со 2 класса. В связи стем, что учащиеся еще не знают таких понятий как «имя существительно», «имяприлагательное» и «глагол», я предлагаю ученикам в помощь памятку. (Приложение№).

1.       Слово –предмет (кто?что?)

2.       2 слова –признака (какой? какая? какое? какие?)

3.       3 слова –действия (что делает? что делают?)

4.       Твоё илиавторское отношение (предложение, пословица, цитата)

5.       Синоним кслову-предмету (кто? что?)

 

Так, например, при работе над характеристиками героиньсказки В. Одоевского «Мороз Иванович» Ленивицы и Рукодельницы ученикам 2 классабыло предложено написать синквейн.

Самыеудачные варианты второклассников (работа в парах):

Ленивица.

Грубая, жадная, ленивая.

Лежит, отдыхает, грубит.

Вот и проучил ее Мороз Иванович!

Бездельница.

Рукодельница.

Умелая, добрая.

Варит, прибирает, вяжет.

В награду получила пятаки.

Мастерица.

Такимобразом, составление синквейна способствует творчески провести этап рефлексии,который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие или тему,резюмировать информацию по теме урока.

Приём «Верныеи неверные высказывания». Этот прием логично использовать настадии рефлексии. Данный приём не занимает много времени как при проведении,так и при проверке, также он прост и понятен детям и даёт учителю полнуюкартину о знаниях детей, приобретенных на конкретном уроке или по конкретнойтеме.

 

Приём«Обучение сообща» (работа в группе над общимзаданием). Каждая группа получает задание. Участники группы обсуждаетзадание, составляя правильный вариант ответа. Далее, при оценивании работыгруппы, учитывается вклад каждого участника в общую работу.

 

Приём«Перепутанные логические цепочки» Суть егозаключается в том, что ключевые слова располагаются учителем на доске вспециально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства стекстом, на стадии рефлексии учащимся предлагается восстановить нарушеннуюпоследовательность.

сырвыпал

 

Приём– Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал») Один изспособов графической организации и логико-смыслового структурированияматериала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход ксодержанию темы. 1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельноили в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного,учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставлениесодержания граф. Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы –«источники информации», «что осталось не раскрыто».

Приёмсоставления маркировочной таблицы «ЗУХ» Одной из возможныхформ контроля эффективности чтения с пометками является составлениемаркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнатьподробнее (ЗУХ). В каждую из колонок необходимо разнести полученнуюв ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия илифакты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, скоторым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителюпроконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметкуза работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, аесли нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать вкаждой колонке по одному или два тезиса или положения.

 

Приём«Восстановление / заполнение пропусков» Приём работы сосвязным текстом, в котором преднамеренно пропущено слово. Задача учащихся –восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова посмыслу. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми ветками». Восстанови текст (запись на доске)
Мелодия   р….,   под……..,   бушевала,   как  ….р, неслась по вер…..деревьев, ср….. листья, к…..траву, ..ла в лицо прохладными брызгами.

Приём«Восстановление последовательности событий» Аксаков«Аленький цветочек» 4 класс

Отправился купец в дальние страны.

Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

Жил купец и было у него три дочери.

Младшая дочь у зверя лесного

Зависть сестёр.

Купец встретился со зверем лесным.

Превращение зверя в принца.

 

Дляработы с текстом эффективен приём «Чтение состановками».  Под «чтением с остановками» понимаетсяспециально разработанная стратегия развития критического мышления. Онаиспользуется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу. Воснове этой стратегии лежат наблюдения за процессом чтения людей, обладающихкультурой чтения, навыками критического мышления. Они читают с перерывами длявнутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме.Многие научились делать это стихийно, но все-таки не стоит на это полагаться. Приэтом на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания ипроблематики. Далее чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержаниякаждого и прогнозом развития сюжета. Третий этап – заключительная беседа.

Приём«Письмо герою» Ученики пишут пожелания главному герою,дают советы герою.

Применяяна уроке те или иные приемы, направленные на развитие критического мышления.

Учитывая читательские интересы учащихся, в своейпрактике применяю различные традиционные формы и методы работы:

·        созданиепроблемно-поисковые ситуаций, настраивающие всех детей на активное участие ирешение проблемных вопросов;

·        беседы-дискуссии,которые учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение;

·        использованиеприема устного словесного рисования;

·        словарнаяработа, особенно при чтении сложных текстов;

·        элементыдраматизации;

·        созданиерисованных «диафильмов» по прочитанному произведению;

·        литературныеконкурсы, викторины с использованием ИКТ;

·        громкиечтения произведений, с последующим обсуждением прочитанного, и созданием своихиллюстраций к ним;

·        ведениеи изучение читательских дневников;

·        использованиеИКТ для создания презентаций по творчеству писателей, по основному содержаниюпроизведений;

·        урокичитательского мастерства, с поощрением тех, кто много читает в свободное времядома;

·        личныйпример учителя

·        тесноесотрудничество с ЦГДБ.

Такимобразом, использование данных приемов охватывает большее количество информации,вовлекает большее количество учащихся в продуктивную мыслительную деятельность,сохранению интереса к обучаемой теме, развивает аналитико-синтетические итворческие способности, что позволяет учащимся шире использовать познавательныевозможности и постоянно поддерживать интерес к предмету.

 

5.       Качестванавыка полноценного чтения и пути их формирования.

 

Правильность чтения – это чтениебез искажений: правильно передаётся слого-буквенный состав слова,грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов впредложении.

Школьная практика показывает, что дети чаще допускаютошибки в сложных и редко употребляемых словах. В целях предупреждения такихошибок использую следующие подходы:

·        выяснитьперед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которыхвосприятие текста будет затруднено;

·        предварительноепослоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

·        созданиена уроке условий для внимательного чтения текста, чёткая формулировка заданий ивопросов;

·        предварительноечтение текста про себя;

·        систематическийконтроль учителя за чтением учащихся;

·        методическиверное исправление ошибки в зависимости от характера (например, ошибку вокончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, врезультате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используяприём повторного чтения, ставит вопрос по содержанию прочитанного).

   Часто включаюупражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова, упражнения,совершенствующие дикцию. Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей.В 1 классе, например, в разминку входит чтениеоткрытых и закрытых слогов, составлении слова по слоговой таблице, игровые приемы: Дочитай слово,Слог потерялся, Угадай, какая буква пропущена.(Приложение)

   На этом этапе задача учителя не только научить детейвоссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но исформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайневажно обращать внимание ребёнка на значение слова, так как понимание его смыслаявляется не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельногоконтроля. Ребёнок, овладевший грамотой с темпом 20-30 слов в минуту, не можетпонять текст при самостоятельном чтении. Поэтому ставлю задачу – интенсивносовершенствовать технику чтения учащихся во 2-4-х классах. Учащиесядолжны овладеть целостными приёмами чтения и к концу обучения в начальной школеовладеть сознательным и выразительным чтением с ориентированным темпом 100-120слов в минуту.

  Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественныхпроизведений, формирования читательских интересов, развития речи, уроки, где вкомплексе решались задачи образования, воспитания и развития. Поэтому обучениепроцессу чтения нельзя свести к технике чтения, это процесс двусторонний,включающий технику чтения и понимание прочитанного.

  Во II и III классах предлагаю детям успеть прочитать целоеслово, словосочетание, которое ядовольно быстро показываю на полоске бумаги. Как правило, это словарныеслова или группа слов, включающая определенную орфограмму.

В процессе разминкибольшое внимание уделяю работе над развитием техники чтения,четкому произношению слов и фраз. В начале каждого урока чтения, дети читают 5 минутхудожественную книгу самостоятельно в полголоса или про себя. Затем несколькочеловек пересказывают прочитанный отрывок.

   Большую роль при работе над чтениемиграют скороговорки. В скороговорках необходимо преодолеть все трудныезвукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе,но произносить без каких-либо затруднений, осечек и оговорок. Проговариватькаждую скороговорку, сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходить нашепот и лишь потом — вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром, нопомнить о четкости произношения.

По мере совершенствования техники чтениявсё больше места на уроках отвожу работе с текстом, формирую приемы пониманияпрочитанного на уроке. Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

1) формирование понимания текста иодновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребность читать.

2) введение детей через литературу в мирчеловеческих отношений, воспитание личности со свободным и независимыммышлением,

3) приобщение детей к литературе, как кискусству слова, через анализ текстов и практическое ознакомление с теорией,

4) развитие устной и письменной речи (втом числе значительное обогащение словаря, развитие творческих способностейдетей).

В результате проделанной мною работы все дети к концу IV класса научились устанавливать последовательностьсобытий в рассказе и осмысливать взаимосвязь событий. Самостоятельно делитьтекст на законченные по смыслу части, выделять главное в содержании части ивсего рассказа в целом. Составлять план прочитанного и передавать егосодержание. Самостоятельно находить слова и выражения, которые использует автордля изображения действующих лиц, описания природы и событий. Читать свыражением, передавая интонацией авторское отношение к изображаемым событиям игероям произведения.

Менярадует то, что дети читают с увлечением, считают чтение главным предметом вобучении. Это отражается и на грамотности письма и при решении математическихзадач. В своей работе не забываю и о методах стимулирования. Это словесные,наглядные, практические, создание ситуации успеха.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет