Сценарийвнеурочного мероприятия ко Дню народного единства на тему:
«Хоровод дружбы. Россия и Бурятия – едины»
Цель: формирование у детей школьного возрастачувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. познакомитьучащихся с праздником – Днём народного единства.
Задачи мероприятия:
-формировать у детей интерес иуважение к людям разных стран мира и национальностей, к их культуре идеятельности;
— воспитывать толерантное отношение кдругим национальностям;
— формировать желание дружить друг сдругом, помогать, творить добро;
— развиватьпредставления у учащихся о том, что такое дружба, единство;
-познакомить сиграми и сказками народов Бурятии;
Ходмероприятия:
Звучат бурятскиенародные напевы.
Ученица: (С поклоном)
Мир Вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу тёплую желанную
Приготовили для вас!
Хлеб да соль!
Ученица:
Гостеприимен мой народ бурятский
И гостю он знаком иль не знаком,
Повсюду, где горит огонь очажный,
он преподносит чашу с молоком!
Ученик: «На нашей планете огромное количество стран. Каждаястрана особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг надруга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаии традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными:непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себевоспитать. Нужно с добром к людям в дом приходить, дружбу, любовь в своемсердце хранить!
Ученик: Много нас разных: задорных, веселых, светлых и темных,красивых, здоровых!
Сколько же вместе дорог будетпройдено!
Край у нас общий и общая Родина!
И чтобы Россия могла процветать
Душою и сердцем должны мы понять,
Что мир от отцов нам достался внаследство,
А дружба для мира надежное средство!
Все дети планеты, давайте дружить
И Землю родную беречь и любить.
Чтоб мир для потомков своихсохранить!
Девчонки, мальчишки,
Нам в будущем жить!
Ученик: Всех живущих в России называют соотечественниками,россиянами…Независимо от того, к какому народу принадлежит житель РоссийскойФедерации, он является ее полноправным гражданином. У всех нас одна Родина,одно Отечество.
Учитель: Ноу каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, гдеживут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малаяРодина – родной поселок. Для кого-то – улица или уютный дворик с качелями. Словом,малая Родина у каждого своя!
Учитель: А наша Родина – это землябурятская.
Бурятия – республикамногонациональная, народ в ней хлебосольный, гостеприимный. И томуподтверждение их традиции.
Ученик: Над Бурятией родной,светлой и прекрасной
Льются песни донебес всех народов разных.
В крепкойдружбе вековой здесь живут народы,
Сохраняя мир,покой, красоту природы!
Ученица: В нашей стране живет очень много народов, и у каждогонарода есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды.
Ученик:
Российский народ
Бурятский народ
А ну-ка все дружно
вставай в хоровод!
Обнимем друг друга и руки пожмём
и песню мы эту с вами споём…
Звучит песня Родной край _Баяндуева А.Н.
Учитель: Богата бурятская земля и талантливыми людьми.Наша Малая родина славится поэтами и писателями. Вот такую интересную сказкудля вас написал бурятский писатель А.А.Тороев Дружба пяти пальцев.
Кукольное представление сказки.
Однажды, пять пальцев затеяли оченьинтересную беседу.
— Братцы, я сегодня ночью своруюкрупную, жирную овечку, мы все будем сытыми! – говорит большой палец.
— Ух-ты молодец. Иди, братец, идипоскорей, иди, а я покажу самую- самую жирную овечку! – говорит указательныйпалец.
— Братцы, эй братцы, Воровать!Воровать! Разве это хорошо! Это очень плохо воровать! Каждый из нас потеряетсвоё имя! Мы станем плохими и корыстными- глубоко вздохнул средний палец.
— Ха, Ха, ха А мне все равно!ха, ха,ха. — я своё имя смешаю с землёй, золой! А мне все равно!Ха,ха,ха! — говоритбезымянный палец.
Мизинец выпрямился, вытянулся и оченьстрогим голосом сказал;
— Братцы, други мои, остановитесь,вы надумали очень плохое дело очень плохое дело- делать! Воровство — оченьнехорошее дело! У нас ведь в почете тот, кто честно трудится.
— Так-так, мизинец, давай досказывай,— обрадовался большой палец.
— Мы должны трудиться в согласии, ижить в дружбе, быть всегда сплоченными и совершать во имя дружбы, толькохорошие дела! — продолжал мизинец, — быть всегда пальцами честной, работящейруки.
Братья одобрили слова мизинца. Дажебезымянный палец согласился.
Учитель: Чемуучит нас эта сказка? (Ответы детей).
Народная дружба и братство,дороже всякого богатства».
Учитель: Нетолько сказками славится народ Бурятии ,но и национальными играми. Поиграем водну из них!
Игра «Прятать золотинку(Алта нюуха)»
По считалке выбирается ведущий, емувручается «золотинка» (пуговица, обернутая фольгой). Дети садятся в ряд,положив руки на колени, сомкнув их лодочкой. Ведущий должен незаметно положить«золотинку» кому-нибудь в ладошки. Остальные дети должны внимательно смотретьза соседями. Если ребенок заметил, что «золотинку» положили соседу, должен бытьначеку. При слове ведущего «Золотинка, выходи!», ребенок должен поймать соседаза руку или за одежду и не дать ему встать со своего места. Иначе «золотинка»будет обязательно спеть или сплясать. Выступив перед публикой, «золотинка»становится ведущей, а ведущий садится на его место.
Учитель: Есть еще и русские народные игры, одна из них…
«Водяной»
Водящий сидит в кругу с закрытымиглазами. Дети двигаются по кругу со словами: «Водяной, водяной, что сидишь тыпод водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку». Круг разбегается (нанесколько шагов), и все останавливаются. «Водяной», не открывая глаз, ищетодного из играющих, а затем пытается определить, кто перед ним. «Водяной» можеттрогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящийугадал, они меняются местами.
Учитель:Мы живём в многонациональной республике. Знаем и играем в национальные игрыБурятии и России. Ребята, чему учат эти игры?
Ответы детей: игры учат нас быть ловкими,терпеливыми, общаться друг с другом, получать удовольствие и хорошеенастроение;
Учитель:Правильно, все они учат детей быть добрыми, терпеливыми, доброжелательноотноситься друг к другу, сочувствию, в играх вы учитесь ловкости, быстромуреагированию, выдержке. Игра – это дружба, мир, хорошее настроение, счастливыеминуты. В дружбе ,как и в любой игре есть правила.
Учитель : Давайте вспомним правиладружбы:
чаще улыбайся друзьям;
называй друзей по имени;
будь вежливым, внимательным, честным;
умей выслушать своих друзей;
умей с друзьями разделить радость;
совершив ошибку, сумей признать иисправить её;
помогай друзьям в беде;
останови друзей, если они делают что-топлохое;
не обманывай друзей;
не смейся над недостатками друзей;
Учитель:Разгадайте загадки:
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный (друг)
Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправдускучно.
Говорят, что мы болтушки…
Ну и что! Ведь мы (подружки)
Что, подружка, предлагаю
Нашу ссору позабыть.
Шаг навстречу совершаю,
Я хочу с тобой дружить.
Перестань, подружка, злиться,
Предлагаю… (помириться)
Это – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом они настоящие! Кто это? (друзья)
Он за партою одной
Целый год сидит со мной.
Карандаш мне, ручку даст,
Никогда скучать не даст.
И его надежней нет,
Он по парте мой… (сосед)
Этим словом называются
Все, кто вместе обучаются.
Товарищи, друзья, проказники,
Конечно, это… (одноклассники)
Учитель:Никакое общение между людьми невозможно без дружбы. А как вы понимаете, чтотакое дружба?
Ученица: этопонимание, доверие, радость; это, когда люди общаются друг с другом, хочетсяугостить, сказать ласковое слово (ответы детей).
Учитель: Велика и красива нашаРодина. Богата событиями её история. Совсем недавно появился в календаре новыйгосударственный праздник, его отмечают 4 ноября. Какой это праздник, ребята?
Ученик:День народного единства.
Учитель:Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, как людям разных национальностей быть дружными?
Ученица:Дружить между собой, начиная с дружбы в классе, участвовать в добрых делах.
Учитель: Правильно, ведь вы – этомаленькое общество. На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы быхотели сказать всем людям нашей Родины?
Ученик: Я желаю жить в согласии сосвоей совестью. Я желаю людям нашей страны дружбы и красоты. Я желаю людям моейРодины быть едиными и мирно жить всем народам.
Рефлексия. Итог занятия
Ученики:
Единство – это объединение всех людей.
Единство – это согласие народа.
Единство – это когда есть общая надежда
Единство – это мир и дружба.
Единство – это доброта, понимание ипрощение.
Учитель:Помните и вы: вместе нам надо держаться, помогать друг другу, быть терпимыми,толерантными, уважать чужие интересы, уметь прощать, забывать обиды. Взаключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесемречевку:
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из школы гони!
Ученица: Наш бурятский хоровод
Взяться за руки зовёт.
Если встанешь с нами в круг,
Значит, ты – хороший друг.
Ученик: Ёхор наш танцуют так:
Влево шаг, направо шаг,
Шаг вперёд и шаг назад
Величальной песне в лад.
Ученица: И весну, и Новый год
Славит ёхор – хоровод.
Как великое богатство
Бережёт его народ.
Столько лет в Бурятии вместе
Пройдя бури, войны, град
В дружбе и согласии
Живет русский и бурят
Пусть не смолкает благовест
Колоколов твоих церквей
В России нет прекрасней мест
Земли Бурятской моей
Славься народ старинный
Славься русский и бурят
Юрта и дом изобильный Вечно пустьрядом стоят!!!
Все вместе: Народная дружба и братство, дорожевсякого богатства!»