ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
|
|
Тема урока «Правописание безударных окончаний именсуществительных во всех падежах»
Тип урока: «открытие»нового знания
Цель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударныхпадежных окончаний имен существительных во всех падежах.
Задачи урока
— познакомить учащихся с правиломнаписания безударных падежных окончаний имен существительных; учить склонять имена существительные; формировать умениеписать безударные окончания.
— развивать орфографическую зоркость.
— воспитывать уважениедруг к другу в процессе работы в классе, в парах; аккуратность,организованность.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап |
Образовательная цель этапа урока |
Формы, методы и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты |
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности |
Включение в учебную деятельность на |
Формы: фронтальная |
1.Создание эмоционального настроя.
-Здравствуйте! Начнем мы урок с такой пословицы: «Всякое умение трудом дается». -Как вы понимаете значение этого высказывания? -Что для нас с вами труд? -Чем измерим наш труд? -Что мы получаем вместе со знаниями? -Поднимите руку, кто готов сегодня получить хорошие оценки? Тогда скорее приступим к работе.
|
1.Показывают готовность к уроку.
-Чтобы получить результат нужно упорно трудиться и прилагать усилия.
-Оценки.
|
Метапредметные: П: отвечать на простые и сложные вопросы учителя К:участвовать в диалоге Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества |
Слайд с пословицей (1) |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
Формы: фронтальная. |
1.Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.
-Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число, «классная работа». —По толкованию слова или загадке определите само слово. Запишите, обозначьте ударение, орфограмму. 1. Игра на льду на коньках с небольшим мячом или шайбой. 2. Дорога с рядами деревьев по сторонам. 3. Место, где продают билеты. 4. Человек, который совершает поездку на каком-либо виде транспорта. 5. Дорога, покрытая асфальтом. 6. Комната для учебных занятий. 7. Сидит девица в темнице, а коса на улице. — В каком слове все согласные звуки мягкие? твёрдые? — В каком слове есть и мягкие, и твёрдые согласные звуки? -Устно составьте предложение с любыми словами, выделите в нём грамматическую основу. -Чем выражены подлежащее и сказуемое?
|
1.Воспроизведение учащимися умений и навыков.
-Хоккей -Аллея. -Касса. -Пассажир.
-Шоссе. -Класс. -Морковь
|
Предметные: знать толкования слов; уметь выделять орфограммы в словах. Метапредметные: Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: планируют учебное сотрудничество Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. |
|
Постановка учебной задачи |
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Формы: фронтальная. Словесный метод: беседа Проблемный метод: подводящий диалог. |
1.Подводит учащихся к постановке целей и темы урока.
На доске слова: Без книг…, по дорог…, в тетрад… -Прочитайте слова. Какой звук слышится в окончании имён существительных? -Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания? -Что нужно определить, чтобы ответить на этот вопрос? -Устно определите склонение и падеж, а также назовите окончание в именах существительных. — Что вы заметили? В каких падежах имя существительное бывает в опасности?
-Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока.
-Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок?
|
1.Отвечают на вопросы.
-Звук [и].
-Нет.
-Склонение и падеж имён существительных.
-В родительном, дательном и предложном падежах.
-«Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах».
-Научиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных. |
Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
Слова на доске (2) |
Открытие детьми нового знания |
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная. Словесный метод: беседа. |
1.Изучение нового материала. 1. — Вспомним знакомые строки К.И.Чуковского из стихотворения Мойдодыр: 2. Давайте же мыться,плескаться, 3. Купаться, нырять, кувыркаться, 4. В ушате, корыте, лохани, 5. В реке, в ручейке, в океане,- 6. И в ванне, и в бане, 7. Всегда и везде — 8. Вечная слава воде! 9. 10. -Посмотрите и скажите, правильно ли действовали ребята, выбирая проверочные слова? -Купаться в чём? в стене — в ванне (1 скл.) -Купаться в чём? в столе — в ушате (2 скл.) — в окне — в корыте (2 скл.) — Купаться в чём? в печи — в лохани (3 скл.)
-Вас что-нибудь смущает в этой проверке? Меня, например, — да. Ну разве можно купаться в стене, в окне , в печи?
-Вы уже знаете, что словосочетания и предложения имеют не только смысл, но и форму. По смыслу — мы, конечно, так не говорим: Купаться в окне, в стене, в печи, но по форме это — верные словосочетания. А раз они верные, значит, мы можем ими пользоваться при проверке безударных окончаний имён существительных.
|
1. Выполнение заданий.
Правильно ли подобраны проверочные слова?
Купаться в чём? в стене — в ванне (1 скл.) -Купаться в чём? в столе — в ушате (2 скл.) — в окне — в корыте (2 скл.) — Купаться в чём? в печи — в лохани (3 скл.)
|
Предметные: знать склонения имен существительных; уметь работать в парах. Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. |
Отрывок стихотворения на слайде.(3)
Проверка на слайде (4) |
Первичное закрепление |
Усвоение нового способа действий |
Формы: фронтальная, групповая. Словесный метод: беседа. Практический метод: упражнение. |
1.Применение новых знаний. Рассмотрим рисунок. Назовите слова, которые ребята предложили, как проверочные, для каждого склонения. — Давайте докажем, что ребята правы. Чем отличаются эти слова? Рука — 1 скл., ж.р., окончание -а Плечо — 2 скл., ср.р., окончание -о Грудь — 3 скл., ж.р., оканчивается на -ь
-Проверим этими словами падежные окончания имён существительных. Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251
-Запомнили слова для проверки? Тогда давайте выполним упражнение. — В скобках вам будут предложены слова, при помощи которых вы сможете проверить падежные окончания имён существительных. — Интересная проверка, правда? ФИЗМИНУТКА.
|
1.Применяют новые знания.
Задание. Проверочные слова для каждого склонения: ( по рисунку человечка) Рука, плечо, грудь. Доказать, что ребята правы при выборе проверочных слов.
Ответы детей.
-Хранить в чём? в руке — в книге — Видеть в чём? в плече — в окне Разговаривать о чём? о груди — о дочери Задание: проверить падежные окончания у существительных. Сидеть на диван… (2 скл.)(стол, гвоздь, плечо) Кататься на чём? на карусел… (3 скл.) (любовь, грудь) Бежать по чему? по дорог… (1 скл.) (стена, пчела, рука)
|
Предметные: уметь определять склонение имен существительных. Метапредметные: П: работать по предложенному плану К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. |
Рисунок на слайде (обозначены части тела: рука, плечо, грудь) (5)
Проверка на слайде (6)
Слайд с заданием.(7) |
Самостоятельная работа с самопроверкой |
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха |
Формы: индивидуальная. Взаимопроверка. Практический метод: самостоятельная работа.
|
1.Организация выполнение самостоятельной работы.
-Теперь самостоятельно поработайте в карточках, не забудьте их подписать. Задание. Вставьте букву I уровень. В почерк…, от площадк…, от площад…, к тайн…, к столиц…, на вокзал…, у болтушк…, на артист…, о юбк…, к слив…, от вишн…, около модел…, на баранк…, на кист…, без задач… II уровень. Без храброст…, в ладон…, у боярын…, к горниц.., о шал…, о смелост…, на скорост…, к злост…, без сол…, к дочер…, на афиш…, для старост…, к ноч…, на брошк…, к осен… III уровень. От берёзк… к берёзк…, от ел… к ел…, от ветк… к ветк…, к сирен… и к яблон…, на фасол… и на капуст…, с площад…, к площадк…, ни в радост… ни в печал…, в клетк… без крыш… — А теперь давайте проверим ребят, которые выполняли упражнение и вдумаемся в то, какую они сделали проверку. -Мальчик рассуждал так: тротуары сделаны где? вдоль чего? вдоль печали — вдоль дороги Сделаны где? по чему? — по руке— по обеим сторонам площаде -В окончании какого слова буква лишь случайно оказалась правильной?- в окончании слова дороги- проверочное для него будет слово руки., т.к. оно 1 скл. как и слово дорога, а не слово печаль, как выбрал мальчик. В слове площадЕ — окончание неверное, т.к. проверять следовало словом 3 скл., по печИ. Значит, писать следовало по обеим сторонам площадИ.
|
1.Выполняют самостоятельную работу.
Коллективная проверка отдельного упражнения.
|
Предметные: уметь правильно выполнять задание; уметь проводить взаимпроверку. Метапредметные: П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач |
Карточки с заданием (8)
Слайд с проверкой (9)
|
Включение в систему знаний, повторение (7 мин) |
Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученног |
Форма: фронтальная. Словесный метод: беседа Практический метод: нахождение ошибок в диктанте. |
1.Повторение изученного материала.
-Любите ли вы, ребята, писать диктанты? Нет-нет, я не предлагаю вам писать диктант. Мы будем учителями, а значит — мы будем проверять диктант и исправлять ошибки. Диктант. Дорога к дачИ. Наша дача находится в деревнИ. Туда надо ехать на поездЕ, а потом идти полем по тропинкЕ. Справа и слева от дорожкИ растёт много цветов. С тропинкИ не сворачивайте. Она ведёт прямо к калиткИ нашей дачИ. А у калиткИ всем радуется куст сиренИ. — Давайте проверять.
-Давайте, ребята, при помощи памятки обобщим всё то, что мы сегодня узнали на уроке. -Как же проверить буквы в безударных окончаниях имён существительных в единственном числе? (памятка) 1. Поставь имя сущ. в нач.форму и определи его склонение. ( в кроват…- кровать 3 скл.) 2.Поставь на место проверяемого проверочное слово того же скл., в той же форме ( в печИ) 3. Узнай в проверочном слове окончание и впиши такое же в проверяемом. ( в печИ — в кроватИ) |
1.Повторяют изученный материал.
К дачИ. — к рукЕ — ошибка!должно быть окончание Е ….(ответы детей) |
Предметные: знать виды разборов; уметь выполнять разборы. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. |
Слайд с диктантом ( с ошибками) (10)
Памятка на слайде (11)
|
Рефлексия деятельности (3 мин) |
Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания |
Словесный: беседа. |
1.Оценивает деятельность учащихся на уроке.
-Итак, наш урок подходит к концу. -Какова была тема нашего урока?
-Какие цели мы ставили на этот урок?
-Кто сможет проанализировать свою работу на уроке? Достиг ли он поставленных задач или не достиг? Почему?
-Отлично! На этом наш урок подошёл к концу. Пишите грамотно! До свидания! |
1.Отвечают на вопросы.
-«Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах».
-Научиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.
-Я достиг задач, потому что… |
Предметные: анализировать собственную деятельность. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Слайд с напутствием (12) |