Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Павлова Анна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лицей №4» г. Чебоксары
Буктрейлер как средство повышения читательского интереса на уроках литературы -
2 слайд
XXI век стал эпохой визуальных искусств и электронных носителей информации, и вместе с этим современное общество столкнулось с общепризнанной проблемой, связанной со снижением у молодого поколения читательского интереса.
Тенденция падения интереса к чтению в России – безусловно, тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей. -
3 слайд
Проблема низкого уровня читательского интереса актуальна, так как чтение – универсальное познавательное умение, влияющее не только на качество обучения по таким предметам, как «литературное чтение» и «литература», но и на уровень усвоения учебного материала в целом.
Недаром в последнее время в образовании уделяется много внимания формированию у обучающихся читательской грамотности. -
4 слайд
Читательская грамотность — это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
-
5 слайд
-
6 слайд
Для того чтобы сформировать данную компетенцию у обучающихся сейчас идет постоянный поиск способов возвращения интереса к книге.
В качестве форм работы, при помощи которых ученики приобщаются к чтению, выступают педагогические технологии. Безусловно, существует много примеров технологических и методических приёмов, используя которые может способствовать активизации читательского интереса у учащихся: создание кластеров, диаграмм, интеллект-карт и т.д., которые используются на разных этапах процесса обучения.
По моему мнению, одним из эффективных способов повышения интереса к чтению на уроках литературы является буктрейлер. -
7 слайд
Почему именно буктрейлер?
Буктрейлер, используя достижения аудиовизуальной культуры, в динамичной и увлекательной форме доносит до потенциального читателя рассказ о книге. -
8 слайд
Виды буктрейлера по способу визуального воплощения текста
игровые (минифильм по книге, героев изображают реальные люди);
неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.);
анимационные (мультфильм по книге). -
9 слайд
Виды буктрейлера по содержанию
Повествовательные
знакомство читателя через музыку и иллюстрации с основами сюжета, с сохранением элементов недосказанности и таинственности
Атмосферные
главная цель — передать основное настроение книги и ожидаемые читательские эмоции, подбирая выразительные иллюстрации с таинственными пейзажами и необычными существами
Концептуальные
внимание уделяется ключевым идеям и общей смысловой направленности текста, интересным мыслям автора, которые он хочет донести до читателя -
10 слайд
Основные этапы создания буктрейлера
1 этап – выбор книги, по сюжету которого будет создан ролик.Мотивацией в выборе произведения для создания буктрейлера может быть адаптация смысла классических произведений, выражение признательности писателю – юбиляру, ориентирование аудитории в потоке произведений современных авторов, ознакомление с книгами, приуроченными к важным историческим событиям.
-
11 слайд
Основные этапы создания буктрейлера
2 этап — чтение и обсуждение художественного произведения, по которому будет создан ролик. Выделение ключевых моментов и образов в произведении. -
12 слайд
Основные этапы создания буктрейлера
3 этап — создание сценария.Данный этап предполагает организацию обсуждений для решения проблем, связанных с пониманием смысла произведения и переносом его на экран, выбором типа буктрейлера. Например, если это повествовательный буктрейлер – необходимо продумать интригу, если это атмосферный буктрейлер – нужно определить настроение книги, средства для передачи этого настроения.
Создание сценария можно считать альтернативой традиционному сочинению, которая принесет учащимся большее удовольствие. -
13 слайд
Основные этапы создания буктрейлера
4 этап — подбор материалов для видеоряда
(поиск картинок, музыки, отрывков из фильмов хорошего качества, подходящих под задумку ролика или съемка своего видео)При необходимости на этом этапе так же производится озвучивание текста. Записанное аудио должно быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости.
-
14 слайд
Основные этапы создания буктрейлера
5 этап — объединение имеющихся визуальных и аудиоматериалов в единый ролик с использованием соответствующего программного обеспечения
(вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, написать субтитры (цитаты из произведения), наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, «свести» звук, сохранение видео на жесткий диск компьютера)
При монтаже ролика следует помнить о продолжительности видеоряда. Оптимальным временем для удержания внимания зрителей считается 3 минуты. -
15 слайд
Основные этапы создания буктрейлера
6 этап — презентация работы в классеВозможна публикация видео на YouTube и в других социальных сетях.
-
16 слайд
Создание буктрейлера по произведению М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»
Выбор пал именно на это произведение по нескольким причинам, среди которых главным стала кинематографичность литературного текста Лермонтова. Недаром литературное наследие Михаила Юрьевича до сих пор вдохновляет художников на создание иллюстраций. -
17 слайд
После ознакомления с текстом произведения ученики приступили к разработке концепции ролика. В ходе этой работы обучающиеся ответили на ряд вопросов:
•Кто является целевой аудиторией данного буктрейлера?
•Какая задача стоит этим роликом? К каким действиям должен подтолкнуть его просмотр?
•Какое визуальное и звуковое наполнение вызовет у зрителей нужные ассоциации и эмоции? -
18 слайд
При создании структуры ролика, его сюжета обучающиеся опирались на элементы композиции художественного произведения.
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка -
19 слайд
После написания сюжета была создана раскадровка с детальным описанием всего происходящего в кадре и подбором звукового наполнения, оговорена частота смены кадров, подобрано музыкальное сопровождение ролика.
-
20 слайд
Больше всего времени при создании буктрейлера заняло создание анимации при помощи редактора FlipaClip на графическом планшете.
В последствии все готовые материалы были объединены в полноценное видео при помощи программного обеспечения для создания видеороликов. -
21 слайд
Работа с семиклассниками над буктрейлером по произведению М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» дала положительный эффект. Большое количество учеников изъявило желание создать и поделиться своим видением произведений художественной литературы.
Образовательная ценность данного дидактического способа несомненна. Создание качественного визуального продукта невозможно без вдумчивого прочтения книги. При такой форме работы развивается способность понимать, использовать и анализировать прочитанный текст, т.е. формируется читательская грамотность. Процесс создания буктрейлера позволяет погрузить учащихся в творческий процесс, что приводит к повышению читательского интереса у современных школьников.
В заключение хочется отметить, что дети будут читать, если их заинтересовать, они будут изобретать, если им показать, как это делать.