АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70 с углубленным
изучением отдельных предметов Московского района
ул. Коминтерна, 21 г. Нижний Новгород, 603157, тел./факс (831) 224-35-05, e—mail:shkola_70_buh@mail.ru
Рабочая программа
творческого объединения
« Чудеса из бумаги»
1-в класса
Руководитель кружка: Звездина Ирина Николаевна
2015-2016 учебный год
1. Пояснительнаязаписка
1.1. Направленность данной дополнительной программы « Чудеса избумаги» — художественная
1.2.Актуальность. Возникновениеданной программы продиктовано временем, так как программа направлена наосвоение языка декоративно – прикладного искусства (аппликация,конструирования, моделирование, декоративные композиции) и бумажной пластики.Эта программа соответствует программе развития школы, как «Школы проектногомышления», т.к. учит разработке и составлению первичных проектов.
Рабочая программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрениеФедеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»,реализуемого Российской академией образования по заказу Министерстваобразования и Федерального агентства по образованию на основе сборника«Примерные программы внеурочной деятельности». Начальное и основноеобразование. В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. под редакцией.В.А. Горского, — М.: Просвещение, 2010.
Программа«Чудеса из бумаги» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихсяизобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью. Занятияпроходят во внеурочное время один раз в неделю.
Состоит вформировании личности обучающегося, которая является принципиальным условиемего самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
1.3. Цель:
— дать возможностьдетям проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно-прикладногоискусства.
1.4. Задачи:
— развивать природныезадатки и способности, помогающие в достижении успеха декоративно-прикладномтворчестве;
-научить приемамисполнительского мастерства;
-научить видеть,понимать и анализировать произведения искусства;
-научить правильноиспользовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опытемастеров искусства.
1.5.Отличительная особенность.
Занятия по даннойпрограмме выступают как действенные средства развития творческой активностиребенка, его познавательных умений и навыков. Программа нацелена на развитиекритического мышления. Помогает проявить индивидуальность. Прививает навыкиисполнительского мастерства. Учит понимать и анализировать произведенияискусства.
Продуктивнаядеятельность учащихся создаёт уникальную основу для самореализации личности.Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могутприменить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, запроявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за
авторствооригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт). Именно такзакладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируютсясоциально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности иразвития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации.
Возможностьсоздания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группахобеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и длясоциальной адаптации в целом.
1.6.Возраст детей. Программарассчитана на детей 9-10 лет.
1.7.Сроки реализации. Срок обучения рассчитан на один год. Программаадаптирована согласно возрастным особенностям детей.
1.8.Формы работы:
— Основной формойобучения являются практические занятия
— теоретическиезанятия
— выставки
— конкурсы
— итоги занятийпроводятся в форме выставок индивидуальных, групповых и коллективных работ.
1.9.Режим занятий.
Количество часов всего: 34 часа
В неделю: 1 час
1.10. Ожидаемые результаты
Личностные, метапредметные и предметныерезультаты освоения программы
Программа поможет решить различные учебные задачи:освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами иинструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению сискусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношенияк красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками втворческой деятельности; формирование чувства радости от результатовиндивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умениеосознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческойзадачи; развитие стремления к творческой самореализации средствамихудожественной деятельности.
Результатыпервого года — создание условий для формирования следующих умений:
— положительноотноситься к учению,
— проявлять интерес ксодержанию предмета технологии;
— приниматьодноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
— чувствоватьуверенность в себе, верить в свои возможности;
— самостоятельноопределять и объяснять свои чувства и ощущения,
Поокончанию года дети приобретут:
-знание основ по работе с бумагой и картоном;
-знание читать и чертить простые чертежи;
-умение работать с линейкой, циркулем и оформлять работы.
Каждый кружковец к концу года должен изготовить не менее пяти моделей.
1.11.Формы подведения итогов образовательной программы
К концу первогогода должна быть обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию,достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальнойтехнологической
подготовки. Этитребования включают: элементарные знания о
— значении и местетрудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры;
— о простых идоступных правилах создания изделий (удобство, эстетическая выразительность, прочность);
— соответствующуювозрасту технологическую компетентность
— знание используемыхвидов материалов, их свойств, способов обработки;
— анализ устройства иназначения изделия;
-умение определять необходимыедействия и технологические операции и применять их для
решения практическихзадач;
— подбор материалов иинструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных
результатов;
— экономнаяразметка;
— обработка с цельюполучения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
— достаточныйуровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтениедоступных графических изображений, использование чертёжных инструментов(линейка, угольник, циркуль) и
приспособлений дляразметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи прирешении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
— умение создавать несложныеконструкции из разных материалов:
— исследованиеконструктивных особенностей объектов,
— подбор материалови технологии их изготовления,
— проверкаконструкции в действии, внесение корректив;
— ориентировка взадании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий,прогнозирование результатов
— осуществлениеобъективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельностисвоих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практическойработе;
— умениесамостоятельно справляться с доступными проблемами,
— доброжелательныевзаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли(руководитель, подчиненный);
— развитие личностныхкачеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательногоотношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийтина помощь тем, кто нуждается в ней.
2. Календарно- тематическое планирование
№ |
Тема |
Теоретические знания |
Практические умения, навыки
|
Кол-во часов |
Дата |
Дата |
Дата |
Корректировка даты |
1. |
Аппликация |
Свойства бумаги. Подбор бумаги. Правила работы с ножницами. Цветовая гамма. |
Объёмная аппликация. Цветы. (коллективная работа) Аппликация из геометрических фигур. Кот, грузовик. Простая аппликация. На пруду. (групповая работа) Обрывная аппликация. Осень. Аппликация из ткани и других материалов. Конкурс модельеров. |
7 часов |
06.09 13.09 20.09 27.09 04.10 11.10 18.10 |
06.09 13.09 20.09 27.09 04.10 11.10 18.10 |
07.09 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 19.10 |
|
2. |
Из бумажных полос. |
Свойства бумаги. Способы вырезания бумажных полос. Техника работы с полосками бумаги. Техника украшения различными материалами |
Изготовление фигурок животных: поросенка, теленка, щенка. Составление композиций с животными (групповая работа). Изготовление фигурок цыплят, курочек, петушков. Составление композиций Птичий двор (коллективная работа). |
8 часов |
25.10 08.11 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 20.12 |
25.10 08.11 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 20.12 |
26.10 09.11 16.11 23.11 30.11 07.12 14.12 21.12 |
|
3. |
Вырезанки |
Виды бумаги. Правила работы с ножницами. Способы складывания бумаги. |
Вырезание деревьев. Создание композиций. Зимний пейзаж. |
2 часа |
10.01 17.01
|
10.01 17.01
|
11.01 18.01 |
|
4. |
Плоскостная лепка. |
Правила работы с пластилином. Подбор фона. Расположение и нанесение рисунка. |
Смешивание цветов. Лепка – мозаика. Контурная лепка. Составление композиций из картона, бумаги и пластилина. |
5 часов |
24.0131.01 07.02 14.0221.02 |
24.0131.01 07.02 14.0221.02 |
25.01 01.02 08.02 15.02 22.01 |
|
5. |
Поделки из гофрированной бумаги. |
Виды бумаги. Правила гофрирования бумаги. |
Изготовление дерева, листочка. Составление композиций. |
2 часа |
28.02 06.03 |
28.02 06.03 |
01.03 07.03 |
|
6. |
Оригами искусство складыва- ния бумаги |
Свойства бумаги. Способы вырезания квадрата. Базовая модель – двойной треугольник . |
Складывание елочки, грибка, птички, ежика. Составление композиций. Складывание коробочки. Изготовление «шкатулки». |
7 часов
|
13.0320.03 03.0410.0417.0424.04 |
13.0320.03 Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252 03.0410.0417.0424.04 |
14.03 21.03 04.03 11.04 18.04 25.04 |
|
7. |
Из спичечных коробков |
Способы соединения и крепления коробков. Техника украшения различными материалами |
Изготовление легкового автомобиля. Изготовление фигурок людей. |
4 часа |
08.05 15.05 22.02 29.05 |
08.05 15.05 22.02 29.05 |
16.05 23.05 30.05 |
|
3.Содержание программы
Программа «Чудеса из бумаги» рассчитана научащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством ихудожественно – творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное времяодин раз в неделю.
Программа направлена на освоение языка декоративно – прикладного искусства (аппликация, моделирование, декоративные композиции) и бумажной пластики, закладываютсяосновы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детямпервоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой итехнико-технологической деятельности, основанной на образцахдуховно-культурного содержания. Во-вторых создать условия для самовыражениякаждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активноеизучение простейших законов создания предметной среды посредством освоениятехнологии преобразования доступных материалов.
Уникальнаяпредметно-практическая среда, окружающая ребёнка, и его предметно-манипулятивнаядеятельность позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но идуховное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Онаявляется основой формирования познавательных способностей младших
школьников,стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейныхтрадиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а такжеспособствует формированию у младших школьников всех элементов учебнойдеятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценкапродукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контекстепрактической ситуации, предлагать практические способы решения, добиватьсядостижения результата и т. д.).
Даннаяпрограмма носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается взнакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими,присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализациичеловеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии,информации.
Первый годобучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использованиезнакомых приемов работы, выполнение творческих заданий, освоение новых форм (цилиндр, конус). Знакомство с новым приемом вырезание фигур. Закреплениенавыков работы с белой бумагой, совершенствование приемов сминания,закручивания, надрезания бумаги. Новая учебная задача – бумагопластика. Работанад объемной, но выполненной на плоскости пластической композиции, в которойиспользуются различные приемы.
4.Характеристика форм обучения
— Основной формой обученияявляются практические занятия
— теоретическиезанятия
— выставки
— конкурсы
— итоги занятийпроводятся в форме выставок индивидуальных, групповых и коллективных работ.
5. Основные методы, реализующие развивающие идеи программы, –продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытияновых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощьюучитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делаетученика активным участником процесса познания мира. Для этого занятия строятсятак, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся. При такомподходе результатом освоения программы становится не только усвоение заложенныхв программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, нои личностные изменения
каждого ученика в еготворческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
6. Системаусловий реализации образовательной программы
— сформирватьгруппу детей по возрасту, способностям;
— провестиинструктаж по правилам поведения и техники безопасности при работе;
— подготовитьоборудование, материалы, образцы, картинки необходимые для работы.
7. Механизмуправления реализацией образовательной программой
Универсальные учебные действия
-умения читать,чертить и самостоятельно разрабатывать простые чертежи;
— овладениематериалами и инструментами изобразительной деятельности;
— развитие стремленияк общению с искусством;
-формированиеэстетического отношения к красоте окружающего мира;
— развитие уменияобщения со сверстниками в творческой деятельности;
— формированиечувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
-умение осознанноиспользовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи;
— развитие стремленияк творческой самореализации средствами художественной деятельности.
8.Мониторинг оценки качества реализации образовательной программы
— Формировать группы по возрастным данным и по способностям, которые определяются при первомзанятии.
— Подбирать объекттруда по индивидуальным способностям детей.
— Проводить выставкиработ по окончании каждой работы.
— Выделить лучшиеработы и обратить на них внимание всех.
Оценкарезультатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной(накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих проверок в течениевсего курса. Текущему контролю подвергаются знания и умения,
которые являютсясоставной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов,изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам,для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, посколькуумения владеть ими являются основными и базовыми для большинства видовхудожественно-творческой деятельности. Можно дополнительно наблюдать ификсировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальнаямотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерииоценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильностьответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданнымхарактеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – егокомпозиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкциюили технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотренозаданием).
В заданиях проектногохарактера внимание обращается на умения последовательности выполнения) допрактической реализации задуманного. Тематику проектов предлагает учитель либовыбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематическогоблока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты)могут носить индивидуальный или коллективный характер.
9. Объектыи средства материально – технического обеспечения кружка
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Коли- чество |
Примечание |
|
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) |
||||
1 |
1. Алексеева В.В. Что такое искусство |
Д |
|
|
2 |
2. Коротеева Е.И. Азбука аппликации. |
Д |
|
|
3 |
3. Коротеева Е.И. Веселые друзья – фантики: аппликация из фантиков |
Д |
|
|
4 |
4. Коротеева Е.И. Озорные подружки – нитки: аппликация из ниток |
Д |
|
|
5 |
5. Неменский Б.М. Мудрость красоты |
Д |
|
|
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ |
||||
6 |
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения |
Д |
|
|
7 |
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала |
П / Д |
|
|
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА |
||||
8 |
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету (пол возможности) |
Д |
|
|
ЭКРАННО – ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ |
||||
9 |
Видеофильмы (труд людей, технологические процессы, народные промыслы) |
Д |
|
|
10 |
Слайды (диапозитивы) по основным темам курса |
Д |
|
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
||||
11 |
Аудио- и видеомагнитофон |
Д |
|
|
12 |
Проектор для демонстрации слайдов |
|
Размер не менее 150х150 см |
|
13 |
Телевизор |
|
Диагональ экрана не менее 72 см |
|
14 |
СD / DVD — проигрыватель |
Д |
|
|
15 |
Магнитная доска |
|
|
|
16 |
Компьютер с программным обеспечением |
П |
|
|
17 |
Экспозиционный экран |
|
|
|
18 |
Мультимедийный проектор |
|
|
|
19 |
Фотокамера цифровая |
|
|
|
20 |
Видеокамера цифровая со штативом |
|
|
|
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
||||
21 |
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения |
К |
|
|
22 |
Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов. Действующие модели механизмов |
Ф / П |
|
|
23 |
Объёмные модели геометрических фигур |
К |
|
|
ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА |
||||
24 |
Ученические столы 1 – 2 местные с комплектом стульев |
К |
В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами |
|
25 |
Стол учительский с тумбой |
Д |
|
|
26 |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. |
Д |
|
|
27 |
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала |
Д |
|
|
Используемаялитература:
1. Начальная школа.Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методическихматериалов. – М.; Вентана-Граф, 2008. – 248 с. – (Современное образование).Авторы-составители: Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова
2. Сборник программвнеурочной деятельности. Под редакцией Н.Ф. Виниградовой. 1-4 классы. Начальнаяшкола ХХ1 века
3. Алексеева В.В. Что такое искусство
4. Коротеева Е.И. Азбука аппликации.
5. Коротеева Е.И. Веселые друзья – фантики: аппликация из фантиков
6. Коротеева Е.И. Озорные подружки – нитки: аппликация из ниток
7. Неменский Б.М. Мудрость красоты