Разновидностью закрытых акционерных обществ являются так называемые народные предприятия, или акционерные общества работников. Функционирование этих предприятий осуществляется на основании специального Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)*(350) (далее — Закон о народных предприятиях). Принятие данного закона было обусловлено причинами скорее общественно-политического, чем экономического характера. Идея состоит в привлечении работников предприятия к участию в управлении и распределении прибыли. В зарубежном законодательстве и практике уже имеется подобный опыт.
Так, особенно широкое распространение и известность получила американская программа ESOP (Employee Stock Ownership Plan) (План развития акционерной собственности рабочих и служащих), В рамках этой программы работники наделяются акциями корпорации и в период наличия трудовых отношений могут принимать участие в управлении ею. При увольнении такие работники, как правило, обязаны осуществить отчуждение акций в пользу других работников или самого общества. Наличие у работника определенного пакета акций рассматривается как мотивирующий фактор в повышении производительности труда, качества выпускаемой продукции.
Правовое положение народного предприятия в российском законодательстве можно охарактеризовать следующими основными чертами:
— народное предприятие может быть создано только путем преобразования уже существующей коммерческой организации и только с согласия большинства работников .
— число работников народного предприятия не может быть менее 51 и более 5000 .
— учредительным документом народного предприятия является учредительный договор, подписываемый каждым работником .
— более 75% акций народного предприятия должно принадлежать его работникам, при этом доля одного работника-акционера не может превышать 5% .
— число работников, которые являются не акционерами, и должно превышать 10% от общей численности работников .
— количество акций, которые может иметь в собственности работник народного предприятия, зависит от размера его заработной платы .
— акционеры — не работники могут приобретать только акции, продаваемые другими акционерами, в отличие от акционеров, состоящих в трудовых отношениях с предприятием . кроме того, они имеют право на приобретение дополнительных акций, которые распределяются между ними пропорционально размеру оплаты труда .
— при увольнении работник должен продать принадлежащие ему акции обществу, т.е. акционерные правоотношения прекращаются одновременно с трудовыми .
— право акционера-работника на продажу акций существенно ограничено: он может продать по договорной цене не более 20% принадлежащих ему на дату окончания отчетного финансового года акций в течение следующего финансового года (количество акций, разрешенных к продаже, устанавливает общее собрание) . акционеры — не работники более свободны в распоряжении акциями: они могут продать их в любое время по договорной цене, но только лицам, указанным в п. 9 ст. 6 Закона о народных предприятиях .
— компетенция общего собрания народного предприятия значительно расширена в сравнении с обычным акционерным обществом .
— голосование на общем собрании акционеров по наиболее важным вопросам, в том числе по вопросу избрания генерального директора, осуществляется по принципу один акционер — один голос .
— органом внутреннего контроля является контрольная комиссия, имеющая более широкие полномочия, чем ревизионная комиссия в АО.
Народные предприятия не получили широкого распространения. Наибольшим эффектом от их создания стали негативные оценки специалистов и сложности в правоприменительной практике, связанные с непониманием места этой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности в системе юридических лиц. С одной стороны, как это следует из самого Закона о народных предприятиях (п. 2 ст. 1), они являются разновидностью ЗАО, т.е. как бы подтипом акционерного общества, поскольку нормы Закона об АО применяются к ним субсидиарно. С другой стороны, акции, выпускаемые народными предприятиями, по своей правовой природе далеко не тождественны акциям обычных акционерных обществ, предоставляющих их владельцам равный объем прав и не связывающих статус акционера с наличием трудовых отношений с организацией.
Наличие многочисленных особенностей народного предприятия в организации акционерных отношений и управления позволили специалистам усомниться в определении правового статуса народного предприятия как особой разновидности закрытых акционерных обществ.
Так, Д.В. Ломакин пишет: По существу значительное число отличительных признаков народного предприятия переходит в новое качество, в результате чего акционерное общество работников фактически можно охарактеризовать в качестве новой, не известной ГК, организационно-правовой формы коммерческой организации. Но такое положение вещей нельзя признать допустимым, поскольку в данном случае грубо нарушается положение об исчерпывающем перечне организационно-правовых форм коммерческих организаций (п. 2 ст. 50 ГК)*(351).
В Концепции развития гражданского законодательства акционерные общества работников квалифицированы как сомнительная модификация хозяйственных обществ. Очевидно, что реформа корпоративного законодательства затронет народные предприятия.