X-PDF

Статья Современные инновационные педагогические технологии на уроках технологии

Поделиться статьей

Статья Современные инновационныепедагогические технологии на уроках технологии

Инновационные педагогическиетехнологии взаимосвязаны,

взаимообусловлены и составляютопределенную дидактическую систему,

направленную на воспитание такихценностей как открытость,

честность, доброжелательность,сопереживание, взаимопомощь и

обеспечивающую образовательныепотребности каждого ученика в

соответствии с его индивидуальнымиособенностями.

В настоящее время определяющимифакторами в образовании и развитии личности с точки педагогики считаютсявнутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию,самосовершенствованию.

Мотивация — самый серьезный вопросв обучении. Наверное, каждый прекрасно помнит, как легко и просто давалисьпредметы школьной программы, к которым был интерес, и как тяжело и нуднопроходили уроки нелюбимого предмета. Технология, как одна из основных идостаточно сложных школьных дисциплин, требует не только интереса,способностей, усидчивости и внимательности от самого ребенка, но и высокогокачества преподавания, умения преподнести сложные знания в простой и доступнойформе. Совсем не секрет, что многие обучающие боятся трудностей, и не хотятприкладывать усилия для приобретения знаний. Поэтому в современных условиях, в образовательнойдеятельности важны ориентация на развитие познавательной активности,самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой,исследовательской деятельности.

Для реализации познавательной итворческой активности школьника в учебном процессе я используются современныеобразовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования,более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивнойдеятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнениедомашнего задания. К таким технологиям относится:

Применение науроках ИКТ

Современный урок невозможен безиспользования информационных и телекоммуникационных технологий. Каждый деньинтернетсообщество российских учителей пополняется новыми именами, в сетипоявляются новые образовательные ресурсы, в школы приходят новые программныесредства. Учитель не может находиться в стороне от этих процессов. Внедрениеинформационных технологий (ИТ) проходит по пути наращивания методическогоматериала каждым учителем в рамках своего предмета.

Предмет «Технология» формирует удетей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современнымитехнологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий,даёт им возможность ещё в школе приобщиться к созидательному труду. Труд играетважную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической,экологической культуры. В настоящее время возникла необходимость организациипроцесса обучения на основе современных ИКТ, где в качестве источниковинформации все шире используются электронные средства, в первую очередьглобальные телекоммуникационные сети Интернет. Важной составляющейинформатизации образовательного процесса является накопление опытаиспользования ИКТ на школьном уроке. Это совершенно новое направление вшкольной педагогике.

Использование ИКТ, в частности,мультимедийных презентаций, на курсах технологии дает возможность нагляднойдемонстрации изучаемого материала на большом экране или мониторе, заменяющихклассную доску для фиксации внимания учащихся на иллюстрациях, данных, схемах,таблицах, совместного изучения информации и последующего ее обсуждения.Тестовые материалы позволяют учителю быстро и качественно отследить степеньусвоения учащимися новых терминов, понятий и определений. Дидактические заданияпо изучаемой теме дети с большим интересом выполняют при помощи компьютера, чемобычным образом в тетради. Кроме того, сокращается время на выполнение заданий,что позволяет увеличить их количество.

Компьютерные технологии открыли новыевозможности для создания иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов,электронных учебников. Я использую ИКТ на уроках технологии  для проверкидомашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля заусвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем.

К каждой из изучаемых тем стараюсьвыбрать различные виды работ и действий: тесты, контрольные вопросы и задания,распечатанные в Word; онлайн-тесты, презентации. Часто использую анимации,моделирование, тренажеры, так как считаю, что эти приемы делают обучение болеенаглядным, понятным и запоминающим. По своим предметам у меня на каждую темуразработана презентация, которые, я часто меняю и дополняю, так как все классыразные по своим способностям.

5 класс (Искусствоукрашения овощей и фруктов – Карвинг, Сервировка стола, Молоко и его свойства,Блюда из яиц, Терминология влажно тепловой обработки, Терминология ручныхработ, Терминология машинных работ, Одежда из чего состоит, Машиноведение,Конструирование фартука, Построение чертежа фартука, Лоскутная техника, Цветыиз бумажных лент –Квиллинг, Оригами, Загадочная пуговица)

6 класс (Блюда изкруп, Шерсть, Лён, Волокно, История появления юбки,

Построение юбки, Аппликация,Вышивка крестиком, Вышивка гладью, Ёлочные украшения, Виды швов)

7 класс(Изготовление ткани, История костюма, История одежды, Волшебная изонить,Шёлковые ленточки, Трёхмерная вышивка, История причёсок, Декоративно прикладноеискусство, Интерьер кухни, столовой,

Моделирование причёски взависимости от формы головы)

8 класс (Экономика семьи, Бюджет его виды, Искусство плетения бисером,

Цветы и украшения из бисера,Волшебный крючок, Вязанные салфетки, Вязанные цветы, Вязание крючком, Цветы изткани, Техника вязания на спицах, Вязание рисунка)

9 класс (Интерьержилого дома, Искусственные цветы – цветы которые не вянут, Проектная работа,Объёмная вышивка, Профориентация, Характер, Темперамент, Классификацияпрофессий, Агропромышленный комплекс,

Арттехнологии, Легкаяпромышленность, Основы профессионального самоопределения, Предпринимательскаядеятельность, Профессии будущего, Профессиональная деятельность в социальнойсфере).

На итоговом уроке я применяюпрограммированный контроль знаний с помощью карточек – заданий, тестов, приэтом удаётся сократить время на опрос и охватить им одновременно всех учащихся.Опыт показывает, что применение программированного контроля знаний активизируетучащихся, повышает уровень знаний, их прочность.

Применение компьютера на урокахтехнологии становится новым методом организации активной и осмысленной работыучащихся. С использованием в школе компьютерных технологий для учителейоткрылись новые возможности, позволяющие создать условия для развитияпознавательного интереса школьников к изучаемому предмету.

Технологияпроблемного обучения

Сущность метода проблемногообучения состоит в том, что я конструирую свою или заимствую сконструированнуюдругими исследовательскую задачу, а ученик ищет способ ее решения. Проблемныезадания разной степени сложности, у каждой свое поле поиска. В трудных случаяхученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческогомышления. Проблемное задание отличается тем, что я намеренно провоцируюсоздание противоречивых ситуаций, порождая у учащихся стремление разобраться иустранить их.

Традиционное обучение, как правило,обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено наразвитие мышления, навыков самостоятельной деятельности.

Проблемное обучение устраняет этинедостатки, оно активизирует мыслительную деятельность учащихся, формируетпознавательный интерес.

В зависимости от характерапостановки проблемы, различают несколько типов ситуаций. В процессе объяснениянового материала я чаще всего применяю ситуации несоответствия и неожиданности.

Мною накоплены, обобщены и систематизированызадания проблемной направленности по различным разделам курса технологии.

Использование элементов проблемногообучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работыучащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объемаучебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к.основная часть учебного материала усваивается на уроке.

Исследовательскийметод обучения

В этимологии слова «исследование»заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановитьнекоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам.Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять,анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основныхнавыках, требуемых от исследователя. При исследовательской деятельностиопределяющим является подход, а не состав источников, на основании которыхвыполнена работа. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данныхпервоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новыхвыводов.

Под исследовательской деятельностьюв целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решениемучащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В рамкахисследовательского подхода обучение ведётся с опорой на непосредственный

опыт учащихся, его расширение входе работы.

Исследовательская работа являетсяпервым этапом настоящего исследования, объектом которого являетсяобразовательный процесс. Поэтому в пятом классе такая работа была проведена дляраскрытия лексических значений слов “мода” и “модель”. И, я считаю,исследование прошло успешно, так как учащиеся нашли однокоренные слова, сделалисообщение об их происхождении, после чего стала понятна их суть.

Позволю себе остановиться наинтеграции урока “технологии” с литературой, в частности на теме “Народноетворчество”. Убедилась на своих уроках, что эта тема позволяет раскрытьогромный творческий потенциал учащихся. Кроме того, творчество и культура всегдаблагоприятно влияют на духовно-нравственное формирование и развитие личности.Народные обряды и традиции, одежда, национальные мотивы в рукоделии – всё этообычно изучают на уроках технологии.

На современном этапе развитияобщества образование все чаще обращается к народным традициям, обычаям,обрядам. Этот интерес вполне закономерен, так как связан с осознанием обществомисторической преемственности поколений, сохранением, распространением иразвитием национальной культуры, воспитанием бережного отношения кисторическому и культурному наследию различных народов.

Вспомнить с детьми обычаи и обрядыпредков – значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам,обычаям народов. На уроке освоения нового материала можно использоватьдемонстрационную программу.

Проектнаядеятельность.

В своей работе я использую методпроектов, так как он позволяет реализовать разностороннее развитие детей, ихтворческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования,помогает созданию условий для креативной самореализации личности.

Метод проектов, как педагогическаятехнология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую онивыполняют в течение определённого отрезка времени. Создание проектов позволяетучащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа надпроектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческихпоисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Используя технологию методапроектов в обучении, я преследую следующие цели:

• научить учащихсясамостоятельному, критическому мышлению;

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

• размышлять, опираясь на знаниефактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

• принимать самостоятельныеаргументированные решения;

• научить работать в команде,выполняя разные социальные роли.

Проектная деятельность позволяетвовлечь в учебную работу всех учащихся, стимулируя учащихся к творческойдеятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействиямежду учителем, его учениками и средствами информационных технологий.

Работа над проектом строитьсяследующим образом:

Учащиеся определяют актуальнуюпроблему, над которой будут работать индивидуально или в группах. Затемсоставляют план работы, определяют объекты исследования, ищут возможные путирешения. Выдвигаются гипотезы, систематизируются и обобщаются полученные данныеиз различных источников информации. Подводятся итоги работы. Ребятапредставляют аргументированные выводы, обрабатывают и оформляют полученныерезультаты, учатся решать познавательные и творческие задачи. Готовится защитапроекта. На этом этапе ребята самостоятельно готовят презентацию, буклетпроекта с использованием компьютера. Защита проекта: представление результатасвоей деятельности, способа решения проблемы, доказательство правильностирешений. Таким образом, работа школьников над проектом требует от них: умениясамостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, в многообразиипрограммных продуктов; навыков работы с различными программными средствами,необходимыми для организации исследования, оформления проекта. Развиваютсяумения учеников владеть информационной культурой и культурой коммуникации,развивается теоретическое мышление, формируются познавательные умения, умениясамостоятельно решать задачи и проблемы.

Организация проектной деятельностишкольников с использованием базовых информационных технологий, предусматриваетактивное сотрудничество учащихся при разработке учебных проектов и их поддержкуэлектронными материалами в виде презентаций, публикаций и веб — сайтов, чтопозволяет оценить итоги работы каждого участника.

Работа над проектом сиспользованием информационных технологий помогает учащемуся сформироватьпознавательную мотивацию учебной деятельности; умение вычленить проблему, споследующим ее решением; умение проанализировать полученные результаты с точкизрения решения обозначенных проблем и позволяет публично защитить работу,подготовить рецензии и отзывы на предоставляемые программы и их описание,давать оценку проекту.

Проектная форма обучения способствуетформированию общекультурной, учебно — познавательной, информационной,коммуникативной, исследовательской компетенций, готовности к самообразованию.

 

 

Технологияиспользования в обучении игровых методов

Наибольший интерес, в образовательномпроцессе, представляют

игровые технологии. Игровыетехнологии связаны с игровой формой

взаимодействия педагога и учащихсячерез реализацию определенного

сюжета (игры, сказки, спектакли,деловое общение). При этом

образовательные задачи включаются всодержание игры. В образовательном

процессе используют занимательные,театрализованные, деловые, ролевые,

компьютерные игры.

Реализация игровых приёмов иситуаций при урочной форме занятий

происходит по таким основнымнаправлениям:

· дидактическая цель ставится передучащимися в форме игровой

задачи;

· учебная деятельность подчиняется правиламигры;

· учебный материал используется в качествееё средства, в учебную

деятельность вводится элементсоревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую;

· успешное выполнение дидактическогозадания связывается с игровым

результатом.

Игра обладает магией, способнойдавать пищу фантазии, выводящей на развлекательность. Игра является модельюигры как таковой. Игра важнейшее средство воспитания школьников. Иградеятельность спонтанная, непринужденная. Мир игр очень разнообразен. Существуютразные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себеразличные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здоровогочеловека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можноспланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.

Здоровьесберегающиетехнологии.

К современным технологиям относятсяи те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояниеполного физического, духовного и нравственного благополучия. Но, известныйфакт, что огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряютсвоё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично.Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделятьздоровьесберегающим технологиям. Например уроки, которые посвящёны физиологиипитания подростков. Была определена развивающая цель урока: исследоватьпроблему культуры питания подростков. Для достижения цели следовало решитьопределённые задачи. Например, определить роль правильного питания в жизнишкольника, разработать суточную норму потребления продуктов, научитьсяорганизовывать режим питания. Составляя план урока, и выстраивая единую линию,я пришла к выводу, что следует применить элементы критического мышления. Тоесть, выстроить урок по определённому алгоритму:вызов>осмысление>рефлексия (размышление). Мне удалось вызвать мотивацию,связанную с различными ассоциациями (ассоциативное мышление). И, в то же время,применялось построение урока на ситуативной основе. Все примеры были взяты изжизненных ситуаций, следовательно, детям легко было понять проблему в данныймомент на уроке и начать рефлексивную деятельность. Неравномерный приём пищи,её разнообразие или однообразие, а также процессы сквашивания молока и подъёматеста – это примеры, с которыми дети уже встречаются в своей жизни. То есть,необходимость режима питания, получение необходимого количества минеральныхвеществ и витаминов, деятельность бактерий, вирусы, инфекция – логическиевыстроенные линии мышления приводили к необходимому решению. И, следовательно,такая деятельность позволяла сделать важные для жизнедеятельности человекавыводы. А, в заключение урока, детям было предложено разгадать кроссворд,основанный на терминах, изученных на уроке. Подводя итог урока, мы отметили,что цель урока была благополучно достигнута через решение поставленных задач.Со своей точки зрения могу отметить, что после проведения уроков, основанных напропаганде здоровьесберегающих технологий, учащиеся значительно активнееуделяют внимание своему здоровью, правильному питанию и т.д. Это особеннозаметно на практикумах по кулинарии: детям уже не надо напоминать онеобходимости чистоты рук, качестве продуктов и гигиене питания.

Личностно -ориентированные технологии.

В основе этой технологии лежитгуманистическое отношение к личности обучающегося. Главной отличительной чертойгуманистического подхода является внимание к индивидуальности человека, еголичности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельногокритического мышления. К личностно-ориентированным технологиям относится«педагогика сотрудничества».

Личностно-ориентированное обучениепредполагает использование различных форм и методов организации учебнойдеятельности. Обучение в сотрудничестве предполагает организацию группучащихся, работающих совместно над решением какого-либо вопроса или изучениемтемы. Эта технология ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться.

Рассмотрю организацию урока сиспользованием этой технологии на конкретном примере. Свой урок по теме «Материаловедение» в 5 классе я организовала следующим образом: заранее объявилатему урока и названия групп – «историки», «экспериментаторы», «теоретики»,«биологи», «практики».

Ребята распределились по группам,получили задания. Например, «экспериментаторы» узнать о свойствах хлопка ильна. «Практики» демонстрировали устройства, связанные с изготовлением ткани.«Биологи» готовили сообщения о влиянии ткани на человека, и т. д.

После выступления каждой группы япросила выступающих выделить кратко самое важное, ответить на вопросы.Несколько предложений мы записывали в тетрадь. Во время выступления участниковгруппы остальные в специальных листах-критериях оценивали их. Таким образом, мысовместно работали над темой урока.

 

Тестовыетехнологии.

Задания на тестовой основе получилиширокое распространение в практике преподавания. Я их использую на различныхэтапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной,групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемамиобучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. Тематические тестыочень удобно проводить после изучения всей темы. В результате тестированияможно увидеть, на сколько качественно, полно, осознанно ученик овладел материалом.

На мой взгляд, тесты, созданныесамим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний,индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовыезадания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательныхвозможностей, уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой группысоставлены тесты, направленные на формирование умений и навыков, на закреплениезнаний.

Тестовая технология помогает приконтроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверкерезультатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность.

Тестовые задания различаются поуровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданийпозволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся сучетом их уровня познавательных способностей.

Системная работа по использованиюмною современных педагогических технологий и их элементов в образовательномпроцессе позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогаютдостигать лучшего результата в обучении, повышают познавательный интерес кпредмету, приводит к тому, что повышается успеваемость, учащиеся принимаютактивное участие в конкурсах, олимпиадах.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет