Тема урока: «А.С.Пушкин.Моцарт и Сальери. Гений и злодейство — две вещи несовместные»
Класс: 10
Ходурока
1. Организационный момент (2-3 мин.)
2. Актуализация знаний (3-4 мин.)
-Ребята, на прошлых уроках мы с вами уже познакомились с некоторыми произведениямиПушкина, какими? (отвечают). Да, верно. А что объединяет все эти произведения?(они «маленькие трагедии»). Отлично, а что это значит?
-Молодцы
3. Постановка учебной задачи
— Душа человека. Загадочная инепредсказуемая. Ее тайны пытались постичь многие поэты и писатели. А. С.Пушкин был одним из тех мастеров слова, которым прекрасно удавалисьпсихологические портреты своих героев. Произведения этого великого художникаслова – это своеобразная шкатулка человеческих характеров.
Сегодня мы познакомимся с двумяпушкинскими героями, прототипами которых являлись реальные люди. Мы попытаемсяразобраться в их жизненных убеждениях, мировоззрении.
Итак, тема урока: «А.С. Пушкин.«Моцарт и Сальери». Гений и злодейство — две вещи несовместные»
4. «Открытие нового знания»
— А давайте с вами вспомним, ктотакие Моцарт и Сальери с точки зрения истории? (Дети делятся знаниями)
— А давайте я вам сейчас по очередивключу мелодии Моцарта и Сальери, а вы постараетесь угадать, какая комупринадлежит?
— Учитель включает Сальери «Реквием»и Моцарт «Осенний вальс»
— Отлично, мы с вами прослушалимелодии, а теперь давайте попробуем определить, кто есть, кто. (Ученикиотвечают)
— Теперь, прежде, чем мы перейдем кизучению произведения Пушкина, я попрошу вас написать о каждой мелодиимини-сочинение: какие эмоции она у вас вызвала? Какие особенности вы услышали?Как передается образ автора через музыку? А потом мы с вами сравним то, чтополучилось у вас про этих двух музыкантов с тем, как о них написал Пушкин.
5. Первичное закрепление
-Думаю, вы уже смогли записать своивпечатления, поэтому давайте перейдем к тексту Пушкина.
6. Самостоятельная работа с проверкой поэталону
— Сейчас предлагаю вам краткоответить на вопросы, они на слайде
Вопросы:
1.Что мы узнаем о жизни Сальери?
2.Как вы понимаете фразу: «Ремесло поставил я подножием искусству; я сделалсяремесленник?»
3.Какова теория Сальери?
4.Чужды ли Сальери муки творчества? Чуждо ли чувство нового?
5.Всегда ли Сальери был завистником? Почему он стал завидовать Моцарту?
6.Сожалеет ли Сальери о содеянном?
7.Можно ли назвать это произведение исторической или историко-биографическойпьесой?
7. Включение нового знания и повторение
Каквы думаете, почему в пьесе гибнет носитель созидающего, светлого начала? Чтопоэт хотел этим сказать?
8. Рефлексия
-Итак, ребята, сегодня мы с вами на уроке обратились к творчеству двухзнаменитых композиторов — Моцарта и Сальери, а также прочитали художественнуюпереработку трагической гибели Моцарта через взгляд Пушкина. Что вам показалосьнеобычным, новым, интересным?
9. Домашнее задание