МИНИСТЕРСТВОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«Братскийдетский дом-интернат для умственно отсталых детей»
СОГЛАСОВАНО: |
УТВЕРЖДАЮ: |
Зав. отделением СПР
Н.В. Цыганкова «09» апреля 2021г.
|
Директор БДДИ
Н.В. Карнаухова «09» апреля 2021г. |
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУКРАЮ»
Авторыпроекта:
ЗаведующийСПР
ЦыганковаНина Владимировна
Социальныйпедагог
НикитинаНадежда Анатольевна
Социальныйпедагог
ХвостовОлег Михайлович
Братск 2021г.
Содержание проекта
I. АКТУАЛЬНОСТЬПРОБЛЕМЫ…………………………………………3
II. СОДЕРЖАНИЕПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………5
2.1 Подготовительныйэтап…………………………………………………..5
2.2 Основнойэтап……………………………………………………………..5
2.3 Краткоеописание памятных, исторических и культурных мест основного этапа……………………………………………………………………..…..7
2.4 Заключительныйэтап…………………………………………………….12
2.5 Перспективныйэтап……………………………………………………..12
III. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ……………………………………………13
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХИСТОЧНИКОВ……………………….14
«Любовь к родному краю,знание его истории-
основа, на которой только иможет осуществиться
рост духовной культуры всегообщества»
Д. С. Лихачев
I. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Дети, оставшиеся безпопечения родителей, по существу, живут в замкнутой системе социальныхсвязей с ограниченным кругом общения. Прекращается или значительно снижаетсясоциализирующее воздействие семьи, сужается круг общения подростков.
Процесс социализации такихдетей осложняется социальной незащищенностью: отсутствием семьи, отсутствиемсоциального опыта взаимодействия с обществом ограничивается с персоналомучреждения, в котором они проживают и школой. В связи с этим остро встаетвопрос о создании реабилитационной среды, в которой такие дети могли бывосполнить дефицит конструктивного жизненного опыта, адаптироваться кокружающему миру.
Необходим качественно инойподход к социализации детей-сирот, при котором ребенок выступает не как объектвнешнего воздействия, а как активная социально ответственная личность. Такимновым и эффективным подходом является вовлечение воспитанников в познавательнуюи социально — полезную деятельность.
Приобщение подростков ккультуре своего народа, формирование любви к Родине, систематическаяцеленаправленная деятельность по ознакомлению подростков с родной странойпозволит устранить негативные проявления в поведении детей.
Проблема социализации и патриотическоговоспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В связис этим заметно активизировалась работа по вопросам социализации и патриотическоговоспитания воспитанников ОГБУСО «Братского детского дома-интерната».
Базовым этапом формирования увоспитанников любви к Родине следует считать накопления ими социального опытажизни в своей области, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений,приобщение к миру его культуры.
В этойсвязи большое значение имеет ознакомление воспитанников с историческим, культурным, национальным,географическим, природно-экологическим своеобразием Иркутской области и вчастности г. Иркутска.
Знакомясь со своей малойРодиной, её достопримечательностями, воспитанники учатся осознавать себяживущим в определенный период времени, в определенных этнокультурныхусловиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировойкультуры.
Всё вышеизложенное привело к созданиюпроекта направленный на социализацию детей с ограниченными возможностямиздоровья через патриотическое воспитание «Путешествие породному краю».
Тип проекта: познавательно-патриотический.
Длительность: 15 дней.
Цель проекта: Социализация воспитанников черезпатриотическое воспитание
Задачи проекта:
Ø Повышение уровня социальнойактивности и жизненной позиции воспитанников.
Ø Расширить представление о Иркутскойобласти и г. Иркутска, ее истории и достопримечательностями.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Проект реализуется в 4 этапа:
1 этап: подготовительный.
2 этап: основной.
3 этап: заключительный.
4 этап: перспективный.
2.1 Подготовительный этап.
1. Постановка целей,определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор наглядно -дидактического материала экскурсионных мероприятий.
3. Составление планаработы с воспитанниками, обозначение маршрута экскурсии. Проведение опросасреди воспитанников «Что им интересно узнать о природе и истории нашейобласти?»
4. Изучение истории г. Иркутска—областного центра Иркутской области (виртуальная экскурсия, презентации).
2.2Основной этап.
№ |
Мероприятия проекта |
Дата |
Ответственные |
1. |
Разработка маршрута экскурсионной недели к историческим, памятным местам города Иркутска. |
27.04.2021г.- 30.04.2021г. |
Социальный педагог Никитина Н.А., Социальный педагог Хвостов О.М. |
2. |
Выезд в г. Иркутск |
30.04.2021г. |
Социальный педагог Никитина Н.А., Социальный педагог Хвостов О.М. |
3. |
Организация воспитанников. Размещение в гостинице. Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251 |
01.05.2021г. |
Социальный педагог Никитина Н.А., Социальный педагог Хвостов О.М. |
4. |
Посещение нерпинария г. Иркутска, ул.2-я Железнодорожная, д. 66 |
01.05.2021г. |
Социальный педагог Никитина Н.А., Социальный педагог Хвостов О.М. |
5. |
Экскурсии на сквер им. Кирова, бульвар Гагарина (памятник Александру 3), Нижняя Набережная (Московские ворота, памятник первопроходцам), Вечный огонь, Римско-католический костел. |
02.05.2021г. |
Социальный педагог Никитина Н.А., Социальный педагог Хвостов О.М. |
6. |
Экскурсия в Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов (Дом и усадьба Трубецких; Дом и усадьба Волконских) |
03.05.2021г. |
Социальный педагог Никитина Н.А., Социальный педагог Хвостов О.М. |
7. |
Посещение Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова. |
03.05.2021г. |
Социальный педагог Никитина Н.А., Социальный педагог Хвостов О.М. |
8. |
Посещение музея экспериментарий. Экскурсия в ботанический сад |
04.05.2021г. в 12.00 |
Социальный педагог Никитина Н.А., Социальный педагог Хвостов О.М. |
9. |
Экскурсия на Байкал в п. Листвянка: Посещение этнографического музея под открытым небом Тальцы; Посещение Байкальского музея; Исток Ангары (Шаман-камень)
|
05.05.2021г. в 12.00 |
Социальный педагог Никитина Н.А., Социальный педагог Хвостов О.М. |
10. |
Отъезд в г. Братск |
05.05.2021г. в 12.00 |
Социальный педагог Никитина Н.А., Социальный педагог Хвостов О.М. |
2.3 Краткое описаниепамятных, исторических и культурных мест основного этапа.
Ø «Бабр». Тюркское название ягуараили пантеры, якуты именуют так уссурийского тигра. Уже несколько столетийфигура этого зверя украшает герб Иркутска и является символом города. В 2012году в 130-м квартале появилась бронзовая скульптура, изображающая животное вовсей красе. В высоту фигура достигает 3,5 метра, в длину – 4 метра. В зубахподнявшийся на задние лапы бабр держит свою добычу – пушного зверька.
Ø 130-й квартал. Зона исторической застройки,расположенная на месте загородного квартала XVIII века. В то время всепостройки возводились из дерева, поэтому к началу XX столетия район выгляделкак обыкновенная деревня. Решение о создании Иркутской Слободы было принято в2008 году. В рамках реализации проекта людей расселили из аварийного жилья, аветхие дома отреставрировали, превратив их в архитектурные памятники.
Ø Площадь графа Сперанского. Главная площадь города,история которой началась более 300 лет назад. Впервые она возникла за Иркутскимкремлем и стала центром торговли и народных гуляний. В начале XIX столетия сюдаперевели Гостиный двор. Своих нынешних размеров площадь достигла к концу XIXвека. В 1879 году случился разрушительный пожар, уничтоживший большинствопостроек, остатки архитектурного ансамбля были утрачены во время Советскойвласти. В наше время здесь располагаются фонтан, часовня и ландшафтный сквер.
Ø Нижняя набережная Ангары. Улица, расположенная всеверной части исторического центра, самая старая городская набережная. Еще современ основания Иркутска это место использовалось в качестве пристани.Постепенно с ростом поселения окрестные луга застраивались домами иобщественными зданиями. Здесь же в XVIII веке возвели каменный соборБогоявления. Масштабная реконструкция набережной была проведена в 2010 – 2011годах.
Ø Иркутский музей декабристов. Музейная экспозиция находитсяна территории усадеб князей С. Г. Волконского и С. П. Трубецкого, сосланных вСибирь после подавления восстания декабристов. Эти дома представляют собойпамятники городской деревянной архитектуры, типичной для Сибири XIX века.Внутри воссозданы исторические интерьеры, дающие представление о жизни и бытекняжеской семьи. Коллекция была основана в 1970 году, формирование фондовпродолжается по сей день.
Ø Иркутский областнойкраеведческий музей. Музейное учреждение, состоящее из нескольких отделов, библиотекии детского центра. Его экспозиции весьма популярны, о чем говорит высокаяпосещаемость в 300 тысяч человек в год. Коллекция была основана на средствакупцов и дворян в 1782 году. В 1879 году произошел пожар, уничтожившиймноготысячный музейный фонд. Но через четыре года учреждение вновь распахнулодвери перед посетителями.
Ø Драматический театр имени Н.П. Охлопкова.Одна из старейших в России драматических сцен, основанная в середине XIX века.Первой труппой театра стал коллектив странствующих актеров, которые решилиобосноваться в Иркутске. Современное здание было возведено в 1897 году попроекту В. А. Шрётера и реконструировано в 1999 году. Оно представляет собойобразец русской классической архитектуры. Отличительные особенности сооружения– хорошая акустика и богатая отделка.
Ø Музыкальный театр имени Н. М.Загурского. Опернаясцена появилась в Иркутске в 1941 году. Сначала труппа выступала в зданииначала XX века, в котором был оборудован огромный по тем временам зрительныйзал более чем на 900 мест. Основу репертуара составляли, главным образом,музыкальные комедии и классические произведения. Современное здание сценывозвели в 1990 году. Следует отметить, что диапазон жанров достаточно широк – сбольшим успехом проходят рок-оперы, мюзиклы, балеты и оперетты.
Ø Художественный музей имени В.П. Сукачёва.Музейная коллекция располагается в трех исторических особняках – двух каменныхусадьбах и двухэтажном деревянном доме, принадлежавшем семье В. П. Сукачёва –общественного деятеля, коллекционера и мецената (именно по его инициативе былаоснована художественная галерея). В экспозиции представлены шедевры русского,восточного, западноевропейского и сибирского искусства XV–XX столетий.
Ø Музей-усадьба В.П. Сукачёва. Живописный деревянныйособняк, увитый резьбой, словно белым кружевом, – истинный шедевр деревяннойархитектуры. Его нарядные наличники и карнизы тончайшей паутиной покрываютфасад и создают ощущение воздушности. Усадьба представляет собой комплекспостроек, часть из которых (включая главный дом) были отреставрированы в 2000-хгодах. Внутри находится мемориальная экспозиция, посвященная семье В. П.Сукачёва.
Ø Музей-ледокол «Ангара». Пароход дореволюционнойпостройки, бывший на службе в Российской империи и Советском союзе. Он являетсяодним из старейших ледоколов в мире. Судно спустили на воду в 1900 году, а в1962 году вывели из состава флота. Корабль принимал участие в боях Гражданскойвойны. В 1982 году власти приняли решение создать на его борту музей, но черезгод пароход подожгли, и он пять лет пребывал в плачевном состоянии. В 1990 годуего отремонтировали и отбуксировали на Иркутское водохранилище.
Ø Здание железнодорожноговокзала. Украшениегорода и ценный архитектурный памятник. Здание было возведено в 1898 году иперестроено в 1907 году. Даже реконструкция 1960-х годов, в результате которойкомплекс значительно расширили, не нарушила его исторический облик, так какновые постройки гармонично вписали в общий ансамбль, что для того времени былоредкостью. Последняя реставрация была проведена в 2004 году.
Ø Казанская церковь. Удивительно живописный храмиз ярко-красного кирпича с сине-голубой крышей, расписанной геометрическиморнаментом. Здание настолько необычно, что сразу привлекает вниманиепроходящего мимо наблюдателя. Храм возвели в конце XIX столетия. Благодарясвоей бесспорной архитектурной ценности он не пострадал при Советской власти, ав 1975 году его внесли в список охраняемых государством объектов.
Ø Знаменский монастырь. Православная женскаяобитель, одна из старейших на территории Сибири. Она была основана 1689 году. Вархитектурный ансамбль монастыря помимо прочего входят Знаменская церковь,некрополь, где захоронены церковные и общественные деятели, и памятник Колчаку(он был расстрелян большевиками у стен обители в 1920 году). В наше времямонашеская жизнь возобновилась в полном объеме.
Ø Памятник Александру III. Первый памятник императоруустановили в 1908 году, но после Революции его снесли как ненавистноенапоминание о веках царского гнета. Монумент восстановили в 2003 году. Надновым проектом работал скульптор А. С. Чаркин. Фигура царя венчает высокийпостамент и достигает 5 метров в высоту. На самом пьедестале размещеныбарельефы Ермака, графа Н. Н. Муравьева-Амурского и М. М. Сперанского.
Ø Памятник Якову Похабову. Я. И. Похабов – первопроходеци основатель Иркутска. В 1661 году он высадился со своим отрядом на берегуАнгары и основал острог. Монумент в его честь был установлен на Нижнейнабережной в 2011 году, открытие приурочили к 350-летию Иркутска. Скульптурапредставляет собой фигуру Якова, одетого в походный костюм и целеустремленновсматривающегося вдаль, видимо, в поисках подходящего места для закладкигорода.
Ø Московские ворота. Триумфальная арка – копиясооружения 1813 года, возведенного в честь восшествия Александра I на престол иснесенная в 1928 году. Конструкцию восстановили в 2011 году в архитектурномстиле ампир и ренессанс. Интересно, что решение о сносе арки принималосьгородской думой еще до Революции, однако тогда памятник удалось сохранитьблагодаря ходатайствам граждан и общественных организаций.
Ø Нерпинарий. Байкальские нерпы необычные,удивительные и забавные существа, эндемики озера Байкал, которые не обитаютбольше нигде в мире. В иркутском нерпинарии эти животные устраивают шоу дляпосетителей: играют с мячом, рисуют, танцуют и поют. Если нет возможностипонаблюдать за ними в естественной среде, то посещение нерпинария – отличныйвыход, тем более с тюленями можно сделать отличные фото.
Ø Памятник Леониду Гайдаю. Знаменитый режиссер началсвой творческий путь в Иркутске. В 2012 году неподалеку от школы, где онучился, установили памятник в его честь. Скульптурная группа состоит из фигурыГайдая в режиссерском кресле, внимательно смотрящего на Бывалого, Труса иБалбеса и создающего в этот момент одну из сцен своих легендарных фильмов.Композиция очень эмоциональная и выразительная, в точности отражающая дух егофильмов.
Ø «Тальцы». Архитектурно-этнографическийкомплекс в 40 км от Иркутска, где представлено собрание памятников XVII – XXстолетий. На его территории воссозданы четыре зоны: русская, тофаларская,эвенкийская, бурятская. Основу экспозиции составляют деревянные постройки,собранные из сел и городков области, затопленных при строительстве ИркутскойГЭС. Чтобы сохранить уникальное наследие, в 1969 году было принято решениеорганизовать музей.
Ø Иркутский областной театрюного зрителя им. А. Вампилова. История Иркутского ТЮЗа начинается всередине 1920-х годов с постановок самодеятельных коллективов «синеблузочникови театриков», 15 января 1928 года, объединённых, по решению краевого комитетакомсомола в Иркутский театр рабочей молодёжи.
Ø Ботанический сад. Ботанический сад, основанныйв 1940 году, является учебным подразделением Иркутского государственногоуниверситета. Это единственный ботанический сад в Иркутской области и во всемБайкальском регионе, включенный в Международный реестр ботанических садов мира.
Ø Музей экспериментарий. Музей Экспериментарийявляется старейшим и одним из самых крупных музеев науки в нашей стране. Онработает в Иркутске с 2005 года и расположен в Академгородке.
В общей сложности в Экспериментарии представлены около 300 интерактивныхприборов и демонстраций, созданных сотрудниками нашего музея. Также работаетпланетарий и проводятся увлекательные научные шоу, квесты и мастер-классы.
2.4 Заключительный этап.
1. Созданиестенгазеты по экскурсионным мероприятиям.
2. Фотовыставкапамятных и исторических мест с рассказом воспитанников.
3. Демонстрациявидеоролика, публикация в сети Интернет, в том числе на официальном сайтеучреждения.
4. Рефлексия.
2.5 Перспективный этап.
Планирование дальнейшейработы по ознакомлению воспитанников с историческими, памятными, культурными местамиИркутской области.
III. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
— Сформируютсяусловия для успешной социализации воспитанников в обществе.
— По окончанию проекта воспитанникирасширят свой кругозор знаний об истории создания г. Иркутска, областногоцентра Иркутской области.
— Познакомятся с историческимии памятными местами г. Иркутска.
IV. СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Учебник «Историяземли Иркутской» под редакцией коллегии: А.П. Косых; З.И. Рабецкой; Г.И.Сверлик.
2. Иркутскаяобласть (Н. Петров, А. Титков, А. Глубоцкий). – С. 526–539: карт., табл.
3. СелоЛиственичное: [Из истории пос. Листвянка Иркут. р-на] // Ваш консультант. –1998. – 21 авг. – С. 12.
4. Информационныйвестник городского музейно-выставочного центра им.: Гор. ист. чтения «Моя малаяРодина» / Сост, ; Администрация г. Шелехова. Гор. отд. культуры. Музейно-выст.центр им. – Шелехов, 1998. – Вып. 3. – [108] с.: фот. – На обл. загл.: Пойдёмныне по своему Отечеству.
5. Деньрождения Иркутской области: [Подборка ст. о праздновании дня Иркут. обл. 26сент. 1998 г.] // Аргументы и факты. – 1998. – Окт., № 42. – (Прил.: АиФ вВост. Сибири). – С. 1.
6. Краеведение Приангарья: материалы к I краеведческим чтениям, К7829–30нояб.2017 г./ науч. ред. А. Н. Гаращенко ; сост. Н.С.Пономарёва ; Иркут. обл.гос. универс. науч. б-ка им. И. И. Молчанова-Сибирского. –Иркутск: ИОГУНБ,2017.–176с
7. https://top10.travel/dostoprimechatelnosti-irkutska/