Игрушки — специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.
Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества. На протяжении тысячелетий игрушка радикально меняется.
Воспитательное значение игрушек:
¾ это обязательный спутник детских игр . — участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка .
¾ отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными .
¾ нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка .
¾ приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества .- помогают воспитанию у детей интереса к труду,,любознательности .
¾ способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей .
¾ объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий .
¾ наиболее доступное детям произведение искусства.
Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:
1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.
Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки . настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).
2.Игрушки — забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.
3.Спортивные или моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки
4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.
5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности
6.Технические игрушки: транспорт . игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.
7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки . смешанный строительный материал.
8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала . дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.
Педагогические требования к игрушке:
¾ они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду .
¾ содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования .
¾ иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций .
¾ соответствовать возрастным особенностям восприятия детей .
¾ должны быть безопасными и гигиеничными .
¾ развивать познавательные интересы, активизировать общение .
¾ приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности .
¾ пробуждать творческое воображение, изобретательность,
¾ учитывать гендерный подход.
Гигиенические требования к игрушкам:
¾ игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.
¾ воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на дефекты металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д.
¾ в ДОО игрушки должны быть соответствующим образом размещены.