Типурока: игра-соревнование.
Целиурока:
· повторить в форме занимательной игры основные разделыязыкознания;
· совершенствовать навыки анализа текста;
· закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
· обучать навыкам работы с тестами для подготовки к ЕГЭ;
· развивать интерес к предмету, логическое мышление;
· привлечь учащихся к активной познавательной деятельности науроках.
Воснове урока лежит упрощённая версия телевикторины «Своя игра», адаптированнаяк школьным условиям.
ВI раунде «Орфография» участникам предлагаются 3 темы, содержащие по 3 вопросакаждая:
1.Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
2. Морфемика. Словообразование. Орфография.
3. Морфология. Орфография.
ВоII раунде «Синтаксис и пунктуация» 2 темы, содержащие по 3 вопроса каждая:
1.Словосочетание. Простое предложение.
2. Сложное предложение.
ВIII раунде «Текст» — 2 темы, содержащие по 3 вопроса каждая:
1.Типы и стили речи.
2. Изобразительно-выразительные средства языка.
Каждый вопрос взависимости от уровня сложности оценивается 1, 2 или 3 баллами. Класс делитсяна 2 команды.
Вместо электронного табло используется доска, на которой пишутся темы всех 3раундов с цифрами 1, 2, 3, обозначающими и номер вопроса, и количество баллов.
По мере выбора учащимися темы и номера вопроса цифры зачёркиваются. Послекаждого раунда подводятся итоги.
I раунд. Орфография |
|||
1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. |
1 |
2 |
3 |
2. Морфемика. Словообразование. Орфография. |
1 |
2 |
3 |
3. Морфология. Орфография. |
1 |
2 |
3 |
II раунд. Синтаксис и пунктуация |
|||
1. Словосочетание. Простое предложение. |
1 |
2 |
3 |
2. Сложное предложение. |
1 |
2 |
3 |
III раунд. Текст |
|||
1. Типы и стили речи. |
1 |
2 |
3 |
2. Изобразительно-выразительные средства языка. |
1 |
2 |
3 |
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
Учительговорит цель урока, знакомит с условиями игры. Команды придумывают себеназвание.
II.Отборочный тур
Первойначинает игру та команда, которая правильно продолжит пословицу:
· «Не стыдно не знать, стыдно …» (… не учиться)
· «Кто грамоте горазд, тому …» (… не пропасть)
III.Темы и вопросы для игры
I раунд. Орфография
1.Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
1задание: Расположите слова в порядке уменьшения в них звуков (1 балл)
1) соль;
2) каша;
3) вечер;
4) собака
Ответ:4, 3, 2, 1.
2задание: В каком слове на месте буквенного сочетания чн звучит [шн]? (2балла)
1) конечно;
2) сердечно;
3) кирпичный;
4) личный
Ответ:1) конечно.
3задание: В каком слове верно выделена буква, обозначающаяударный гласный звук? (3 балла)
1) лгАла;
2) клАла;
3) пролИла;
4) порвАла
Ответ:2) клАла.
2.Морфемика. Словообразование. Орфография.
1задание: Какое слово пропущено в словообразовательнойцепочке: пустой – пустыня – … – пустынно? (1 балл)
1) пустота;
2) пустырь;
3) опустошить;
4) пустынный
Ответ:4) пустынный.
2задание: Найдите «третий лишний»:прервать, премия, премудрый. (2 балла)
Ответ:премия – нет приставки, в остальных случаях – -пре-.
3задание: Укажите способ образования слова собеседники(3 балла)
1)приставочный;
2) суффиксальный;
3) приставочно-суффиксальный
Ответ:3) приставочно-суффиксальный.
3.Морфология. Орфография
1задание: В каком примере есть ошибка вупотреблении собирательного числительного? (1 балл)
1)семеро иностранцев;
2) у двоих лисят;
3) обоими руками;
4) трое сапог
Ответ:3) обоими руками.
2задание: В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущенабуква и? (2 балла)
А. солом…нка;
Б. подчёрк…вать;
В. усидч…вый;
Г. затм…вать
1) А, Б, В, Г;
2) Б, Г;
3) А, Б, В;
4) А, В, Г
Ответ:3) А, Б, В.
3задание: Укажите верную морфологическую характеристику словапомогающего. (3 балла)
1)действительное причастие;
2) страдательное причастие;
3) деепричастие;
4) существительное
Ответ:1) действительное причастие.
II раунд. Синтаксис и пунктуация
1.Словосочетание. Простое предложение
1задание: В каком словосочетании неправильновыделено главное слово: читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада? (1балл)
Ответ:наша бригада.
2задание: Укажите способ связи слов всловосочетании незнакомых тебе. (2 балла)
1)согласование;
2) управление;
3) примыкание
Ответ:2) управление.
3задание: Укажите правильное объяснение постановки запятой илиеё отсутствия в предложении: Пушкин познакомился с Далем в начале 30-х годовXIX века ( ) и с восторгом встретил выход в свет его книги «Русскиесказки». (3 балла)
1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая;
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая;
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна
Ответ:3)
2.Сложное предложение
1задание:В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на местекоторых в предложении должны стоять запятые? (1 балл)
Мужество(1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой (4) люди совершаютпрекрасные дела.
1)2, 4; 2) 2,3; 3) 3,4; 4) 2;
Ответ:4).
2задание: Какой знак нужно поставить в данномпредложении на месте скобок? (2 балла)
Вставатьему не хотелось ( ) в избушке было очень холодно и сыро.
1)двоеточие;
2) тире;
3) запятая;
4) точка с запятой
Ответ:1) двоеточие.
3задание: Укажите правильное объяснениепостановки запятой или её отсутствия в предложении: В детстве происходят самыеневероятные события ( ) и снятся самые яркие сны. (3 балла)
1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая нужна
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна
Ответ:4)
III раунд. Текст
1.Типы и стили речи
1задание: В каком типе текста утверждается илиопровергается какая-нибудь мысль? В нём выделяются 3 части: а) тезис –основное утверждение, чётко сформулированная мысль;
б) доказательство, аргументы, подтверждающие тезис; в) вывод, вытекающий издоказательства (заключение). (1 балл)
1)Описание
2) Рассуждение
3) Повествование
Ответ:2) рассуждение.
2задание: Определите тип и стиль речиданного текста:
Степямипринято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью,развившейся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностьюк недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов,которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедическогословаря). (2 балла)
1)Научный стиль, описание
2) Художественный стиль, повествование
3) Публицистический стиль, рассуждение
Ответ:1) Научный стиль, описание.
3задание: Определить стиль, тип текста. Найдитепредложения с пунктуационными ошибками:
Воти лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячиеветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. Выедете по зелёной, испещрённой тенями, дорожке; большие жёлтые мухи неподвижновисят в золотистом воздухе… (По И.С.Тургеневу) (3 балла)
Ответ:стиль – художественный,
тип речи – описание.
пунктуационные ошибки:
1) не выделен запятыми сравнительный оборот «как боец»;
2) неправильно поставлена запятая между причастным оборотом «испещрённойтенями» и определяемым словом «дорожке», стоящим после причастного оборота.
2.Изобразительно-выразительные средства языка
1задание: Какое средство выразительности использованоЕсениным в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога»:
1.О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
2.Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к овсяному двору… (1 балл)
1)Аллегория
2) Гипербола
3) Олицетворение
Ответ:3) Олицетворение.
2задание: Укажите название стилистического приёма,который использует К.Д.Бальмонт в стихотворении «Я – изысканность русскоймедлительной речи».
Я– внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
1)Анафора, 2) Инверсия, 3) Эпифора.
Ответ:1) Анафора.
3задание: Какие средства выразительности используютсяв данном тексте? (3 балла)
Алес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь… «Что сделаю я длялюдей!?» – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь ивырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко,как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великойлюбви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая,пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.
(М.Горький).
Списоктерминов:
1)Гипербола 6) Оксюморон
2)Литота 7) Градация
3)Сравнения 8) Однородные члены предложения
4) Олицетворения 9) Обособленные определения
5)Эпитеты 10)Назывные предложения
Ответ:1, 3, 4, 5, 7, 8, 9.
IV.Подведение итогов игры. Выставление оценок
Участникиигры могут сами оценить выступление своих товарищей.
V.Обсуждение игры можно провести в письменной форме:
1.Понравился ли урок-игра «Готовимся к ЕГЭ»?
2. Какие задания были лёгкими?
3. На какие вопросы ты затруднялся ответить?
VI.Заключительное слово учителя
– Дорогие ребята! Сегодняна уроке мы с вами потренировались в выполнении заданий по основным разделамязыкознания. Желаю вам успехов в сдаче предстоящего единого госэкзамена. Нашурок мне хотелось бы завершить словами русского филолога, академика ВиктораВладимировича Виноградова:
«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитиечутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, егостилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье исамая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни итворческой деятельности».