Интерактивныйурок «Даты и числа из истории Москвы»
Цели урока:
· Образовательные:
— выявить знания детей опрошлом и настоящем столицы нашей Родины-Москве;
— расширить знания детейпо данному вопросу;
— отработатьвычислительные навыки, умение систематизировать, обобщать и выбирать нужныйвариант ответа.
· Развивающие:
— развитие мыслительныхопераций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений,конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала;
— развитие зрительнойпамяти, развитие речи учащихся, потребности к самообразованию, развитие интересак изучаемым предметам;
— способствовать развитиютворческой деятельности учащихся.
· Воспитательные:
— воспитание таких чувствкак любовь к Родине, гордость за славное прошлое нашей столицы;
— воспитаниепознавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу,взаимопонимания, уверенности в себе;
— воспитание культурыобщения.
План урока:
1. Вводнаябеседа учителя.
2. Историческийэкскурс
3. Заочныепутешествия:
a) Устныйсчет: «Даты и числа из истории Москвы»
b) Интересныечисла их истории Кремля:
· исторический экскурс
· путешествие «интересные числа из историиКремля»
4.Физкультминутка.
5. Викторина:«Знаю ли я Москву?»
6.Подведениеитогов заочного путешествия по Москве.
7. Задание на дом.
8.Рефлекия
1. Вводнаябеседа учителя (1слайд)
Москва была до летописных слов
Где в первый раз ее возникло имя,
До той строки:
«Приди ко мне в Москов»
Она дымилась избами курными
На всех семи холмах,
Над чистотой речной воды,
В разливах терпкой хвои…
Москва была до летописи той-
Да не была она ещесобою.
Здравствуйте,наш урок я начала со стихотворения Станислава Золотцева. Определите темустихотворения (история Москвы)
Чтосвязанное с математикой мы можем найти в летописях? (Даты из истории)
А даты эточто такое? (Числа)
А теперьдавайте объединим все ответы и попробуем сформулировать тему нашего урока:
(Даты ичисла в истории Москвы.)
Какихцелей нам сегодня нужно добиться? ( узнать больше об истории Москвы)
Что намможет в этом помочь?( математика)
Давайтевспомним, что мы изучали на прошлых уроках. (Десятичные дроби)
-Какиедроби называются десятичными?
-Какиедействия с десятичными дробями мы изучили? (Сложение, вычитание)
-Какправильно сложить десятичные дроби?
-Какправильно вычесть?
Сегодняна уроке мы будем решать задачи, примеры. Используя свои знания десятичныхдробей, мы будем знакомиться с историей столицы нашей Родины. Ей и будетпосвящён наш урок. (2слайд)
Открываемсвои тетради, записываем число. Сегодня 16ноября. Классная работа.
— Знаем ли мы Москву? Ида, и нет.
Да, потому, что многочитали, видели, слышали.
Нет, потому, чтоМосква-это увлекательнейшее путешествие в ближние и дальние пласты истории.
Начало Москвы окруженосказаниями, легендами…
2. Исторический экскурс. (3слайд)
1-ыйученик: Ехал Великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий, со своею дружиноюиз славного города Киева в город Владимир. Дорога шла через дремучие леса,топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у неготри головы, шерсть пестрая, многих цветов. В изумлении остановились князь и егоспутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял втумане. Вместе с Великим князем ехал ученый грек-предсказатель. И спросил егоЮрий Долгорукий :
-Чтознаменует собой явление чудесного зверя?
Предсказательрастолковал это так:
-Встанетпо близости сих мест град превелик, треуголен, и распространится вокруг негоцарство великое. А пестроты шкуры звериной, значат, что сойдутся сюда народыразные и сбудется явление ныне тебе знамение».
Это сказка, но с большим смыслом. Ведьсбылось знамение – вырос великий город.
2-й ученик: «Летописьрассказывает, что четвертого апреля восемь с половиной веков назад, встретилисьв новом городе князья, держали они в Москве военный совет. Юрий Долгорукий далсвоему гостю « обед силен». С первого летописного упоминания люди началисчитать ее возраст, а князя Юрия Долгорукого по праву называют основателемМосквы.
3. Заочныепутешествия. (4слайд)
Давайтесовершим небольшое путешествие по Москве. Оно, правда, будет не совсем обычным:без определенного маршрута, конкретного направления. Мы можем «перепрыгнуть» издесятилетия в десятилетие, «кружить» по городу от дома к дому, не обращаявнимания на их местонахождение, поскольку цель нашей прогулки – Москва винтересных числах.(5 слайд)
Неттебе на свете равных,
СтародавняяМосква!
Блескомдней вовеки славных
Будешьты всегда жива!
Град,что строил Долгорукий
Посредиглухих лесов,
Вознеслилюбовью внуки
Вышепрочих городов!
В.Брюсов
а) Устный счет: «Даты и числа изистории Москвы». Давайте посчитаем устно. (6 слайд)
Задание 1.(7слайд)
Древнеесказание о Москве начинается так: «Кто думал — что Москве царством бытии, и ктоже знал, что Москве государством слыти?» Но забыл летописец отметить, когда жеМосква стала центром государства, объединив все княжества? Помогите ему, если известно,что век-это сто лет. век же, в котором произошло данное событие, обозначаетсядвузначным не четным числом, которое одновременно делится на три и на пять и неявляется наименьшим в ряду данных.
Ответ 15век
Задание2 (8слайд)
Венецианский«Муроль» (архитектор) Аристотель Фьораванти- автор одного из знаменитыхсооружений Московского Кремля – Успенского собора, отстроенного на местестарого, у коего рухнули своды.
Отгадайте год постройки собора, Еслиизвестно, что первое число меньше второго на 3, четвёртое число больше второгона 5, а третье – меньше четвёртого на 2 (как и у всех четырёхзначных чисел,обозначающих год первая цифра равна единице.)
Ответ: 1479 год.
Задание 3 (9слайд)
Вековой Кремлевский сон охраняют со всех сторонстражи– башни. Их удел, чтобы враг не посмел вторгнуться в их пределы. выполниввычисления, вы узнаете приблизительную высоту некоторых башен кремля.
Наше третье задание мы выполним по группам. Укаждого из вас на столах лежат задания. (приложение 1)
б)Заочное путешествие «Интересные числа из истории Кремля»
3-й ученик: Кремли-кремники-древнерусскиекрепости — сохранились во многих городах. Кремль на Боровицком холме ЮрийДолгорукий отстроил девять лет спустя, т. е. в 1156году, укрепив его глубокимрвом и земляным валом. Год от года разрасталась и богатела крепость над рекойМосквой. В 1339году князь Иван Калита отстроил стены и башни Кремля из дуба. В1367году Дмитрий Донской облюбовал белый известняк, что хранился в Московскойземле в память о море, покрывавшем ее миллионы лет назад. Из нее и выстроилМоскву Белокаменную.
А в конце 15века, когда стала Москва столицей Русскогогосударства, великий князь московский Иван 3 пригласил лучших зодчих, чтобысделать ее торжественной и прекрасной. тогда и возведены были красные зубчатыестены, стройные башни и знаменитые кремлевские соборы. (10слайд)
Давайтевспомним некоторые интересные числа из истории Кремля.(11слайд)
· Какой год считают годом основания Москвы(1147)
· На скольких холмах расположена Москва? (насеми)
· Что называют сердцем города? (Кремль)
· Сколько башен в Кремле (20башен)
4-й ученик: Оченьинтересны башни Тайницкая и Угловая Арсенальная. А интересны тем, что внутри уних находится тайник-колодец, в котором была родниковая вода. В старину, когдана Москву совершались частые набеги, жители прятались в подземелье Кремля. Тамони оставались иногда очень долго. В подземельях были запасы продуктов, а заводой ходили к этим колодцам. Но в Тайницкой башне есть еще одинтайник-подземный ход к Москве-реке.
o Сколько же башен Кремля имеют тайник? (двебашни)
· Какая башня Кремля самая главная? (Спасская)
· А как называются часы на Спасской башне?(Куранты)
· Через какое время куранты отбивают точноевремя? (Через 15минут)
· Сколько колоколов в Курантах?(11колоколов)
· На скольких башнях горят рубиновые звезды?(на 5башнях Спасской, Никольской, Троицкой и Водовзводной)
· Каков размер этих звезд?(4м)
· Какова высота Царь-колокола?(6м 14см)
· Что вы знаете о памятнике- Царь-пушке?(никогда не стреляла)
Края Москвы, края родные,
Гдена заре цветущих лет.
Часыбеспечности я тратил золотые,
Незная горести и бед… А.С.Пушкин
(12 слайд)
5-й ученик:
Городчудный , город древний
Тывместил в свои концы
Ипосады, и деревни, И палаты , и дворцы!
Опоясанлентой пашен,
Весьпестреешь ты в садах
Сколькохрамов, сколько башен
Насеми твоих холмах!
КтоЦарь-колокол подымет?
КтоЦарь-пушку повернет?
Шляпыкто, гордец, не снимет
Усвятых в Кремле ворот? Ф.Глинка
4. Физкультминутка.
А теперьребята встали!
Быстро рукивверх подняли,
В стороны,вперед, назад, Повернулись вправо, влево
Тихосели-вновь за дело!
5. Викторина: « Знаю ли я Москву?» (13слайд)
(14-18 слайды Задания выполняются трислайда у доски, один на месте)
А теперь открываем учебники на странице50, решаем задачу номер 268
6. Вот и завершилось наше «путешествие поМоскве. Мы узнали много интересных дат и чисел из истории Москвы.(19 слайд)
-Чтовам особенно понравилось?
Задаютсявопросы по итогам этого путешествия:
а)Что означает слово «Москва»?
Накакой из Кремлевских башен находятся куранты?
Каковвес Царь-пушки?
Укаких московских часов длина минутной стрелки составляет 3метра 27 см?
Гденаходится Лобное место?
Длячего оно служило?
Мытакже повторили правила сложения и вычитания десятичных дробей.
Чтоособенно понравилось на нашей необычной экскурсии ?
7. Задание на дом:повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей.
8.Рефлексия (20слайд)
Наваших столах есть смайлики. Поднимите мне смайлик, которые выражают вашиэмоции.
Приложение1
Троицкая башня
44,4+38,8
-17,1
+25,8
-11,9
Никольская башня
43,3+50,6
-15,5
+6,2
-14,2
Комендантская башня
38,7+17,45
-15,6
+3,8
-3,1
Спасская башня
4,5+15,5
-3,4
+60,3
-5,9
Кутафья Башня
5,6+33,7
-21,2
+4,5
-9,1
Боровицкая башня
7,3+71,2
-9,2
+11,6
-30,85
Тайницкая башня
6,3+18,2
-10,5
+30,4
-6
Царская башня
55,6+14,7
-13,5
+27,3
-67,4
Сенатская башня
15,6+23,4
-14,5
+44,8
-35
Комендантская башня
38,7+17,45
-15,6
+3,8
-3,1
Боровицкая башня
7,3+71,2
-9,2
+11,6
-30,85
Сенатская башня
15,6+23,4
-14,5
+44,8
-35
Какойгод считают годом основания Москвы 1147
Наскольких холмах расположена Москва? на семи
Чтоназывают сердцем города? Кремль
Сколькобашен в Кремле 20башен
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
…Москва была до летописных слов,
Где в первый раз ее возникло имя,
До той строки:
«Приди ко мне в Москов…»
Она дымилась избами курными
На всех семи холмах,
Над чистотой речной воды,
в разливах терпкой хвои…
Москва была до летописи той –
Да не была она еще собою.
С. Золотцев -
2 слайд
Тема урока : «Даты и числа из истории Москвы»
Ознакомление с новым назначением
Изучение нового окружения
Знакомство с новыми коллегами -
3 слайд
Князь Юрий Долгорукий
-
4 слайд
стр. 70-71
– Рассмотрите карту Кремля. Здесь хорошо видны старые и новые кремлёвские строения, огороженные кремлёвской стеной.
– Рассмотрите оборонительные сооружения Кремля. Сколько башен содержат эти стены?
– У каждой башни своя история и своя судьба. Давайте послушаем разговор кремлёвских башен. -
5 слайд
Нет тебе на свете равных
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов -
6 слайд
Устный счет :
«Даты и числа из истории Москвы» -
7 слайд
Задание 1.
Древнее сказание о Москве начинается так: «Кто думал — что Москве царством бытии, и кто же знал, что Москве государством слыти?»
Но забыл летописец отметить, когда же Москва стала центром государства, объединив все княжества?
Помогите ему, если известно, что век-это сто лет. Век же, в котором произошло данное событие, обозначается двузначным не четным числом, которое одновременно делится на 3 и на 5 и не является наименьшим в ряду данных. -
8 слайд
Задание2.
Венецианский «Муроль» (архитектор) Аристотель Фьораванти- автор одного из знаменитых сооружений Московского Кремля – Успенского собора, отстроенного на месте старого, у коего рухнули своды.
Отгадайте год постройки
собора, если известно, что первое число меньше второго на 3, четвёртое число больше второго на 5, а третье – меньше четвёртого на 2( как и у всех четырёхзначных чисел, обозначающих год первая цифра равна единице.) -
9 слайд
Задание3.
Выполните вычисления. -
10 слайд
– Какая же из вас, башен, самая старейшая?
–Я, – гордо ответит Тайницкая башня, – меня мастера первой руки построили. В 1485 году.
– А самая молодая?
– Конечно же, я – Царская башня, мне ещё и трёх сотен лет нет.
– А самая высокая?
– Я – Троицкая башня, я – башня-великан. Рост мой – восемьдесят метров. -
11 слайд
Интересные числа из истории Кремля
Сколько же башен Кремля имеют тайник?
Какая башня Кремля самая главная?
А как называются часы на Спасской башне?
Через какое время куранты отбивают точное время?
Сколько колоколов в Курантах?
На скольких башнях горят рубиновые звезды?
Каков размер этих звезд?
Какова высота Царь-колокола?
Что вы знаете о памятнике- Царь-пушке? -
12 слайд
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед…
А.С.Пушкин -
13 слайд
Викторина
«Знаю ли я Москву? -
14 слайд
Кто является основателем Москвы?
24,3-13,5+15,2-12=18 — Петр
14 — Юрий Долгорукий
16 — Иван Калита -
15 слайд
Как называется древнейшая часть Москвы?
38,7-21,1+3,4-6=15- Кремль
27-Зарядье
12- Красная площадь -
16 слайд
Какие площади находятся в Кремле?
35,6-1,5+87,6-5,7=120 — Красная
116 — Ивановская, Каляевская и Соборная
179 — Красная и Триумфальная -
17 слайд
При каком московском князе кремлевские стены были впервые возведены из камня?
47,3-15,6+38,8-4,5=28 – При Юрии Долгоруком
97 – При Андрее Боголюбском
66 – При Дмитрии Донском -
18 слайд
Сколько башен у Кремля?
88,5-15,6+21,7-24,6=60 – 15башен
70 – 20башен
31 – 27башен -
19 слайд
Итог урока
Что означает слово «Москва»?
На какой из Кремлевских башен находятся куранты?
Каков вес Царь-пушки?
У каких московских часов длина минутной стрелки составляет 3метра 27 см?
Где находится Лобное место?
Для чего оно служило?
Как сложить десятичные дроби?
Как вычитать десятичные дроби?
Что вам особенно понравилось? -
20 слайд
Приложение
-
21 слайд
Спасибо за урок!