Ход урока
1.Организация класса. Эмоциональный настрой
-Приветствиегостей.
Мырады приветствовать Вас в нашем классе,
2. Сообщение темы урока
-Сегодняу нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
— Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такойисследователь?
«Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергатьнаучному изучению».
-Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.
-Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.
3. Чистописание
— Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будемсегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчкеданного поля. ( слайд 3)
к |
н |
о |
р |
ы |
ч |
м |
и |
ю |
й |
ц |
в |
к |
а |
п |
р |
д |
б |
г |
щ |
у |
ы |
ч |
т |
к |
э |
я |
з |
х |
ф |
ъ |
о |
д |
ж |
к |
е |
— Верно, сегодня повторим написание буквы К. ( слайд 4)
-Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
4. Сообщение темы урока
-А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд изсловарных слов
5.Словарная работа
(1ученик на доске, остальные в тетрадях)
Приятныйвнешний вид.
Хозяйственныепредметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.
Произведениеживописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.
Специалист,который преподает какой-либо учебный предмет в школе
Тонкаяпалочка графита, вделанная в деревянную оболочку.
Последнийосенний месяц.
-Какое слово получилось в вертикальном столбике?
— Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?
6.Работапо теме урока
1 этап.
Чтотакое корень? Какие бывают корни? (слайд 6)
Сценка (инсценировка)
— Послушайте сказку и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня
на уроке.
Встретилисьоднажды корень куста и корень слова.
—Здравствуй,— говорит один, — я корень, а ты кто?
—Ая тоже корень, — отвечает другой.
—Яв земле живу, — сказал первый. — А ты где живёшь?
—Ая живу в словах, — ответил второй.
—Ну какой же кореньможет жить в словах!? — усмехнулся первый. — Вот я корень так корень! Посмотри:от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины илиорешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
—Не хвастайся, — отвечаетс улыбкой второй. — От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастаютценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разныхслов выросло только из одного корня зуб (зуб, зубной, зубастый. зубочистка).
—Подумаешь! — не унимаетсяпервый. — Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусныефрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
—А без слов, которые отменя вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже иназвать-то нельзя! — не сдаётся второй.
Услышалиих спор люди и говорят:
— Не спорьте, друзья, оба вынам необходимы. Нужны нам и такие
корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие,
от которых новые слова вырастить можно.
Как у всех веток одного кустаесть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень— общая для всех часть, от которой все они произошли.
— Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
(О корне, однокоренных словах.)
Посмотреть в толковом словаре лексическоезначение слова корень. Стр.153
Ас каким корнем мы будем работать на уроке?
Давайтеразберемся, почему корень это значимая часть слова
-А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назадвстретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово (ХОД)
.Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это иговорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.
Посадилилюди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй,третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но исвоё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( слайд 7)
Догадайтесь,какие слова выросли на этом дереве.
(Щелчок появляются однокоренные слова)
-Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
-А попробуйте прочитать только корень.
-Вы поняли, что означает это слово?
-А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
-Ясен ли смысл слов?
-Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?
-Правильно, корень – это главная значимая часть слова. В корне заключён смыслслова. От него “растут” другие слова.
-Дополним схему. Корень – это …
-При помощи какого значка выделить корень в слове?
— Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) — после этогощелчок и над словами появляется корень
— Дополним схему. Что такое корень?
Подведём итог первого исследования
Что же такое корень слова?
Учебник стр.74.Прочитайте вывод.
2 этап
Работа с учебником( слайд 9)
Продолжаем исследовательскую работу.
Учебник стр. 74 №130 (текст на учебном диске Русскийязык 3класс)
Работапо заданию (фронтальная)
1 Прочитайте текст
Осиновыйлес. Иду сквозь лесной осинник. Хороши молодые осинки! Рядом осины постарше.Под деревьями я вижу грибы. Это подосиновики.
2Найдите однокоренные слова . Как вы их определили?
Объяснителексическое значение каждого из этих слов.
3Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень.(Самостоятельнаяработа)(1человек у доски)
Фронтальная проверка.
Проанализируйте действия, которые мы сейчас с вамивыполняли , чтобы найти корень слова, и попробуем составить алгоритм «Как найтикорень слова»
Составляется алгоритм: (слайд10)Учитель вывешивает таблички на доску.
1.Определить значение слова.
2.Подобрать родственные слова.
3.Найти общую часть – корень.
Работа в группах (каждой группе раздаются листы-А4 сродственными словами)
1 группа:
Лес,лесок, лесной, лесник.
Цвет,цветок, цветной, цветник.
2 группа:
Лётчик,самолёт, полёт.
Ледяной,ледовый, лёд.
3 группа:
Сад,посадка, посадил.
Род,родители, родил.
4 группа:
Ходит,выходка, ходы.
Трудовой,трудись, труды.
5 группа:
Ёж,ежонок и ежиха,
Слон,слонёнок и слониха,
6 группа:
Грач,грачонок и грачиха,
Лис,лисёнок и лисица.
Тигр, тигрёнок и тигрица,
Проверка:
Выделимкорень на листах. (По 2 ученика от каждой группы у доски защищают своё решение.)
-Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?
Оценкакласса
Физминутка.Игра «Собери семью слов, определи корень». (слайд 13)
Предлагаю вам поиграть в игру. У каждого из вас лежит на столе карточка-слово, прочитайтеего.
Прошувыйти к доске «Царя». Наша задача назвать корень. Что надо сделать, чтобы найтив слове корень? (Определить лексическое значение, подобрать однокоренные слова,выделить общую часть)
Прошувыйти детей, у которых на карточках записаны однокоренные слова к слову «царь».Докажите что все слова однокоренные.
(Выходятдети, у которых карточки со словами: царица, царевна, царевич, царский,царство, царствовать.(7 слов)
Прошувыйти к доске ученика со словом «Кипятильник».
Атеперь однокоренные слова к данному слову.
(Кипячёный,кипяток, вскипеть.)(4слова)
Назовитекорень в этих словах.
Повар,(вареник, варенье, поварёшка, варит)( 5слов)
Белый,(беленький, , белизна, белила, побелка, белить.)(6слов)
Бельё (бельевой) (2 слова)
Белка(белочка, беличий, бельчонок) (4 слова)
Солёный,(соль, засолка, посолить, пересолить)(5слов)
Соловей, (соловьиная, соловушка) (3слова)
Солист (сольный ,солировать, соло) (4слова)
Помогла ли игразакрепить алгоритм «Как найти корень слова»
Продолжимисследование.
Усложняемзадание
Дано только однослово «берёза» . Выделите в нём корень.
Работа поалгоритму
1 лексическоезначение
2 подбираемродственные слова
Береза, березонька, берёзка, подберезовик, березняк. (слайд 11)
(1 человек удоски)
Проверка (щелчок) (слайд 12)
Вывод
Сравним результатыисследовательской деятельности с выводами в учебнике.
Чтениеправила на странице75.
Этап 3
7. Закрепление изученного
На доске:
Прочитайте цепочку слов. Найдите лишнее.Выделите корень в однокоренных словах.
1 Час, часок,часовщик, часть
2 Нос, носильщик, носик,носатый.
3 Морозный,холодный, мороз, морозить.
4 Вода,водный, водичка, водить.
5 Смелый,храбрый, смелость, смельчак.
6 Соринка,сор, сорвал, насорил.
Проверка(слайд 20)
— Что наблюдали в этом задании?
-Почему эти слова не будут однокоренными?
— Назовите два признака однокоренных слов.
стр.74упр.131
Рефлексия(слайд 27)
-На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мыможем узнать на следующих уроках?
-Давайте оценим наш урок и нашу работу.
На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые имбольше подходят к окончанию урока).(Показ смайликов)
1.Урокполезен, всё понятно. Зеленый цвет
3.Ещёпридётся потрудиться.Желтый
4.Да,трудно всё-таки учиться! Красный
Домашнеезадание:(слайд 28)
учебникстр. 74,75 правила наизусть ,упражнение 133,
еслиосталось,то упр.131
Самостоятельнаяработа(слайд 21)
.
Тест «Однокоренные слова»
Выбери правильный ответ и обведи егокружком.
Кореньпередаёт… (слайд 22)
а) основное значение родственных слов
б) название предметов
в) название признаков предметов
Однокоренныминазываются слова .. (слайд 23)
.
а) с похожим значением;
б) сходные по смыслу и имеющие общуючасть — корень;
в) с похожим звучанием и общим смыслом.
Какиеслова являются родственными? (слайд 24)
а) старик, старый, старт
б) чистый, чистюля, чистка
в) гладить, глядеть, гладильщица
4.Укажи корень данных родственных слов. (слайд 25)
Здоровье, здоровый, выздороветь
а) – здор –
б) – здоров –
в) — здоро –
— Самопроверка.(слайд 26)
Дополнительно
Закрепление изученного
Работас карточками ( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания,дети могут выбрать карточку любого уровня)
Проверкавыполнения групповой работы (Группы 3 и 4 сверяют выполнение задания по ответу, написанному на карточке.
Проверка выполнения задания гр. 1 и 2.)