Муниципальноеказенное дошкольное образовательное учреждение
«Детскийсад № 10» г. Пласта
—————————————————————————————-
457020,Челябинская область, г. Пласт, ул. Титова, 5А
Тел.8(35160) 2-18-12, e—mail: mkdouv10svetlyachok@mail.ru,
Веб-сайт: http://ds10plast.ru
НОДпо формированию звуковой культуры речи
Тема:
Звуковая культура речи звук «з».
Вгости к комарику.
Воспитатель:Нецветаева Т. В.
Цель: упражнятьв чётком произношении звука «з»; учить отчетливо произносить мягкий звук «з»(зи, зя) и твердый (за, зу); закрепить произношение звука «з» в словах ифразах.
Программныезадачи:
1.Образовательные:
Упражнятьдетей в произношении звука «з», в слогах и словах; учить произносить звук «з»твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
2.Развивающие:
Развиватьфонематический слух: учить различать на слух и называть слова, содержащие всебе этот звук, развивать речевое внимание.
Развиватьдиалогическую и монологическую речь.
Развиватьмоторику речевого аппарата, слуховое восприятие; уточнить и закрепитьартикуляцию звука «з»;
Совершенствоватьинтонационную выразительность.
3.Воспитательные:
Воспитыватьзвуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитыватькультуру общения.
Воспитыватьлюбовь к природе.
Предварительная работа:
Предварительноечтение произведений К. И Чуковского «Краденое солнце», «Муха – Цокотуха», «Краденоесолнце» прочитать дома с родителями отрывок из сказки. Прослушивание песенки«Как у наших у ворот».
КонструкторЛего, строительным конструктор- игра Зоопарк.
Материали оборудование:
Демонстрационный материал:ноутбук, демонстрационная доска; картинка языка, маска медведя, маска комара, записьпесенки «Весёлая песенка». Выставка книг К. И. Чуковского. Картинки кпроизведению «Краденое солнце. «Чудесный мешочек» с игрушками- животными.
ХодНОД:
1.Вводнаячасть.
Звучитпесенка «Весёлая песенка» (звучит 1 куплет)
(детизаходят в музыкальный зал, здороваются с гостями).
-Дети,посмотрите на экран, куда мы попали? (лес)
-Что-тоя слышу, давайте вместе послушаем. (комарик прилетел)
-Ребята,комарик хочет подружиться с нашим язычком, сегодня мы будем учиться произноситьзвук «з».
-Агде же ваши язычки?
2.Основная часть.
1. Артикуляционнаягимнастика.
— Мыс вами, сейчас сделаем гимнастику язычка, чтобы он был гибким и хорошо мог проговариватьзвуки.
Сказка для язычка.
«Язычоксидел дома и решил, подружиться с ребятами, выглянул из окна.
Посмотрелвверх, потом посмотрел вниз, а затем снова вверх. (показ язычка,дети повторяют)
Иувидел яркое солнышко. Язычок очень обрадовался и улыбнулся.
Упражнение«Улыбка» (удержать губы в улыбке, не показывая зубов).
Вышелна прогулку и побежал, поскакал быстро- быстро.
Упражнение«Лошадка» (показ).
-Молодцы!
—Простите,а вы любите петь? (поинтересовался комарик).
-Конечно, конечно– закивали дети.
-А, мы- комарики, хорошие певцы. Песнинаши красивые и звонкие и запел «З-з-з». «З-з-з» — попробовал Язычок. СначалаЯзычку было трудновато, ведь песенка комара ему была незнакома, но потом оннаучился. А не хотите ли вы спеть песенку комара? Давайте попробуем потихоньку«З-з-з». (воспитатель напоминает, что при пениипесенки губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки иподуть, но при этом включим голос. Вот так з-з-з-з).Детипробуют петь песенку. Хоровые и индивидуальные пения (5-6 человек по желанию).
— Ребята! А ведькомарики тоже бывают разные и большие, и маленькие. Вот большой комар поёттакую вот песенку: «Зу-зу-зу». Повторите со мной. Дети повторяют вместе своспитателем. А маленький комарик поёт вот такую песенку: «Зи-зи-зи». Повторитесо мной. А теперь, кто хочет спеть песенку большого комара или маленького? Детипо очереди поют песенку большого и маленького комарика, при этом держат картинубольшого комара и маленького, в зависимости, чью песенку поют.
(повторяют3 раза, после показа воспитателя, тренируется сила голоса
— Послушайтедети, наш комарик придумал интересную песенку.
Воспитатель проговаривает чистоговорку:
«ЗА – ЗА – ЗА – прилетела стрекоза» (весело)
-Давайте и мы исполним веселую песенку комарика
(детихором и индивидуально повторяют чистоговорку)
«ЗУ– ЗУ – ЗУ – вы поймали козу» (удивлённо)
«ЗЯ- ЗЯ- ЗЯ — шалить нельзя» (воспитатель предлагает повторить чистоговорку сначала мальчикам,потом девочкам и индивидуально).
Комарику очень понравилось,как вы поете. Поиграем, чтобы не забыть, какпоется песенка комара.
2.Подвижная игра «Медведь икомары» (физминутка)
Сейчас, Тима, будет медведем, а мыкомариками. Гулял медведь по лесу, гулял, устал. Сел на пенек и уснул. А тут наполяну прилетели комары и запели свою песенку и летали, что медведь проснулся изахотел поймать комаров (Медведь бежит за комарами, а они улетают от него исадятся на стульчики).
3.Работа над стихотворением.
Комарикнам принёс книгу К. И. Чуковского «Краденое солнце»
(воспитательпоказывает в книге картинку про крокодила)
Воспитатель:
-Давайтевспомним, что крокодил проглотил? (солнце), и стало темно и страшно.
-Что сделали птицы и звери? (заплакали, заревели)
Акрокодил злодей веселился.
Итогда на помощь пришёл медведь (показ иллюстрации по книге).
— Послушайте отрывок:
«Нестерпел медведь,
Заревел медведь,
Ина злого врага
НалетелМедведь.
Ужон мял его и ломал его:
«Подавай сюда
Нашесолнышко!»
ИспугалсяКрокодил.
Завопил,заголосил.
Аиз пасти из зубастой
Солнцевывалилось…»
(воспитательделает акцент на выделенных словах, побуждая детей проговаривать эти слова вместес ним, повторяют 1-2 раза слова со звуком «З»)
-Какие вы услышали слова со звуком «З»?
-И так, мы произнесли слова со звуком З —
заревел,заголосил, завопил, зубастой.
«Засиялосолнце, звери и птицы обрадовались
Изакричали:
«Здравствуйсолнце золотое!»
— Как, они закричали? (громко и радостно)
-Давайтеи мы произнесём это предложение радостно.
«Здравствуйсолнце золотое!»
(Ответыхоровые и индивидуальные 3- 4 раза)
3.Пальчиковаягимнастика: «На поляне дом стоит»
Наполяне дом стоит,
Путьк нему пока закрыт.
Мыворота открываем,
Вэтот домик приглашаем.
4.Игра «Чудесный мешочек»
(Заяц,таз, зебра, обезьяна, коза, змея- игрушки по количеству детей)
-Нужнодостать игрушку, назвать и определить, присутствует ли в этом слове звук «з».
-Классификация-что лишнее? Почему?
-Акакие вы знаете слова со звуком «з»?
-Молодцы!
7. Итогзанятия.
-Детис каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук «з»)
Училисьпроизносить правильно слова и предложения. Дети любите книжки и читайте вместес родителями. Будьте всегда умными и добрыми.
Комарикпринёс вам угощения, ему очень понравилась с вами заниматься.