Конспект открытого урокапо литературному чтению во втором классе.
Тема: Н. Носов«Затейники».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова«Затейники».
Задачи:
Обучающая:
— отрабатывать навыкибеглого сознательного и выразительного чтения; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; находить втексте конкретные сведения, факты; сопоставлять пословицы и поговорки, схожие ксодержанию текста; умение высказывать собственное мнение.
Развивающая:
— продолжить формированиенавыков самостоятельной работы с учебником, отрабатывать активное умениеслушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случаенесогласия с выступающим, умение работать в парах, группах, развивать память,логическое мышление, речь учащегося.
Воспитывающая:
— создавать условия длявоспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг кдругу; воспитывать трудолюбие на примере биографии писателя.
УУД:
Познавательные УУД:
— умение самостоятельно ипроизвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение,извлечение необходимой информации из прочитанного текста, осознание главноймысли текста.
Личностные УУД:
— оценивание усваиваемогосодержания, исходя из социальных и личностных ценностей, осознание через чтениехудожественного произведения основные ценности заимоотношений (взаимопомощь,взаимовыручка)
Регулятивные УУД:
— формировать умениепостановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, через приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать результаты своих действий идействий других учащихся.
Коммуникативные УУД:
— умение достаточнополно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиямикоммуникации;
— владение монологическойи диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическиминормами родного языка.
Оборудование:учебник по УМК «Школа России», карточки для работы в парах, портрет Н. Н.Носова, мультимедиапроектор, книги с иллюстрациямипроизведений Н.Носова.
Формы работы учащихся:фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.
Ход урока.
1.Организационный момент
Посмотрите ребята нанаших гостей, улыбнитесь им, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Посмотритена меня, улыбнитесь мне, я улыбаюсь вам. Начнем урок с хорошего настроения, каку нашего Солнышка.
Солнышко подарило мневолшебную шкатулку с жетончиками. Эти жетончики получат те ребята, которые будут активно работать на уроке и давать правильные ответы.
Сегодня на уроке нас ждетважная работа, с которой мы обязательно должны справиться.
Для начала разгадаем шифр.Нужно зачеркнуть символы и выписать только буквы. У вас получится поговорка.
№?Г(*%д»е!@ с|{т?р@а$х#,т^а!”м(& и)№ к+р:*а;»х. (2 мин.)
«Где страх, там и крах.»
Как вы понимаете этислова? (Ответы детей)
2. Разминка передчтением.
Прочитаем поговоркуразной интонацией: Выразительно, вопросительно; с разной степенью громкости:тихо, громко; по скорости: быстро, медленно. (2мин.)
Открываем учебник стр.50 выполняем 5-минутное чтение: спокойно, перевернуть, перевернуть обратно,быстро, медленно, громко, тихо) (5 мин.)
Зарядка с глазками. : поморгаемглазками, закроем глазки (3 раза), посмотрите вверх, вниз, вправо, влево (по 6 раз)
На доске.
Николай Николаевич Носов-(портрет)
3.Знакомство створчеством Н.Носова
Сегодня мы поговорим свами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромнымудовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые. А сейчаснаша рабочая группа расскажет вам о Николае Николаевиче Носове
1.ученик: Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа былактёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекалсямузыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы онмечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.
2.ученик:
Прежде чем статьписателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты,был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевскийхудожественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институткинематографии.
(На доске появляютсяфотографии из биографии писателя, значение слов «чернорабочий», «кинематография»разбирает учитель для детей. Так же учитель акцентирует внимание детей на то,что писатель всегда находил себе занятия, никогда не ленился и не пугалсятрудной работы)
3.ученик: Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебныхфильмов. О том ,чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всёновых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы,которые мы так полюбили. Свой первый рассказ он напечатал в журнале «Мурзилка»в 1938 году.
Книги Носова стали нашимидобрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересныхисторий.
Посмотрите внимательно навыставку книг Н. Носова.
Кто главные герои егопроизведений? (ребята, школьники, маленькие дети)
Сегодня на уроке мы будемзнакомиться с произведением Н.Носова, где героями являются тоже дети. Ктовнимательно читал, скажите, как называется текст?
(ЗАТЕЙНИКИ)! (8мин.)
4. Изучение новогоматериала.
1) Предположения уч-ся осодержании рассказа по иллюстрации.
Ребята, а кого называютзатейниками? Найдем значение это слова в толковом словаре с помощью интернета.(Учитель вводит запрос в поисковике или показывает готовый скриншот столкованием слова. Учитель обращает внимание, что слово имеет несколькозначений. Дети делают вывод, что слово многозначное).
Встречались ли вы вжизни с затейниками? Где? (3 мин)
Работа в парах.
А сейчас давайтепоработаем в парах.
Подберите синонимы кслову затейники (фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).
И так, затейник — этоорганизатор веселья.
Рассмотрите иллюстрацию ктексту.
Как вы думаете, о чёмбудет рассказ?
Как выдумаете, каким будет рассказ грустным или веселым?
Почему вы так считаете? (3 мин.)
физкультминутка
Ребята,мы с вами тожепобудем в роли фантазёров.
Мы отдохнем и попробуемпоиграть в рифмы. (Дети выполняют движения за учителем)
РА-РА-РА- вышла славная_________;
КИ-КИ-КИ- мы стобой_________;
АХ-АХ-АХ- победили мысвой ____________;
РОК-РОК-РОК-продолжается_____________.
Вот мы и отдохнули, порапереходить к следующему заданию. (3 мин)
2) Первичное целостноевосприятие произведения.
Прослушивание текста.(Текст начинает читать учитель, дети следят по тексту, затем продолжают читатьхорошо читающие ученики).
Вы прослушали рассказили сказку? Объясните, почему такой сделали вывод?
— Понравился вам рассказ?Наши предположения были правильными о характере произведения? Грустный иливеселый рассказ?
Кто герои рассказа?(Валя и Петя)
Почему они считали себязатейниками?
В какую игру играли Петяи Валя?
Кого они изображали?
От чьего имени ведетсярассказ?
3) Работа надсодержанием произведения.
Выборочное чтение
— Найдите и прочитайте,как дети организовали игру. Какой дом у них получился.
— Прочитайте, чтонапугало детей?
— Прочитайте, что увиделидети, когда открыли дверь в комнату?
— Подходит ли нашапоговорка к данному рассказу? Какие еще пословицы и поговорки о страхе вы знаете?( «У страха глаза велики», «Волков бояться –в лес не ходить»)
Понимание фактическогосодержания рассказа. («Тонкие и толстые вопросы»)
Ребята, как вы думаете,чему хотел научить Вас Николай Носов?
А вы боитесь темноты?Почему?
Откуда берутся страхи?
Как с ними можносправиться?
Подумайте, за что вы бымогли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
За что можно их поругать?(Нельзянагонять на себя страх, игры поспокойнее)
Что бы сказала мама, еслибы увидела эту картину?(Нельзя играть с одеялом, с постелью)
Что сказали бы соседи,которые это все слышали?(Потише играть, нельзя громко кричать,невоспитанные))
Что скажете вы?
4) Чтение по ролям
Понравилась ли вам иградетей? А детям?
Давайте мы с вами сейчаспобываем в роли этих детей.
Сколько будет ролей врассказе? (Петя, Валя, автор).
Каждая группа выберет,кто будет читать за Петю и Валю и автора.
5.Проверка и оценивание.
Все ребята большиемолодцы! Поднимите руки, кто сегодня за урок заработал больше пяти жетончиков.Можете в дневник поставить оценку 5! У кого от 2 до 5 жетончика, можетепоставить оценку 4, вам чуть-чуть не хватило активности.
В дневниках запишитедомашнее задание.
6. Дифференцированноедомашнее задание.
Сообщение и разъяснениесодержания домашнего задания.
Выбор творческогозадания:
1. Перечитатьрассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.
2. Продолжитьрассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…».
7. Рефлексия
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Достигли ли, вы, поставленной цели? Что для вас было самымтрудным?
— Понравился вам урок? Если да
Еслинет, ваш условный знак —
8. Итог урока.
Веселый рассказ вызываетулыбку. А смех – дело серьезное.
Важно научиться видетьпо-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться надсобой. В этом нам помогают рассказы Носова.
— Урок окончен, а если выхотите узнать новые, весёлые, забавные истории читайте книги Н.Н.Носова.