Консультациядля педагогов «Игра-школа нравственности» (старший дошкольный возраст).
Вопросы воспитания всплывают обычно на поверхность только при каких-нибудьдосадных происшествиях. Если же происшествий нет. о проблемах воспитания не вспоминают. (А. С.Макаренко).Отсюда следует, что воспитывать доброжелательное общениедетей в играх надо не тогда, когда разгораются споры междудетьми, а заранее, как бы предотвращая возможность появления этих споров.
известно,что некоторые дети, играя, часто делаютнарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считая его единственновозможным в достижении своих целей получить роль, игрушку. Говорить ребёнку : Не играй с Сашей, он драчун , — малоэффективно,Саша ему нравится и он будет с ним играть. Но как жеуберечь детей от негативного влияния нарушителей правил поведения, аагрессивных ребят заставить изменить свои действия? Одними воспитательнымибеседами справедливости в отношении детей добиться трудно. Нужно сделатьнарушителей правил активными помощниками педагога,особенно в играх, научить их соблюдатьправила, видеть те нарушения, которые допускаются другими детьми, составлять наэтой основе мнение о поступках сверстников и, таким образом, влиять сообща наповедение каждого члена группы.
Хочу предложить несколько правил,с помощью которых дети смогут самостоятельно устранить конфликтные ситуации,либо избежать их, находясь на каком-либо этапе игровой деятельности.
Выбор игры.
Правило № 1. Всем вместедоговориться о будущей игре. Пусть каждый предложит темы игры или поддержиттоварища. Из всех предложений выбрать одно, наиболее интересное. Если кто-то издетей не согласен с остальными ребятами, надо объяснить ему, что надосогласиться, иначе игры не получится. В следующий раз будет принято егопредложение как наиболее интересное.
Распределение ролей.
Правило №2. Главные роли выполнять по очереди. Пользоваться считалкой при распределенииролей, но не прибегать к ней, если выбор на главную роль повторяется. Следить,чтобы очерёдность не нарушалась. Быть доброжелательным при выбора товарища нароль, которая нравится тебе.Предлагать другим детям привлекательные роли. Если кто-то из ребят нарушаетправило, поступает несправедливо, объяснить ему, что нужно играть по очереди.
Выбор сюжета игры.
Правило № 3. При обсуждении ходаигры следует внимательно выслушать всех участников. Принимать наиболееинтересное предложение. Если кто-то из детей не согласится с остальными и будетнастаивать на своём предложении, объяснить ему правила выбора сюжета.
Распределение игрушек.
Правило №4. Игрушки брать такие, которые нужны для исполнения роли. Можно разделить ихпоровну. Если игрушка одна, а играть ею хотят многие,то установить очерёдность между желающими.
Самостоятельное решениеконфликтов.
Правило № 5. Дети должны бытьсправедливыми в игре, соблюдать её правила. Если произошла ссора, надовспомнить, кто нарушил правило, предложив ему уступить в споре, объяснив, в чёмон не прав.
Ситуация нарушения общесоциальныхнорм поведения.
Правило № 6. В игре соблюдать всеправила. Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры. Нарушителям правилповедения сделать замечание и указать на их ошибки. Всегда относиться кокружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе.
Одинокий ребёнок .
Правило №7. Если рядом кому-то из ребят грустно, скучно, то поговори с ним, поиграй. В следующий раз, возможно и он тебе поможет.
Такимобразом, можно сделать вывод, что детские конфликты, разрешаемые конструктивно (сначала при содействии взрослых, потом самостоятельно детьми) играют положительную, социализирующую роль, и могут бытьдаже полезны для развития коммуникабельности ребенка, формирования умениявыходить из проблемных ситуаций, учитывая интересы других людей, умениявзаимодействовать, сотрудничая, для воспитания ответственности исамостоятельности.