X-PDF

А.А.Фет «Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Урок литературы в 10 классе

Поделиться статьей

ФИО:Галимова Е.А.

Предмет:литература

Урок№53

Дата:17.01.2023г.

Класс:10

Тема урока:А.А.Фет «Стихипленительные Фета» (А.Жемчужников)

Планируемыерезультаты:

  образовательные: познакомитьучащихся с поэтической судьбой А. А. Фета; помочь понять причину непростыхотношений поэта с собратьями по перу; выделить основные темы и особенностифетовской лирики; на примере стихотворений показать, что произведения Фета,отображая природу в ее тончайших переливах и нюансах, несут в себе огромныйзаряд жизнеутверждающей силы.

  воспитательные: способствоватьвоспитанию патриотического отношения к русской литературе;

воспитыватьнравственную читательскую позицию учащихся

  развивающие: способствовать развитию воображения учащихся, овладениюнавыками самоанализа; развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать

Типурока: комбинированный

Оборудование:тетрадь для контрольных работ.

Ходурока

Организационный

момент

Приветствие. Учитель проверяет готовность учащихся

 к уроку,  наличие школьных принадлежностей, проверка отсутствующих на уроке, позитивный настрой на урок.

 

Актуализация и

проверка знаний

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. А. ФЕТА

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) – выдающийся поэт-лирик XIX века, публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев, Л. Толстой и Н. Щедрин*; А. Блок считал Фета своим учителем. П. И. Чайковский высоко ценил поэта, который «сумел шагнуть в область музыки». На стихи Фета крупнейшие русские композиторы написали много великолепных романсов: «Сад весь в цвету» (Аренский), «Свеж и душист твой роскошный венок» (Римский-Корсаков), «В дымке-невидимке» (Танеев), «Я тебе ничего не скажу…» (Чайковский), «На заре ты ее не буди…» (Варламов) и др.

 

Целеполагание

На какие вопросы мы должны ответить на уроке?

1. В чем же «пленительность» стихов Фета?

2.Почему  его  судьбу  называют  одновременно  счастливой  и  печальной?

 

Мотивация

Ребята, сегодня мы начинаем   знакомство с  творчеством поэта А.А.Фета.

 

— Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему сочинения.

Изучение

 нового материала

Очень  точно  сказал  о  значении творчества А. А. Фета его современник – поэт А. Жемчужников:

ПАМЯТИ ШЕНШИНА-ФЕТА

Он в мире грезы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

Неуловимых ощущений,

Невоплотимой красоты.

И пусть он в старческие лета

Менял капризно имена

То публициста, то поэта –

Искупят прозу Шеншина

Стихи пленительные Фета.

Беседа с учащимися по вопросам:

II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.

1. НАЧАЛО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ А. А. ФЕТА

Мать Фета, Каролина Шарлотта Фёт, в 1820 г. покинула Германию с русским дворянином А. Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Настоящий отец будущего поэта Иоганн Фёт – чиновник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам Орловская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

Поэт ставит цель – вернуться в дворянское лоно Шеншиных – и с фантастическим упорством добивается ее: с 1873 года по разрешению Александра II Фет становится дворянином Шеншиным.

Образование. Учился  в  немецком  пансионе  в  г. Верро,  начал  сочинять стихи. Московский университет (словесное отделение) Фет окончил в 1844 г. Свою поэтическую увлеченность не скрывал, наоборот, стремился обрести популярность.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ А. А. ФЕТА

Творческий дебют – первая книга «Лирический пантеон» (1840), стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Восхищенные отзывы о произведениях Фета Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и Ап. Григорьева.

Военная служба. (Цель – вернуть дворянское звание и фамилию). Военную службу в Херсонской губернии поэт подчиняет тренировке воли и выработке непоколебимого упорства «мгновенному достижению цели кратчайшим путем» [30. С. 228].

Цикл стихотворений о любви. «В душе, измученной годами…», «Ты отстрадала, я еще страдаю…», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок…», «Не вижу ни красы твоей нетленной…», «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» и др.

Выразительное чтение стихотворений.

Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с которой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по службе» [5]. Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка.

Преобладающая тональность любовной лирики Фета – трагическая.

Стихи о природе. Сборник «Вечерние огни» – необычайный творческий взлет А. А. Фета.

Цикл стихотворений о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные его глубины, лирический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.

Выразительное чтение стихотворений о природе.

Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и др. были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская» проза: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы – «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда. (Фет купил имение Степановка Орловской губернии, затем имение Воробьевка Курской губернии, приобрел большой дом в Москве, стал расчетливым хозяином и коммерсантом.)

Поэзия и проза Фета – художественные антиподы. По мнению Фета, проза – язык жизни обыденной, а поэзия – жизнь человеческой души и природы.

Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870–1892). «В вечер такой золотистый и ясный…» (1886), «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887), «Никогда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» (1892) и др.

Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успокоение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит» [15].

Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части, потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.

Переводческая деятельность Фета. Переводит стихи античных поэтов, Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и др. В переводах стремится к точности. «Конечно, перевожу буквально», – пишет Фет в письме В. С. Соловьеву.

3. А. А. ФЕТ – ПОЭТ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА»

Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».

Таким образом, вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» [6]. (Как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др.). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: природа, любовь, искусство. Поэт писал:

Неизбежно,                              В мир стремлений,

Страстно, нежно                     Преклонений

Уповать,                                              И молитв;

Без усилий                               Радость чуя,

С плеском крылий                  Не хочу я

Залетать                                               Ваших битв.

 

Закрепление

Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихи – это лирические миниатюры, с помощью которых он передает «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой».

1. Ответить на вопросы:

1) В чем, по вашему мнению, необычность жизни и творчества Фета?

2) Что поражало современников в характере поэта?

3) В чем суть теории «чистого искусства»?

4) Что составляет неумирающую прелесть стихов Фета?

 

 

 

Домашнее задание

 Выучить наизусть понравившееся стихотворение, проанализировать его.

3. Индивидуальные сообщения и задания по темам:

1) А. А. Фет – поэт-музыкант.

Подобрать романсы русских композиторов на стихи Фета.

2) Почему стихи поэта подвергались критике? Какие пародии на стихи Фета вы знаете?

 

Рефлексия

— А какие выводы вы сделали на сегодняшнем уроке? Что вынесли из него?

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет