ФИО:Галимова Е.А.
Предмет:литература
Урок№53
Дата:17.01.2023г.
Класс:10
Тема урока:А.А.Фет «Стихипленительные Фета» (А.Жемчужников)
Планируемыерезультаты:
образовательные: познакомитьучащихся с поэтической судьбой А. А. Фета; помочь понять причину непростыхотношений поэта с собратьями по перу; выделить основные темы и особенностифетовской лирики; на примере стихотворений показать, что произведения Фета,отображая природу в ее тончайших переливах и нюансах, несут в себе огромныйзаряд жизнеутверждающей силы.
воспитательные: способствоватьвоспитанию патриотического отношения к русской литературе;
воспитыватьнравственную читательскую позицию учащихся
развивающие: способствовать развитию воображения учащихся, овладениюнавыками самоанализа; развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать
Типурока: комбинированный
Оборудование:тетрадь для контрольных работ.
Ходурока
Организационный момент |
Приветствие. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, наличие школьных принадлежностей, проверка отсутствующих на уроке, позитивный настрой на урок.
|
Актуализация и проверка знаний |
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. А. ФЕТА Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) – выдающийся поэт-лирик XIX века, публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев, Л. Толстой и Н. Щедрин*; А. Блок считал Фета своим учителем. П. И. Чайковский высоко ценил поэта, который «сумел шагнуть в область музыки». На стихи Фета крупнейшие русские композиторы написали много великолепных романсов: «Сад весь в цвету» (Аренский), «Свеж и душист твой роскошный венок» (Римский-Корсаков), «В дымке-невидимке» (Танеев), «Я тебе ничего не скажу…» (Чайковский), «На заре ты ее не буди…» (Варламов) и др.
|
Целеполагание |
На какие вопросы мы должны ответить на уроке? 1. В чем же «пленительность» стихов Фета? 2.Почему его судьбу называют одновременно счастливой и печальной?
|
Мотивация |
Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с творчеством поэта А.А.Фета.
— Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему сочинения. |
Изучение нового материала |
Очень точно сказал о значении творчества А. А. Фета его современник – поэт А. Жемчужников: ПАМЯТИ ШЕНШИНА-ФЕТА Он в мире грезы и мечты, Любя игру лучей и тени, Подметил беглые черты Неуловимых ощущений, Невоплотимой красоты. И пусть он в старческие лета Менял капризно имена То публициста, то поэта – Искупят прозу Шеншина Стихи пленительные Фета. Беседа с учащимися по вопросам: II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями. 1. НАЧАЛО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ А. А. ФЕТА Мать Фета, Каролина Шарлотта Фёт, в 1820 г. покинула Германию с русским дворянином А. Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Настоящий отец будущего поэта Иоганн Фёт – чиновник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам Орловская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия. Представленная информация была полезной? ДА 58.69% НЕТ 41.31% Проголосовало: 990 Поэт ставит цель – вернуться в дворянское лоно Шеншиных – и с фантастическим упорством добивается ее: с 1873 года по разрешению Александра II Фет становится дворянином Шеншиным. Образование. Учился в немецком пансионе в г. Верро, начал сочинять стихи. Московский университет (словесное отделение) Фет окончил в 1844 г. Свою поэтическую увлеченность не скрывал, наоборот, стремился обрести популярность. 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ А. А. ФЕТА Творческий дебют – первая книга «Лирический пантеон» (1840), стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Восхищенные отзывы о произведениях Фета Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и Ап. Григорьева. Военная служба. (Цель – вернуть дворянское звание и фамилию). Военную службу в Херсонской губернии поэт подчиняет тренировке воли и выработке непоколебимого упорства «мгновенному достижению цели кратчайшим путем» [30. С. 228]. Цикл стихотворений о любви. «В душе, измученной годами…», «Ты отстрадала, я еще страдаю…», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок…», «Не вижу ни красы твоей нетленной…», «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» и др. Выразительное чтение стихотворений. Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с которой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по службе» [5]. Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка. Преобладающая тональность любовной лирики Фета – трагическая. Стихи о природе. Сборник «Вечерние огни» – необычайный творческий взлет А. А. Фета. Цикл стихотворений о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные его глубины, лирический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Выразительное чтение стихотворений о природе. Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и др. были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская» проза: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы – «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда. (Фет купил имение Степановка Орловской губернии, затем имение Воробьевка Курской губернии, приобрел большой дом в Москве, стал расчетливым хозяином и коммерсантом.) Поэзия и проза Фета – художественные антиподы. По мнению Фета, проза – язык жизни обыденной, а поэзия – жизнь человеческой души и природы. Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870–1892). «В вечер такой золотистый и ясный…» (1886), «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887), «Никогда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» (1892) и др. Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успокоение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит» [15]. Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части, потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета. Переводческая деятельность Фета. Переводит стихи античных поэтов, Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и др. В переводах стремится к точности. «Конечно, перевожу буквально», – пишет Фет в письме В. С. Соловьеву. 3. А. А. ФЕТ – ПОЭТ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА» Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира». Таким образом, вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» [6]. (Как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др.). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: природа, любовь, искусство. Поэт писал: Неизбежно, В мир стремлений, Страстно, нежно Преклонений Уповать, И молитв; Без усилий Радость чуя, С плеском крылий Не хочу я Залетать Ваших битв.
|
Закрепление |
Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихи – это лирические миниатюры, с помощью которых он передает «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой». 1. Ответить на вопросы: 1) В чем, по вашему мнению, необычность жизни и творчества Фета? 2) Что поражало современников в характере поэта? 3) В чем суть теории «чистого искусства»? 4) Что составляет неумирающую прелесть стихов Фета?
|
Домашнее задание |
Выучить наизусть понравившееся стихотворение, проанализировать его. 3. Индивидуальные сообщения и задания по темам: 1) А. А. Фет – поэт-музыкант. Подобрать романсы русских композиторов на стихи Фета. 2) Почему стихи поэта подвергались критике? Какие пародии на стихи Фета вы знаете?
|
Рефлексия |
— А какие выводы вы сделали на сегодняшнем уроке? Что вынесли из него?
|
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)