X-PDF

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. Проблематика рассказа Хамелеон (7 класс)

Поделиться статьей

А.П.Чехов. Краткийрассказ о писателе. Проблематика рассказа Хамелион

 

Цель: краткорассказать о А.П. Чехове, выявить особенности стиля писателя, детали, меткостьчеховского слова, приемы осмеяния  трусости и угодничества.

Задачи урока:

Образовательные: углубитьпонятие жанра рассказа малой формы; раскрыть особенности авторской позиции;

прослушатьфрагменты рассказа в актерском исполнении;

раскрыть смыслназвания рассказа;

провестианалитическую беседу по содержанию рассказа, показать, что хамелеонство –явление социальное;

учить детейвыразительному чтению.

Развивающие: развиватьмонологическую речь, навыки анализа текста.


ХОД УРОКА.

 

Слово учителя. Здравствуйте ребята сегодня на уроке мы с вами вспомним фактыбиографии выдающегося мастера слова А.П. Чехова, вспомним какие рассказы писателя вы читали в 5-6 классах, познакомимся с рассказом «Хамелеон» ипопытаемся проанализировать его.


I. Краткий рассказ о писателе


Рассказ учителя об А. П. Чехове и егодетстве в Таганроге с показом изображений литературных мест и включениемсообщений учащихся о детстве, юности и начале литературной деятельности А. П.Чехова, портретах и памятниках ему. Углубление представления о Чехове как описателе-сатирике.
Актуализация имеющихся знаний о Чехове:

Какие невзгоды выпали на долю Чехова в детстве?

Чем занимался Чехов, оставшись в Таганроге?

Какую профессию выбрал себе Чехов?

Когда Чехов стал известен как писатель?

В каких жанрах писал Чехов?


 Вопросы по статье учебника.

— Как сочеталасьлитературная деятельность А.П. Чехова с его врачебной практикой, общественнойдеятельностью попечителя школы?

— Какимчеловеком предстает перед нами Чехов, какие особенности его творческой манерыотмечают в своих воспоминаниях писатели?

— Какие книгиЧехова вы читали в начальной школе и в 5-6 классах? Расскажите о них.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Дом-музей А. П. Чехова вМоскве» (см. раздел учебника «Литературные места России»).


III. Чтение иобсуждение эпиграфа к статье учебника «Антон Павлович Чехов»:

Обращение кэпиграфу урока и к словам А.П.Чехова:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

« В человекевсе должно быть прекрасно: и лицо, и

одежда, и душа,и мысли…»

 

VI. Историясоздания рассказа “Хамелеон”.

“Хамелеон”создавался в начале литературной деятельности писателя. Рассказ был опубликованв 1884 году. Это был период в жизни Антона Павловича, когда он островоспринимал хлесткое сатирическое творчество Салтыкова-Щедрина. Чехов сглубоким уважением относился к творчеству великого писателя-сатирика. Чехов искренневосхищался, теми литературными сказками, которые создавал Салтыков-Щедрин. Этилитературные традиции русской сатиры проникают в рассказы молодого Чехова. Сними писателя сближает беспощадное обличение российской действительности. Именноу Щедрина Чехов учится  многим приемам сатирического письма. Здесь и говорящиефамилии, и гротеск, и структура характеров. Поэтому Салтыкова-Щедрина можноназвать идейным наставником и учителем Чехова.

Рассмотрим сюжет, где ярко проявляется постоянное двуличиеОчумелома. Он ловко подстраивает свое отношение к произошедшим обстоятельствам,реагируя на каждое новое предположение о случившемся. Сразу, когда Хрюкинжалуется ему о происшествии, и предлагает ему оштрафовать хозяина собаки, а еесаму истребить, страж закона полностью его поддерживает. Как только всплываютновые домыслы о том, что эта собака может быть самого генерала, Очумелов,переживая о нежелательных для себя последствиях, резко меняет свое отношение кмоменту укуса. Он уже обвиняет Хрюкина в том, что тот солгал, и генеральскаясобака не могла его обидеть.

V. Прослушиваниефрагмента рассказа в актерском исполнении.

 

VI. Словарная работа.

 

У слова «хамелеон» двазначения. Я надеюсь, что прочитав текст, вы самостоятельно назовете второезначение (переносное) этого слова.

 

Хамелеон -1. Пресмыкающеесятёплых стран отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях вокружающей среде.

 

Откройте учебник на странице139, работаем со словарными словами.

Надзиратель – городскойполицейский чин, наблюдающий за порядком в определенном районе города.

Городовой – нижний чингородской полиции.

Конфискованный крыжовник –отобранный у продавца на базаре.

Мировой – судья.

VII.Домашнее задание:

 

1.     Подготовитьустное сообщение «Чехов в воспоминаниях современников» .

2.     Подготовить краткий пересказ рассказа «Хамелеон».

3.     Составить устную характеристику одного из героев рассказа.

VII.X.Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет