Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Адаптация детей в ДОУ методы контроля и диагностики физического развития
-
2 слайд
План лекции
1. Понятие «адаптация»
2. Методы работы воспитателя с детьми по созданию условий для успешной работы с детьми по созданию условий к успешной адаптации в ДОУ.
3. Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в адаптационный период
4. Основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей.
5 Методы проведения диагностики физического развития детей
(соматоскопия, биометрия, антропометрия) -
3 слайд
Адаптация
— приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды -
4 слайд
Что меняется при поступлении ребенка в детский сад?
-
5 слайд
При поступлении в детский сад у ребенка меняются все основные параметры среды:
Материальная обстановка
Встреча с незнакомыми взрослыми
Большое число сверстников
Несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в ДОУ -
6 слайд
Есть ли у ребенка опыт к адаптации?
-
7 слайд
Как может проявляться незрелость адаптационных механизмов?
изменения в психической сфере
изменения в вегетативной системе
изменения в системе реактивности -
8 слайд
Типы адаптации детей к ДОУ
1. Легкая адаптация -
9 слайд
2. Средняя адаптация
-
10 слайд
3. Тяжелая адаптация
повторные заболевания, протекающие с осложнениями
стойкие нарушения в эмоциональной сфере -
11 слайд
Факторы влияющие на тяжесть адаптации
-
12 слайд
1. Состояние здоровья и уровень развития
2. Возраст ребенка
3. Факторы риска биологического и социального анамнеза
4. Уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане -
13 слайд
В период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому разрабатывается перспективный план по гибкому режиму на адаптационной период для детей
Методы работы воспитателя с детьми по созданию условий для успешной адаптации в
ДОУ -
14 слайд
Методы работы воспитателя с детьми по созданию условий для успешной адаптации в
ДОУ
Работа должна проводится в игровой форме и по разным направлениям:
Игры с воспитателем
Подвижные игры
Пальчиковые игры
Фольклор, художественная литература
Конструктивная деятельность
Сенсорное воспитание Дидактические игры
Элементы театрализованной деятельности -
15 слайд
Методы работы воспитателя с детьми по созданию условий для успешной адаптации в
ДОУ
Основная задача игр в адаптационный период — формирование
эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. -
16 слайд
Методы работы воспитателя с детьми по созданию условий для успешной адаптации в
ДОУ
Сгладить адаптационный период помогают физические упражнения и
игры, которые можно проводить по несколько раз в день.
Также необходимо создавать условия для самостоятельных упражнений
предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм,
мы читать им сказку или играть в спокойные игры. -
17 слайд
Методы работы воспитателя с детьми по созданию условий для успешной адаптации в
ДОУ
Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.
Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его,
он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более
длительный срок адаптации -
18 слайд
1. Организация приема ребенка
Дети 1-2 года жизни принимаются по три человека в неделю; более старшие 2-3 ребенка в день. -
19 слайд
При поступлении ребенка в группу воспитателю желательно заранее узнать:
Особенности питания, кормления ребенка -
20 слайд
Уменьшительно-ласкательное имя ребенка
Особенности организации бодрствования
Приемы воспитания в семье -
21 слайд
Принятые в семье способы укладывания
-
22 слайд
Восстановление аппетита
Нормализация сна ( 2 недели – 2-3 месяца)
Нормализация эмоционального состояния
Календарь восстановления функций -
23 слайд
Лист адаптации ребенка к ДОУ
-
24 слайд
Адаптационный период считается законченным, если:
• Ребенок ест с аппетитом;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Эмоционально общается с окружающими.
• Играет. -
25 слайд
Если целенаправленная работа не дает эффекта в течении 2-3 месяцев следует проконсультировать ребенка у логопеда, психоневролога, психиатра
! -
26 слайд
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Родители, отдавая ребенка в сад, испытывают тревогу за него. Ребенок тоже тревожится, чутко улавливая настроение своих близких, особенно мамы.
Взаимодействие педагогов и родителей в адаптационнный период
-
27 слайд
Поэтому задача педагога – успокоить, прежде всего взрослых: познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Разрешить родителям, находиться в группе вместе с детьми определенное время, постепенно увеличивая пребывание малыша в группе. Убедить родителей внимательно прислушиваться советам воспитателя, принимать к сведению консультации, наблюдения и пожелания. Проводить ознакомительную беседу и анкетирование с родителями узнавая характерные черты поведения, интересы и склонности ребенка. Советовать родителям приводить ребенка в первые дни позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
Взаимодействие педагогов и родителей в адаптационнный период
-
28 слайд
Создавать Памятки для родителей
Первый раз в детский сад
Уважаемые родители!
Для того чтобы ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходима ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь выполнять несколько простых правил:
1. Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время.
2. К воспитателям обращайтесь по имени — отчеству.
3. Спокойное, внимательное отношение к ребенку дома в период адаптации – залог успеха!Взаимодействие педагогов и родителей в адаптационнный период
-
29 слайд
Проводить консультации по рекомендации родителям для успешной адаптации ребенка:
• заранее готовить ребенка к поступлению в детский сад: учить самостоятельно кушать, совершать туалет, приучать к элементарным навыкам одевания, постепенно отучать от соски;Взаимодействие педагогов и родителей в адаптационнный период
-
30 слайд
перед поступлением в детский сад заранее знакомиться
воспитателем и детьми: приходить на участок во время помните, что привыкание ребенка должно быть постепенным;
• нельзя пропускать ни одного дня;
• во время общения с воспитателем быть вежливым и приветливым.
У маленького ребенка развита интуиция и если мама улыбается педагогу, значит, ему можно доверять;
• постоянно говорить малышу, как интересно и весело в детском саду, много игрушек и очень хорошие взрослые;
• нужно быть терпеливым и ласковым со своим ребенком, постоянно внушать, что вы его любите и всегда заберете из детского сада;
• нельзя пугать детским садом;
Взаимодействие педагогов и родителей в адаптационнный период -
31 слайд
Адаптация – это проблема не только воспитателей это и проблема родителей!
Которую нужно решать совместноВзаимодействие педагогов и родителей в адаптационнный период
-
32 слайд
Контроль за развитием детей раннего возраста – составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы в ДОУ
Цель контроля – определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитательно-образовательной работы ДОУ.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребенка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательную работу, определить для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.
Основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей -
33 слайд
Контроль имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Он носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. В большой разноплановой деятельности детского учреждения различают два основных вида контроля: контроль за повседневным состоянием и поведением ребенка; контроль за динамикой развития и здоровья детей. Контроль за повседневным состоянием и поведением детей осуществляется воспитателями групп, старшей медицинской сестрой. Они ведут утренний прием детей, беседы с родителями, наблюдение за детьми в течение дня. В группах детей раннего возраста воспитатель, ежедневно принимая ребенка, проводит утренний фильтр, т. е. выявляет возможные симптомы острых заболеваний. Для этого он осматривает кожу, слизистые рта и зев ребенка, измеряет температуру. Это помогает своевременно предупредить возможность утомления ребенка и заметить начинающееся у него заболевание
Основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей
-
34 слайд
Контроль за динамикой развития и состоянием здоровья детей осуществляется врачом, педагогом, воспитателем, медицинской сестрой, при этом используются методы: осмотр, антропометрия с оценкой физического развития, определение нервнопсихического развития в установленные сроки (на первом году жизни один раз в месяц, на втором — один раз в квартал, на третьем году — один раз в полгода). Все сведения о ребенке, полученные при его обследовании, заносятся в историю развития, где заполняются соответствующие графы.
Основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей -
35 слайд
Эта форма контроля обеспечивает перспективное планирование воспитательной и оздоровительной работы в детском учреждении. Необходимо, чтобы оценка развития и состояния здоровья ребенка, так же как и соответствующие назначения, согласовывались и проводились совместно педагогическими и медицинскими работниками детского учреждения. В дошкольном учреждении антропометрические измерения проводятся средним медицинским персоналом, а суммарная оценка физического развития осуществляется врачом, т. е. врач, сопоставляя между собой все признаки физического развития ребенка, делает заключение.
Определение группы здоровья детей позволяет выявить самые начальные отклонения в развитии различных органов или систем, ориентирует персонал детского учреждения и врача на обоснованное заключение о состоянии здоровья каждого ребенка, помогает своевременно назначить индивидуальные воспитательные и оздоровительные меры воздействия для коррекции этих начальных отклонений в здоровье.
Основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей
-
36 слайд
В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы (наблюдение за поведением детей), старший воспитатель или педагог-психолог (диагностика нервно-психического развития), врач (общая оценка развития ребенка – группа здоровья). Проблема психологического благополучия и неблагополучия рассматривается в связи с тем, что напряженность либо понижение функциональной активности организма в силу недостаточного развития адаптационных механизмов влечет истощение внутренних резервов человека, а в конечном итоге дезадаптацию, соматическую ослабленность и хронические болезни. В связи с этим особое значение приобретает изучение факторов психологического неблагополучия, чтобы снизить вероятность дезадаптивных проявлений
Основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей -
37 слайд
Довольно часто психологическое неблагополучие связывают с понятием дезадаптация Важнейшим показателем дезадаптации является нехватка степеней свободы адекватного и целенаправленного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации вследствие прорыва строго индивидуального для каждого человека функционально-динамического образования — адаптационного барьера
Основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей
-
38 слайд
Основными методами исследования физического развития являются соматоскопия и антропометрия. Соматоскопия (наружный осмотр) дает представление о телосложении обследуемого, основных морфологических (формы, размеры, пропорции) особенностях его тела и позволяет отметить определенные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата и физические недостатки (искривления позвоночника, плоскостопие, рубцы и др.), которые могут повлиять на врачебное заключение о допуске к занятиям физическими упражнениями. Осмотр обычно сопровождается пальпацией. Некоторые соматоскопические признаки (развитие мускулатуры, степень жироотложения, развитие вторичных половых признаков) являются необходимыми компонентами комплексной оценки физического развития.
Методы проведения диагностики физического развития(соматоскопия, антропометрия, биометрия) -
39 слайд
Наружный осмотр начинают с оценки осанки, которая дает общее впечатление о телосложении человека.
Осанка — это привычная поза человека, стоящего непринужденно, без особого напряжения. Осанку исследуют с головы до ног, в положении стоя.
При правильной осанке оси головы и туловища расположены на одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры; плечи развернуты, слегка опущены и расположены на одном уровне; лопатки прижаты к туловищу, находятся на одинаковом расстоянии от позвоночника, углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии; треугольники талии (щелевидное пространство треугольной формы, находящееся между внутренней поверхностью свободно свисающей руки и туловищем с вершиной на уровне талии) — симметричны; грудная клетка несколько приподнята и выпукла, живот плоский или умеренно выпуклый; физиологические изгибы позвоночного столба нормально выражены, линия остистых отростков позвонков занимает срединное положение, ноги развернуты в коленных и тазобедренных суставах осанка во многом зависит от формы спины (позвоночника).Методы проведения диагностики физического развития(соматоскопия, антропометрия, биометрия)
-
40 слайд
Методы проведения диагностики физического развития(соматоскопия, антропометрия, биометрия)
Виды осанки: а — нормальная; б — сутуловатая; в — лордотическая; г — кифотическая; д — выпрямленная (плоская) -
41 слайд
Методы проведения диагностики физического развития(соматоскопия, антропометрия, биометрия)
Признаки нормальной осанки (а); определение искривления позвоночника (б).
Виды сколиоза: 1 — правосторонний; 2 — левосторонний; 3 — S-образный
-
42 слайд
Антропометрия (от греч. antropos — человек, metreo — измеряю) — измерение основных физический показателей человека (массы тела, роста, окружности грудной клетки, живота). С помощью антропометрии получают объективные данные о важнейших морфологических параметрах тела (росте, массе тела, окружностях. диаметрах, длине конечностей и др.) и о некоторых функциональных признаках (жизненной емкости легких, дыхательном размахе грудной клетки, силе отдельных групп мышц).
Антропометрические измерения дополняют и уточняют данные наружного осмотра, дают возможность точнее определить уровень физического развития исследуемого. Повторные антропометрические измерения позволяют следить за динамикой физического развития и учитывать его изменения при систематических занятиях физической культурой и спортом
Методы проведения диагностики физического развития(соматоскопия, антропометрия, биометрия) -
43 слайд
Измерение роста в положении сидя при сопоставлении с другими продольными размерами дает представление о пропорциях тела. С помощью антропометра определяют и длину отдельных частей тела: верхней и нижней конечностей, длину туловища
Методы проведения диагностики физического развития (соматоскопия, антропометрия, биометрия) -
44 слайд
В дошкольном возрасте происходят значительные преобразования в действии всех физиологических систем детского организма, и к 6-7 годам ребенок приобретает тот уровень морфологического и функционального развития, который обычно называют «школьной зрелостью». С физиологических позиций возраст 6-7 лет один из критических этапов развития, от которого во многом зависит вся последующая жизнь ребенка.
Методы проведения диагностики физического развития(соматоскопия, антропометрия, биометрия) -
45 слайд
БИОМЕТРИЯ (от греч. bios—жизнь и пте-tron—мера), отдел биологии, изучающий при помощи методов математической статистики наследственность, изменчивость и целый ряд других биол. явлений, связанных с жизненными процессами (напр., из области физиологии, медицины, биохимии и др.). Биометрические данные можно разделить на два основных класса:
Физиологические — относятся к форме тела. В качестве примера можно привести: отпечатки пальцев, распознавание лица, ДНК, ладонь руки, сетчатка глаза, запах, голос.
Поведенческие — связаны с поведением человека. Например, походка и речь.
Методы проведения диагностики физического развития(соматоскопия, антропометрия, биометрия) -
46 слайд
Биометрическое тестирование, проводится на специальном аппаратно-программном комплексе Genetic-test и позволяет раскрыть заложенный природой генетический потенциал и индивидуальные особенности человека, по рисунку на кончиках пальцев. Тестирование Genetic-test — это наглядный отчет, содержащий несколько информационных блоков с графиками, пояснениями и примерами, раскрывающими значение каждого показателя:
Методы проведения диагностики физического развития(соматоскопия, антропометрия, биометрия) -
47 слайд
Genetic-test поможет понять своего ребенка, еще до того как он научится говорить, определить свои сильные и слабые стороны, узнать, какой генетически потенциал в Вас заложен. Биометрическое тестирование не заменимо для профориентации дошкольников, выбора профильного образования для учащихся школ и абитуриентов, определения направления профессиональной деятельности, широко применяется для диагностики генетических заболеваний, психологического консультирования и определения физиологических особенностей. Данное тестирование, на сегодняшний день, по праву является самым быстрым, безопасным и достоверным способом раскрытия потенциала человека.
Методы проведения диагностики физического развития(соматоскопия, антропометрия, биометрия) -
48 слайд
Получив уникальный биометрический отчет вы узнаете о своем темпераменте и генетической склонности к тем или иным заболеваниям. Родители ребенка определят, в каком виде спорта он сможет добиться наивысшего результата, получат рекомендации по поведенческой адаптации в коллективе. Школьник сможет выбрать нужную специальность в учебе, а абитуриент определить свои профессиональные предпочтения. А также многое другое. Отпечатки пальцев человека являются генетическими маркерами и неразрывно связаны с физическими, конституциональными и психологическими признаками. Отпечатки пальцев формируются во внутриутробном состоянии на 13 неделе беременности, одновременно с центральной нервной системой и остаются неизменными на протяжении всей жизни, поэтому биометрическое тестирование можно проходить в любом возрасте.
Методы проведения диагностики физического развития(соматоскопия, антропометрия, биометрия) -
49 слайд
Для прохождения тестирования, необходимо определение типа узора на пальцах обеих рук с помощью специального биометрического сканера. Полученный результат можно распечатать, сохранить на USB носитель или получить на электронный почтовый ящик. Данные с изображением отпечатков пальцев не сохраняются и не обрабатываются. Сканер отпечатков пальцев используется для выведения изображения на экран компьютера, после чего информация о типе узора вводится в программу уже в обезличенном виде, что исключает возможность идентификации личности
Методы проведения диагностики физического развития(соматоскопия, антропометрия, биометрия)