X-PDF

Адаптация обучающихся с интеллектуальными нарушениями с учетом осо¬бе¬н¬но¬стей их психофизического развития, индивидуальных возможностей

Поделиться статьей

Адаптацияобучающихся с интеллектуальными нарушениями с учетом осо­бе­н­но­стей ихпсихофизического развития, индивидуальных возможностей

В условиях современного мира особое значение имеет проблемасоциализации детей в обществе — выбор профессии, личностное становление, ноособо это проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья.Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается впринятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенныеценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме.Проблема социализации детей с умственной отсталостью в науке раскрыта достаточнообширно и полно, ее рассматривали такие деятели науки как Т. А. Власова, Л. С.Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин, К. C. Лебединская, В. В.Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер,В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова, Ж.Пиаже.

Одним из условий успешной социализации детей с нарушениеминтеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказаниеим помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Развитие личности ипознавательной деятельности детей с нарушением интеллекта имеют своипсихологические особенности, которые нужно учитывать.

У детей с умственной отсталостью, процесс формирования личностиосложняется, прежде всего тем, что они не умеют обобщать и использоватьнакопленный обществом опыт. Это явление Л.С.Выготский называл «социальнымвывихом».

Главную задачу педагога-дефектолога Л.С.Выготский видел в том,чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизньобщества, занять в нем свое место. А именно, сформировать социальнуюкомпетентность выпускника — способность решать проблемы через соорганизациюсвоих ресурсов (что я знаю, могу, умею) и ресурсов внешней среды (тойобстановки, тех условий, в которых нахожусь в данный период жизни.)

Основной контингент нашей школы составляют учащиеся солигофренией, имеющие, как правило, различные осложнения: общее недоразвитиеречи;

расстройство эмоционально — волевой сферы; неврозо-подобныесиндромы.

Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человекапо социальным последствиям умственная отсталость является наиболеераспространенным и тяжелым дефектом развития.

Такие дети в основном: не готовы взаимодействовать с окружающимина равных, не умеют продуктивно общаться с людьми; у них не хватаетсамостоятельности;

низкий уровень знаний об окружающей среде; специфическиепотребности в общении; у них не хватает уверенности в своих силах; наши дети неумеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию из-за их эмоционально- поведенческих особенностей; им сложно с первого раза понять и правильнооценить необходимость тех или иных поступков; не способны применять полученныезнания в различных жизненных ситуациях; у них завышенная самооценка.

В школе определена система психолого-педагогическоговоздействия, направленная на формирование познания, опыта поведения,организацию и мотивацию деятельности воспитанников с нарушением интеллекта.

Использование данных методов помогает воздействовать наинтеллектуальную, эмоциональную, мотивационно — потребностную сферу учащихся. Атакже на поведение, общение и здоровье.

 

Основными направлениями деятельности педколлектива является:

1.    Максимальноеиспользование компенсаторных возможностей каждого ребенка.

2.    Практическаянаправленность обучения с ориентацией на востребованность знаний в жизни.

3.    Оказаниеиндивидивидуальной помощи ребенку на основе комплексного наблюдения за егоразвитием, знания индивидуально-типологических и психических особенностей.

4.    Адаптационнаяи коррекционная направленность обучения воспитания в соответствии с возможностямикаждого ребенка.

5.    Социальноестановление детей создание деловой и социальной ориентации в образовательномпроцессе.

6.    Разнообразнаяличностно-значимая деятельность.

Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеютвнеклассные мероприятия. Вся система внеклассных мероприятий направлена навоспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного,дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учёбе. При проведениимероприятия продумывается его сценарий, учитываются возможности учеников,подбираются конкурсы, загадки, интересные игры. Ведь играя, выполняяразнообразные задания, ученики осмысливают значимость правильной речи дляпонимания друг друга.

В организации воспитательной работы большое место отводитсяработе кружков, где дети используют и закрепляют умение и навыки петь, играть имастерить.

Формирование социальных навыков ребенка начинается с моментапоступления его в школу. Ведь зачастую приходится иметь дело с такими детьми,которые не имеют элементарных навыков самообслуживания. В этом направленииведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыковсамообслуживания: как правильно пользоваться ножницами и другими инструментами;как правильно застегивать пуговицы, замки на одежде и обуви; выполнятьобязанности дежурного по классу; навыки гигиены и т.д.

Формирование жизненной компетентности у воспитанников школы-интерната проходит по нескольким направлениям.

1. Становление жизненной перспективы:

а) Конструирование микросреды на индивидуализацию личностивоспитанника:

коррекция активно-волевых дефектов, страхов, рассеянности,застенчивости;

коррекция бродяжничества; рациональная организация детскогоколлектива и самокоррекция;

б) Психологические тренинги моделирование различных жизненныхситуаций:

Как построить дом. Под крышей дома твоего. Мое будущее послешколы.

в) Воспитательная работа по тематике «Познай себя», «Когда ястану взрослым».

г) Ролевые игры «Я имею право». «Мои обязанности».

Результат: выработка мотивов действий, развитие самообладания; уходот размытости жизненной перспективы; раскрутка механизма компенсации икоррекции.

2. Умение учиться

а) Коррекционно-развивающее сопровождение образовательногопроцесса в школе: определение коррекционной задачи урока, ее реализация науроке и внеклассном занятии; реализация принципов коррекционно-развивающегообучения.

б) Внеклассные занятия «Я познаю мир», «Я гражданин» и т.д.

в) Предметные недели.

г) Месячники: «Безопасного движения», «Добра и семейныхценностей»,

«Человек в мире правил» и т.д.

Результат: формирование общеучебных умений и навыков (ОУУН): мыслительные;

информационные; организационные; навыки смыслового чтения; навыкисамостоятельной работы; навыки грамотной устной речи; формирование готовности кпрофессиональному образованию.

3. Умение общаться.

а) Разнообразная личностно — значимая деятельность: участие вшкольных, городских мероприятиях, организация занятий детей в секциях, кружках,клубах вне стен школы; КТД и общешкольные праздники.

б) Психологические тренинги «Я и другие».

в) Встречи с интересными людьми.

г) Организация встреч с городскими волонтерскими движениями.

д) Воспитательная работа по тематике «Основы социализации иобщения».

е) Деловые игры.

ж) Экскурсии в социокультурные учреждения города «Я и мой город».

4. Умение зарабатывать себе на жизнь

а) Формирование устойчивых навыков самообслуживания.

б) Занятия экономического практикума на уроках трудовогообучения:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

составление плана – проекта своего будущего приусадебногоучастка;

технология выращивания овощей; ремонт школьной мебели; плотничныеработы в быту.

г) Производительный труд: выращивание рассады; участие возеленении закрепленного за классом участка; участие в работе временныхтрудовых бригад;

выращивание овощей для школьной столовой.

д) Воспитательная работа по тематике: «Сделай дом красивым»,«Хозяюшка», «Хозяин дома».

е) Общешкольная акция «Чистый двор», «Полиция и дети» и т.д.

ж) Разработка и участие в проектной деятельности «Одеялодружбы»,

«Школьный двор», « Аптекарский огород».

ж) Обучение по дополнительному образованию: факультативные занятияна базе школьных мастерских.

Результат: формирование способности к индивидуальной трудовойдеятельности, формирование навыков жизнеобеспечения на основе труда, преодолениеиждивенчества, формирование чувств хозяина.

5. Умение обустраивать себя в личном плане.

а) Занятия СБО: практические работы и упражнения; экскурсии; сюжетно- ролевые игры; моделирование реальных жизненных ситуаций по разнымнаправлениям.

б) Система внеклассных занятий и социокультурное сопровождениеиндивидуального развития каждого ребенка: обычаи и традиции малой родины,знакомство с народными праздниками.

в) Выставки: Осень золотая; Новогодний калейдоскоп; Пасхальноечудо

День творчества.

г) Уроки нравственности.

д) Акция «От сердца к сердцу».

е) Оздоровительный режим в школе.

ж) Развитие механизмов социальной интеграции каждоговоспитанника.

Главным результатом такой системы деятельности является: созданиев школе развивающей среды, которая способствует социальному становлению детейна всех этапах обучения; более тесные и доверительные отношения с учащимися,усиление воспитательного влияния на ребенка, наличие у старшеклассников такихкачеств и умений как самостоятельность, наличие реальной жизненной перспективы,готовность к самообеспечению на основе труда, продуктивность социальныхконтактов.

Самое главное, чтобы процесс воспитания проходил успешно,безболезненно для детей, вокруг них должна быть создана такая атмосфера, где имбудет хорошо, комфортно, уютно, где их будут любить, ценить. Нужно приложитьнемало усилий, чтобы дети, перешагивая порог школы, чувствовали, что их ждут.

 

 

 

 

 

 

Литература.

Алехина С.В., Зарецкий В.К. «Инклюзивный подход в образовании вконтексте проектной инициативы» «Наша новая школа» //Психолого-педагогическоеобеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», М.2010С.104-116

Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировкаучащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательнойшколе VIII вида. Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2006.

Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М.,Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред.А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовойориентировки в специальной (коррекционной) образовательнойшколе VIII вида. Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2005.

Малафеев Н.Н. «Почему интеграция в образовании закономерна инеизбежна» //Альманах ИКП РАО, №11, 2007, электронная версия

Новая модель обучения в специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждениях 8 вида: Новые учебные программы и методическиематериалы. — Кн. 1,2/ под ред. А.М. Щербаковой. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки вспециальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие дляучителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.:филиал издательства«Просвещение», 2006.

Шевченко С.Г. «Вариативные формы образования детей с трудностямив обучении» // Дефектология, 1996 №1

 

 

 

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет